МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗЛЫНКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№2
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
В РАМКАХ РАЙОННОГО КОНКУРСА МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПОПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
«ЗНАТОКИ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ» СРЕДИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗЛЫНКОВСКОГО РАЙОНА
![]() |
НОМИНАЦИЯ
-«ОРГАНИЗАЦИОННО-МАССОВАЯ РАБОТА»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
-«ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
В СТРАНУ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
ПОДГОТОВИЛА
-УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ТЕРПЯЧАЯ ИРИНА ПЕТРОВНА
Пояснительная записка
Учитель начальных классов Терпячая Ирина Петровна(первая категория)
МБОУ Злынковской основной общеобразовательной школы№2
В данную методическую разработку входят:
* Конспект мероприятия с покадровымиописаниями хода мероприятия в виде презентации.
* Презентация
* Приложение: дидактический материал(наглядность в виде файлов в текстовом редакторе Word ина бумажных носителях), аудиофайлы, используемые в ходе мероприятия.
Цели:
* Профилактикадетского дорожно-транспортного травматизма
* Повышение интереса к правилам дорожногодвижения
* Расширение межпредметных связей
* Создание позитивного настроя при изученииправил дорожного движения
Задачи:
* Закрепление навыка групповой работы
* Развитие логического мышления
* Развитие творческого мышления
* Повышение мотивации к обучению правиламдорожного движения
* Закрепление навыка применения знаний напрактике соответственно возрастной категории
Адресат:
* Учителя начальных классов
* Учителя других предметов (данную разработкуможно взять за основу при создании сценариев внеклассных мероприятий при изученииправил дорожного движения)
* Классные руководители, организаторывнеклассной работы (данную разработку можно взять за основу при созданиисценария игрового внеклассного мероприятия)
Используемые образовательные технологии:
* Игровая технология
* Тестовая технология
* Коррекционно – развивающая технология
* ИКТ технология
* Технология коллективного взаимодействия(работа в группах)
Направленность, возможности применения разработки:
Данное внеклассное мероприятие может быть проведено:
* в начальной школе.
* между командами младших и средних классов(5-6 класс)
* между классами одной параллели
* на кружковом занятии
* для проведения семейной игры-викторины
Целесообразно проводить такое мероприятие в рамкахпредметной или межпредметной недели, в виде классного часа, внеклассногомероприятия месячника ПДД или как заключительный урок в конце каждого месяца.
Актуальность:
* данное мероприятие является универсальнымпо адресату применения
* нацелено на повышение мотивации к обучениюправил дорожного движения
* является примером применения несколькихобразовательных технологий в рамках одного мероприятия
* не требует от учащихся специальнойподготовки к данному мероприятию
* даёт возможность каждому ученику применитьсвои знания в неформальной игровой ситуации
* презентацию к мероприятию можно взять заоснову для проведения других внеклассных мероприятий.
Условия реализации:
* наличие компьютера, музыкальных колонок,экрана и проектора в кабинете
* умение учителя пользоваться данной техникой
* наличие минимального количества учеников -участников игры (20 человек)
* позитивный настрой учителя и учеников, таккак мероприятие спланировано в форме игры .
Противопоказанием к применению может являтьсяотсутствие любого из вышеперечисленных тезисов.
Мероприятие рассчитано по времени на 45 минут (урок).
Краткое описание:
Мероприятие представляет собой урок-путешествие.Участники делятся на несколько команд и совершают виртуальное путешествие повыдуманным станциям, на каждой из которых их ждут нестандартные задания,требующие применения не только предметных знаний, но и творческих способностей,логики, чувства юмора и т. д.
Списокиспользованной литературы и ресурсов:
1. «Энциклопедия педагогических технологий»,А.К. Колеченко, КАРО, СПб, 2006
2. «Праздник диною в учебный год», С.В.Данилов, Л.С. Илюшин, КАРО, СПб, 2001
3. «Дорожная безопасность»,Е.А.Козловская,С.А.Козловский, ИД«Третий Рим» 2006
4. «Азбука пешехода»,Р.П.Бабина ИД«Мнемозина»,2004
5. Материалы сайта « festival.1september.ru»
6. « Добрая дорога детства [Электронныйресурс]: интернет портал//
http://www.dddgazeta.ru
7. Кирьянов В.Н.Пропаганда БДД [Электронный ресурс]: Официальный сайт ГИБДД МВД России / В.Н.Кирьянов //http://www.gibdd.ru/
8. Эл.диск «Азбука безопасности на дороге»(детская обучающая программ ОСЭ)
Внеклассноемероприятие по ПДД
«Интерактивноепутешествие в страну ПДД»
Цель: формироватьпредставление школьников младшего возраста о правилах безопасного поведения надороге.
Задачи: развиватьвнимание, наблюдательность, качества необходимые для безопасного поведения наулице; вызвать познавательный интерес детей к изучению ПДД; воспитывать чувствоответственности у учащихся за личную безопасность, ценностного отношения ксвоему здоровью и жизни.
Цель:
Обучающая
— Закрепить знания о правилах поведенияна улице (на дороге, тротуаре, проезжей части и т.д.).
— Вспомнить основные правила дорожного движениядля пешеходов.
— Учить ориентироваться на улице.
— Закрепить знание основных правил уличногодвижения (идти, держать правой стороны тротуара, переходить дорогу на зелёныйсвет светофора и др.).
Воспитывающая
— Воспитывать уважение, чуткость и тактичностьпо отношению к окружающим; уважение и гражданскую позицию,применительно законов гражданского общества, выполнению требований ПДД; чувстваколлективизма.
Развивающая
— Развивать внимание, усидчивость, мышление,речь, память, интерес к обучению.
Предварительная работа:
подбор детьми загадок, информации об истории возникновенияправил дорожного движения; подготовка «реквизита» , изготовлениепригласительных билетов для гостей праздника.
Предполагаемыерезультаты:
познавательные УУД
— самостоятельно преобразовыватьпрактическую задачу в познавательную
— умение самостоятельноосуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации изразличных информационных источников
коммуникативныеУУД
— умение с достаточной полнотой иточностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиямикоммуникации
— владение монологической идиалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическиминормами родного языка
— формирование вербальных иневербальных способов коммуникации
— умение интегрироваться в группусверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество сосверстниками и взрослыми
регулятивные УУД
— удерживать цель деятельности дополучения ее результата
— анализировать эмоциональныесостояния, полученные от успешной(неуспешной) деятельности
— оценивать результаты деятельности
личностные УУД
— проявлять понимание и уважение кценностям культур других народов
-анализировать и характеризоватьэмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношенияс их учетом;
— оценивать ситуации с точки зренияправил поведения и этики;
— проявлять в конкретных ситуацияхдоброжелательность, доверие, внимательность, помощь
Структура занятия:
1.Мотивационный этап.
(вступительное слово учителя,активизация учащихся, постановка учебных задач)
2.Этап актуализации знаний.
(актуализация знаний учащихся, организациявзаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия,самостоятельнаяработа)
3.Этап открытия новых знаний.
(изучение нового материала,открытие новых знаний, введение новых понятий, закрепление нового материала)
4.Рефлексия.
(повторение, оценивание, итогзанятия)
Оборудование: костюмСветофора,Светофорчика Незнайки, Знайки, Полицейского, Маши и Вити,; табличкисо знаками светофора, жезл, клаксон, таблички дорожных знаков, «осколочнаямозаика» с изображением дорожных знаков, магнитная доска, интерактивная доска(экран, проектор),разноцветные заглавные буквы АСПКВТРД, руль, презентация,сувениры-призы, переносная доска.
Ход занятия:
1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕСЛОВО УЧИТЕЛЯ
Ведущий:
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами отправимсяв интерактивное путешествие. Кто знает, что это за путешествие?
Дети:
Виртуальное путешествие.
Ведущий:
Действительно, но совершим мыего в условиях очень близких к реальным жизненным ситуациям. Хотите совершитьпутешествие? Отлично!
Вы спросите, в чёмнеобычность нашего путешествия? Да, путешествие необычно тем, что мы с нашимигостями-героями ,хорошо нам известными, побываем в разных городах, на разныхулицах, в роли пешеходов, пассажиров и даже водителей, побываем в прошлом,поиграем в виртуальные игры, пройдём различные уровни игры –путешествия, асовершим мы всё это за 45 минут урока.
2.АКТУАЛИЗАЦИЯЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
-Кто догадался, чемупосвящено сегодняшнее путешествие? (ПДД)
Итак, в путь!
(на урок приглашаютсястаршеклассник или родители или другие помощники, ведущие счёт команд, подающиереквизит, переодевающие героев)
3.ПОСТАНОВКАУЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
Правила игры-путешествия:
1.По сигналу клаксона –начало тура, окончание тура
2.Команды Незнайки иСветофорчика и команда Знайки и Полицейского
3.Роль Маши и Вити исполняютжелающие
4.Команды соревнуются вразличных турах-ходах игры и переходят на следующий уровень.
5.Маша и Витя ведут счёт напереносной доске.
(дети разделились на команды)
Главное условие- знаниеправил дорожного движения и желание узнать как можно больше нового о них.
4.АКТУАЛИЗАЦИЯВОПРОСА, РАССМАТРИВАЕМОГО НА ЗАНЯТИИ
Ведущий1 (Маша):
Рассаживайтесь поудобней,
Места занимайте скорей.
На праздник в страну ПДД
Мы пригласили друзей.
Ведущий2(Витя):
Новой сказки чудеса,
Лучше нет которой
С ней пройдём мы сквозь леса,
Сквозь моря и горы.
Ведущий1: (на экране планета Земля в виде планеты ПДД)
Начинается она…
Вы слыхали дети?
ПДД – страна
Есть на белом свете.
Ведущий2:
Разный там народ живёт:
Шофёр, машина, пешеход.
Ведущий1:
Да, чуть не забыли!
Управляет той страной,
Светофор великий,
Чтобы не было какой,
Там неразберихи! (светофорвстаёт, кланяется, дети аплодируют)
Ведущий2:
Три заветные вещицы,
Три волшебных огонька
– Красный, жёлтый и зелёный,
С ним всегда наверняка!(Светофор моргает)
-Кто же нам расшифруетназвание страны ПДД?
-Правила Дорожного Движения.
-Нужны ли они нам в нашемпутешествии?
-Да.
-Почему? Выясним это немедленно!
5. ОРГАНИЗАЦИЯВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ ПО ОВЛАДЕНИЮ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.
(РАБОТА В ГРУППАХ)
(На экране Москва с оживлённым движением)
Ведущий1:
Город, в который с тобой попадём,
Можно по праву сравнить с букварем,
Вот она, азбука — над мостовой,
Знаки развешаны над головой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
5.1.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Ведущий2:
Конкурс1. РАСКРАСЬ СВЕТОФОР
(на доске висят буквы АА С П В К В Т Р В П Д , буквы разного цвета:синий, красный, жёлтый, зелёный, отгадывая загадки, команды находят нужнуюбукву и располагают её в порядке сигналов светофора, кто первый соберётсветофор, тот и побеждает в конкурсе)
-А умеете ли вы разгадыватьзагадки?
Маленькие домики
По улице бегут,
Мальчиков и девочек
Домики везут. (Автомобили)
Чтоб нам стобой помочь
Этот путь пройти опасный,
Зажигает день и ночь
Он зелёный, жёлтый, красный.(Светофор)
Если тыспешишь в пути
Через улицу пройти,
Там иди, где весь народ,
Там, где знак есть…(Переход)
Четыребратца
Уговорились гоняться,
Как не бегут
Друг друга не догонят!(Колёса)
Дваколёсика подряд –
Их ногами вертят,
А поверх торчком
Сам хозяин крючком.(Велосипед)
Должензнать,
И млад и стар:
Для машин есть мостовая,
Для прохожих – (Тротуар)
Что засиний дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.(Автобус)
Посмотри,силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.(Регулировщик)
Выходя наулицу,
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное – (Внимание)
Неширока в ширину.
Но зато длина в длину.
Где вода и глубина –
Деревянная она. -(Дорога).
Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти
Там иди, где весь народ,
Там, где знак есть …- (Переход)
Два колеса, седушка, руль,
Багажник, цепь, педали.
Кто сядет на него верхом,
Тот покорит все дали..-(Велосипед)
Ведущий1:
-А ответит на вопрос кто осветофоре? Почему ,скажи, его нету в синем море?
Ответы детей.
5.2.ИЗУЧЕНИЕНОВОГО МАТЕРИАЛА
ОТКРЫТИЕ НОВЫХЗНАНИЙ.
Учитель:
Историческая справка.
«Было это очень давно. Люди жили тогда в непроходимых лесах.Разводили скот, охотились, собирали мед, ловили рыбу. Трудно было пробиратьсясквозь дремучие леса, но это было необходимо. И люди стали прорубать в лесахпроходы. Их стали называть «путинами». Путины соединяли между собой населенныепункты, их стали называть дорогами».
— Много дорог в нашей стране. Проехать по всем — это всеравно, что два раза совершить путешествие на Луну и обратно.
— Какие дороги вы знаете? (Скоростные, автомагистрали, главные,
второстепенные).
— Как вы думаете, какое главное качество дороги? (Ширина,покрытие).
«В России первые мощеные дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами бревен. Представляете, какна этой дороге трясло? Главные московские улицы было решено замостить камнем в1692 году. По царскому указу в город никого не пропускали, пока не сдадутстраже три камня, не меньше гусиного яйца.
Первая дорога появилась в России в 1722 году. По приказу ПетраI ее проложили между Москвой и Петербургом. Дорогу покрыли гравием».
— Чем сейчас покрывают дороги? (Сейчас дороги покрывают слоемособой нефтяной смолы, битумом или асфальтом).
— Бегут дороги от города к городу, от поселка к поселку. Бегутпо равнинам, пересекают реки, пробираются сквозь дремучие леса, вьются по склонамгор, словно паутиной покрывают землю. Подойдет дорога к городу, расступятсяперед ней дома с широкими улицами.
— Что такое улица? (Дорога по городу).
— Все улицы делятся на две части. Как называется часть, покоторой движутся машины? (Проезжая часть, мостовая).
Чтобы движение носило определённый порядок был придуман светофор.
Первый в истории человечества светофор был установлендостаточно давно, еще в декабре далекого 1868 года. Произошло это встолице Великобритании – Лондоне.
Внешний вид первого светофора существенно отличался от егосегодняшних собратьев. Он был на ручном управлении и представлял собой нехитруюконструкцию с набором из двух семафорных стрелок. Стрелка, расположеннаягоризонтально, означала остановку, а приподнятая кверху под углом в 45 градусов– перемещение с особой бдительностью. В ночное время стрелки заменялись газовымфонарем соответствующих цветов. Красный означал остановку, а зеленый разрешалдальнейшее движение.
Главным недостатком первых светофоров было то обстоятельство,что для управления ими требовался человек. Понятно, что при такихобстоятельствах нельзя было обеспечить светофорами большое количество улиц вгородах. Поэтому изобретатели направили свои усилия на создание автоматическихустройств для регулирования дорожного движения.
У нас в стране первый светофор былустановлен в Ленинграде в 1930 году.
Основной задачей светофора являлось облегчение перемещения пешеходных потоковчерез проезжую часть.
— А как называется часть, где ходят люди? (Тротуар).
(За активное участие в опросе присуждаются баллы, а на экранеидёт показ слайдов по вопросам учителя).
Ведущий1:
Продолжаем наше путешествие,первый тур мы прошли успешно и переходим на следующий уровень, более сложный.Нам необходимо зарядить наши батарейки. (Зарядка. Полицейский помогает,указывая жезлом движения всех детей, а Маша и Витя дают команды своим примером.)
ФИЗМИНУТКА
Постовойстоит упрямый (руки по швам) (шагаем на месте)
Людям машет: Не ходи! (палка в верх)(движения руками в стороны, вверх, встороны, вниз)
Здесь машины едут прямо(жезл вперед) (руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (жезл вверху)(руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)
Приглашает нас идти (жезлом показал) (шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите ( жезл вверх)(хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (круговые движения жезлом)(прыжки на месте)
Учитель:
Историческая справка.
«Раньше на улицах не было тротуаров. С каждым годом все большепоявлялось на улице экипажей, и росло число несчастных случаев. В 1782 году вПариже построили новое здание театра. По улицам двигалось большое количествокарет и пешеходов. Кареты сталкивали, давили людей. И люди вместо театра попалив больницу. Тогда городские власти разделили дорогу между каретами ипешеходами. Люди стали ходить по тротуару».
— Сейчас тротуары есть во всех городах и поселках, деревнях.Это часть улицы безраздельно принадлежит людям. На оживленных улицах тротуарыотделяют от проезжей части яркими ограждениями.
— Как нужно двигаться по тротуару? (Движениепо правой стороне).
— Тротуары устраивают выше, чем проезжую часть для чего? (Длятого чтобы в дождь с них быстрее стекала вода, чтобы машины случайно незаезжали на тротуар и не задевали прохожих, чтобы обезопасить пешеходов,оградить их от транспорта).
— В наше время трудно представить, что можно обойтись безтротуара.
— Если вы внимательно присмотритесь к тому, как движется погороду транспорт, вы заметите, что в кажущейся суматохе есть определенныйпорядок. Весь транспорт подчиняется строгомузакону, который называется – «Правила дорожного движения»
Конкурс2. «РАЗРЕШАЕТСЯ- ЗАПРЕЩАЕТСЯ» (Узнай знак)
(на экране экскурс впрошлое)
Ведущий2:
А знаете ли вы, почему у нас правостороннее движение? В далеком прошлом, когда от одного населенного пункта до другогоприходилось идти сотни верст по узким тропам, через лесные чащи, путники бралис собой оружие: поначалу дубину, позже меч. Когда путники на тропе встречались,они давали друг другу дорогу, держась правой стороны. Левая половина туловища,защищенная щитом, была обращена к встречному. Постепенно движение по правойстороне вошло в привычку.
Даже, если нет на участкеулицы тротуара, можно пользоваться обочиной дороги, двигаясь неизменно навстречудвигающемуся автомобилю, т.к. автомобили двигаются по правой стороне проезжейчасти, то мы, пешеходы, можем идти навстречу им соответственно по левойстороне.
СЛОВЕСНАЯИГРА «РАЗРЕШАЕТСЯ-ЗАПРЕЩАЕТСЯ»
Правило: (дополнитьпредложение одним из этих слов)
(Незнайка и Знайка командуютхоровыми ответами)
— Ехать зайцем , какизвестно…
-Уступать старушке место…
— Переход при красном свете…
-При зеленом даже детям …
-По проезжей части бегать…
-А ходить по тротуарам…
— Уважать правила дорожногодвижения…
(За правильные ответы командприсуждаются баллы)
Конкурс3. «ИГРА «ИГОЛКА И НИТКА»
Ведущий1:
Продолжаем движение к следующемууровню и прибываем в село «Простоквашино» после весеннего половодья.(уточнитьчто это такое). Вы теперь водители. Проехать по проторенной колее(как понятьсмысл этих слов?) не ошибаясь и не попадая в ямы и грязь бездорожья(что этотакое?).
Игра«Иголка и нитка»
Дети становятся друг задругом. Первый из них — «иголка» (первопроходец) — бегает, держа руль, меняянаправление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.
(Победа команде, которая неошиблась ни разу, а за «съезд» с колеи – штрафные баллы.)
Вопросыдля «штрафников»:
А сейчас проверим, как выхорошо знаете правила пешехода.
(выбрать правильный ответ)
1.Как называется та частьулицы, по которой идут пешеходы?
А ) мостовая
Б) тротуар
2. Что такое светофор?
А) дорожный знак, запрещающийдвижение транспорту
Б) прибор для регулировкидвижения машин и пешеходов
3.На какой сигнал светофораможно переходить улицу?
А) на красный
Б) на зеленый
4.В каком месте можнопереходить улицу?
А) в любом месте Б) там ,где нет транспорта В) по пешеходному переходу
Конкурс4. «ПОМОГИ РАССТАВИТЬЗНАКИ»
Входит Светофор:
Светофор:
—Яи вежливый и строгий, я известен на весь мир. Я на улицеширокой, самый главный командир.
Учитель:
Историческаясправка.
С появлением автомобилей,появились новые правила. В Англии, например, когда появились первые автомобили,было издано специальное постановление, в котором говорилось:
«В городах перед механической повозкой должен бежать человек скрасным флажком, дабы предупредить тем самым об опасности». Когда первыеавтомобили появились в Петербурге и Москве, городская дума предписывала ихвладельцам ездить по городу не быстрее 12 км/ч.»
— Сейчас мы и представить себе не можем, как это перед каждоймашиной пустить человека, чтобы он бежал и подавал сигналы об опасности. Ниодин самый лучший бегун не справится с этим. Но в то время другого способа предупредитьлюдей не было. Правда, и скорость у машин была не такой, как сейчас.Развивалась техника, усовершенствовались автомобили, росло их количество, рослигорода – и все сложней и сложней становились правила.
(на экране все на автобаме)
ДИДАКТИЧЕСКАЯИГРА: «УГАДАЙ, КАКОЙ СВЕТ СВЕТОФОРА»
(у детей в руках сигналысветофора)
Все внимание! Все внимание!Говорит вам (желтый) свет Объявляю вам заранее: Перехода больше нет.Не спешите! Посмотрите, Посмотрите на меня. Не спешите!Потерпите до зеленого огня. (Дети поднимают желтый круг)
Вот теперь идите смело,Пешеходам путь открыт! Проходите, разрешаю, Не беда что я один, Я надежнозащищаю От трамваев и машин! (Дети поднимают круг зеленого цвета)
Этот (Красный) свет —сигнал тревоги, В светофорьиных глазах. Не ходите по дороге,Оставайтесь на местах! Даже если вы спешите На работу иль вкино, Подождите, подождите, Подождите все равно! (Дети поднимают круг красногоцвета).
А вот мой брат— Светофорчик, он от меняотличается. Объясните чем и зачем.
(Команды выбирают капитанов идают ответ, наиболее полный и верный- победа команды в конкурсе).
-Светофор для пешеходов.
Светофорчик:
Загорелся красный свет.
Стоп, вперед дороги нет!
Наберись терпенья, жди,
За сигналами следи.
Свет зелёный загорится
Тут уж надо торопиться
И дорогу перейти.
Друг, счастливого пути!
Светофор: Теперь посмотрим, насколько вы внимательны!
(Игра малой подвижности «Будьвнимателен!»)
ФИЗМИНУТКА
Сигналы светофора по очередивыходят вперёд. Дети действуют по сигналу:
Красный – погрози пальцем.
Жёлтый – хлопают.
Зелёный – топают.
Ведущий1:
Мы прошли 4 уровень сложностив нашей виртуальной прогулке-путешествии и приближаемся к пятому уровню.
Учитель:
Историческаясправка.
— Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из буквон складывает слова, из слов — предложения. У дорожного языка тоже есть буквы -знаки. Их нужно складывать в слова. Один знак – одна дорожная буква означаетцелую фразу — дорожный сигнал.
— Если бы вы сели рядом с водителем (вы пассажиры), тозаметили бы, что его глаза направлены не только вперед на дорогу, но и не многовыше. Что там его интересует? (Дорожные знаки).
— Они расставлены вдоль улицы, так что всегда оказываютсясправа от шофера. Круглые, треугольные, квадратные — укреплены на стойках,чтобы шофер мог их видеть, эти знаки ему все время о чем-то говорят на своемособом языке, понятном
каждому водителю. Знаки установлены на всех автомобильных дорогах
земного шара. Они повсюду одинаковы, понятны любому водителю — русскому ианглийскому, японскому и арабскому, итальянскому, французскому, индийскому. Этизнаки то предупреждают, то приказывают, то запрещают, дают добрый совет или очем-то сообщают.
— Дорожных знаков очень много. Есть знаки запрещающие,предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные. Это еще не все.Знаки приоритета, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Чтобы непутать их и быстрее ориентироваться, каждой группе присвоен свой цвет -красные, синие и особая форма — круглые, треугольные, квадратные,прямоугольные.
Конкурс4. «СТРАНА ПДД»
(на экране движущиесядорожные знаки, мы внутри страны ПДД)
Работа в группах (у доскиобе команды)
Участники разгадываюткроссворд по Правилам Дорожного Движения (на доске 2ватмана) (приложение ).
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1)Человек, управляющийтранспортным средством.(водитель)
2) Дорожка дляпешеходов.(переход)
3) Скоростная дорога, накоторой действуют Правила дорожного движения.(магистраль)
4) Вид городскоготранспорта.(автобус)
5)Средстворегулирования дорожного движения.(светофор)
6) Место, где пешеходыдолжны переходить дорогу.(зебра)
7)Подземный видобщественного транспорта.(метро)
8) Термин, которымобъединяется группа знаков, включающая в себя такие, как: столовая, мотель,телефон и т.д.(сервис)
9) Вид транспорта,движущийся по рельсам.(трамвай)
Ведущий2:
(на доске дорожные знакивозьми-объясни)
(за конкурс – кто первыйзаполнил кроссворд – получает 10 баллов, проигравшая команда по факту ответов)
(за дополнительные ответы познакам – баллы)
Кроме светофора, есть ещемного дорожных знаков. Какие знаки знаете вы?
5.3.ВВЕДЕНИЕНОВЫХ ПОНЯТИЙ
Учитель:
Дорожных знаков очень много.Они делятся по своему назначению на запрещающие, разрешающие, указательные,предупреждающие, информационные, знаки сервиса, знаки приоритета. (Презентацияпо ПДД)
Давайте поближе познакомимся с дорожными знаками.
— Предупреждающие знаки – треугольные, а периметр треугольника красного цвета. Между собойзнаки этой группы различаются рисунками внутри треугольника. Нарисованы бегущиедети – предупреждение водителю — приближается школа, детский сад. Автомобиль сизвилистым следом шин в треугольнике предупреждает о том, что впереди скользкаядорога. На рисунке ты увидишь оленя или корову – значит, на дороге могутпоявиться животные.
— Послушайте эти загадки и попробуйте угадать, как будутназываться эти предупреждающие знаки.
Нарисован человек,
Землю роет человек,
Почему проезда нет?
Может быть здесь, ищут клад? (Дорожные работы).
Я хочу спросить про знак.
Нарисован он вот так:
В треугольнике, ребята
Со всех ног бегут куда-то. (Дети).
— У запрещающих знаков изображения и цифры, нарисованные внутри красного круга, точно икатегорически говорят, что именно данный знак запрещает. Вы должны знать ознаках, запрещающих пешеходное и велосипедное движение. Белая широкаягоризонтальная полоса в сплошном красном круге запрещает въезд.
Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко:
Что здесь свалка кирпича? (Въезд запрещен).
— Что будет нарисовано на знаке, запрещающем звуковые сигналы,например, около больницы?
— Следующая группа – предписывающиезнаки. У этих знаков изображения и цифры расположены в круге синегоцвета. Белые стрелки предписывают направление движения. Белые цифры на синемфоне предписывают водителю не максимальную, а минимальную скорость, или ехатьмедленно опасно.
Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг? (Круговое движение).
Я привык к велосипеду
И на нем я смело еду. (Велосипедная дорожка)
Учитель:
-Что важно знать в вашем возрасте о движении на велосипедах?
— Информационно-указательные знаки. Их основной цвет – синий, а форма – квадратная или прямоугольная. Этизнаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направление к нужномунаселенному пункту и расстояние до него.
Этот знак такого рода —
Он на страже пешехода.
Переходим дружно вместе
Мы дорогу в этом месте. (Пешеходный переход).
— Только кажется, что от обилия знаков кругом идет голова. Насамом же деле, чем больше знаков, тем больше водитель и пешеход получаетнужной, важной информации, обеспечивающей, прежде всего безопасность движения.Куда поворачивать – налево, направо? Помогает знак, подсказывающий направлениеобъезда.
— Есть знаки, которые указывают очередность проездаперекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участковдорог. Их форма – треугольник, круг, квадрат и восьмигранник. Это знаки приоритета.
— Еще есть знаки сервиса,информирующие о расположении соответствующих объектов. Отгадайте эти знаки.
Если вдруг в пути машина
Закапризничать решила,
Там машину вам исправят,
Мигом на ноги поставят. (Техническое обслуживание автомобилей).
Тут вилка. Тут ложка,
Подзаправишься немножко,
Накормили и собаку,
Говорим «спасибо» знаку. (Пункт питания).
Если и нужно вызвать маму,
Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом –
Этот знак к твоим услугам. (Телефон).
— Знаки дополнительной информации(таблички), которые применяются для уточнения илиограничения других знаков. Случайных знаков не существует, все они придуманыдля пользы дела. Тридцать лет назад было всего полсотни знаков, а сегоднябольше ста. Почему? (Ответы детей).
(за правильные ответы присуждаются баллы)
5.4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ
Конкурс6. «ЭКЗАМЕН ПО ПДД»
(на экране академия ПДД,магистры, грамоты)
Задание для команд : Собратьмозаику (дорожные знаки)и объяснить предназначение знака.
(конкурс оценивается поколичеству собранных знаков, объяснений и скорости сбора мозаики)
Учитель:
Жила- была улица стройная,красивая, одетая в асфальт. Очень давно. Едва появился первый автобус, решилилюди научить улицу разговаривать, дать ей точный и выразительный язык- языкзнаков. И улица заговорила…
ИграСветофора: дети под музыку выполняют движения (накрасный свет стоят, желтый шагают на месте, зеленый идут).
Учитель:
Дорожные знаки – яркие ивидны уже издалека. Для чего они бросаются в глаза?
— Каждый водитель и пешеход видит уже издалека яркий дорожныйзнак. Задача дорожного знака в том и состоит, чтобы своевременно информироватьводителя об опасности и условиях движения.
— Вы можете спросить: «А зачем мне знать эти знаки, я же неводитель?» Но ведь грамотный пешеход будет особенно внимателен там, гденаходится знак с указанием «Скользкая дорога». Будет осторожен, если впередижелезнодорожный переход, или идут ремонтные работы. Ведь дорога говорит что-то,улица кричит о какой-то опасности, а пешеход «без языка» идет себе беспечно,потому что дорожного знака не понимает, сигнала на перекрестке не видит, обопасности на улице не слышит. Незнание дорожного языка опасно. Случается, затакую безграмотность пешеход расплачивается жизнью.
Конкурс 7. «МАГИСТРЫ ЗНАНИЯДОРОЖНЫХ НАУК»
(на экране виртуальная улица «дорожных неожиданностей»)
Ведущий1: (команда 1)
-Переведи Незнайку.
Ведущий2:(команда 2)
-Переведи Знайку
(Оценивают выполнение задания Светофор, Полицейский, объясняяошибки, если таковы появились)
Учитель:
Порча дорожных знаков, кидание камней в них, перестановка их,отбрасывание в сторону, сталкивание в кювет – это не безобидная шалость, нетолько хулиганство, а преступление. Всякая своевольная перестановка дорожныхзнаков чрезвычайно опасна и равна преступлению.
— Чтобы не волновались ваши родители -будьте внимательны на улице, соблюдайте правила дорожного движения.
6.ПОВТОРЕНИЕ
Парад дорожных знаков (подмузыку выходят дети с дорожными знаками)
Дорожные знаки. О них незабудь,
Расскажут они, безопасен липуть.
Знак «Движение пешеходов запрещено»
Знак в кругу с обводомкрасным,
Это значит тут опасно.
Тут. поймите, запрещение
Пешеходного движения!
Знак «Велосипед! Движение запрещено»
Ездят здесь одни машины,
Всюду их мелькают шины
У тебя велосипед?
Значит СТОП! Дороги- НЕТ!
Знак «О подземном переходе»
Эй, смелей иди вперед!
Трусишь ты напрасно.
Знай , подземный переход
Самый безопасный!
Знак «Велосипедная дорожка»
Синий цвет, форма круг,
Значит, мчи скорее, друг
Синий цвет от красного
Отличить несложно-
На велосипеде здесь кататьсяможно
Знак «Осторожно , дети!»
Я ребятам добрый друг,
Я их охраняю:
Школа рядом- всех вокруг
Я предупреждаю!
7.РЕФЛЕКСИЯ
Ведущий1
Игра«Мы все Знатоки» ( 2 команды)
Виртуальность переходит вреальность!
Общая победа- знание правилдорожного движения!
Составьте правила пешеходов, пассажиров,велосипедистов и автомобилистов, что важного вы сказать бы в настоящейреальности им смогли бы?
(команды вместе пробуютсоставить правила для всех участников дорожного движения)
Учитель:
Дети, ведь мы все должнызнать правила эти!
БУДЕМВСЕ ВМЕСТЕ СОБЛЮДАТЬ ПДД!!!
Ведущий2
Вы все большие молодцы, а каквы думаете, можно ли вас назвать знатоками пдд?
Оцените себя и свою работу всегодняшнем путешествии. Покажите это мимикой лица и найдите соответствующийсмайлик у себя на парте. Он ваш!
8.ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
МАША: Ребята, вот наше путешествие подошло к концу.
ВИТЯ:Несмотря на то, что было оно виртуальным, мы с вами вернулись вреальность и ,наверняка, запомнили всё о чём говорили и о чём спорили, над чемдумали и как проходили уровни игры нашего путешествия.
НЕЗНАЙКА:Сегодня мы познакомились с дорожными знаками, повторили Правиладорожного движения.
ЗНАЙКА:Надеюсь, что вы всегда их будете помнить и выполнять. Будьте внимательнымина дорогах.
Маша и Витя подводят итогисостязаний.
Светофор и Полицейский вручают призы- памятки пешехода.
(каждому вручается памяткапешехода)
ПРИЛОЖЕНИЕ:
ПАМЯТКА ПЕШЕХОДА
ПЕШЕХОДАМ РАЗРЕШАЕТСЯ ХОДИТЬТОЛЬКО ПО ТРОТУАРАМ И ПЕШЕХОДНЫМ ДОРОЖКАМ. А ТАМ, ГДЕ ИХ НЕТ- ПО ОБОЧИНЕ,НАВСТРЕЧУ ДВИЖУЩЕМУСЯ ТРАНСПОРТУ
НЕ ВЫХОДИТЕ И НЕ ВЫБЕГАЙТЕ НАПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ
ПЕРЕХОДИТЕ ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬТОЛЬКО В МЕСТАХ, ОБОЗНАЧЕННЫХ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКОЙ ЗЕБРА ИЛИ ЗНАКОМ «ПЕШЕХОДНЫЙПЕРЕХОД»
В МЕСТАХ, ГДЕ ЕСТЬ СВЕТОФОР,ПЕРЕХОДИТЕ УЛИЦУ ТОЛЬКО НА ЗЕЛЁНЫЙ СИГНАЛ СВЕТОФОРА
НЕ БЕГИТЕ ЧЕРЕЗ УЛИЦУ, ИДИТЕСПОКОЙНЫМ ШАГОМ
ПЕРЕД ПЕРЕХОДОМ УЛИЦЫ С ДВУСТОРОННИМДВИЖЕНИЕМ, ПОСМОТРИТЕ НАЛЕВО И, ЕСЛИ ПОБЛИЗОСТИ НЕТ МАШИН, НАЧИНАЙТЕ ПЕРЕХОД.ДОЙДЯ ДО СЕРЕДИНЫ, ПОСМОТРИТЕ НАПРАВО. ЕСЛИ ПОБЛИЗОСТИ ЕСТЬ МАШИНЫ, ПРОПУСТИТЕИХ, А ПОТОМ ПРОДОЛЖАЙТЕ ПУТЬ
ОБХОДИТЕ ТРАМВАЙ СПЕРЕДИ, ААВТОБУС И ТРОЛЛЕЙБУС СЗАДИ
УЛИЦА НЕ МЕСТО ДЛЯ ИГР
КАТАТЬСЯ НА РОЛИКОВЫХКОНЬКАХ, САМОКАТЕ, ВЕЛОСИПЕДЕ МОЖНО ТОЛЬКО В ПАРКЕ, ВО ДВОРЕ, НА СТАДИОНЕ
ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЛИЦЫ СОЙДИТЕ СВЕЛОСИПЕДА, ДЕРЖА ЕГО ЗА РУЛЬ, ПЕРЕЙДИТЕ ПО ПЕШЕХОДНОМУ ПЕРЕХОД
ЗНАКИ ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ
ЗНАКИ ЗАПРЕЩАЮЩИЕ
ЗНАКИ ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ
ИНФОРМАЦИОННО_УКАЗАТЕЛЬНЫЕЗНАКИ
ЗНАКИ ПРИОРИТЕТА
ЗНАКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙИНФОРМАЦИИ
