X-PDF

Методическая разработка Тренинг общения Путь к моему успеху

Поделиться статьей

Администрациямуниципального района  «Сыктывдинский»

Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение

«Выльгортскаясредняя общеобразовательная школа № 1»

«Выльгортса1 №-а шöр школа» муницпальнöй велöдан сьöкмуд учреждение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТРЕНИНГА ОБЩЕНИЯ

 

 

«Путь к моему успеху!»

 

 

 

 

 

Составитель:

Педагог-психолог Иевлева И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 г.

Пояснительная записка

     Культура общения людей является одним из важнейших показателейобщества. Переживаемый нашим обществом период характеризуется обострениеммногих социальных проблем. Одна из наиболее значимых —  проблемавзаимоотношений людей, неумение строить деловые и межличностные отношения,регулировать свое поведение в различных ситуациях. Сфера общения представляетособый интерес, поскольку касается всех и каждого независимо от возраста ипрофессии. Эта та сфера, в которой мы можем проявлять себя, добиваясьположительных изменений как в отношениях с людьми, так и путем развития такихличностных характеристик, как самооценка или уровень притязаний,чувствительность, умение слушать, убеждать и многое другое. Именно поэтомутренинговое занятие «Путь к успеху», направленное на развитие коммуникативныхнавыков, содержит такой материал, который позволит обучающимся задуматься о собственныхперспективах в общении с окружающими людьми.

 

План-конспект мероприятия

Класс: 6-7классы

Тема:«Путь к моему успеху».

Форма проведения: тренинг общения.

Цели мероприятия:

Образовательная: Ознакомить обучающихся с особенностями межличностноговзаимодействия.

Развивающая: Развивать навыки эффективного общения: умения отстаивать свое мнениебез агрессивных проявлений; убеждать людей; налаживать дружескиевзаимоотношения; работать в коллективе. Развивать самостоятельность в принятиирешений.

Воспитательная: Воспитывать групповую сплоченность, сотрудничество,этические нормы бесконфликтного общения. Создать теплую, дружескую обстановку,основанную на доверии и понимании окружающих.

 

Обеспечение мероприятия:

1.    Наглядные пособия:мультимедийная презентация (слайды).

2.    Дидактический материал:карточки с заданием.

3.    Технические средства: мультимедийныйпроектор, компьютер.

4.    Оборудование: фломастеры(маркеры), цветовые эталоны, ватман, клубок ниток.

 

 

 

 

 

 

 

 

План мероприятия:

№ п/п

Этап

Содержание, приемы и методы

Время

1

Вступительная часть

1. Ознакомить обучающихся с понятием «тренинг».

2. Сообщить тему и цель занятия, актуальность выбранной темы.

3.  Принять правила работы в группе.

 

3 мин.

2

Разминка 

1. Упражнение «Футболка с надписью».

Цель: знакомство, самопрезентация и самовыражение участников тренинга.

2. Упражнение-энергизатор на физическое взаимодействие «Фруктовый салат».

Цель: выравнивание эмоционального фона, снятие психоэмоционального напряжения.

7 мин.

3

Основная

часть

1.  Беседа с участниками тренинга на тему: «Секреты общения с людьми».

2.  Психологическая игра «Космическое путешествие».

Цель: сплочение коллектива, развитие умения убеждать, договариваться, аргументировано отстаивать свое мнение.

20 мин.

4

Заключительная часть

1.  Упражнение «Комплименты».

Цель: выражение эмоций, повышение самооценки.

2. Упражнение «Рефлексия».

Цель: обратная связь ведущего тренинга с участниками.

3. Оценка психоэмоционального состояния и эмоционального отношения обучающихся к тренингу с помощью цветовых эталонов.

10 мин.

 

Ход занятия:

     Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии,которое проведем мы с вами в форме тренинга.

     Тренинг – это специально организованное общение в группе. Словотренинг произошло от слова тренировка. Человек, который   работает с группой,называется тренером. Он осуществляет в совместной работе развитиепсихологических качеств человека. Тренинги бывают разные. Одни направлены наразвитие внимания, памяти, другие – на развитие уверенности в себе, бываюттренинги личностного роста.

     Наш тренинг направлен на развитие навыковобщения.

     «Умение обращаться с людьми — это товар, который можно купитьточно так же, как мы покупаем сахар или кофе. И я заплачу за такое умениебольше, чем за что-либо другое на свете». Джон Рокфеллер

     Что нужно сделать, чтобы добиться успеха в жизни?

     Ответы участников

     Мнения на этот счет разные: от везения, интеллекта, денег,родителей и др. На самом деле Ваш успех в жизни зависит целиком и полностью отвас. А вернее от вашего умения общаться с людьми.

Вы можете быть профессионалом в какой-то конкретной области,можете разрабатывать новые технологии и делать научные открытия, но это непоможет вам добиться большого успеха без умения выражать свои идеи, возбуждатьв людях энтузиазм и склонять их к своей точке зрения.

     Тема нашего тренинга: «Путь к успеху». Сегодня мы попытаемсянаучиться некоторым навыкам общения, а именно умения отстаивать свое мнение без агрессивныхпроявлений; убеждать людей; налаживать дружеские взаимоотношения; работать вколлективе.

    Но прежде чем приступить к упражнениям, необходимо принять правила поведения вгруппе. Это позволит сделать нашу работу более эффективной и результативной.

 

     Правила работы в группе:

1.    Интересно! Для этогонеобходимо быть активным, правдивым и уметь слушать каждого.

2.    Комфортно! Запрещаютсяоскорбления, упреки, обвинения. А вот внимание к положительным сторонам каждогоприветствуется или даже поощряется. Нужно относиться друг к другу с уважением,доброжелательно (если человек другой – это не значит, что он плохой).

3.    Безопасно! Все, чтопроисходит на занятиях, — для всех, кроме нас, секрет! Нельзя рассказыватьдругим о том, что говорили о себе на занятии одноклассники (говори о себе);

4.    Полезно! Выполняем заданиядобросовестно.

 

     Упражнение «Футболка с надписью».

Представленная информация была полезной?
ДА
61.19%
НЕТ
38.81%
Проголосовало: 1443

     Цель:знакомство, самопрезентация и самовыражение участников тренинга.

     Инструкция: Ребятам предлагаетсяпридумать надпись для футболки, которая бы максимально отражала ихиндивидуальность (девиз).

 

     Упражнение-энергизатор на физическое взаимодействие «Фруктовыйсалат».

     Цель: выравнивание эмоционального фона, снятие психоэмоциональногонапряжения.

     Инструкция: Группа сидит в кругу. Необходиморассчитать группу по принципу: «яблоко»,«груша», «банан», «виноград». Ведущийназывает какой-то фрукт, эти фрукты должны встать и поменяться местами. Есливедущий говорит: «Фруктовый салат», это означает, что все участники должныпоменяться местами.

 

     Беседа с участниками тренинга на тему: «Секреты общения слюдьми».

    Умение общаться с людьми, дает вам возможность легко и быстро налаживатьдружеские отношения с окружающими, повышает ваш престиж и популярность средидрузей, одноклассников, учителей.

    Вот несколько действенных секретов общения с людьми:

·        Любое общение начинайте сулыбки. Встречайте людей с радостью, если хотите, чтобы они были рады встрече свами. Улыбайтесь, приветствуя человека по телефону.

·        Не критикуйте людей.Критика ранит достоинство человека, уязвляет его гордость, а также возбуждаетчувство обиды и негодования. Вместо того чтобы критиковать кого-либо,попробуйте понять, почему он поступил именно так, представьте себя на его местеи подумайте, а как бы вы сами поступили, окажись в той же ситуации. 

·        Разговаривая с человеком,покажите свою искреннюю заинтересованность в нем и в предмете вашего разговора.Дайте человеку возможность выговориться. Умение слушать – это один из основныхсекретов успеха в налаживании отношений с людьми. 

·        Для того чтобы убедитьчеловека сделать так, как нужно вам, заставьте его самому захотеть это сделать.Любого человека интересуют, прежде всего, его собственные интересы, ему нетникакого дела до того, чего хотите вы. Посмотрите на вещь под его углом зрения,а затем укажите на привлекательные конкретно для этого человека стороны.Кстати, в этом заключается секрет успешной рекламы. 

  • Хвалите человека и искренне признавайте его достоинства. 
  • Обращайтесь к собеседнику по имени. Для человека нет ничего приятней звука его собственного имени. 

Следуйте этим правилам, и люди потянутся к вам.

     В жизни мы часто сталкиваемся с различными конфликтнымиситуациями. Почему так происходит? Что такое конфликт?

     Конфликт – это столкновение противоположных точек зрения, мнений.Но каждый человек в конфликте ведет себя по разному (кричит, оказываетдавление, проявляет агрессию, или уступает, жертвует своими интересами, илистарается найти компромисс, или приводя достойные аргументы убеждаетсобеседника в своей правоте).

 

     Сейчас мы поиграем в игру «Космическое путешествие»,благодаря которой вы попробуете научиться умению убеждать, договариваться иотстаивать свое мнение, не оскорбляя других.

     Каждому участнику сначала самостоятельно выполняет задание втечение 5 мин.

     Инструкция: Ты являешься членом экипажа космического корабля,отправляющегося с Земли на Луну. У нас договоренность о встрече с экипажемдругого корабля, ожидающим нас на освещенной стороне Луны. Из-за техническихпроблем во время полета вам пришлось приземлиться примерно в 250 км от указанного места. Во время посадки ваш корабль сильно пострадал, многоматериала на борту уничтожено, но никто не ранен. Так как шанс выжить у васесть только в случае встречи с экипажем другого корабля, нужно выбратьважнейшие предметы для утомительного 250-километрового перехода по дикой,каменистой и раскаленной поверхности Луны.

Каждому из вас дан список из 12 предметов, которые остались целымипосле катастрофы. Необходимо расположить в порядке значимости перечисленныепредметы в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру: 1 – усамого необходимого, на ваш взгляд, предмета; 2 – у второго по значению, и такдалее до пятнадцатого, наименее важного для вас.

Список предметов (записан также и на слайде):

  • коробок спичек;
  • консервированная пища;
  • 25 м нейлоновой веревки;
  • переносной отопительный элемент;
  • два пистолета 45-го калибра;
  • карта Луны;
  • магнитный компас;
  • 25 л воды в банках;
  • сигнальные ракетницы;
  • два 50-литровых кислородных баллона;
  • аптечка первой медицинской помощи;
  • радио, работающее на солнечных батарейках.

     После того как завершена индивидуальная классификация, ребятамдается 10 мин для выполнения общего задания.

     Инструкция: Группа, руководствуясь принципом достижения согласияпри принятии совместного решения, должен прийти к единому мнению относительноместа в списке каждого из 12-ти предметов. Достичь согласия трудно, поэтомукласс старается каждую оценку дать так, чтобы все члены коллектива могли с нейсогласиться хотя бы отчасти. Используйте следующие рекомендации для достижениясогласия:

1. При защите своих индивидуальные суждения неоказывайте давления на других участников. Старайтесь привести доказательныйаргумент.

2. Избегайте менять свое мнение только ради достижениясогласия, не старайтесь уклоняться от конфликта. Поддерживайте только терешения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.

3. Избегайте таких методов уменьшения разногласий, какголосование или принятие компромиссных решений с целью достижения согласия привыполнении групповых задач.

4. Рассматривайте различие мнений как помощь, а не какпомеху для принятия решений.

5. В процессе дискуссии старайтесь: не перебиватьдругих; давать им возможность высказаться; быть гибкими; понимать, что другиемогут иначе представлять и делать некоторые вещи.

     После того как группа проранжировала 12 предметов в зависимости отих важности и необходимости для дальнейшего перехода, каждый может сравнитьсобственные данные с коллективным решением.

     Обсуждение процесса принятия решения. Обсудить с ребятами, какиевиды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия? Какиепоявлялись виды лидерства? Кто участвовал в дискуссии, а кто нет? Кто оказывалвлияние? Почему? Какова была атмосфера в группе во время дискуссии? Какиедействия принимали участники игры для протаскивания своих мнений?Как улучшить принятие решения группой?

     Ниже приводится список правильного ранжирования предметов. Краткаяинформация, которая дается для оценки каждого из них, не содержит все возможныеспособы применения данного предмета, а указывает лишь, какое значение имеет ондля выживания.

1.    Кислород (необходим длявыживания, количество кислорода на Луне очень мало).

2.    Вода (необходима длявыживания, вода важнее пищи).

3.    Карта Луны (важна для определениямаршрута во время путешествия).

4.    Пища (нужна, т. к.неизвестно, сколько продлится путешествие).

5.    Радио (средство общениядруг с другом, а затем и с другим кораблем).

6.    Веревка (необходима припереходе по непроходимой местности с холмами и оврагами).

7.    Аптечка (можетпонадобиться для ухода за больными и поранившимися).

8.    Пистолеты (необходимы дляобеспечения безопасности).

     Остальные предметы (№ 9–12) непригодны к употреблению:

9, 10. Спички и ракетницы – из-за дефицита кислорода в атмосфере.

11. Отопительный элемент не нужен, т. к. люди находятся на солнечнойстороне, где отопление излишне.

12. Магнитный компас нельзя использовать, т. к. магнитные поля Луны иЗемли различны.

 

     Серьезным фактором движения к успеху, как ни странно являетсякомплимент. Комплимент – этоформа похвалы, уважения, восхищения, признания, любезные, приятные слова.Комплимент – это доступный способ доставить радость человеку. Комплимент,сделанный умело,  а главное искренне и к месту, это мощное средствопомогающее установить контакт с людьми и возможность поддержать хорошиеотношения с ними.

    Как часто вы делаете друг другу комплименты?

    Ответы участников…

    Сейчас у вас будет возможность обменяться комплиментами и тем самым повыситьсамооценку друг друга и свою собственную.

 

     Упражнение «Комплименты».

     Инструкция: Тренер дает ребятам клубок ниток. Участникнаматывает нить вокруг указательного пальца, затем передает клубок своемуоднокласснику, произнося в его адрес что-либо приятное, связанное с его личностнымикачествами, чертами характера. Тот отвечает: «Да, конечно, но, кроме того, яеще и …» (называет то, что он в себе ценит и считает, что заслуживает за этовнимание).Когда ниточку берет последний ученик, получается сложная паутинка.

    Учитель: Потяните тихонькоза ниточки, расслабьте и снова потяните. Вот такими невидимыми нитями связан вашкласс, связаны вы со своими одноклассниками, родственниками, друзьями. Мы о нихчасто и не подозреваем, эти нити очень тоненькие, их нужно беречь. Помните от того,как вы относитесь к людям, зависит их самочувствие и настроение. Важно, чтобыэти нити не прерывались.

 

     Упражнение «Рефлексия»    

    Цель: обратная связь ведущего тренинга с участниками.    

    Инструкция: ведущий благодарит участников за работу в тренинге,предлагает желающим высказать впечатления, пожелания и т.д.

 

     Оценка психоэмоционального состояния иэмоционального отношения обучающихся к тренингу с помощью цветовых эталонов.

    Инструкция:     Вспомните свое настроение и самочувствие на тренинге исравните его с цветом. Приклейте свой цветовой эталон при выходе на доску.

Розовый– радостно, активно!

Зеленый– грустно, скучно!

 

     Пожелание: Заводите новых друзей, налаживайте деловыесвязи, будьте открытым и дружелюбным человеком. Умение общаться – это залогвашей уверенности в себе и в своих силах. А уверенный в себе человек способендостичь в жизни невероятных высот!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическаякарта

  

     Класс: 6-7 класс

     Тема: «Путь к моему успеху!».

     Формапроведения: тренинг общения.

     Целимероприятия:

     Образовательная: Ознакомить обучающихся с особенностями межличностного взаимодействия.

     Развивающая: Развивать навыки эффективного общения: умения отстаивать свое мнениебез агрессивных проявлений; убеждать людей; налаживать дружескиевзаимоотношения; работать в коллективе. Развивать самостоятельность в принятиирешений.

     Воспитательная:Воспитывать групповую сплоченность, сотрудничество,этические нормы бесконфликтного общения. Создать теплую, дружескую обстановку,основанную на доверии и понимании окружающих.

Обеспечениемероприятия:

  1. Наглядные пособия: мультимедийная презентация (слайды).
  2. Дидактический материал: карточки с заданием.
  3. Технические средства: мультимедийный проектор, компьютер.
  4. Оборудование: фломастеры (маркеры), цветовые эталоны, ватман, клубок ниток.

 

Ход занятия:

№ п/п

Этап

Содержание, приемы и методы

Время

1

Вступительная часть

1. Ознакомить обучающихся с понятием «тренинг».

2. Сообщить тему и цель занятия, актуальность выбранной темы.

4.   Принять правила работы в группе.

 

3 мин.

2

Разминка 

1. Упражнение «Футболка с надписью».

Цель: знакомство, самопрезентация и самовыражение участников тренинга.

2. Упражнение-энергизатор на физическое взаимодействие «Фруктовый салат».

Цель: выравнивание эмоционального фона, снятие психоэмоционального напряжения.

7 мин.

3

Основная

часть

3.   Беседа с участниками тренинга на тему: «Секреты общения с людьми».

4.   Психологическая игра «Космическое путешествие».

Цель: сплочение коллектива, развитие умения убеждать, договариваться, аргументировано отстаивать свое мнение.

20 мин.

4

Заключительная часть

2.   Упражнение «Комплименты».

Цель: выражение эмоций, повышение самооценки.

2. Упражнение «Рефлексия».

Цель: обратная связь ведущего тренинга с участниками.

3. Оценка психоэмоционального состояния и эмоционального отношения обучающихся к тренингу с помощью цветовых эталонов.

10 мин.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.19%
НЕТ
38.81%
Проголосовало: 1443

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет