X-PDF

Методическая разработка занятий Вторая жизнь ненужных вещей

Поделиться статьей

Муниципальное бюджетное образовательноеучреждение                       дополнительного образования Центр внешкольнойработы пгт. Джубга

муниципального образования Туапсинскийрайон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

       «Вторая жизнь ненужныхвещей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: ХмызоваСветлана Оттовна

Педагогдополнительного образования

 МБОУ ДО ЦВР пгт.Джубга

 

 

 

2023 г.

 

 

1. Пояснительнаязаписка  

 

        Практическиезанятия   «Втораяжизнь ненужных вещей» предназначены для занятий с учащимися,обучающихся по программе «Росток».

Методическая разработка предназначена дляпедагогов дополнительного образования, работающих с учащимися старшегодошкольного возраста.

 

2. Основная часть

Цель  Методической разработки:

— формирование у детей дошкольного возраста экологическойкультуры, включающей экологические знания, навыки, ценностные ориентации, длярешения экологических проблем развития человеческого общества в единстве сприродой.

 

Задачи:

  • Расширить знания детей об экологии, проблемах, связанных с загрязнением окружающей среды.
  • Формировать представления детей о возможности вторичного использования бытовых отходов.
  • Учить детей замечать и показывать своё отношение к нежелательным действиям человека по отношению к природе.
  • Привлечь родителей группы к участию в проектной деятельности, расширять творческие контакты с родителями учащихся.
  • Формировать экологическую культуру у взрослых и детей по отношению к важным экологическим проблемам.

 

Вид  методической разработки:  Исследовательский,образовательный

 

Продолжительность: долгосрочная

 

Участники —  дошкольники, учащиеся объединения «Росток», родители

         В результате  проведенныхзанятий у детей и их родителей появится заинтересованность проблемой накопленияогромного количества отходов и необходимостью их вторичного использования вцелях бережного отношения к окружающей среде.

Учащиеся повторят  и закрепятследующие универсальные учебные действия:

1.    Понимать поставленную учебную задачу.

2.    Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей иусловиями её реализации.

3.    Самостоятельно осуществлять пошаговый  контроль.

4.    Адекватно воспринимать оценку педагога.

5.    Оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимыекоррективы.

6.    Самостоятельно анализировать проделанную работу.

Ожидаемый результат для учащихся:

-у детей появится желание экспериментировать с бросовымматериалом;

-разовьется умение владеть инструментами и материалами;

-разовьется мелкая моторика;

-умение применять свои знания на практике;

-расширятся знания обережном отношении к объектам природы;

— научатся видеть ипонимать прекрасное в природе.

Ожидаемыйрезультат для родителей:

Повышение компетентности родителей учащихся в вопросеприменения бросового материала в творчестве, активизации участияродителей в совместных творческих проектах и конкурсах.

-Повышение интереса родителей к изготовлению поделок (предметов)из бросового материала.

 

План реализации программы:

-Обдумываниешагов по достижению цели, форм и методов работы.

-Самостоятельнаяработа участников проекта по своим задачам.
-Обсуждение полученных данных.

-Организациятворческих выставок.

 

Самостоятельная деятельность детей в рамках проектапоощряется и поддерживается педагогом и родителями в игровой и бытовойдеятельности в свободное время.

 

Содержание  методической разработки включает три этапа:

 -подготовительный

-исследовательский

-заключительный (обобщающий)

 

Подготовительный этап:

-Изучение и анализнаучно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов поданной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме;наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

-Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

-Социологический опрос родителей.

 

 

 

 

Деятельностьпедагога:

— Беседы с детьми(выявление уровня знаний об экологических проблемах);

-Составление планаработы;

-Сбор материала;

-Разработка конспектазанятий, презентаций по планируемой теме;

-Организацияпредметно – развивающей среды по теме проекта;

-Изготовлениедидактических игр и пособий;

-Деятельность детей;

-Рассматриваниеиллюстративного материала;

-Взаимодействие с семьей;

-Сбор необходимогобросового материала для создания творческих поделок;

-Совместноеобсуждение мероприятий.

 

Исследовательский этап

1. Рассматриваниебросового  материала.

2. Подбор бросовогоматериала (мусорные пакеты, одноразовую посуду, тубусы от туалетной бумаги ит.д.) и изготовление из него поделок.

 

Мероприятияпроводимые в ходе проекта:

Презентация для детей «Чистотаспасет мир».

Изготовление детьми поделок на занятиях.

Творческое задание для детей и родителей «Подаримупаковкам вторую жизнь» (изготовление поделок из бросовогоматериала – в домашних условиях)

Чтение художественной литературы по темепроекта.

Акция «Сортируй отходы».

Акция «Берегитеприроду».

Акция «Покормите птиц зимой».

Занятие на тему Какой вредможет нанести природе мусор?— беседа.

Занятие на тему «Ознакомлениесо свойствами бумаги» — беседа.

Занятие  на тему «Ознакомление со свойствами пластика» — беседа.

Занятие на тему «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!»— беседа.

Опыт. «Изготовление новой бумаги».

Проведение длительного эксперимента: «Мусор в земле».

Экскурсии, экологические прогулки.

Консультация для родителей «Ненужныхвещей не бывает».

 

Заключительный (обобщающий этап)

— Подготовка и проведениевыставки детско-родительских работ из вторичного материала.

— Презентация проекта  «Вторая жизнь ненужных вещей»

— Консультация для родителей «Как обращаться с отходами дома?»

— Создание альбома  «Что можно сделать из упаковки».

 

Предполагаемый результат:

 

 — у детей сформируются основы бережного отношения к природе;

— разовьется творческое воображение,способность в обычных предметах

видеть интересное, необычное;

— создадутся условия для совместноготворчества;

— научатся использовать упаковочные отходывторично в виде полезных вещей,

сувениров;

— оптимизируются детско-родительскиеотношения;

— закрепятся знания детей о природе иэкологии;

— сформируются чувства ответственности засостояние окружающей среды;

— повысится уровеньэкологических знаний, познавательной и речевой активности;

— возникнет устойчивый интерес к творческой,поисково-исследовательской деятельности.

 

— Повыситсякомпетентность родителей учащихся в вопросе применения бросовогоматериала в творчестве,

— активность участияродителей в совместных творческих проектах и конкурсах, выставках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Перспективный план работы

 по реализации методической разработки

 «Вторая жизнь ненужных вещей»

 

Мероприятия

Задачи

Ответственные

 Оформление уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми

Привлечь родителей к реализации проекта  «Вторая жизнь ненужных вещей»

 

Педагог

Беседы с детьми по темам занятий

Расширять знания об экологии, проблемах, связанных с загрязнением окружающей среды.

Формировать представления  о возможности вторичного использования бытовых отходов.

Формировать экологическую культуру у взрослых и детей по отношению к важным экологическим проблемам.

Расширять кругозор детей.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 1041

 

Педагог

                НОД

Всестороннее развитие детей

Педагог

Сбор бросового материала.

Воспитывать трудолюбие, развивать творчество детей

Педагог,

родители

Акция «Берегите природу».

Акция «Покормите птиц зимой».

Акция «Сортируй отходы».

 

Воспитывать бережное отношение к природе.

Педагог, родители

 Рассматривание иллюстраций, картинок.

Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.

 

Педагог

 

Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике.

Развивать творческие способности, умение работать совместно с взрослыми.

 

Родители

Дидактические игры

Развивать логическое мышление, внимание, память.

Педагог

Презентация «Чистота спасет мир».

Презентация проекта  «Вторая жизнь ненужных вещей»

Формировать экологическую культуру.

 

Подведение  итогов

Педагог

Размещение материалов по реализации  методической разработки  на информационной доске для родителей

Популяризация  идей программы

Педагог

Экскурсии, экологические прогулки

Формировать экологическую культуру  по отношению к важным экологическим проблемам.

Расширять кругозор детей.

Педагог

                                 

3.Заключение

Методическая разработка  «Вторая жизньненужных вещей»  поможет учащимся закрепить и расширить представления об окружающем мире, поменять отношение  к мусору, а кроме того, получить знанияо том, как можно дать вторую жизнь бросовому материалу.

Программа  данной разработки привлечет  внимание взрослых и детей кпроблеме увеличения количества твердых бытовых отходов (ТБО) и к возникновениюэкологических проблем, связанных с данным фактом.Материал методической разработки обогатит словарный запас учащихся, научит отгадывать загадки, ставить перед собой цель, формирует положительныевзаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками,  развивает чувство общностидетей в группе и навыки сотрудничества.

 

Методическая разработка  «Вторая жизнь ненужных вещей» успешно реализуется.   Программа методической разработки  имеетперспективу для дальнейшего развития, и главное,  практическую значимость дляпедагогических работников, которые могли бы использовать данный проект виндивидуальной работе с детьми  в системе дополнительного образования.

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

 

1.                Пояснительнаязаписка…………………………….2

2.                Основнаячасть:……………………………………..2

-цель и задачи;

-вид разработки;

-продолжительность;

-участники;

-ожидаемый результат;

-план реализации программы;

-предполагаемый результат;

-перспективный план работы.

3.                Заключение…………………………………………..7

4.                Оглавление……………………………………………8

5.                Приложение………………………………..…………9

6.                Список использованнойлитературы………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                           Приложение

 

1.Тематические игры и наблюдения

Наблюдение. В течение нескольких дней обращайте вниманиедетей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартирыдомов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Какпоступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностяхдетского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки иурны?

Во время прогулки по экологической тропе,или экскурсии проверьте, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего ипочему? Обратите внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки, и,  какнеприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.

2. Ознакомление со свойствами бумаги

Цель:опытным путем установить свойства и качество бумаги. Познакомить детей с видамибумаги.

-Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение:  картон,калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования;

-Исследование свойств и качеств бумаги:  тонкая, толстая, гладкая,шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная,  калька,  мнется, рвется, намокает,сгибается, горит.

-Д/и  «Вхождение в образ» — «Я —  бумага!». Описание ребенком видабумаги и ее назначения.

Опыт «Изготовление новой бумаги»

1.    Учащиеся рвутбумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой. Накроем таз клеенкой. Пусть бумагаразмокает.

2.    На второй деньвзбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски,немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сеткус мелкими ячейками.

3.    Вода стечет, аоставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть еееще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое.

4.    Через два-тридня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать.

3. Ознакомление со свойствами пластика

Цель: Познакомитьдетей с пластмассой. Учить детей делать выводы.

-Д/и «Чем похожи эти предметы?».

-Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы(вывод — пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);

-Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет вводе, гнется, непрозрачная,  гладкая или  шероховатая, тонкая или  толстая,обладает теплопроводностью — в холоде охлаждается, в тепле — нагревается,плавится.

-Д/и «Расскажи о предмете» (описание пластмассового предмета).

4. Проведение длительного эксперимента «Мусор в земле»

В землю закопать предметы из стекла,пластика, резины, бумаги, металла, а так же пищевые отходы (очистки картофеля,апельсина), листья и мелкие ветки. Обозначить место захоронения.

Через определенный промежуток временипроверять состояние материалов. Отметить результат воздействия на них солнца,дождя, почвы.

Фиксировать с детьми свои наблюдения. Поистечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложилисьв почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающейсреды.

5. Непосредственная образовательная деятельность

Тема: «Лучшемусорить сейчас, отвыкайте дети!»

Цель: Формироватьнавыки экологического воспитания детей.

Рассказ педагога о правилах поведения вприроде. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, влесу; загрязнять почву,  выбрасывать мусор в непредназначенных местах).Подвести итог эксперимента и наблюдений за пищевыми отходами.

Изготовление детьми природоохранныхзнаков. В дальнейшем по возможности, размещение их у реки, пруда, на территорииЦВР (на экскурсии).

Установление правила: сортироватьгрупповой мусор (две мусорных корзинки: в одну собирать лом от игрушек, вдругую — бумажные обрезки, которые необходимо утилизировать в компостные ямы).

6. Игры

1.«Что я видел?»

Цель:упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов;развивать память, внимание, наблюдательность.

Ход.Педагог предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из бумаги(ткани, пластмассы, стекла) по дороге в ЦВР?» Выигрывает тот, кто называетбольше предметов.

2.«Расскажи о предмете»

Цель:закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.

Оборудование: кубик с изображением на гранях видов материалов.

Ход.Каждый учащийся отбрасывает кубик и ловит его, какой материал выпадает, о томон и рассказывает. Остальные игроки контролируют правильность определениясвойств и качество материала.

3. ДИ «Что лишнее?»

Цель:научить вычленять общие признаки предметов; закрепить знания о видахматериалов; развивать внимательность.

Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три изкоторых изготавливаются из одного материала, а один из другого.

Ход.Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет,материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему. 

Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет,задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т.п.

4. Игровая ситуация «Хорошо-плохо»

Цель:активизировать способность определять свойство и качество материалов,устанавливать причинно- следственные связи между признаками материала и егоназначения.

Ход.Педагог называет материал, дети определяют его положительные и отрицательныепризнаки.

5. Игровые упражнения

 «Отгадай материал»

Цель:закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названия.

Ход.В гости приходит Незнайка, который забыл название материалов, а знает только ихсвойство. Он просит помочь. Например, этот материал легко мнется, рвется,размокает в воде. Как он называется?

 «Найди друзей»

Цель:закрепить умения подбирать предметы из заданного материала.

Ход.Педагог называет предмет, а дети рисуют предметы, сделанные из такого жематериала.

«Наоборот»

Цель:закрепить знания о свойствах и качествах материалов, расширить словарь ребенка.

Ход.Дети встают в круг. Педагог называет материал и одно свойство или качество. Учащийсяв ответ называет другой материал и его противоположное свойство (пластмассанепрозрачная, стекло- прозрачное).

«Что из чего?».

Цель:закрепить знание о материалах, из которых сделаны предметы.

Оборудование:  мяч.

Ход.Дети становятся в круг, педагог стоит в кругу, бросает мяч ребенку и говорит: -«стакан» ребенок ловит мяч и отвечает — стекло.

 

 

Материалыи инструменты

   Для работы понадобится: 

— пластиковая бутылка;

— плотная и тонкая бумага;

— картон, гофрокартон;

— ножницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для педагога

 

1. Конышева Н.М.  Технология. Чудесная мастерская. Методические рекомендации. 2 класс. – Смоленск.Ассоциация 21 век, 2009.

2. Шпикалова Т.Я. Технология. Художественныйтруд.  –М.: Просвещение, 2008.

 

Интернет-ресурсы

1.http://www.patriotvrn.ru/metod-kopilkaЕсенкова Е.А. Современное учебное занятие в учреждении дополнительногообразования детей.

2.http://alekscdt.narod.ru/uczanytie.html  УшаковаМ.В. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей(методические рекомендации).

 

 

                                     Список литературы  для учащихся

 

1. Навдаев П. Детская энциклопедияразвлечений. Игры с бумагой и на бумаге. –М.: РИПОЛ-КЛАССИК, 2001.

2. Титкова Т.В. Детская энциклопедияразвлечений. Подарки своими руками. –М.: РИПОЛ-КЛАССИК, 2001.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 1041

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет