Методическая разработка урока География материков иокеанов. 7 класс.
Тема: Природные зоны Африки.
При подготовке урока мне казалось важным несколькомоментов:
1) Поискнужной информации а географическом атласе — инструменте доступном на итоговойаттестации;
2) Умениеанализировать одновременно несколько тематических карт «накладывая» их друг надруга;.
3) Привлечениеучебной информации из не учебного материала, формирование таким образом уучащихся навыков получения географических знаний за рамками урока географии;
4) Применениенетривиального подхода при изучении нового материала для поддержания интересову учащихся;
5) Знакомствос природными зонами Африки, их географией и компонентами.
Для достижения этих целей я подготовил 5 фрагментов изхудожественного фильма «Король-лев», плакат с зафиксированными задачами ибольшой контур Африки, который использовался в качестве образца для постановкизадач, контуры Африки для каждого ученика. Фрагменты фильма содержали различныеприродные компоненты трех основных природных зон (формы рельефа, растения,животные), по которым путешествовал львенок Симба в своем изгнании. Сначалафрагменты показывали природу саван, потом пустыни и субэкваториальныежестколистные леса.
Основная идея заключалась в том, что дети просматриваяфрагменты, фиксируют в тетради компоненты природы. Далее используя карты атласа(карты рельефа, растительности и животного мира, природных зон) определяютприродную зону и наносят ее на контурную карту Африки. Таким образом, итогомурока должна была стать контурная карта трех природных зон Африки, выполненнаякаждым учеником.
Но, для того, что бы учащиеся включились в работу,вначале урока была проведен не большой устный опрос для восстановления такихпонятий как «природная зона», «компоненты природы», «природные комплексы». Этитермины проходились ранее в теме «Природные зоны мира».
Следующим этапом урока стало разъяснение и постановказадач: просмотр фрагментов и фиксация в тетради компонентов природы,определение по набору компонентов с помощью карта атласа природных зон,нанесение определенных природных зон на контурную карту Африки.
Все задачи дети могли решать самостоятельно либо всоставе микрогрупп. Однако, контур с нанесенными природными зонами — личновыполненный продукт урока для каждого ученика.
На следующем уроке в качестве углубленной работы сэтим же материалом, учащимся, опять же либо индивидуально, либо в микрогруппахпредлагалось построить конкретный маршрут путешествия львенка Симбы. Припостроении маршрута предполагается более детальное изучение объектов фрагментовфильма с использование более широкого набора карт (тектонической,климатической). По окончании этой работы представлением перед классом своеговарианта маршрута путешествия подтвержденного фактами из фрагментов фильма.
Таким образом, в ходе работы над данным материалом,учащиеся не только познакомятся с предметным материалом, но и поучаствую вформировании у себя различных компетенций.
