X-PDF

Методическая разработка урока Программирование условных операторов. Оператор множественного выбора Case of

Поделиться статьей

Государственное бюджетноеобщеобразовательное учреждение лицей  №419
Петродворцового района Санкт-Петербурга/

Учитель: Кузнецова ИринаПетровна

Предмет: информатика

Класс 

Тема: Программирование условныхоператоров. Оператор множественного выбора Case of

Типурока: урок новых знаний

Оборудование: 14компьютеров, интерактивная доска, проектор, компьютер учителя.

Целиурока:

Образовательные:

·        познакомить учащихся с основными понятиями по данной теме;

·        учить составлять программы на языке Паскаль разветвляющегосяалгоритма с помощью оператора Case of

·        продолжить формирование умений учащихся находить ошибки впрограммах, предвидеть результат выполнения программы.

Развивающие:

·        развивать у учащихся умения сопоставлять, анализировать, выделятьглавное, существенное, обобщать, формулировать выводы;

·        развивать у учащихся познавательный интерес и творческиеспособности.

Воспитательные:

·        формировать коммуникативные компетенции учащихся через работу вгруппах, воспитания уважения  друг к другу, умения слушать;

·        воспитание информационной культуры.

Учащиесядолжны уметь:

·        написать программу с использованием условных операторов;

·        выполнить программу на ПК и проверить результат;

·        проверить правильность полученного результата.

Учащиесядолжны знать:

·       форму записи условного оператора в и программе;

·       его место в программе;

·       последовательность выполнения программы.

 

Планируемыеобразовательные  результаты:

 

Предметные –умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащиеалгоритмическую конструкцию ветвление;

 

Метапредметные –умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить своидействия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности,определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать своидействия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильностьвыполнения учебной задачи; 

 

Личностные– алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональнойдеятельности в современном обществе; представление о программировании как сферевозможной профессиональной деятельности.

 

УМК:

УчебникЛ.Босова «Информатика и ИКТ», 8  класс

 

 

Этапыурока:

1.       Организационныймомент

2.       Актуализациязнаний  

3.       Применениетеоретических положений в условиях решения задачи

4.       Самостоятельноетворческое использование сформированных навыков и умений.  

5.       Подведениеитогов урока, выставление оценок. Информация о домашнем задании, инструкция оего выполнении, рефлексия деятельности

ХОД УРОКА:

1.       ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП   

–Здравствуйте,ребята! Садитесь.

Знаете ливы что:

Зигмунд Фрейдпанически боялся сочетания цифр 6 и 2 и по этой причине никогда неостанавливался в отелях, где было больше, чем 61 номер, чтобы ему не доставалсянесчастный 62.

Актуализациязнаний:

Вопрос1: Каквы думаете, какая форма организации алгоритма используется в данной задаче? (ветвление)

Вопрос2: Назовите основные типы данных, которые мыиспользовали на прошлом уроке.  (целочисленные – integer,вещественные — real)

Вопрос3: Назовите операторы для программ сразветвляющейся конструкцией. (ifthenelse)

А теперь попробуемразработать программу для реализации задачи о Зигмунде  Фрейде.

program prim1;

var  a: integer;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

begin

write (введитеколичество номеров в гостинице);

readln(a

If  a >= 62then write (‘Я не остановлюсь в этом отеле)

Else write(оформляйте мне номер);

end.

Изложение нового материала. Составлениеучащимися краткого конспекта нового материала.

До сих пор, изучая ветвление в алгоритмах,мы в основном рассматривали случаи ветвления на два условия. Сегодня нашазадача – познакомиться со способами организации в программах ветвления на три иболее условий.

Один из способов реализации ветвления нанесколько условий – проверка условий до тех пор, пока одно из них не окажетсяистинным, выполнение предусмотренных этим условием действий и выход изветвления. Команду IF в данном случае использовать не рационально. И тут напомощь к программистам приходит команда множественного выбора CASE.

Структура оператора выбора такова:

case <переменная> of
     <значение1>:<действия1>;
     <значение2>:<действия2>;
     <значение3>:<действия3>;
     ………………………………… ;
     else <действия 4>;
end

В качестве <переменной> можноиспользовать переменную целого типа – integerили

символьного charтипа.

Оператор выбора Caseработает следующим образом.

В зависимости от того, какое значениепринимает переменная, выполняется тот или иной блок действий. В случае еслипеременная не принимает ни одно из перечисленных значений, “работает” ветвь“ELSE”. Но эта ветвь может и отсутствовать, в этом случае

просто ничего не выполняется.

Задача 1. Написатьпрограмму, которая запрашивает у пользователя номер дня недели и выводитсоответствующее название «будни», «суббота», «воскресенье». Предусмотретьошибку ввода.

program primvar x:integerbegin
       writeln(‘ введите номер дня недели‘);readln(x); 

Case x of
           1..5: writeln(‘
будни’);
           6: writeln(‘
суббота’);
           7: writeln(‘
воскресенье’);
       else
            writeln (‘
ошибка’);
       endend.

Работа на доске.

Задача 2.  Написать программу, которая запрашивает упользователя номер месяца и выводит соответствующее название времени года.Предусмотреть ошибку ввода.

program primvar x:byte;
begin
       writeln(‘ введите номер месяца ‘);readln(x); Case x of
           1,2,12:writeln(‘зима’);
           3,4,5:writeln(‘весна’);
           6,7,8:writeln(‘лето’);
           9,10,11:writeln(‘осень’)
       else
            writeln (‘ошибка’);
       endend.

 

Работа за компьютером.

Самостоятельно

Составить программу по следующемуусловию.

В некотором учебном заведениидействуют следующие правила приема. Абитуриенты сдают три экзамена. Если онинабирают не менее 13 баллов, то это дает право поступить на дневное отделение,от 10 до 12 — вечернее, от 8 до 9 — заочное и ниже 8 баллов — отказ в приеме научебу. Записать программу, которая в зависимости от суммы набранных

баллов сообщает абитуриенту его правана поступление.

 

Физкультминутка «Алгоритм»: 

На столе у доски лежит разрезанный наотдельные команды алгоритм решения задачи, которая определяет, является ливведенное с клавиатуры целое число четным. Вы по одному подходят к столу и,выбирая команды, составляете на доске алгоритм решения задачи, прикрепляякоманды магнитами.

Рефлексия: 

Ø  Какие цели мыставили в начале урока?

Ø  Как вы думаете –мы достигли их?

Ø  С помощью какихоператоров можно организовать многовариантное ветвление?

Ø  Ставится ли перед ELSE   «»

Ø  Какой тип можетиметь переменная, выступающая в роли параметра в операторе выбора CASE?

Ø  Может лиотсутствовать ELSE в

Ø  операторе выбора?

Ø  Как “работает”оператор выбора?

Домашнее задание

Написать программу, имитирующую работу своеобразного калькулятора,предусмотреть такие действия: сложение, вычитание, произведение, частное.

Итогурока

Сегодня на уроке мы повторилиструктуру программы ветвления, типы данных, инструкции ввода и вывода, логическиевыражения, условный оператор, познакомились с организацией многовариантноговетвления, научились применять его для решения задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет