X-PDF

Методическая разработка урока Психологии личности профподготовка 17531 РЗХ

Поделиться статьей

 

Министерствообразования и науки Челябинской области

Государственноебюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Копейскийполитехнический колледж имени С.В. Хохрякова»

(ГБПОУ«КПК имени С.В. Хохрякова»)

 

 

 

 

 

Методическаяразработка урока Психологияличности (для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью попрофессии 17531 Рабочий зеленого хозяйства)

ТЕМА: Я учусь владеть собой

 

 

 

 

Выполнил:

Дурашкина Елена Григорьевна,

мастер  производственного обучения ГБПОУ «КПК имени С.В.Хохрякова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Копейск, 2023

Цель: формирование у обучающихсяпозитивной мотивационной стратегии и мотивов участия в конкурсахи принятие их, как личностно значимых.

Задачи:

1.     Повышение сопротивляемости стрессу.

2.     Отработка навыков уверенного поведения.

3.     Коррекция эмоционально-волевой сферы через обучение навыкамсаморегуляции, самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

4.     Повышениеуверенности в себе, в своих силах.

 

Методы: групповая дискуссия, игровые методы,медитативные техники.


Ожидаемыйрезультат: повышениеуровня социальной активности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающийся,психологически готовый к участию в профессиональных конкурсах:

Уверенв своих силах.

Постоянноподдерживает позитивный настрой на успех.

Объективнооценивает свои способности.

Извлекаетположительное из критики в свой адрес, в меру самокритичен.

Ценити развивает в себе пунктуальность, обязательность, аккуратность.

Формируетвокруг себя интеллектуальную и творческую среду развития.

Эффективноиспользует время, отведенное на подготовку к конкурсу.

Доводитначатое дело до конца.


Предварительнаяработа: анкетирование«Тест на исследование тревожности (ОпросникСпилбергера)»

Материалы: ватман, различные изобразительныесредства, белая бумага формата А4, ножницы, клей и журналы.

План-конспектв мероприятия:

Ходмероприятия

I.Организационныймомент (приветствие)

II.Вступительная беседа:

–Ребята, как вы думаете, что такое тревожность?

Тревожность– это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудьнеизвестного.

–Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос,холодные потные руки, напряжение.)

–Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащениесердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятныеощущения в животе и т.п.)

–Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий вбольшей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство,тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность,сосредоточенность, концентрация. Наши отрицательные эмоции считаются«сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашейжизни. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так какприводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью.Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно втревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс.

Стресс– в переводе с английского языка обозначает давление,натяжение, усилие.(Слайд 2)

– Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомнитеситуации, когда вы тревожились.

Учащиесяв устной форме приводят примеры знакомых тревожных ситуаций.(Слайд3)

 Постоянноепребывание в таком режиме ведет к стрессу. Поэтому важно уметь преодолеватьданное напряжение и помогать организму.

–А как помочь организму? Что можно сделать, чтобы не тревожиться?

Учащиесяуказывают способы, которыми пользуются они, а также могут указать и способы,которые используют их старшие братья, сестры, родители. 

-Вывод – мы не можем изменить ситуацию, но мыможем сами выбирать, о чем думать и как думать. Оказывается, мы можем спомощью правильных мыслей и слов менять ситуацию.

Сообщениетемы и целей:

-Наш классный час будет посвящен тому, что такое тревожность и как развиватьсвою эмоциональную устойчивость.(Слайд 4)

III.Тренировочные упражнения

-Давайте потренируемся. Я предлагаю вам разделиться на двегруппы. Ваша задача сделать коллаж на тему «Как бороться со стрессом?»

Инструкция: У вас есть ватманы, фломастеры, ножницы, клей и журналы. На работуя даю вам 10 минут. Затем вы должны провести презентацию вашего коллажа иобъяснить, какие способы вы считаете более эффективными.

Учащиеся работают в группах. Затем представляют свои работы иобъясняют, почему выбранные ими способы являются самыми лучшими.(Слайд 5)

1.     Слушаниелюбимой музыки.

2.     Походыпо магазинам.

3.     Просмотрхорошего фильма.

4.     Общениес друзьями.

5.     Фруктыи другие витамины.

6.     Хорошийчай.

7.     Смехи юмор.

8.     Хорошийздоровый сон.

9.     Спорт.

10. Вкуснаяи полезная еда.

11. Сменаобстановки.

12. Церковь

-Итак,мы можем сделать один хороший вывод. А именно, вовремя подготовки к публичнымвыступлениям (докладам, презентациям) должны уметь ненадолго отключаться отвыступления и сменить вид деятельности или место. Поэтому я рекомендую вамвыполнять следующее упражнение.

Упражнение «Полчаса, которые принадлежаттолько мне».(Слайд6)

Инструкция:Суть данного упражнения в том, чтобы подарить себе хотя бы полчаса послезанятий, для того, чтобы отключиться и передохнуть перед следующим этапомработы. Проведите эти полчаса по своему желанию: (щёлк)погуляйте по улицегорода, (щёлк)почитайте стихи или прозу, (щёлк)послушайте музыку,(щёлк)поиграйте с любимым животным, подойдите к окну и посмотрите на небо,деревья, на идущих по улице людей, попробуйте вообразить, о чем они думают,(щёлк)расслабьтесь и посидите с закрытыми глазами или, наоборот, заполнитепаузу активными движениями: потанцуйте под ритмичную музыку. Главное,чтобы  эти полчаса вы провели исключительно по собственному желанию ичтобы они принесли вам удовлетворение и радость.

-Яхочу раздать вам небольшую памятку, которая, я надеюсь, пригодится вам в будущем. (Приложение 2)

Наставник раздает каждому обучающемуся памятку.

-Представьте себе поведение на конкурсе (докладе,выступлении) уверенного и неуверенного человека. Как они себя ведут. Чем ихповедение будет отличаться?

Игра «Уверенный и неуверенный докладчик» (Слайд 7)

1)Учащиеся делятся на 4 группы. Учащиеся 1 и 2 группы получают задание изобразитьуверенного и неуверенного выступающего.

Инструкция: Представьте,что у дверей нашего колледжа решили поставить скульптуру, которая будетназываться «Уверенность и неуверенность». Сейчас мы все попробуем себя в ролискульпторов. Нужно разбиться на две команды. Одна команда строит скульптуру«Уверенность», а другая – скульптуру «Неуверенность». В скульптуре должен бытьзадействован каждый учащийся. Через 4 минуты вы должны продемонстрировать своискульптуры. Затем мы вместе подведем итог упражнения и сформулируем «Образуверенности» (из каких составляющих он складывается).

Вы уже не будете бояться, что сделаете что-нибудь не так. Выбудете чувствовать себя более уверенными.

Рефлексия: Получилось выполнить упражнение? Трудно было выполнять?

IV.Завершающий этап беседы:

— В момент действия напряженных факторов,при росте эмоционального напряжения необходимо запустить вопросы самоконтроля:

·Каквыглядит мое лицо?

·Нескован(а) ли я?

·Несжаты ли мои зубы?

·Какя сижу?

·Какя дышу?

Есливыявлены признаки напряженности, необходимо:

Произвольно расслабитьмышцы.
Для расслабления мимических мышц использовать следующие формулы:

Мышцылица расслаблены.

Бровисвободно разведены.

Лобразглажен.

Расслабленымышцы челюстей.

Расслабленымышцы рта.

Расслабленязык, расслаблены крылья носа.

Вселицо спокойно и расслаблено.

-В завершении хочу показать вам еще пару способов, как можно успокоиться передважным выступлением и взять себя в руки.

Упражнение“Лимон” (Слайд 8)

Инструкция:Сядьте удобно, руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи иголова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правойруке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока непочувствуете, что “выжали” весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения.Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение.Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем – одновременно двумя руками.Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

V. Рефлексия: (Слайд 9)

В конце мероприятия все садятся в круг.Наставник предлагает ряд вопросов:

Понравился вам классный час?

Была вам эта тема интересна? Почему?

Какое упражнение запомнилось?

VI.Заключительное слово наставника:

Публичные выступления действительно сложны.Рассчитывайте только на свои силы! Помните, что не ошибается тот,кто ничего не делает! Удачи и успехов вам!(Слайд 10)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

1.  Тест на исследование тревожности (Опросник Спилбергера)

Под тревожностью понимается особоеэмоциональное состояние, часто возникающее у человека и выражающееся вповышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами,беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общениюс людьми. Тревожность — важное персональное качество человека, довольноустойчивое. Доказано существование двух качественно различных разновидностейтревожности: личностной и ситуационной.

Под личностной тревожностью понимаетсяиндивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность кэмоционально отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие всебе угрозу для его Я (самооценки, уровня притязаний, отношения к себе и т.п.).Личностная тревожность — это стабильная склонность человека реагировать наподобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства.

Ситуационная тревожность определяется каквременное, устойчивое только в определенных жизненных ситуациях состояниетревожности, порождаемое такими ситуациями и, как правило, не возникающее виных ситуациях. Это состояние возникает как привычная эмоциональная иповеденческая реакция на подобного рода ситуации. Ими, например, могут бытьпереговоры с официальными лицами, разговоры по телефону, экзаменационныеиспытания, общение с незнакомыми людьми противоположного пола или иного, чемданный человек, возраста.

У каждого конкретного человека личностнаяи ситуационная тревожность развиты в различной степени, так что каждого, имея ввиду его тревожность, можно охарактеризовать по двум показателям: личностной иситуационной тревожности.

Представленная далее методика,разработанная Спилбергером, предназначена для одновременной оценки двухназванных видов тревожности. Она включает в себя две шкалы, каждая из которыхотдельно оценивает личностную или ситуационную тревожность. Ниже, в таблице 20,даются описания этих шкал

Шкала ситуативной тревожности(СТ)

Инструкция. Прочитайтевнимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру всоответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете вданный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных инеправильных ответов нет.

 

№ п/п

Суждение

Нет,это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я растроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

 

Шкала личной тревожности (ЛТ)

Инструкция. Прочитайтевнимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру всоответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуетеобычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильныхответов нет.

№ п/п

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

21

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко растраиваюсь

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил и желание работать

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверености в себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

 

Ключ

Номера суждения

Ответы

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

СТ

1

4

3

2

1

2

4

3

2

1

3

1

2

3

4

4

1

2

3

4

5

4

3

2

1

6

1

2

3

4

7

1

2

3

4

8

4

3

2

1

9

1

2

3

4

10

4

3

2

1

11

4

3

2

1

12

1

2

3

4

13

1

2

3

4

14

1

2

3

4

15

4

3

2

1

16

4

3

2

1

17

1

2

3

4

18

1

2

3

4

19

4

3

2

1

20

4

3

2

1

ЛТ

21

4

3

2

1

22

1

2

3

4

23

1

2

3

4

24

1

2

3

4

25

1

2

3

4

26

4

3

2

1

27

4

3

2

1

28

1

2

3

4

29

1

2

3

4

30

4

3

2

1

31

1

2

3

4

32

1

2

3

4

33

1

2

3

4

34

1

2

3

4

35

1

2

3

4

36

4

3

2

1

37

1

2

3

4

38

1

2

3

4

39

4

3

2

1

40

1

2

3

4

Оценка результатов

При помощи ключа к данной методике определяетсяколичество баллов, полученных испытуемым за избранные им ответы на сужденияприведенных выше шкал. Общее количество баллов, набранных по всем вопросамшкалы, делится на 20, и итоговый показатель рассматривается как индекс уровняразвития соответствующего вида тревожности у данного испытуемого.

Выводы об уровне развития

3,5-4,0 балла —очень высокая тревожность.

3,0-3,4 балла —высокая тревожность.

2,0-2,9 балла —средняя тревожность.

1,5-1,9 балла —низкая тревожность.

0,0-1,4 балла —очень низкая тревожность.

 

 

 

 

Приложение 2

 

Памятка

Упражнения для тренировкиэмоциональной устойчивости

 

Упражнение«Полчаса, которые принадлежат только мне» 

         Направленона тренировку контроля спонтанного выражения эмоций.

ИнструкцияПодаритесебе хотя бы полчаса после занятий, чтобы отключиться и передохнуть передследующим этапом работы. Проведите эти полчаса по своему желанию: погуляйте поулице города, почитайте стихи или прозу, послушайте музыку, поиграйте с любимымживотным т.п.

Вэтом упражнении важно, чтобы это были полчаса, которые проведете исключительнопо собственному желанию.

 

Упражнение«Круговая кинолента»

         Направленона тренировку навыка контроля чувств

ИнструкцияМысленносоздайте сценарий небольшого фильма. Желательно выбрать сначала 5-7 кадров. Приэтом мысленно «склейте» первый и последний кадры, чтобы получился кругкадров-событий.

Начните«крутить» эту киноленту на внутреннем экране от первого до последнего кадра,затем еще раз, затем еще раз с большей скоростью. На любом кадре остановите«просмотр» и попробуйте прокрутить киноленту в обратном порядке с нарастающейскоростью.Хочу

 

Упражнения для сохраненияхорошего физического самочувствия

        Физическая активность обеспечивается нехитрыми упражнениями. Существуетнесколько видов физических упражнений, обладающих высоким оздоровительнымпотенциалом:

·        Бег трусцой и простой (обычный) бег –Бег трусцой наиболее удобен, так как всегда можно найти подходящую улицу илидорогу за порогом дома. Бег улучшает обменные процессы, необходимые дляздоровья.

·        Езда на велосипеде – Этотвид упражнений укрепляет мышцы, предупреждает повреждения суставов.

·        Ходьба – Основное преимущество ходьбыкак физического упражнения заключается в возможности заниматься в любом месте ив любое время: на улице, в помещении, даже тогда, когда ожидаешь транспорт.Однако надо помнить, что ходьба требует в три раза больше времени длядостижения того же эффекта, который дает бег.

 

 

 

 

Приложение3

                Презентация

 

 

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей