Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Владимирский государственный университет
Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
РЕФЕРАТ
по теме «Развитие пространственных представлений и пространственного воображения у дошкольников и младших школьников. Взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве (анализ программы для ДОУ и начальной школы)»
Подготовила:
ст. гр. ЗНОу-117
А.С. Епифанова
Проверила:
старший преподаватель
Т.В. Болотова
Владимир
2020
Оглавление:
1. Введение 3
2. Теоретические аспекты проблемы формирования пространственных представлений и пространственного воображения у дошкольников и младших школьников 4
3. Методические основы формирования пространственных представлений у дошкольников и младших школьников 5-9
4. Анализ программы для ДОУ 10-14
5. Анализ программы для начальной школы 15-19
|
|
6. Дополнительные дидактические упражнения, направленные на развитие пространственного воображения младших школьников 20-23
7. Заключение 24
8. Список литературы 25
Введение
На ступени начального общего образования математика является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий, таких как логические действия, действия постановки и решения проблем, кроме того начальный курс математики обладает большим развивающим потенциалом.
В ФГОС отмечается, что в результате изучения курса математики, обучающиеся на ступени начального общего образования должны научится описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости . распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг) . выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника . использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач . распознавать и называть геометрические тела (куб, шар) . соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Интерес к проблеме формирования пространственных представлений у детей младшего школьного возраста на уроках математики вызван её актуальностью и недостаточной разработанностью. Её актуальность обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребенка, и период младшего школьного возраста является сенситивным для формирования пространственных представлений. Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности . дает реальные предпосылки для развития пространственных представлений учеников.
|
|
Такому формированию способствует изучение геометрического материала, связанного с алгебраическим и арифметическим материалом. В настоящее время существует противоречие между наличием разработанных методов и приемов формирования пространственных представлений на уроках математики и недостаточностью специальных заданий, способствующих развитию способностей учащихся начальной школы. Недостаточность таких упражнений зачастую является причиной низкого уровня сформированности у выпускников начальной школы пространственных представлений, без которого нельзя говорить о полном развитии интеллектуальной сферы учащихся.
Теоретические аспекты проблемы формирования пространственных представлений и пространственного воображения у дошкольников и младших школьников
В методических исследованиях 1950-1970-х годов использовался термин «пространственное воображение». Термин «пространственное представление» появляется позже, когда серьезное внимание проблеме образного представления стали уделять психологи Л.Б. Ительсон, Е.Н. Кабанова-Меллер, И.С. Якиманская, И.Я. Каплунович и другие.
Представление — процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.
Пространственные представления — представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты).
Однако в психологии существует множество других определений, например:
Пространственное мышление – это специфический вид мыслительной деятельности, которая имеет место в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве.
Воображение, по мнению Ильина Е.П., является всеобщей способностью, благодаря которой человек в состоянии видеть и познавать окружающий мир, и воспитывается в процессе жизни, трудовой деятельности, посредством искусства, а также в процессе обучения [2].
Проблема формирования пространственных представлений школьников не нова для методики обучения математики, а об актуальности её говорится и пишется уже не одно столетие. Но анализ психолого-педагогической литературы показывает, что мало что изменилось в решении этой проблемы. По-прежнему наши учащиеся испытывают многочисленные, порой тяжело преодолимые трудности в оперировании пространственными образами при решении различного рода учебных задач.
В последние годы в среде учёных-методистов, математиков интерес к проблеме развития пространственных представлений вырос до такой степени, что ставятся вопросы о кардинальном пересмотре школьного курса геометрии, о введении курса наглядной геометрии в начальной школе.
Методические основы формирования пространственных представлений у дошкольников и младших школьников
Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А.Я. Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Дети не всегда пользуются словарным запасом, в котором имеются необходимые пространственные обозначения. При выполнении конкретных заданий ребенок как бы перебирает сначала все известные и более привычные для него варианты обозначений. Это наблюдается у детей не только дошкольного, но и младшего школьного возраста. Работа над словарным запасом ребенка дошкольного возраста способствует более полному восприятию пространственных отношений и освоению навыков пространственной ориентации. [7]
Представленная информация была полезной? ДА 58.7% НЕТ 41.3% Проголосовало: 1034 |
|
Л.С. Рубинштейн писал, что пространственное восприятие в дошкольном возрасте отмечается рядом особенностей:
· конкретно-чувственный характер: ребенок ориентируется на своем теле и все определяет относительно собственного тела .
