X-PDF

Методическая разработка занятия по теме «НАШ СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»

Поделиться статьей

Государственноебюджетное общеобразовательное учреждение

средняяобщеобразовательная школа № 4

 г.о.Чапаевск Самарской области

 

 

 

Методическаяразработка  занятия по теме

«НАШ СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»

(курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»)

 

 

 

 

 

 

Автор:Шанина Елена Александровна,

учительистории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чапаевск,

2020год

Аннотация

         На сегодняшнийдень  обучение  основам финансовой грамотности становится особенно актуальным. Каждомуиз нас необходимо знать: что такое семейный бюджет? Из чего он состоит? Длячего нужно его планировать? Кто и как может повлиять на достаток семьи?

         Ответы на эти идругие вопросы являются важными, и актуальными в любой семье. Нужно уже вшкольном возрасте формировать у детей навыки ведения семейного бюджета, показатьего значение, показать негативные последствия неправильного использованиясобственных  средств.      

          В даннойметодической разработке рассматривается деловая игра по формированию бюджетасемьи. Учащиеся, используя знания, полученные в ходе занятия, научатсярационально подходить к планированию собственного бюджета. В процессе игрыпедагогом моделируются различные ситуации, которые дети должны разрешить.

         В ходе  занятия было сформировано у учащихся понимание того, что планирование расходов являетсянеобходимым для достижения финансового благополучия. Через представлениеконкретной ситуации  было сформулировано понятие «семейный бюджет» .

         Учащиесяосознали принцип ограниченности финансовых средств. Научились рациональнопланировать свой бюджет.

         Цели:

Обучающие:

·        формировать у учащихся представление обосновных операциях с деньгами;

·        познакомить учащихся с основами ведениясемейного бюджета;

Развивающие:

·        научить применять полученные знания присоставлении семейного бюджета;

·        продолжить формировать коммуникативныенавыков, логическое мышление, умение анализировать полученную информацию,высказывать собственную точку зрения.

Воспитательные:

·        продолжить формирование навыков работы вкоманде, уважительного отношения к мнению других.

 

Планируемые результаты :

Личностные: формироватьумение выказывать своё мнение, выражать свои эмоции, формировать мотивации кобучению и целенаправленной познавательной деятельности, самоанализ.

Регулятивные: определятьи формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя, учитьсявысказывать своё предположение на основе имеющихся знаний и личного опыта,учиться вместе с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельностина уроке.

Познавательные: добыватьновые знания: находить ответы на вопросы, извлекать необходимую информацию изтекста, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результатесовместной работы.

Коммуникативные: учитьсяработать в коллективе, приходить к общему решению в совместной деятельности,слушать и понимать речь других.

Форма проведения урока: играс элементами групповой работы.

Возрастная категория:учащиеся 5 класса

Оборудование: монеткипо количеству учеников, цветные жетончики, раздаточный материал сзаданиями для групп.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель:Здравствуйте, ребята!

         Начать нашезанятие сегодня я хочу с рассказа об одной очень интересной традиции.

         Очень давнопоявилась такая примета. Брали монетку, чаще всего  пятачок, клали его в обувь,чтобы во всех делах сопутствовала удача. Сегодня на наше занятие я тоже принесла пятачки и дарю их каждому из вас. Пусть каждый уберет пятачок в своютуфельку на удачу.

         А чтобы узнать очём, мы сегодня будем говорить, я предлагаю просмотреть сценку, которую для насподготовили Данил и Настя.

Сценкав исполнении учащихся

         Данил: Смотри, Настя, сколько у меня сегодня денег! Я купил в буфете три  булочки и уменя осталось ещё сто рублей! Представляешь, мама с папой пообещали мне купитьещё и новый телефон. Здорово, да?

         Настя:  Амне мама дала денежку только на одну булочку. Мама говорит, что у нас«трудности в семейном бюджете».

         Данил:  Ачто такое семейный бюджет?

         Настя: Честно говоря, я не знаю. Так мама говорит.

 

Учитель: Ребята,предположите какая сегодня тема занятия?

Учащиесявысказывают предположения о теме занятия

Учитель:Верно! Тема нашего занятия «Наш семейный бюджет»

Многим из вас родителидают деньги на карманные расходы. Вы можете их потратить на своё усмотрение:развлечения, сладости. Иногда, бездумно истратить деньги на какую-нибудьненужную мелочь. А кто — то из вас задумывался над тем, сколько ваши родителитратят на ваше содержание в месяц, в год?

Каждая семья –неповторима. Но у  каждого есть свои обязанности .

•        Чем домазанимается ваша мама? Ответы учащихся

•        А что делает папа? Ответы учащихся

•        Как вы можетепомочь своим родителям? Ответы учащихся

         Для того, чтобыприготовить еду, нужно купить… Ответы учащихся

         Для того, чтобыпостирать, нужен …, Ответы учащихся

а для того, чтобы посудабыла чистой , нужно иметь на кухне… Ответы учащихся

         То есть, чтобыбыло вкусно и чисто,  нужно многое купить, а, как известно, в магазинахбесплатно ничего не даётся. Товар продается за определенную стоимость. Без чегоже нельзя обойтись в магазине? Ответы учащихся

         Верно, но откудав вашей семье появляются деньги? Ответы учащихся

         Да, за то, чтолюди работают, они получают зарплату.

         Теперь мы с вамизнаем, как в вашей семье появляются деньги.

         Итак, мы можемсделать вывод, что семейный бюджет – это…

Учащиесявысказывают предположения о том,

чтотакое семейный бюджет

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

Учитель:Но…Бюджет семьи состоит не только из доходов, но и из расходов, которые семьяпланирует сделать в течение определённого количества времени

         Сегодня япредлагаю вам поиграть в игру «Наш семейный бюджет». Работать мы будем вгруппах. Каждая группа – это  семья.

         Каждая семьядолжна соблюдать правила: принимая решение, учитывать мнение всех членов.

Учащиесяделятся на команды по цвету жетончиков

Учитель:Я буду давать вам задание, а вы заполнять таблицу расходов, которая есть вкаждой «семье». В конце нашего занятия нужно составить общий  бюджет и выяснитьнасколько правильно члены семьи подошли к расходам.

Каждая«семья» получает раздаточный материал

 (Приложение1)

Задание № 1 — «Идём запокупками»

Учитель:Как вы думаете, что такое продовольственная корзина? Ответы учащихся

Учитель:Правильно! Продовольственная корзина – это примерный набор товаров, необходимыхдля жизни отдельного человека (или семьи) на месяц.

         Каждая «Семья»должна выбрать из предложенного списка (Приложение 2) необходимыена месяц продукты. Но нужно учитывать мнение всех членов семьи. В таблицерасходов — сделать соответствующие записи.

Ученикипланируют список «покупок» и «покупают» их .

Обосновываютсвой выбор

Учитель:Ребята вы выбрали продукты на месяц. Вы молодцы.

Задание № 2. «Наше меню»

Продукты вы купили … Теперьвам нужно составить меню для своей семьи на каждый день недели. Используятолько те продукты, которые вы приобрели. Но не забывайте о том, что вашихпродуктов должно хватить на месяц…

Ученики составляют «Меню».

Обосновываютсвой выбор

Задание № 3. «К сожаленьюдень рожденья только раз в году!»

Учитель:Молодцы! Вы отлично потрудились. Но на следующей неделе у ваших мам Деньрождения. Вы, конечно,  решили устроить праздник.

         Вам необходимо,используя карточки – варианты (Приложение 3), основываясь насвоём бюджете, организовать для мамы незабываемый и полный впечатлений день.

Ученики планируют праздник.

Обосновываютсвой выбор

Учитель:Молодцы! И какой же день рождения без танцев? Давайте немного подвигаемся…

Ученикивыполняют движения вместе с учителем

ДИНАМИЧЕСКАЯПАУЗА

«Танцуемвсей семьёй»

Одолелавас дремота,

(Зеваем.)

Шевельнутьсянеохота?

Ну-ка,делайте со мною

Упражнениетакое:

Вверх,вниз потянись,

(Рукивверх, потянулись.)

Окончательнопроснись.

Рукивытянуть пошире.

(Рукив стороны.)

Раз,два, три, четыре.

Наклониться— три, четыре

(Наклонытуловища.)

Ина месте поскакать.

(Прыжкина месте.)

Наносок, потом на пятку.

Всемы делаем зарядку.

 

Задание № 4 «Болезньблизкого человека»

Учитель: Отличноповеселились! Но …Случилось несчастье! Один из членов вашей семьи внезапнозаболел. Вам необходимо выбрать вариант его лечения. Что вы предпримете?

(Приложение 4)

Ученики планируют лечение.

Обосновываютсвой выбор

Задание № 5. «Идём заобновками!»

Учитель:Вы отлично справились с заданием!

К началу весны каждый извас  решил купить для себя что-то новенькое… Итак, сейчас мы с вами отправляемсяв торговый центр за покупками. Но не забываем, что необходимо рассчитывать насвои доходы…

Перед вами списоктоваров, которые возможно купить (Приложение 5)

Ученики планируют список «покупок».

Обосновываютсвой выбор.

Учитель:Молодцы! Сегодня мы с вами попробовали построить семейный бюджет в семьях сразными доходами и, соответственно, расходами.  Вы уже, конечно, поняли, что к деньгам нужно относиться правильно и тогда проблем в семье не будет. И гораздопроще было бы, если бы в каждой семье составляли план покупок с учётомпотребностей каждого члена семьи и, конечно, своих  возможностей.

-С каким новым понятиемвы познакомились на занятии? Ответы детей

-Что входит в этопонятие? Ответы детей

— Что такое доходы? Ответыдетей

— Что такое расходы? Ответыдетей

Учитель:Я думаю, что сегодня вы многому научились и сделали для себя определенныевыводы, которые помогут вам и вашим семьям избежать проблем в финансовом плане.

         А сейчас япредлагаю вам «оживить» Солнышко на доске при помощи лучиков.

На лучиках необходимодописать предложения:

•        Сегодня я узнал(а)……

•        Было интересно,потому что……

•        Теперь я знаю………..

•        Я расскажу мамеи папе о……..

•        Мне было неинтересно, потому что……….

 

Учитель:Спасибо, ребята! Наше занятие на этом окончено. До новых встреч.

 

 

 

 

Список использованнойлитературы:

1.     КомароваЕ.А. Методические рекомендации для проведения уроков технологии по разделу«Домашняя экономика». Киров, ВГГУ,2002

2.     ПреображенскаяЕ.В. Домашняя экономика: тетрадь с печатной основой.- Саратов: «Лицей», 2002

3.     СимоненкоВ. Д. Основы домашней экономики. Брянск,1995

4.     СмоленскаяА. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономку, С-Пб.,2001.

5.     РайзбергБ. А. и др. Современный экономический словарь. М., 1997.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет