Государственное бюджетноеобщеобразовательное учреждение лицей №419
Петродворцового района Санкт-Петербурга/
Учитель: Кузнецова ИринаПетровна
Предмет: информатика
Класс 8а
Тема: Программирование условныхоператоров. Оператор множественного выбора Case of
Типурока: урок новых знаний
Оборудование: 14компьютеров, интерактивная доска, проектор, компьютер учителя.
Целиурока:
Образовательные:
· познакомить учащихся с основными понятиями по данной теме;
· учить составлять программы на языке Паскаль разветвляющегосяалгоритма с помощью оператора Case of
· продолжить формирование умений учащихся находить ошибки впрограммах, предвидеть результат выполнения программы.
Развивающие:
· развивать у учащихся умения сопоставлять, анализировать, выделятьглавное, существенное, обобщать, формулировать выводы;
· развивать у учащихся познавательный интерес и творческиеспособности.
Воспитательные:
· формировать коммуникативные компетенции учащихся через работу вгруппах, воспитания уважения друг к другу, умения слушать;
· воспитание информационной культуры.
Учащиесядолжны уметь:
· написать программу с использованием условных операторов;
· выполнить программу на ПК и проверить результат;
· проверить правильность полученного результата.
Учащиесядолжны знать:
· форму записи условного оператора в и программе;
· его место в программе;
· последовательность выполнения программы.
Планируемыеобразовательные результаты:
Предметные –умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащиеалгоритмическую конструкцию ветвление;
Метапредметные –умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить своидействия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности,определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать своидействия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильностьвыполнения учебной задачи;
Личностные– алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональнойдеятельности в современном обществе; представление о программировании как сферевозможной профессиональной деятельности.
УМК:
УчебникЛ.Босова «Информатика и ИКТ», 8 класс
Этапыурока:
1. Организационныймомент
2. Актуализациязнаний
3. Применениетеоретических положений в условиях решения задачи
4. Самостоятельноетворческое использование сформированных навыков и умений.
5. Подведениеитогов урока, выставление оценок. Информация о домашнем задании, инструкция оего выполнении, рефлексия деятельности
ХОД УРОКА:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
–Здравствуйте,ребята! Садитесь.
Знаете ливы что:
Зигмунд Фрейдпанически боялся сочетания цифр 6 и 2 и по этой причине никогда неостанавливался в отелях, где было больше, чем 61 номер, чтобы ему не доставалсянесчастный 62.
Актуализациязнаний:
Вопрос1: Каквы думаете, какая форма организации алгоритма используется в данной задаче? (ветвление)
Вопрос2: Назовите основные типы данных, которые мыиспользовали на прошлом уроке. (целочисленные – integer,вещественные — real)
Вопрос3: Назовите операторы для программ сразветвляющейся конструкцией. (if…then…else)
А теперь попробуемразработать программу для реализации задачи о Зигмунде Фрейде.
program prim1;
var a: integer;
begin
write (введитеколичество номеров в гостинице);
readln(a
If a >= 62then write (‘Я не остановлюсь в этом отеле)
Else write(оформляйте мне номер);
end.
Изложение нового материала. Составлениеучащимися краткого конспекта нового материала.
До сих пор, изучая ветвление в алгоритмах,мы в основном рассматривали случаи ветвления на два условия. Сегодня нашазадача – познакомиться со способами организации в программах ветвления на три иболее условий.
Один из способов реализации ветвления нанесколько условий – проверка условий до тех пор, пока одно из них не окажетсяистинным, выполнение предусмотренных этим условием действий и выход изветвления. Команду IF в данном случае использовать не рационально. И тут напомощь к программистам приходит команда множественного выбора CASE.
Структура оператора выбора такова:
case <переменная> of
<значение1>:<действия1>;
<значение2>:<действия2>;
<значение3>:<действия3>;
………………………………… ;
else <действия 4>;
end
В качестве <переменной> можноиспользовать переменную целого типа – integerили
символьного charтипа.
Оператор выбора Caseработает следующим образом.
В зависимости от того, какое значениепринимает переменная, выполняется тот или иной блок действий. В случае еслипеременная не принимает ни одно из перечисленных значений, “работает” ветвь“ELSE”. Но эта ветвь может и отсутствовать, в этом случае
просто ничего не выполняется.
Задача 1. Написатьпрограмму, которая запрашивает у пользователя номер дня недели и выводитсоответствующее название «будни», «суббота», «воскресенье». Предусмотретьошибку ввода.
program primvar x:integerbegin
writeln(‘ введите номер дня недели‘);readln(x);
Case x of
1..5: writeln(‘будни’);
6: writeln(‘суббота’);
7: writeln(‘воскресенье’);
else
writeln (‘ошибка’);
endend.
Работа на доске.
Задача 2. Написать программу, которая запрашивает упользователя номер месяца и выводит соответствующее название времени года.Предусмотреть ошибку ввода.
program primvar x:byte;
begin
writeln(‘ введите номер месяца ‘);readln(x); Case x of
1,2,12:writeln(‘зима’);
3,4,5:writeln(‘весна’);
6,7,8:writeln(‘лето’);
9,10,11:writeln(‘осень’)
else
writeln (‘ошибка’);
endend.
Работа за компьютером.
Самостоятельно
Составить программу по следующемуусловию.
В некотором учебном заведениидействуют следующие правила приема. Абитуриенты сдают три экзамена. Если онинабирают не менее 13 баллов, то это дает право поступить на дневное отделение,от 10 до 12 — вечернее, от 8 до 9 — заочное и ниже 8 баллов — отказ в приеме научебу. Записать программу, которая в зависимости от суммы набранных
баллов сообщает абитуриенту его правана поступление.
Физкультминутка «Алгоритм»:
На столе у доски лежит разрезанный наотдельные команды алгоритм решения задачи, которая определяет, является ливведенное с клавиатуры целое число четным. Вы по одному подходят к столу и,выбирая команды, составляете на доске алгоритм решения задачи, прикрепляякоманды магнитами.
Рефлексия:
Ø Какие цели мыставили в начале урока?
Ø Как вы думаете –мы достигли их?
Ø С помощью какихоператоров можно организовать многовариантное ветвление?
Ø Ставится ли перед ELSE «»?
Ø Какой тип можетиметь переменная, выступающая в роли параметра в операторе выбора CASE?
Ø Может лиотсутствовать ELSE в
Ø операторе выбора?
Ø Как “работает”оператор выбора?
Домашнее задание
Написать программу, имитирующую работу своеобразного калькулятора,предусмотреть такие действия: сложение, вычитание, произведение, частное.
Итогурока
Сегодня на уроке мы повторилиструктуру программы ветвления, типы данных, инструкции ввода и вывода, логическиевыражения, условный оператор, познакомились с организацией многовариантноговетвления, научились применять его для решения задачи