· самым трудным для ребенка являются различения правой и левой руки, потому что различение строится на основе функционального преимущества правой руки над левой, которое вырабатывается в работе функциональной деятельности .
· относительный характер пространственных отношений: чтобы ребенку определить, как относится предмет к другому лицу, ему надо в уме встать на место предмета .
· дети ориентируются легче в статике, нежели в движении . легче определяют пространственные отношения к предметам, находящимся на близком расстоянии от ребенка .
· развивается и глазомер ребенка, так необходимый для восприятия пространства .
· сложные глазомерные задачи дошкольники решают значительно хуже, чем задачи на сравнение длины линий .
· глазомерные задачи способны решить только, шести- и семилетние дети и то лишь в случаях больших различий между предметами. Причина этому — низкий уровень овладения глазомерными действиями. Однако уровень этих действий у дошкольников можно поднять в процессе целенаправленного обучения. [11]
Психолого-педагогические исследования А.А. Люблинской, О.И. Галкиной, Н.М. Яковлевой, Н.Ф. Титовой показали, что, во-первых, для образования самых элементарных знаний о пространстве необходимо накопление массы конкретных представлений о предметах и явлениях окружающего ребенка мира. Следовательно, чувственное познание пространства расширяется пропорционально жизненного опыта и обобщению знаний о предметах внешнего мира. Второй предпосылкой является специализация пространственных отношений между воспринимаемыми предметами как особых сигналов, на которые вырабатываются сложные условные рефлексы. В раннем возрасте в процессе действий с предметами ребенок накопил определенный опыт, словарный запас, понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения формируется восприятие. Восприятие младших дошкольников (3-4 года) носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и другие, не отделяются у ребенка от предмета. Дети видят их слитно с предметом, считают их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии дети видят не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличают предмет от других предметов. [5]
|
|
Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъякова показали, что еще на втором году жизни дети познают удаленность и местоположение предмета на основе мышечного чувства в тесном взаимодействии его со зрительными ощущениями. В возрасте от четырех лет при восприятии пространства ведущим является анализатор, только к пяти — шести годам дети бывают способны к определению расстояния на основе зрительного восприятия. [10]
Т.С. Комарова, В.В Гербова, выделяют следующие периоды в формировании ориентировки в пространстве:
1. Дети в возрасте с 3 до 4 лет понимают слова: впереди — сзади, вверху — внизу, слева — справа, на, над — под, верхняя — нижняя полочка .
2. В возрасте 4-5 лет дети могут определять направление движения от себя: направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз, умеют различать левую и правую руку .
3. В 5-6 лет дети обозначают словами свое местонахождения среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому .
4. К 7 годам дети умеют полностью ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в клетку. [4]
Е.И. Щербакова указывает, что к концу дошкольного возраста ребенок должен овладеть:
— способом расчлененного восприятия плоскости (листа, стола, доски, картины) .
— элементарными способами анализа ограниченного пространства .
— умением активно действовать в пределах воспринимаемой плоскости .
— умением воспринимать малое пространство и действовать в его границах. [12]
А.А. Люблинская, изучая возрастные особенности восприятия пространства, выделила три категории усваиваемых ребенком знаний о пространстве:
· понимание удаленности предмета и его местоположения .
· определение направлений .
· отражение пространственных отношений.
При этом она дала характеристику развития восприятия пространства как процесса активного практического взаимодействия ребенка и окружающей действительности. [6]
Из этого становится ясно, что только на уровне словесных обозначений пространственных отношений, в основе которых лежит непосредственный чувственный опыт ребенка, возможно говорить об осознанном овладении детьми пространством. Только при точном использовании ребенком таких обозначений, как: далеко-близко, слева — справа и так далее можно утверждать, что ребенок относительно адекватно отражает окружающее пространство.
Т.А. Мусейибова, выделила следующие этапы развития у дошкольников пространственных представлений:
1) ориентировку на себе . освоение схемы собственного тела .
2) ориентировку на внешних объектах . выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых .
3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево .
4) определение расположения предметов в пространстве от себя, когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте .
5) определение собственного положения в пространстве (точки стояния) относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете .
6) определение пространственного размещения предметов относительно друг друга .
7) определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, то есть в двухмерном пространстве . определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются. Работа с самыми маленькими детьми начинается с ориентировки в частях своего тела и соответствующих им пространственных направлений: впереди — там, где лицо . позади (сзади) — там, где спина . справа (направо) — там, где правая рука (та, которой держат ложку, рисуют) . слева (налево) — там, где левая рука. Особо важной задачей является различение правой и левой руки, правой и левой части своего тела. [9]
На основе знания своего тела, то есть ориентируясь на себе, становится возможна ориентировка от себя: умение правильно показывать, называть и двигаться вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево. Ребенок должен устанавливать положение того или иного предмета по отношению к себе (впереди меня — стол, позади — шкаф, справа — дверь, а слева — окно, вверху — потолок, а внизу — пол).
Старших дошкольников знакомят с правилами уличного движения: по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий на остановке транспорт (трамвай, троллейбус, автобус), входить и выходить из него. Освоение этих правил (алгоритмов) прежде всего связано с дифференцировкой правого и левого и других пространственных направлений.
В процессе обучения дети осваивают значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. Одна группа предлогов отражает многообразие пространственных отношений между предметами, между человеком и предметами, указывает на положение предмета среди других. Вторая группа — передает направление движения к тому или иному предмету или указывает на расположение предмета в процессе движения.
Детей постоянно учат адекватно использовать в речи пространственные термины, осознавая их смысл. Осуществление этих задач, тесно связанных друг с другом, возможно в процессе целенаправленного обучения и в повседневной жизни. [3]
В развитии пространственных представлений особую роль играют прогулки, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения и практическая ориентировка в окружающем: групповой комнате, помещении детского сада, на участке, улице. Специальные занятия дают возможность реализовать программные требования, уточнить, упорядочить и расширить детские представления.
Задачи по развитию пространственных представлений обычно осуществляются на занятиях в форме упражнений или дидактических игр. Изучая методические приемы формирования у детей пространственных представлений надо обратить внимание на роль игровых, занимательных упражнений с использованием дидактического материала.
Мусейибова Т.А. выделяла несколько групп таких игр и упражнений.
I группа. Игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве.
II группа. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами.
III группа. Дидактические игры и упражнения на распознавание местоположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними.
IV группа. Игры и упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве, то есть на плоскости, например, на листе бумаги.
V группа. Игры словесные. Они специально предназначены для активизации пространственной терминологии ив речи самих детей. [8]
Таким образом, рассматривая процесс развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием, можно выделить следующее:
· процесс формирования пространственных представлений — процесс сложный, требующий активного направленного вмешательства взрослого, который должен создать условия для наиболее эффективного формирования у ребенка пространственных представлений .
· этот процесс зависит от многих факторов: от уровня развития и чувствительности анализаторных систем организма ребенка, от насыщенности познавательной окружающей среды, от окружающей лингвистической среды, от уровня реализации ведущей для ребенка деятельности (предметной, игровой), а также, как уже отмечалось, от профессионализма педагога, использующего закономерности развития пространственных представлений в процессе воспитания и обучения .
· уровень сформированности пространственных представлений в дошкольном возрасте определяет дальнейшее успешное обучение ребенка в школе и в целом развитие.
Формирование пространственных представлений у детей 6-9 лет в основном осуществляется при изучении геометрии. Курс геометрии в начальной школе может быть самостоятельным и систематическим и осуществляться, например, в объеме 1 урока в неделю (33 — 34 часа в год), или может быть тесно связан с другими учебными курсами.
Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности младших школьников: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании, конструировании.
Особо важная роль в формировании пространственного представления принадлежит математике, которая является первоосновой человеческого мышления. Именно на уроках математики учащихся формируются такие знания о пространстве, как: форма, (прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник, продолговатый, закругленный, выгнутый, заостренный, изогнутый), величина (большой, маленький, больше, меньше, одинаковые, равные, крупно, мелко, половина, пополам), протяженность (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, слева, справа, горизонтально, прямо, наклонно), положение в пространстве и пространственная связь (посередине, выше середины, ниже середины, справа, слева, сбоку, ближе, дальше, спереди, сзади, за, перед) [ 1].