Муниципальное казённое дошкольное образовательноеучреждение
Детский сад № 23-ЦРР
г.Россошь
Методическаяразработка занятия в соответствии стребованиями ФГОС
Тема:«Музыкальное путешествиес дидактическими играми»
Выполнила:ЛюбченкоНаталья Анатольевна,
музыкальныйруководитель.
2023г
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительнаязаписка…………………………………………………………
Аннотация…………………………………………………………………………
Ходзанятия………………………………………………………………….…
Заключение………………………………………………………………………..
Списокиспользованных источников и литературы………………………..
Приложения…………………………………………………………………..
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Современныепрограммы, технологии
Применяюя в своей работе-
Игровыеподходы и методы
Соответствуютдетской природе.
Нужнонемало труда и терпения
Чтобыребят понимать научить
Какоеу музыки настроение,
Какойкомпозитор бы мог сочинить…
Назанятиях в детском саду
Познаешьты музыки красоту.
Научишьсяпеть, танцевать и играть
Умнее,добрее, отзывчивей стать
Игра развивает индивидуальность;играя, ребёнок учится воспроизводить
свои впечатления и идеи, поэтому игра- могущественноеорудие для
укрепления способностей мыслить .
Музыкально-дидактические пособия и игры могут стать средством
активизации музыкального развития ребенка, позволяющиеприобщать детей
дошкольного возраста к активному восприятию музыки.Музыкальное
восприятие – сложный, чувственный, поэтический процесс,наполненный
глубокими переживаниями, в нем переплетаются сенсорныеощущения
музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт иживые
ассоциации с происходящим в данный момент, следование заразвитием
музыкальных образов и яркие ответные реакции .
АННОТАЦИЯ
Данная методическая разработкасодержит методические рекомендации по проведению музыкально-дидактических игр сдетьми. Раскрывает содержание практической деятельности, будет полезна илегка в применении, в качестве эффективной формы организации совместнойдеятельности с детьми.
Музыкально-дидактические игрывсегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Этоуниверсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступнойформе привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основмузыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры развивают у детей чувстворитма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошимсредством для раскрепощения стеснительных детей и без напряжения поддерживатьих положительную детскую мотивацию, что положительно играет на развитиеребенка.
Важность музыкально-дидактических пособий и игр в том, что они помогаютознакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями вмузыке, как нотная азбука, форма музыкального произведения, а также сотдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствамимузыкального звука.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают передребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Новизна моей разработки заключается винновационной, оригинальной
форме организации совместной деятельностимузыкального руководителя и
дошкольников, а именно –музыкально-игровой деятельности.
Цель: Познакомить с нотной азбукой. Развивать музыкальные способности, углублять представлениядетей о средствах музыкальной выразительности.
Для достиженияцели выделила задачи:
Обучающие:
— передаватьв движении определённые образы, двигаться ритмично, соблюдая темп музыки;
— совершенствоватьвокальные навыки и звуковысотный слух при распевании и знакомстве с нотами;
— слышатьв музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнаватьхарактерные образы, расширять словарный запас детей;
-добиваться активного участия детей в занятии путем использования наглядныхпособий;
-закреплять навык игры на шумовых инструментах, знать их название; уметьсамостоятельно воспроизводить заданный ритмический рисунок;
— закреплять у детей представление о жанровом разнообразии танцевальной музыкипосредством соответствующих элементов танцевальных движений;
-закреплять навык пения без напряжения, начинать петь самостоятельно послевступления, точно попадая на 1 звук; осваивать умение петь с солистом.
Развивающие:- развиватьдыхание, голос и координацию движений посредством логоритмики;
-синхронизировать речь и движение;
— развиватьэмоциональную отзывчивость, слуховое внимание;
-продолжать развивать звуковысотный слух, чувство ритма;
-инсценировать движения в соответствии с музыкой;
— формироватьпевческий голос и выразительность движений.
Воспитательные:
-воспитывать культуру слушания, любовь и интерес к музыке, желание заниматьсямузыкальной деятельностью;
-воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношениедруг к другу.
Для успешной реализации данныхзадач составлен перспективно-тематический план для детей подготовительной группыДОУ, которое помогает мне развивать музыкальные способности у детей, а такжепомогает систематизировать знания и умения детей по всем видам музыкальнойдеятельности
- игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый и динамический);
- игры, развивающие чувство ритма;
- игры, способствующие восприятию музыки;
- игры для развития музыкальной памяти.
Методы и приёмы:
Словесные: вопросы,задания, словесное объяснение.
Наглядные: портретыкомпозиторов, карточки к музыкально-дидактическим играм.
Практические: музыкальныеигры, творческие задания.
Музыкально-дидактические игры осваиваютсядетьми постепенно.
Ознакомление с новой игрой происходит восновном во время музыкальных
занятий. Музыкальный руководитель знакомит детей с правилами игры,
ставит перед ними определеннуюдидактическую задачу. Вначале
музыкальный руководитель являетсяинициатором проведения игры.
Впоследствии дети могут самостоятельноиграть и без помощи педагога,
выбрав ведущего среди своих товарищей.Навыки, полученные детьми в
процессе разучиваниямузыкально-дидактических игр, позволяют им более
успешно выполнять задания, связанные сразличными видами музыкальной
деятельности.
Музыкально-дидактические игры должны бытьпросты и доступны,
интересны и привлекательны. Только в этомслучае они становятся
своеобразным возбудителем желания у детейпеть, слушать, играть, танцевать.
Для того чтобы музыкально-сенсорныеспособности детей были успешно
сформированы, необходимо наметить пути ихформирования. Для этого
очень важно знать какова музыкальностькаждого ребенка.
Поэтому практическая часть должнапроисходить в два этапа:
1. Подготовительный
2. Основной.
На подготовительном этапе, детямнеобходимо дать общее представление
обо всех видах музыкально-дидактическихигр с использованием следующих
музыкально-сенсорных задач.
• Развитие звуковысотного слуха
• Развитие динамического слуха
• Формирование тембрового восприятия
• Совершенствование чувства ритма
Подходящий образ для ведущего данных игр –образ сказочного персонажа.
Детям он будет казаться знакомым и будетпроще наладить общение. При
обучении дети сами в дальнейшем будутучаствовать в театрализованном
действии. Благодаря этому все занятияпроходят в игровой форме. Главная
задача педагога – чтобы дети проявили интерес,эмоции, активность,
откликались на музыкальные задания сбольшим желанием.
Предварительнаяработа:
-освоение музыкального репертуара на музыкальных занятиях;
— подготовка воспитателя по вопросам музыкального воспитания;
— подготовка оборудования; запись фонограммы на флешь- диск;
— изготовление шумовых инструментов.
При проведении данных игр необходимнаглядный вспомогательный
музыкальный материал который позволит впростой доступной игровой
форме дать детям представление о свойствахмузыкального звука, о
выразительных возможностях музыки, научитьразличать характер музыки,
настроение, предаваемое ею.
Необходимо вызвать интерес, активность удетей, развить самостоятельность
в музыкальной деятельности, котораяприобретает творческий характер.
Оборудование:
Техническиесредства: компьютер, мультимедийная установка для показа
слайдов,музыкальный центр, CD-диски с фрагментами музыкальных произведений.
Демонстрационный:мультимедийная презентация с содержанием игрового
интерактивногопособия: слайды Магнитофон, фортепиано, изображение
нотного стана инот, 3 пенёчка разной высоты, игрушки трёх медведей,
портретыкомпозиторов, демонстрационные карточки к игре «Каким бывает
дождик»,картинки к дидактической игре«Угадаймелодию», аудиозаписи,
сюрпризныймомент– конфеты-нотки.
Вроли Феи воспитатель.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационныймомент.
Детипод музыку входят в зал. Звучит музыка – А.Островский «До, ре, ми..»
Музыкальное приветствие.
Муз.рук: Добрыйдень, ребята,
Дети:Здравствуйте.
Муз.рук: Ребята,вы сегодня, когда пришли в детский садик, здоровались друг с другом?
Дети: Да!
Муз.рук: Адавайте еще раз поздороваемся друг с другом и скажем доброе утро.Сначала мыбудем говорить приветствие шёпотом и грустно
Методические рекомендации.
Цель: развивать диатонический слух детей
Текст игры произноситься неспеша, ритмично. На слова «Доброе утро» — интонация голоса повышается иделается небольшая пауза.
Придуманокем-то просто и мудро
Привстрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброеутро – солнцу и птицам,
Доброеутро – улыбчивым лицам.
Икаждый становится добрым, доверчивым…
Пустьдоброе утро длится до вечера!
Атеперь скажем громко, радостно и весело….
Нучто, настроение у всех поднялось?
Дети: Да!
Муз.рук: Воти замечательно!
Муз.рук: Ребята,я очень рада вас видеть. За окном весна и у меня такое прекрасное настроение,что очень хочется поделиться им с вами
I. Актуализация знаний.
Муз.рук.: Сегодня нашафея Музыки в очередной раз приглашает нас с вами впрекрасный музыкальный мир, где мы узнаем много нового и интересного.Но попасть туда смогут только самые воспитанные, дисциплинированные дети,умеющие слушать и слышать музыку. Итак, вы готовы путешествовать?
Дети: Да!
Муз.рук.: Начинать путешествие мы будем с весёлойразминки.
Музыкально-ритмические движения.
Музыкально– игровая разминка «Утром рано просыпаюсь».
(муз.сопровождение – CD -Железновы «Аэробика длядетей» ).
Муз.рук. поёт ипоказывает движения, дети повторяют.
Муз.рук.: Утром рано просыпаюсь, просыпаюсь,просыпаюсь.
(Потягивается- руки вверх и через стороны вниз)
Назарядку собираюсь – вот, так, вот!
(Маршируетна месте)
Исо мною дружно в ряд, дружно в ряд, дружно в ряд,
(Чутьнаклоняясь вперёд, указательным пальцем как бы считает детей)
Встаютсразу…
Дети: 100ребят, 100 ребят! (Поднимают руки вверх, расставив пальцы, и
сжимают, разжимают кулачки)
Сними вместе 100 ужей, 100 ужей, 100 ужей,
(Соединяют ладони, делают волнообразныедвижения – «уж ползёт», текст произносят громким шёпотом)
Иконечно 100 ежей, 100 ежей.
(Складываютруки в «замок», большие пальцы соединены, остальные выпрямлены – «ёжик»)
Делают еёзайчата, вот, так, вот, так!
(Приставляют ладони к голове –«ушки зайчика», прыгают вокруг себя)
Ивесёлые лисята, вот так вот!
(Сгибают руки в локтях передсобой – «лисьи лапки», воображая и виляя хвостиком, кружатся вокруг себя наспокойном шаге)
Ав берлоге – медвежата, вот, так, вот, так!
(Разводят руки в стороны,переваливаются с ноги на ногу, произносят текст низким голосом)
Ав болоте – лягушата, вот так вот!
(Сгибают руки в локтях,разводят руки в стороны, расставив пальцы – «лягушачьи лапки», делают пружинкувправо-влево)
Дажестрашный крокодил всю зарядку разучил!
(Соединяют ладони, праваярука сверху – «пасть крокодила», открывают и закрывают «пасть», произносяттекст шёпотом)
Показаланам и кошка всю зарядку…
(Умываются то одной «лапкой»по «мордочке», то другой)
Наокошке. (Кладут голову на «лапки»)
Авверху на нашей крыше
(Поднимают руки над головой, соединивкончики пальцев рук, локти в сторону – «крыша домика»)
Делают зарядку мыши.
(Сгибают руки в локтях передсобой – «мышиные лапки», быстро ими перебирая, кружатся на носочках вокруг себя,произносят текст высоким голосом)
Утромрано мы встаём,
(Потягиваются- руки вверх и через стороны вниз)
Адальше песенку поём.
(Рукина поясе, «пружинка» вправо-влево)
Муз. рук: Ао чём же в песенке поётся?
Дети: Какнам весело живётся! (хлопают в ладоши)
Беседа.
Муз.рук.: Разминку мы сделали и сейчас будемпеть весёлую песенку?
Дети: Да!
Муз.рук: Здорово!Ребята, но прежде чем вы её споёте, я хотела бы у вас кое-что узнать. Как выдумаете, где живёт ваша песенка? Откуда она берёт своё начало?Ответыдетей.
Муз. рук.: Да,фантазия у вас работает хорошо! Но я вижу, вам нужна моя помощь. На самом делевсе песни, да и вообще музыкальные произведения живут вот в таких книгах (показываетдетям ноты)
где музыказаписывается специальными знаками. Кто-нибудь из вас может сказать, как ониназываются?
Ответы детей.
Муз.рук: Совершенноверно.Книги эти называются ноты.Все ноты живут в домике. Онназывается нотный стан или домик для нот. И каждая нота живет только в своейквартире, только на своем определенном месте. Всего нот 7.
(презентация)
Муз. рук.: Ребята,каждая ноткаимеет своё имя и звук , послушайте-
(видео-презентация)
Муз.рук. Чтобы выребята запомнили лучше нотки пропоём их.
Распевка «Ноты»- презентация-
Муз.рук: Ребята ,мысейчас пропоём мелодию, а вы послушайте внимательно куда она пойдёт вверх иливниз? Дети поют мелодию вверх.
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ,ДО.
Муз.рук: Ребята,куда сейчас шла мелодия, вверх или вниз?
Дети отвечают.
А теперьдавайте пропоём мелодию вниз.
ДО, СИ, ЛЯ, СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ,ДО.
Муз. рук.: Ну, что,ребята, теперь вы мне можете ответить, где живёт ваша песенка?
Дети: В нотах!
Муз. рук.: А вот иноты «Весёлой песенки».
(Берёт спианино макет нот «Весёлой песенки»)
Подходитек пианино, сейчас мы её споём.
(Садитсяза инструмент, открывает песенку, а там всего 2 ноты)
5 Проблемная ситуация.
Муз. рук.: Так, так,так! Ребята, вы ничего не замечаете? Здесь всего 2 ноты, а должно быть…сколько?
Дети: Семь!
Муз. рук.: Да,значит, сегодня мы песню спеть не сможем.
Фея музыки :Ну,ладно, не огорчайтесь, я помогу вам найти нотки, но только если вы выполнитемои задания. Согласны?
Дети: Да!
Фея: Тихо, тихо рядом сядем –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде.
Разноцветном, расписном
Домик наш открыт всем детям
Заходите, мы вас встретим!
Муз.рук:Тогда небудем терять время и отправимся на поиски нот. (Подходят к дереву). Ребята,смотрите, здесь под деревом лежат картинки. Давайте их рассмотрим. (Показываеткартинки детям и просит назвать то, что они видят).
Вот спомощью этих картинок я бы хотела поиграть с вами в игру «Угадай мелодию». Выбудете слушать музыку, определять её характер и показывать соответствующуюкартинку. А чтобы вам было легче определять музыку, я вам дам подсказку. Музыкусочиняет кто?
Дети: Композитор.
Муз. рук.: Вот всепроизведения, которые вы услышите, написаны одним композитором – П. И.Чайковским. Я много раз показывала вам его портрет, поэтому вы без труда должныузнать его среди других русских композиторов.Подойди, Поля, к столу и найди нам портрет П. И.Чайковского. Покажи его всем детям.
Когда ребёнок показывает портретдетям, то замечает на обратной его стороне приклеенную нотку.
Фея.: О!А вот и первая пропавшая нотка! Поздравляю! Сейчас мы её вернём в вашу песенку.
(Отклеивает нотку от портрета иприкладывает к линеечке в песенке).
Чтобы найтиследующую нотку, вернёмся к нашим картинкам и поиграем. Присаживайтесь настульчики возле пианино, я раздам картинки. Слушайте внимательно, неотвлекайтесь.
Слушание.
Музыкально-дидактическая игра«Угадай мелодию».
1. Звучит «Песня жаворонка». Поднимаюткартинки те дети, у которых изображён жаворонок
Муз.рук. спрашиваетодного из поднявших картинку детей, что это за произведение П. И. Чайковского. Ребёнокотвечает. А второго ребёнка спрашивает, почему он решил, что это именно «Песняжаворонка», какие музыкальные средства использовал композитор для передачиобраза жаворонка (высокий регистр, быстрый темп, трели, напоминающие пение птицы).
3. Звучит произведение«Подснежник».
Детям задаются те же вопросы
Муз. рук.: А теперьсамый интригующий момент. На этом столе те же картинки, что и у вас, только пододной из них находится вторая нотка. А вот под какой, вы мне сейчас скажете,прослушав ещё раз один из отрывков.
Звучит «Песня жаворонка».
Детиузнают, хором отвечают. Вызванный ребёнок подходит к столу, поднимаетсоответствующую картинку и находит за ней нотку.
Муз.рук. отклеивает нотку иприкладывает её к линеечке.
Муз. рук.: Чтобынайти третью ноту, я приглашаю вас на полянку, вот к этим трём пенёчкам. Детипроходят и садятся на пол возле пеньков. Посмотрите, они все разнойвысоты, как и звуки в музыке. Муз.рук. замечает за пенёчками игрушкумедведя.
Муз. рук.: Так!А кто это там спрятался? (Достаёт и показывает детям).
Дети: Медведь!
Муз. рук.: Да он тамне один! (Достаёт остальных). Сколько же их здесь?
Дети: Три!
Муз.рук.: А они вамкакую сказку напоминают?
Дети: Тримедведя!
Муз.рук: Точно! Адавайте рассадим этих мишек на пеньках. Но для этого вам надо вспомнить, ктокаким голосом говорил.
Высоким голосочком в сказке говорил кто?
Дети:медвежонок,
Муз.рук: Среднимголосом говорила-
Дети: Медведица-Настасья Петровна
Муз.рук: Низкимголосом говорил-
Дети:Михаил Иванович.
Муз.рук:Давайте послушаем разные мелодии из этой сказки и отгадаем к какому персонажусказки они подходят.
Музыкально дидактическая игра
Развитиезвуковысотного слуха.
Музыкально-дидактическая игра_Три медведя
Муз.рук.ПосадиВаня ,пожалуйста, медведей на пенёчки, соответствующий низким звукам,средним ивысоким звукам Ребёнок выполняет задание.
Фея.: Ребята, спомощью героев этой сказки мы не только закрепили знания о высоте звуков, но иприблизились к нашей третьей нотке. А лежит она под одним из этих пенёчков.Чтобы узнать под каким, внимательно слушайте, чей сейчас голос будет звучать.
Муз.рук. поёт внизком регистре «Кто лежал в моей кроватке?»
Дети позвучанию определяют, за каким пеньком лежит нотка. Одному из детей предлагаетсяпроверить правильность ответа. Ребёнок достаёт нотку и отдаёт её музыкальному руководителю.Музыкальный руководитель прикладывает её к нотному стану и незаметно для детей включает аудиозапись «Шумдождя».
Фея: Ребята,дождик начинается! Убегайте скорей на стульчики, пока не намокли под дождиком.
(Детирассаживаются на стульях перед пианино).
Ребята, авы сами хотите озвучить музыку дождя?
Дети: Да!
Развитие ритмического слуха.
Ритмическая игра сиспользованием шумовых инструментов
Музыкальный руководительраздаёт инструменты.
Муз.рук: Будьтевнимательны, нужно внимательно слушать и ритмично играть на инструменте.
Каждая группа детей поочереди играет свою партию в определённом ритме.
Муз.рук: Какойзамечательный у нас получился оркестр! Ребята, а вам понравилось быть музыкантами?
Дети: Да!
Муз.рук:Отлично!
Собираю музыкальныеинструменты.
Муз.рук: А в этойигре тоже прячется нотка. Посмотрите внимательно на эти карточки – схемы. Чтовы на них видите?Ответы детей. А что означают эти капельки?Дети: Долгиеи короткие звуки.Муз.рук: Совершенноверно!
Вот нашаследующая нотка прячется за карточкой, предающей ритм дождя
Вика,прохлопай ещё раз нам этот ритм. А теперь все вместе повторим. Замечательно!Саша, выбери нам, пожалуйста картинку прохлопанного ритма.
Ребёнокпереворачивает карточку и находит за ней нотку.
Музыкальныйруководитель прикладывает её к линеечке.
Муз. рук.: Молодцы,ребята! У нас есть уже шесть нот! Сколько же нам ещё осталось найти? Ответыдетей. Правильно, ещё одна нотка, поэтому я предлагаю выйти на коврик,стать в круг и поиграть в последнюю игру. Вы,внимательно слушая, будете выполнять характерные для того или иного танцадвижения. Ну, что, правила игры понятны?
Дети: Да!
Муз. Рук: Тогданачнём!
Развитие эмоциональнойотзывчивости и чувства ритма.
Игра «Узнай танец»
Вальс (кружение впаре) – Грибоедов «Вальс»
Русская плясовая («ковырялочка»или «присядка») – «Я с комариком плясала»
Русская хороводная (держась заруки идут хороводным шагом, оттягивая носочек) – «Сударушка»
Полька (подскокивокруг себя, руки на поясе) – М. Глинка «Полька»
Муз. рук.: Вы отличносправились с этим заданием, поэтому я сразу вручаю вам последнюю нотку (муз.рук.прикладывает её к нотному стану) и с радостью сообщаю, что теперь,когда все недостающие пять нот вернулись в вашу Весёлую песенку, вы наконец-тосможете её спеть. (муз. рук. включает запись «Весёлой песенки», звучитвступление). А вот она уже заиграла!
Пение.-
Весёлая песенка (музыкаА.Ермолова)
Подведение итогов.
Муз.рук.: Ребятки, я хочу отметить, чтосегодня вы меня очень порадовали. Вы справились со всеми заданиями, смоглинайти все недостающие нотки для своей песенки. И песенка в свою очередь тожедарит вам нотки, но нотки необычные.
Музыкальныйруководитель берёт поднос с конфетами, на которых наклеены нотки двух цветов.
Посмотрите,они разноцветные! Если у вас хорошее настроение от сегодняшней нашей встречи -возьмите жёлтую нотку, а если вам было скучно, не интересно, возьмитесинюю нотку.
Детиразбирают нотки.
Муз.рук.: Я вижу, что вы выбрали жёлтые нотки.
Ачто сегодня на занятии для вас показалось самым интересным?
Ответыдетей.
Муз.рук.: А вам было сегодня трудно? Ответыдетей.
Акакое задание было самое трудное для вас? Ответы детей.
Муз.рук.: Вы трудились не напрасно, все согласны?
Дети: Да,согласны!
Муз.рук.: А настроение у вас, я думаю,конечно…
Дети: Класс!!!
Фея: Нуа теперь на улицу гулять ступайте,
Ноулыбаться всем не забывайте!
Досвидания, ребята!
Детипод песню «Весёлая песенка»» уходят из зала в группу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приопределении значимости использования музыкально-дидактических игр в обучении дошкольникови анализе сценарного плана, становится ясно, что если в процессе музыкальнойдеятельности будут развиваться музыкально-сенсорные способности у всех детейбез исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкальноразвития. Поэтому развивающая функция музыкально-дидактических игр очень важна.
Припроведении данных игр необходим наглядный вспомогательный музыкальный материал,который позволит в простой доступной игровой форме дать детям представление освойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научитразличать характер музыки, настроение, предаваемое ею.
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1Дидактические игры иупражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателядетского сада. М.: Просвещение, 1978. – 96 с.
2. Ветлугина Н.А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детскомсаду: учеб. Пособие – М.: просвещение, 1983. – 255 с.
3.Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождениядо 6 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
4. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников:Учеб. Для студ. высш. и сред.пед. учеб. завед. – 2-е из. – М.: Издательскийцентр «Академия», 1998.
5. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства вмузыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз.Руководителей дет.садов. – М.: просвещение, 1986. – 144 с.
6. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ. / Под ред. В. И. Логиновой,П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
1. музыка– А. Островский «До, ре, ми, фа, соль…»
2. (муз.сопровождение – аудиокассета Железновы«Аэробика для детей» ).
3. Песня «Каждый звук имеет своё имя или Песенка про ноты»
(презентация)
4. Распевка «Ноты».-презентация
5. «Песня жаворонка».П. И. Чайковского. «Подснежник».
6. Музыкальная игра «Дождик».
7. Грибоедов «Вальс»
8. Русская плясовая «Я с комариком плясала»
9. Русская хороводная «Сударушка»
10.Полька М. Глинка «Полька»
11.Весёлая песенка (музыка А.Ермолова)
