X-PDF

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дорога в бессмертие…»

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

Методическая разработка внеклассногомероприятия

 

 

 

 

Название работы:

«Дорога в бессмертие…»

 

Фамилия, имя, отчество автора:

Феофилактова Людмила Михайловна

 

Место работы: МАОУ СОШ № 138

 

 

Должность:

классный руководитель 8-г класса,

учитель географии

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2023

 

Пояснительная записка

 

«Всякаяблагородная личность глубоко

осознаетсвое кровное родство,

своикровные связи с Отечеством».

В.Г.Белинский

 

           Становление гражданского общества и правового государства внашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотическоговоспитания. Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей нетолько социальный, но и духовно-нравственный, идеологический,культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

            В формирование такой гражданской личности, сочетающей всебе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вкладдолжна внести современная школа.

            В Национальной доктрине образования в Российской Федерациив качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: “Системаобразования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, гражданправового, демократического, социального государства, уважающих права и свободуличности и обладающих высокой нравственностью…”

   

             Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм.Историческая память важна и необходима — во все времена и в любом государстве,особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живет в народе ипроявляется только в годину испытаний. Именно такой период переживает сегодняРоссия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли напервый план. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных исоциальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. Адерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Отсюда беспринципность,безнравственность. Особенно тревожно, когда целое поколение молодеживоспитывается на чужих идеалах.

              Патриотизм – это любовь к большой и малой Родине,готовность выполнить конституционный долг, это социальная толерантность,общественно значимое поведение и деятельность. Изучение истории родной земли,истинной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций,устоев народа позволит понять подросткам, кто является истинным патриотом.

 

Работая в школе 20 лет, я с каждым годом все большенаблюдаю падение интереса у детей к прошлому своей Родины, отсутствие уваженияк исторической памяти, незнание многими детьми героев своей страны, и, какследствие этого, низкий уровень патриотизма современных подростков. Какпедагога  и классного руководителя меня беспокоит эта проблема. В своейдеятельности я много внимания  уделяю патриотическому воспитанию своих детей,применяя различные методы, формы и приемы (тематические классные часы, беседы,Уроки Мужества, посещение музеев и выставок  патриотической направленностью,встречи и поздравления  ветеранов Великой Отечественной войны, конкурсыпатриотической песни и стихов, возложение гирлянд к памятнику Н.И.Кузнецова имногое другое).

 

            Я решила найти как можно больше материала о земляке-герое,который рассматривается в данной работе, и донести его до сердец и душ своихдетей.

           

          В работе рассматриваются этапы жизненного пути Н.И.Кузнецова,дорога жизни от рождения до героической гибели:

1-детство Николая Кузнецова,

2юность Николая Кузнецова,

3- трудовая деятельность Кузнецова,

4-Агент советской разведки,

5- Подвиг разведчика во время Великой Отечественной войны,

6- «Жизнь после смерти…»

В повествовании используются воспоминания очевидцев(друзей, сослуживцев, родственников, товарищей, педагогов; фактическийматериал), фотографии Н.И.Кузнецова в разные годы жизни, копии документов,фотоматериалы увековечивающие память о герое-земляке. В приложение вложенапрезентация, помогающая эффективнее донести данный материал до слушателей.

Материал можно использовать как целое, и как отдельныевехи из истории жизни Н.И.Кузнецова.

 

Целью моей работы было:

утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотическихценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к историческому икультурному прошлому России и родного края на примере жизни героя-землякаНиколая Ивановича Кузнецова.

 

          Задачи:

1. Воспитание гордости за свою Родину, народного героя (Н.И.Кузнецова).

2. Сохранение исторической памяти поколений в памяти подрастающегопоколения.

3. Способствование формированию у обучающихся чувства сопричастности кистории и ответственности за будущее страны.

4. Привлечение учащихся к работе по сохранению культурных идуховно-нравственных ценностей родного края.

 

         Работа рассчитана на детей в возрасте 12-15 лет.

 

         Материалы данной работы можно использовать как Урок Мужества,на тематическом классном часу, при изготовлении наглядных пособий, приоформлении стенгазеты по данной теме, как фактический материал для викторин иигр.

 

         Информацию данной разработки можно применять не толькоклассным руководителям во внеурочной воспитательной работе, но учителямистории, литературы и географии (по краеведению)

 

Ожидаемые результаты:

в историко – краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны,формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

в социальной сфере: формирование активной жизненной позиции;

в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов,ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

 

 

В своей работе я хотела отразить не толькохронологические данные, но и, через воспоминания очевидцев, увидетьчеловеческие качества Николая Кузнецова, становление характера будущего героя.Показать детям, что «Героями не рождаются, героями становятся…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дорога

 

Посвящается светлой памяти Кузнецова Николая Ивановича

 

Слайд 2

 

Образ народного мстителя Н.И.Кузнецова

всегда являлся для меня примером беззаветного

 служения своему народу, своей Родине.

Пусть же слава о храбром партизане

 Николае Кузнецове останется навсегда в наших сердцах,

 в сердцах молодого поколения.

Ю.Гагарин

Слайд 3-6

1. Детство НиколаяКузнецова

 

         Николай  Иванович Кузнецов родился 27 июля 1911 г. в деревне Зырянке Талицкого района Свердловской области.

         Отец — Иван Павлович, крестьянин и отставной солдат, внесмного новшеств в жизнь деревни: включил в севооборот кормовые травы, началразводить пчел, участвовал в создании кредитного товарищества. Мать — АннаПетровна, крестьянка, умная и энергичная женщина, умело воспитывала детей,обладала даром сближать и роднить всех, кто ее окружал.

Помимо Николая в семье росли две его старшие сестры — Агафья и Лидия,младший брат-Виктор. Кузнецов был третьим ребенком в семье, рос крепким,здоровым, сероглазым мальчишкой, отличался хорошей памятью.

Близкие называли Николая Никой или Никошей, (при крещении дали имяНиканор). Но данное при рождении имя не нравилось Кузнецову и в 1931 году онофициально сменил его на имя Николай.

 

            Первые три класса Ника закончил в своейродной Зырянке, а последующие – 4 и 5 классы – в соседнем селе Балаир (3 км до школы, туда и обратно в любую погоду, не были препятствием для него,учившегося с большим желанием). Кстати, читать и писать Ника научился еще дошколы у своей сестры.

В школе Никоша увлекся немецким языком, участвовал всамодеятельных спектаклях. Пятый класс он закончил лишь с двумя оценками«хорошо», остальные были «отлично».

             В 1924 году Нике пришлось учиться в Талице, где былашкола-семилетка. Здесь он настойчиво продолжал заниматься немецким языком, дажеподружился с бывшими немецкими военнопленными, осевшими на Уральской земле, укоторых перенимал разговорный язык, подкрепляя на практике знания, полученные вшколе.

                              

Иван Павлович Кузнецов, Агафья Кузнецова,          Кузнецов-выпускник«семилетки»

 Лидия Кузнецова, Анна Петровна Кузнецова

                                                                                              

Виктор, Лидия и НиколайКузнецовы. Свердловск, 1932 г.

 

Слайд 7-9

 

Из воспоминаний педагогов, друзей…

 

l  Зав. школой в г. Талица А. З. Снегирева :

«Ника говорил, что в чтении книг придерживаетсястрогой системы. Рассказал, что со второго класса ведет запись прочитанныхкниг. А с пятого и характеристику героев. Говорил, что намечает план действий,что должен сделать в какой-то отрезок времени. Например, прочитать такие-токниги. Намеченное обязательно выполнит, пускай на это потребуется несколькомесяцев или год.»

 

l  Преподаватель математики В. М. Углов :

«Мне казалось, что он из семьи кадровых военных. Обэтом говорила его выправка. Постоянная собранность  типичная черта НикиКузнецова. Вот таким он и остался в моей памяти.»

 

l  Друг юности А. Колотыгин:

«Ника был веселым, общительным парнем. Умел в своичетырнадцать лет неплохо играть на гармошке и балалайке. Не стеснялся, незабивался в угол среди более взрослых парней и девчат. Любил петь. У негооказался хороший слух, сильный, приятный голос… Танцевал с девушками вальс,польку, кадриль. Умел плясать русскую и лихо отбивал чечетку.»


«Любил играть вшахматы и нередко обыгрывал кого-нибудь из нас. Он самостоятельно решалшахматные задачи, хорошо играл и в шашки.»

«Ника любил купаться и с наступлением теплых дней постоянно ходил со школьнымидружками на Пышму. Плавал он хорошо и Пышму (около двухсот метров в ширину)переплывал туда и обратно без передышки. Хорошо нырял, для чего выбирал крутыеберега. Увлекался рыбалкой. По утрам до школы всегда «крутился» на турнике,который сам и сделал»

 

Слайд 10

??? Вопросы кучащимся:

 

·       Можно ли встарательном и прилежном мальчике, каким был Ника Кузнецов, увидеть чертыбудущего разведчика?

·       Что, на ваш взгляд,оказало решающее влияние на становление личности Н.И. Кузнецова?

·       Какие черты НиколаяКузнецова вы хотели бы видеть в себе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

2. Юность Николая Кузнецова

 

              В 1926 окончил семилетнюю школу, поступил наагрономическое отделение Тюменского сельскохозяйственного техникума.

              В 1927 продолжил учебу в Талицком лесном техникуме, гдепродолжал самостоятельно изучать немецкий язык, обнаружив незаурядныелингвистические способности, овладел эсперанто, польским, коми, украинскимязыками.

Слайд 12-13

 

Из воспоминаний друзей…

 

l  Друг юности Ф. Белоусов:

           «Ника всех превосходил в очень важном для нашейпрофессии предмете  черчении. Он одинаково свободно владел обеими руками.Я встречал, конечно, левшей, но так, что обеими  знавал только Нику. Таквот, самые тонкие обозначения на чертежах и планах лесонасаждений, особенно налевой кромке чертежа, он делал левой рукой. Работы его шли на выставки.Прекрасно давалась ему и математика.
           Собственных вещей, кроме того, что на нем, у Ники почти что не было.Только гармошка-однорядка, которая, кажется, досталась ему от каких-тородственников. Все годы в техникуме Ника участвовал в самодеятельности  влюбительских спектаклях, пел тенором под свою же однорядку. Из увлечений любил лыжи, ходил после уроков хоть час, даже в сорокаградусные морозы.
            Нас поражала точность Ники,  он никогда и никуда не опаздывал,хотя часов, разумеется, не имел. И аккуратность. Не терпел, к примеру, если укого из нас пуговица болталась на живой нитке, тут же заставлял пришить какнадо. И никогда не врал, даже по мелочам».

 

 

Н.Кузнецов –студент Талицкого лесного техникума. Июль 1928 г.

                                                                                                                                                      

l Подруга юности А. И.Усова:

              «Как-то, придя ко мне, он обнаружил вмоей скромной библиотеке книги о гипнозе. Он стал читать их с таким увлечением,что даже забыл о моем присутствии и не заметил, как я вышла из комнаты. Ясчитала, что он занимается чепухой, но Николай сказал: «В жизни все можетпригодится». А позднее и я увлеклась этой «чепухой», мы вместе проводилипрактические занятия. Он работал упорно, с увлечением.»

 

              «Главной из черт его характера былотрудолюбие. Он восхищался Гарибальди, Герценым, Писаревым, Добролюбовым.Любимый его литературный образ — Артур из романа А. Войнич «Овод». Чувствотоварищества у него было на первом плане.

Аккуратностью он отличался везде и во всем. Всегда былподтянут, одет в безукоризненно выутюженный костюм. Любил носить юнг-штурмовку.

Общий кругозор его был достаточно широк, он былэрудированнее всех нас».

 

                     Но несмотря на успехи в учебе, огромныерезультаты  в постижении наук, добрые человеческие качества, Николаю Кузнецовуприходилось очень тяжело переносить финансовые трудности…

 

Слайд 14

 

l  Из письма Н. Кузнецова в дирекцию Талицкого лесноготехникума. 18 ноября 1928 г.

            «Прошу стипендиальную комиссию дать мне стипендию.Временными трудностями я доведен до такого состояния, что сейчас не имею ниодной копейки для существования. Так в дальнейшем продолжаться не может. Отплохого питания и усиленного занятия чувствую ненормальности в легких. Вдальнейшем без стипендии я буду вынужден продать всю одежду, купленную назаработок (костюм юнг-штурма, брюки, шубку)»

 

            Но в дальнейшем на Кузнецова выпали еще большие трудности.Осенью 1929 г. Кузнецов был исключен из техникума и комсомола по причине«сомнительного социального происхождения». Ему поставили в вину, что он якобывыходец из семьи кулака и что он с отцом в 1919 г. отступал с белыми.

Слайд 15-17

 

l  Протокол заседания комсомольской ячейки Талицкоголесного техникума. 1929 г.

*  Слушали: о социальном происхождении Кузнецова Н. И.

Феденев:отец Кузнецова при белых участвовал в выявлении большевистской части на селе.

Тетерин:один старик заявил, что он был в батраках у Кузнецова Н.

Соколов:заявления на Кузнецова поступали, но комсомольцы-колхозники давали хорошиеотзывы на Кузнецова Н., И., поэтому их показания всегда противопоставлялисьзаявлениям

*  Постановили: Кузнецова Н., как чуждого нам элемента, исключить изкомсомола

 

l  Из письма Н. Кузнецов в комиссию ВЛКСМ

         «Ошибка, что я якобы скрыл, что сын кулака,участвовавшего в арестах и убийствах коммунистов. Отец — зажиточный крестьянин,после революции — середняк. В Красной Армии служил добровольцем. Ни коровы, нилошади не было.»

   

           Несмотря на то, что обвинение не соответствовало истине, онпренебрег возможностью найти защиту у влиятельных должностных лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 18-19

3. Трудоваядеятельность Кузнецова

 

            После отчисления из техникума он уезжает в Кудымкар, где работает вокружном земельном управлении помощником таксатора по устройству лесов подпромышленную разработку.

           И здесь Николай продолжает активно заниматься немецкимязыком. В его библиотечке появляется книга стихов Гете в подлиннике, «Родина»Германа Зандермана, «Манифест коммунистической партии» на немецком языке,«История Германии».

          Произведения Горького и Маяковского тоже были среди любимыхкниг. «Буревестника» он знал наизусть еще со школьных лет, а стихи о Советскомпаспорте» читал так, словно приготовился к схватке с невидимым врагом.

        

                                 

 

Н. Кузнецов. Кудымкар, 1932 г.                                Н. Кузнецов в комсомольской

                                                                                     форме — юнгштурмовке. Ноябрь 1928г

 

Слайд 19-22

l Из книги Т. Гладкова«Кузнецов. Легенда советской разведки»

               

               По воспоминаниям, Николай Кузнецов в тегоды был строен, сухощав, носил ладно сидевшую на нем юнгштурмовку, илиполувоенное пальто, перехваченное портупеей, форменную «лесную» фуражку летом,а зимой  единственную на весь Кудымкар кудлатую белую папаху. Приметен былжизнерадостностью и удивительно ровным характером. Не курил и с абсолютнымравнодушием относился к алкоголю. Жил Кузнецов в Кудымкаре более чем скромно. Собственногожилья у него не имелось, и за четыре года он четырежды менял квартиру. Сниматьчастным образом комнату стоило изрядно, даже при тогдашней дешевизне, то, чтооставалось от зарплаты, уходило на питание. Продовольствие дорожало, послеколлективизации в Кудымкаре, как и во всей стране, стало ощутимо голодно. Чтобыпрокормиться, Николай вынужден всерьез, а не только для развлечения и отдыха,заниматься охотой, отстреливать не только зайцев, но и голубей, собирать грибы,ягоды, орехи, съедобные травы.

 

                  А в июне 1932 года на долю Кузнецова выпали очередныетрудности…

 

l Из книги Т. Гладкова«Кузнецов. Легенда советской разведки»

        «4 июня 1932 г. в доме Игнатьева А.В. по улице Ленина, 8, где Кузнецов снимал комнату, былпроизведен обыск, а сам он арестован. Некоторое время его содержали подстражей, а затем освободили под подписку о невыезде до суда. Что же произошло?Непосредственный начальник Кузнецова и еще несколько сослуживцев составлялиподложные ведомости, присваивали незаработанные деньги и продукты.
Суд состоялся 17 ноября 1932 г. Руководитель лесоустроительной партии был осужденк 8 годам, еще трое подсудимых  к 4 годам лишения свободы. Кузнецова судпризнал виновным в халатности, за что наказал, но не лишением свободы, а годомисправительных работ по месту службы. Уже после войны Верховный суд РСФСРрассмотрев это дело, приговор отменил.»

l  Из книги Т. Гладкова «Кузнецов. Легенда советскойразведки»

«Волна репрессий не обошла стороной и НиколаяКузнецова. Он был арестован. Никакого преступного умысла в его действиях небыло и в помине, а между тем ему едва не вменили жуткую «пятьдесят восьмую»расстрельную статью…
В подвалах внутренней тюрьмы Свердловского управления НКВД Кузнецов провелнесколько месяцев. По счастью, нашлись люди, сумевшие, быть может, рискуясобственным положением, добиться его освобождения. Много позже Кузнецовслучайно встретил в Свердловске друга юности Федю Белоусова, которого не виделс тех пор, как покинул Талицу. Николай рассказал ему, что в заключении прошелчерез жуткие испытания, у него даже выпали волосы на голове.»

 

        Слайд 23

 

 В 1932 Н.И.Кузнецовстал секретным агентом госбезопасности

 

l  Из книги Т. Гладкова «Кузнецов. Легенда советскойразведки»

 

           «В окружном отделе ОГПУКоми-Пермяцкого автономного национального округа 10 июня 1932 г. Кузнецову присвоили кодовый псевдоним «Кулик», в Свердловске в 1934 г. он стал «Ученым» и, наконец, в 1937 г. «Колонистом».

 

Слайд 24

            С мая 1935 года работает расцеховщиком в конструкторскомотделе на Уралмашзаводе, совмещая работу с учебой на курсах немецкого языка.

 

           Но ни напряженная учеба, ни новая работа не меняли егохарактера и привычки. Он по-прежнему оставался общительным, веселым парнем: пелпесни на вечеринках, занимался в стрелковом кружке, прыгал с парашютной вышки,занимался на курсах эсперанто, а по выходным дням отправлялся в походы вудивительные уголки уральской тайги.

          Работа на Уралмашзаводе, уральские тропы, активнаяпрофсоюзная деятельность стали для Кунецова не только производственной, но ижизненной школой. Здесь укрепился его характер, соединивший в себе смелость,упорство, выносливость, творчество, находчивость.

 

Слайд 25-27

Из воспоминаний знакомых, коллег…

 

l  Инженер-конструктор Уралмашзавода Л. К. Грабовской

         «Николая Ивановича Кузнецова я знал с 1935 года. Вместе сним я работал в конструкторском отделе Уралмашзавода. Часто встречались с нимна работе. Много времени проводили вместе, гуляли, ходили в лес, в кино, частозаходили ко мне и мы читали на немецком языке, тренировались в разговоре.Николай Иванович увлекался изучением немецкого языка.  Он всегда имел присебе какую-нибудь книжку, которую читал в свободную минуту.
             Дня усовершенствования в немецком языке Кузнецов использовал любойслучай. В свободное время он встречался с иностранными специалистами, которыеработали тогда на заводе, а также беседовал со своими сослуживцами, знающимиязык. Обычно при встрече, где бы она ни проходила — на работе, в трамвае,Николай Иванович начинал говорить на немецком. Благодаря такойнастойчивости,  он быстро изучил язык, приобрел достаточный запас слов иовладел разговорной речью.
            Ещё одна черта была у Николая — он любил одеваться с претензией наиностранца.  Помню, одно время носил серую шляпу, серебристого цвета плащи брюки – бриджи.
            По характеру Николай Иванович был веселым, жизнерадостным иостроумным. Можно сказать, что он обладал искусством непринужденно вестибеседу, легко находя тему для разговора. С ним интересно было говорить, он могзаинтересовать собеседника. Это умение вести беседу, мне кажется, впоследствии помоглиему в работе разведчика».

 

l  Конструктор Уралмаша Л. Е. Грач

            «С Николаем Ивановичем Кузнецовым мне пришлось малообщаться. Его поведение мне не нравилось, он вел себя подчеркнуто вызывающе,старался при любом случае говорить или вставлять слова немецкого языка.Одевался он в костюм того же фасона, какой носили немецкие специалисты – пиджакфренч, брюки галифе и легкие сапоги, кроме того, носил шляпу и без надобностиплащ на изогнутой руке. Со мной он старался поближе познакомиться, т.к. я вконструкторском бюро работал с немецкими конструкторами, что его видимоинтересовало. Николай Иванович много расспрашивал о немцах, какие ониспециалисты, как работают, с кем дружат из советских конструкторов и т.п.
           Один раз он уговорил меня поехать с ним после работы в городпрогуляться. Это было, кажется, в августе 1935 года. Мы поехали на трамвае вгород до площади 1905 года. Во время поездки он старался разговаривать со мнойна немецком языке. Это было вызывающе и не тактично среди народа, который нас,конечно, не понимал. Я ему несколько раз делал замечания, но скоро он опятьпродолжал разговор на немецком языке».

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1136

 

l   Л. С. Сатовская :

             «Я знала Николая Ивановича Кузнецова в период началамоей работы на Уралмашзаводе. Это были первые годы сплочения молодогоколлектива завода. Летом мы использовали каждое воскресенье хорошей погоды длявеселых прогулок в лес и для интересных экскурсий на рудники и ближайшиезаводы.
              Постоянным участником и энтузиастом этих мероприятий был НиколайИванович. Он располагал к себе товарищей общительностью, удивлялобразованностью и неутомимой энергией. Уже тогда он хорошо владел немецкимязыком и иногда (отличаясь некоторой эксцентричностью) в разговоре вдругнеожиданно переходил на немецкую речь. Он был для нас милым товарищем,интересным человеком и загадкой…»

 

 

Парад физкультурников, посвященный пятомуюбилею Всесоюзного комплекса ГТО. Свердловск, 1939 г.

 

Н. Кузнецов (четвертый с права) с сотрудникамиконструкторского отделаУралмаша. Свердловск, 1930-е гг.

 

           

 

Н.И.Кузнецов во время работы на            Кудымкар.1931г.

Уралмашзаводе 1935-1936 г.г.                                        

 

 

Слайд 28

??? Вопросы кучащимся:

·       Какие трудности«закаляли» характер Кузнецова?

·       Как вы думаете,возможно, ли в наше время рождение «нового Кузнецова»?

·       Есть ли у васпримеры из личной жизни патриотов своей родины?

 

 

Слайд 29

4. Агент советскойразведки.

 

                                  

                                                                                       Николай Кузнецов. Москва, 1940 г.

 

               Весной 1938 года Н. И. Кузнецов переезжает в Москву.Здесь он работает в КГБ (Комитете Государственной Безопасности) и заочно учитсяв институте иностранных языков. Он много читает, переводит тексты с немецкогоязыка, изучает историю и культуру Германии.

               С 1938 г. Николай Кузнецов служит в аппарате внешнейразведки и готовится к практической работе за границей с нелегальных позиций, ас июля 1941 г. становится сотрудником Четвертого(диверсионно-разведывательного) управления НКГБ СССР

 

Слайд 30-35

Из воспоминаний сослуживцев…

 

l  Зам. начальника управления контрразведки НКГБ СССРгенерал-лейтенант Л. Ф. Райхман:

* «Я преподавал некоторые специальные дисциплины на курсах, где готовилируководящие кадры для нашего ведомства. С одним из слушателей, МихаиломИвановичем Журавлевым  умным и обаятельным человеком, мы подружились.
          По окончании курсов Журавлев сразу получил высокое назначение наркомом НКВД в Коми АССР. Оттуда он мне часто звонил, поэтому я не удивилсяего очередному звонку, кажется, в середине 1938 г.: «Леонид Федорович,  сказал Журавлев после обычных приветствий, тут у меня есть на примете один человек, еще молодой, наш негласный сотрудник споразительными лингвистическими способностями. Прекрасно владеет немецким,знает эсперанто и польский. За несколько месяцев изучил коми-пермяцкий языкнастолько, что его в Кудымкаре за своего принимали». «Присылай,  сказал яМихаилу Ивановичу.  Пусть позвонит мне домой».

 

* «Прошло несколько дней, и в моей квартире наулице Горького раздался телефонный звонок: Кузнецов. Когда он только вступил напорог, я прямо-таки ахнул: ариец! Росту выше среднего, стройный, худощавый, нокрепкий, блондин, нос прямой, глаза серо-голубые. Настоящий немец, но безэтаких примет аристократического вырождения. И прекрасная выправка, словно укадрового военного, и это  уральский лесовик!»

 

* «Идеальным вариантом, конечно, было бынаправить его на учебу в нашу школу. Но мешали два обстоятельства. Во-первых,нам нужен был работник, который приступил бы к работе немедленно. Второеобстоятельство  щепетильного свойства. Зачислению в нашу школупредшествовала длительная процедура изучения кандидата с точки зрения егоанкетной чистоты. У Кузнецова в прошлом  сомнительное социальноепроисхождение, исключение из комсомола, судимость. Да с такой анкетой его не точто в школу бы не зачислили, глядишь, потребовали бы в третий раз арестовать…
В конце концов, мы оформили Кузнецова как особо засекреченного спецагента сокладом содержания по ставке кадрового оперуполномоченного центральногоаппарата. Случай почти уникальный в нашей практике, я, во всяком случае, такоговторого не припоминаю.»

 

l  Зам. начальника управления контрразведки НКГБ СССРгенерал-лейтенант Л. Ф. Райхман

         «Колонист» был талантлив от природы, знания впитывал какгубка влагу, учился жадно, быстро рос как профессионал. В то же время былчрезвычайно серьезен, сдержан, трезв в оценках и своих донесениях. Благодаряэтим качествам мы смогли его впоследствии использовать как контрольного агентадля проверки информации, полученной иным путем, подтверждения ее илиопровержения.

           Придумали убедительную легенду,рассчитанную прежде всего на немецкий контингент. Уральца Николая ИвановичаКузнецова превратили в этнического немца Рудольфа Вильгельмовича, фамилиюоставили прежнюю, но… перевели ее на немецкий язык: Шмидт. На эту фамилиюКузнецову был выдан задним числом и паспорт, а позднее и бессрочноесвидетельство об освобождении по состоянию здоровья от воинской службы, такназываемый «белый билет», чтобы военкоматы не трогали.»

 

 

ПаспортН.И.Кузнецова на имя Р. В. Шмидта. 1940 г.

 

Так началась настоящая работа «советского шпиона»…

 

l  Н. И. Баранов

* «Одевался он в иностранном стиле. Массивные желтыеботинки, краги, брюки с напуском серого цвета в крупную клетку, такой жепиджак. Белая рубашке, яркий галстук и шляпа.
Однажды вечером я сошел с трамвая остановки Ленина — Толмачева и пошел всторону набережной, мимо почты. Вижу, идет навстречу, не торопясь НиколайКузнецов в темных очках. Взглянули друг на друга и прошли. Через несколькошагов я остановился и стал смотреть ему вслед, думая, что он должен оглянутьсяи проверить, узнал я его или нет? Действительно, пройдя несколько шагов, оноглянулся. Смеясь, я, шутя, погрозил ему пальцем и поманил его к себе. Онподошел и, смеясь, оба поздоровались за руку. Я спросил, для чего ты оделтемные очки? Он говорит:  Я нечаянно взглянул наэлектросварку. Я говорю: «Шутник», и мы оба посмеялись и разошлись».

 

* «Широко известны фотографии НиколаяКузнецова в форме военного летчика с тремя «кубарями» в петлицах. На самом делеКузнецов в армии никогда не служил и воинского звания, даже в запасе, не имел.Эту форму он использовал в тех случаях, когда именно она вызывала вполненацеленный интерес некоторых его знакомых.
Очень скоро «Колонист» прямо-таки с виртуозной убедительностью научилсязавязывать знакомства с приезжающими в СССР немцами. Шмидт познакомился стехнической сотрудницей германского посольства, очень красивой молодойженщиной. С нашего благословения у них завязался роман. В результате мы сталиполучать информацию еще по одному каналу непосредственно из посольства Третьегорейха»

 

* «К началу войны он успешно выполнилнесколько моих важных поручений. Остался доволен им и мой товарищ, такжекрупный работник контрразведки Виктор Николаевич Ильин…»

 

                           Николай

 

 

 А вскоре началась самая ужасная и бесчеловечная вмире война…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 36-39

5. Подвигразведчика во время Великой Отечественной войны.

 

         22 июня 1941 года началась ВеликаяОтечественная Война. Как и все патриоты Н. И. Кузнецов рвётся нафронт. Вскоре он был зачислен в Воздушно-десантные войска, но командованиерешило использовать Кузнецова, обладающего блестящими знаниями немецкого языка,для разведывательной работы.

 

0704    

                                                                                                 Дмитрий Медведев

         

          В 1942 году Николай Кузнецов  направлен в отряд специальногоназначения «Победители» под командованием полковника Дмитрия Медведева.

Кузнецов вылетел в тыл противника и опустился на парашюте неподалеку отхутора Злуй в Сархенских лесах.

          В целях конспирации в  списки отряда уральский инженер былвнесен под именем Николая Васильевича Грачева.

Кузнецов несколько месяцев усиленно готовился к ролинемецкого офицера, по видом которого ему предстояло проникнуть в Ровно изавязать знакомство с с немецкими военнослужащими.

 

Из воспоминаний сослуживцев…

С.Т.Стехов:

«В отряде Николай Иванович быстро научилсяразговаривать на польском и украинском языках. В своих действиях Кузнецоввсегда был исключительно собранным, все проверял. Поражала его способностьвнутренне сосредотачиваться, не упускать ни чего происходящего вокруг. Частоодин уходил в лес. На вопрос, зачем он это делает, Кузнецов отвечал, что влесу, наедине, он мысленно представляет все возможные ситуации, которые могутвозникнуть при общении с немцами в городе, и тут же ищет на них ответ»

 

               Из отряда «Победители» выбыл Н.В. Грачев, а в Ровно воктябре 1942 г. появился молодой щеголеватый офицер, кавалер двух орденов (Железныйкрест I и II степени и медали «За зимний поход на Восток»), заслуженныйфронтовик, получивший после госпиталя отпуск и временно направленныйчрезвычайным уполномоченным хозяйственного командования по использованиюматериальных ресурсов оккупированных областей СССР в интересах вермахта.     

              В удостоверении значилось: «Обер-лейтенант Пауль Зиберткомандируется с Курского участка фронта по делам снабжения воинской части».

             Такая должность освобождала Пауля Зибера от регистрации вкаком-либо учреждении или воинской части, расквартированной в Ровно, позволяя,не навлекая подозрений и бывать в городе наездами.

 

 

                                 

 

 

 

          Извоспоминаний сослуживцев…

          «Николай Иванович умел очень внимательно слушатьсобеседника, покоряя общительностью, вызывая его на откровенность и, ни о чем,не расспрашивая, узнавать многое. Эти качества помогли Зиберту-Кузнецовурасположить к себе многих видных гитлеровцев, войти к ним в доверие, проникнутьв круги высшей военной администрации. И самое главное, ему удалось усыпитьбдительность фашистских контрразведчиков. Драматические роли, которые он игралраньше на школьной  или клубной сцене, стали явью. Ошибка или фальшь могли мгновенностоить ему жизни».

Слайд 40-42

          Кузнецов под именем немецкого офицера Пауля Зиберта вёлразведывательную деятельность в оккупированном г. Ровно, руководилразведгруппой, постоянно общался с офицерами вермахта, спецслужб, высшимичиновниками оккупационных властей передавая сведения в партизанский отряд.

 

         Разведчики Н.Т. Приходько, Н.В. Струтинский НА. Гнедюк, М.МШевчук были ближайшими помощниками и боевыми подвижниками Кузнецова. 

         За короткое время пребывания Н. И. Кузнецова в Ровноим было раскрыто местонахождение ставки Гитлера под Винницей, он получилсведения о предстоящем наступлении фашистских войск в районе Курска сиспользованием новых танков тигр и пантера. 

 

              Документами установлено, что Кузнецов участвовал в делепредотвращения покушения на Сталина, Рузвельта и Черчилля во время их встречи вТегеране. Сведения о том, что готовится покушение на лидеров трех стран и этаоперация разрабатывается немецкой разведкой, что Тегеран будет нашпигован вовремя встречи глав государств наемными убийцами и шпионами, Кузнецов смогдобыть у своего друга майора фон Ортеля. Кузнецов первым сообщил оподготовке покушения на глав правительств большой тройки,собиравшихся на историческую встречу в Тегеране. Сообщение об этом былопередано в Москву радистами партизанского отряда. 

         Николай Иванович  подготовил и провел ряд крупных операций,осуществляя акты возмездия над фашистскими оккупантами.

 

                                  Николай

                                                                                                               1942 г.

      20сентября 1943 г. в г. Ровно Кузнецов Н. П. выстрелом из пистолета убилруководителя главного отдела финансов рейхскомиссариата Украины, министерскогосоветника доктора Ганса Геля и старшего инспектора Ровенскогогебитскомиссариата Адольфа Винтера.

     15 ноября 1943 г. в г. Ровно под руководством Кузнецова Н. И. ипри его личном активном участии был похищен из своей квартиры, захвачен в плени доставлен для допроса в один из партизанских «маяков» командующий особыми карательнымиотрядами на Украине генерал фон Йльген.

     16 ноября 1943 г. Кузнецов Н. И. ликвидировал  бывшнегочрезвычайного комиссара по Мемельской области, помощника рейхскомиссара Украиныпо судебным делам, сенатспрезидента Альфреда Функа.

      Находясь в.Галиции, Кузнецов Н. И. расстрелял подполковника авиации Петерса.

Слайд 43

 

        26 декабря 1943 г. Кузнецов был награжден орденом Ленина за образцовое выполнение боевыхзаданий в тылу врага, личную храбрость и инициативу.

 

        

 

Слайд 4447

      6января 1944 года командование направило Николая Ивановича во Львов, куда подударами наступающих Советских войск откатывались гитлеровцы и их приспешники изместных украинских националистов. Его сопровождали Ян Каминский и ИванВасильевич Белов.

     10 февраля 1944 г. в г. Львове Кузнецов Н. И. уничтожаетзаместителя губернатора Галиции доктора Оттона Бауэра и начальника канцеляриигубернаторства Гейнриха Шнейдера. В это время, фашистская контрразведка,полиция и жандармерия приняли экстренные меры по розыску уже ставшего имизвестным Пауля Зиберта. Партизанам пришлось срочно уходить из Львова.

 

l  15 февраля 1944 года газета «Правда» писала: «посообщению немецкой газеты «Афтенбладет» на улице Львова среди белого днянеизвестным, одетым в немецкую форму были убиты вице-губернатор Галиций,доктор  Бауэр и высокопоставленный чиновник Шнейдер. Убийца незадержан. Полиция Львова была поднята на ноги. Службой безопасности проводилисьповальные обыски.»

 

                На руках у Кузнецова было много ценных сведений опланах гитлеровцев, которые нужно было срочно передать Советскому командованию.В селе Куровицы под Львовом Н.Кузнецов уничтожает начальника военного патрулянемецкого офицера майора Кантера, пытавшегося задержать их машину, и уходит стоварищами в лес.

 

      i_039

 

          Но 9 марта 1944в селе Боратин Бродовского района Львовской области на окраине села вхате Степана Голубовича, Николай Иванович Кузнецов, Ян Каминский и Иван Беловпопали в засаду. Опасаясь провала, Кузнецов взорвал себя гранатой, а еготоварищи (Белов и Каминский) были застрелены. Это произошло всего за две неделидо прихода Красной армии на территорию Западной Украины.

 

         Так оборвалась жизнь талантливого уральца-разведчика,народного мстителя, патриота своей страны — Николая Ивановича Кузнецова…

     

Слайд 48

         Лишь пятнадцать лет спустя удалось разыскать могилу Кузнецова иустановить обстоятельства его гибели. В 1960 году останки Кузнецова былиперевезены во Львов с воинскими почестями перезахоронены на холме Славы.(Могилу нашел Н. Струтинский и добился его перезахоронения)

 

            

Слайд 49-50

            Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944года за исключительное мужество и храбрость при выполнении специальных заданий командованияв тылу противника и проявленные при этом отвагу и геройство Николай ИвановичКузнецов был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

 

 

http://museum1723.narod.ru/exhibitions/Kuznetcov/image/Kuznetcov01.jpg

 

 

l  Николай Иванович Кузнецов прожил всего 32 года и ушёлв бессмертие, оставаясь жить среди людей как вечный пример мужества, героизма,советского патриотизма, беззаветной преданности своему народу.

Слайд 51

Просмотр отрывка из кинофильма «Подвиг разведчика» (1947 г.)

 

Слайд 52

??? Вопросы кучащимся:

 

·       Какие чертыхарактера Николая Ивановича Кузнецова помогают ему на оккупированной немцамитерритории?

·       Что поразило,восхитило вас в герое этого фильма?

·       Есть ли общие чертыхарактера у героя фильма «Подвиг разведчика» Алексея Федотова и НиколаяКузнецова?

     Чем они отличаются друг от друга?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 53

6. «Жизнь после смерти…»

 

Из письма Н.И.Кузнецова:

«…Я люблю жизнь, я ещё очень молод. Но потому, чтоОтчизна, которую я люблю, как свою родную мать, требует от меня пожертвоватьжизнью во имя освобождения ее от немецких оккупантов, я сделаю это. Пусть знаетвесь мир, на что способен русский патриот и большевик. Пусть запомнятфашистские главари, что покорить наш народ невозможно так же, как и погаситьсолнце…»

 

Зачитать письмо Николая Кузнецова (текст прилагается)

 

          Николай Кузнецов любил жизнь.., но не пожалел своей жизниради жизни будущего поколения. Он навсегда останется и будет жить в памятисвоего народа, в памяти своей любимой Родины…

 

Слайд 54

??? Вопросы кучащимся:

·       Достоин ли такойчеловек как Н.И. Кузнецов того, чтобы о нем помнили?

·       Как, на ваш взгляд,можно добиться сохранения  памяти о Н.И. Кузнецове?

·       Знаете ли выкакие-нибудь книги, фильмы, памятники, посвященные этому легендарному человеку?Какие?

 

 

Слайд 55-61

          Николаю Ивановичу Кузнецову воздвигнуты памятники на Урале иУкраине. Созданы десятки музеев, 17 школ и свыше 100 пионерских

дружин носили его имя. Еще в шестистах школах были оформлены стенды,посвященные памяти героя.

 

          Его именем в 1984 году назван молодой город Ровенской областиУкраины — Кузнецовск.

 

          В г.Ровно стоит памятник Кузнецову.

 

          В Москве на доме 20, корпус 1, по улице Старая Басманная, гдеКузнецов проживал до 1942 года, установлена мемориальная доска.

                       

i_039                                                      

Памятник уральцу Н.И. Кузнецову, отдавшемужизнь за свободу братской Украины. г Ровно.

 

В честь Кузнецованазвана малая планета (2233 Kuznetsov).

 

http://gorod.tomsk.ru/i/u/6283/razvedcik_04.jpg                         http://www.hrono.ru/img/illyustr/kuznecovni_marka.jpg

 

                                                              Почтовая марка, выпущенная в честь Н.И. Кузнецова.

 

       Помнят Николая Ивановича, конечно, и на малой родине – вСвердловской области, г.Талице, в г.Екатеринбурге созданы многочисленные местапамяти (музеи, памятники, мемориалы, мемориальные доски)

 

 

1                                              2                                             3

                                        

 

1.ПамятникН.И.Кузнецову — г.Екатеринбург, расположен на б.Культуры у ДК УЗТМ, скульпторВ.Егоров. Открыт в мае 1985г.

 

2.ПамятникН.И.Кузнецову у Тюменской государственной сельскохозяйственной академии(там гдеучился Кузнецов),скульптор А.И.Клюкин.Открыт в декабре 1967г

 

3.ПамятникН.И.Кузнецову в Талице.

           О подвигах Н.И. Кузнецова написаны книги и пьесы, статьи и очерки,сняты художественные фильмы (Подвиг разведчика, Сильныедухом в 2-х сериях, многосерийный Отряд особого назначения) идокументальные кинофильмы (Гений разведки в 2-х сериях) и другие.

 

Слайд 62

 

Светлая память о герое-земляке Николае ИвановичеКузнецове навсегда останется в наших сердцах!..

 

 «Пускай ты умер!..
Но в песне смелых и сильных духом

 всегда ты будешь живым примером,
призывом гордым к свободе, к свету!»

                               М. Горький

«Песня о соколе»    

Слайд 63

 

 

Вечная

 

      В заключении можно провести викторину (текст прилагается), котораяэффективнее пройдет в соревновательной форме (можно разделиться на команды илииндивидуальное первенство, в зависимости от возраста и особенностей контингента).Поэтому в ней прописаны баллы с учетом трудности вопросов.

 

Викторина:

 

1. Когда и гдеродился Н.И.Кузнецов?   (1 балл)

2. Как звали отца имать Н.И.Кузнецова?   (1 балл)

3. Сколько сестер ибратьев было у Н.И.Кузнецова?   (1 балл)

4. Сколько классов игде закончил Н.И.Кузнецов?   (1 балл)

5. Умел лиН.И.Кузнецов играть в шашки?   (1 балл)

6. На какихинструментах умел играть Н.И.Кузнецов?   (2 балла)

7. В каком предмете(по воспоминанию друзей) Ника превосходил всех однокурсников? (2 балла)

8. Какой «чепухой»Ника занимался в свободное от учебы в техникуме время? (3 балла)

9. Любимыйлитературный образ Н.И.Кузнецова?   (2 балла)

10. За чтоН.И.Кузнецов был исключен из техникума?   (3 балла)

11. Где и кемработает Н.И.Кузнецов после отчисления из техникума?

(1 балл)

12. Был ли, судимН.И.Кузнецов и за что?   (5 баллов)

13. Какие псевдонимыбыли у Н.И.Кузнецова?   (2 балла)

14. С какого года икем работал Н.И.Кузнецов на Уралмашзаводе?   (1 балл)

15. На каких языкахкроме немецкого свободно говорил Н.И.Кузнецов?  

(2 балла)

16. Любил лиН.И.Кузнецов походы, прогулки в лес?   (1 балл)

17. В каком годуН.И.Кузнецов переезжает в Москву?   (1 балл)

18. Служил лиН.И.Кузнецов в армии и имел ли воинское звание?   (4 балла)

19. Под каким именемработал «советский шпион» с 1940 года? (2 балла)

20. Использовал лиН.И.Кузнецов для получения информации женщин?

(2 балла)

21. В каком годуначалась военная деятельность Н.И.Кузнецова, где и кем?

(4 балла)

22. Под каким именемзнали Н.И.Кузнецова немцы?   (1 балл)

23. Какое увлечениедетства и юности очень помогали Н.И.Кузнецову в его разведывательнойдеятельности?   (3 балла)

24. О чем вам говорятслова «тигр» и «пантера»?  (2 балла)

25.  Связан ли городТегеран с Н.И.Кузнецовым, если да, то каким образом?(4 балла)

26. Какие крупныеоперации были подготовлены и проведены под руководством Н.И.Кузнецова?   (5баллов)

27. Где, когда, скем  и при каких обстоятельствах погиб наш герой-земляк?  (10 баллов)

28. Где находитсямогила Н.И.Кузнецова?   (1 балл)

29. Когда Н.И.Кузнецовбыл удостоен звания Героя Советского Союза?

(1 балл)

30.Назовите названиякниг, фильмов написанных и снятых  о подвигах Н.И.Кузнецова?   (5 баллов)

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1136

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет