X-PDF

Методические рекомендации для студента по выполнению аудиторной самостоятельной работы на тему Внутрибольниная инфекция.

Поделиться статьей

 Государственное бюджетное профессиональноеобразовательное учреждение

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

 

 

для студента

по выполнению аудиторной самостоятельной работы

 

по специальности 31.02.02 Акушерское дело

                          31.02.01 Лечебное дело
                              34.02.01
Сестринское дело

 

 

ПМ.00Профессиональные модули

ПМ.04/05/07 Выполнение работ по одной илинескольким профессиям рабочих, должностям служащих (младшая медицинскаясестра по уходу за больными)

 

 

РАЗДЕЛ 3. «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФЕКЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ И ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ»

 

 

МДК 05.02.Безопасная среда для пациента и персонала

Тема 3.1. ВНУТРИБОЛЬНИЧНАЯ ИНФЕКЦИЯ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2022 г.

Рассмотрено

на заседании  ЦМК «Сестринское дело»

 

Протокол  № 7

от «17» октября 2022г.

 

 

Председатель ЦМК

 

Беловол Е.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

 

Сагитова З.Р., преподаватель ГБПОУ «Челябинский медицинский колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка…………………………………………..

2.  Требования к подготовке студентов  по итогам изучения

темы ………………………………………………………………….

3. Теоретическая часть …………………………………………………

4. Практическая часть………………………………………………

5. Глоссарий…………………………………………………………

5.Литература для студента……………………………………..……

6. Приложения……………………………………………………….

 

Стр. 4

 

Стр. 5

Стр. 7

Стр.15

Стр. 26

Стр. 27

Стр. 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Данныеучебно-методические рекомендации по теме составлены в соответствии стребованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО ирабочих программ по ПМ.04/05/07. «Выполнение работ по одной или несколькимпрофессиям рабочих, должностям служащих (младшая медицинская сестра по уходу забольными)» для специальностей 31.02.02 Акушерское дело, 31.02.01 Лечебное дело,34.02.01 Сестринское дело.

Алгоритмвыполнения манипуляций представлен в данном пособии в соответствии стребованиями, предъявляемыми к технологии выполнения простых медицинских услуг.

Данная тема актуальна, таккак умения и знания, приобретённые на данном занятии, будут востребованы впоследующем на клинических дисциплинах, при прохождении учебной ипроизводственных практик, так как при выполнении  простой медицинской услугистудент должен обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала.

Данное пособие позволитстудентам изучить теоретический материал, и более полно подготовиться к данномупрактическому занятию по представленной теме.

Учебно-методическое пособиесодержит алгоритмы,  тест-контроль с эталонами ответа, ситуационные задачи, чтопозволит оценить степень усвоения студентами изложенного материала.

Учебно-методическое пособиеможет быть использовано преподавателями медицинских училищ и колледжей,студентами для внеаудиторной самостоятельной работы.

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К  ПОДГОТОВКЕСТУДЕНТОВ                                                                   ПОИТОГАМ  ИЗУЧЕНИЯ  ТЕМЫ

 

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

 

— обеспечивать безопасную больничную среду дляпациента, его окружения и персонала;

— проводить обработку рук на гигиеническомуровне;

— надевать «стерильные» перчатки и сниматьиспользованные;

— правильно носить маску, шапочку, защитныеочки;

— надевать «стерильный» халат и снимать«инфицированный»;

— уметь применять профилактические мероприятияпри контакте с биологическими жидкостями.

 

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕНЗНАТЬ:

 

— факторы, влияющие на безопасность пациента иперсонала;

— принципы санитарно- гигиенического воспитанияи образования среди населения;

— основы профилактики внутрибольничнойинфекции.

 

 

ИМЕТЬ НАВЫКИ:

 

— обработки рук до и после выполненияманипуляций;

— использования маски, шапочки медицинской изащитных очков;

— надевания «стерильных» перчаток и снятияиспользованных;

— надевания «стерильного» халата и снятия«инфицированного»;

-обращения с опасными медицинскими отходами всоответствии с действующими СанПиНами.

 

 

ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНЫЕСВЯЗИ:

 

ПМ 04/05/07 «Выполнениеработ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (младшаямедицинская сестра по уходу за больными)»:

МДК04/05/07.01 Теория ипрактика сестринского дела.

МДК04/05/07.02Организация безопасной среды для пациента и персонала.

МДК04/05/07.03Технология оказания медицинских услуг.                               

Производственнаяпрактика  ПМ 04/05/07 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиямрабочих, должностям служащих (младшая медицинская сестра по уходу за больными)»

Экзамен по ПМ 04/05/07«Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностямслужащих»

 

 

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕСВЯЗИ:

 

СД в терапии, СД в хирургии, СД в педиатрии и другие клинические дисциплины на всех видах практики.

 

 

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

 

ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ  (ОК): ОК 1, 2, 3, 6.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ПК): ПК 4.7/5.7/7.7; 4.8/5.8/7.8; 4.11/5.11/7.11.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ЛР 14, ЛР 24.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

 

 «Внутрибольничнаяинфекция (больничная, госпитальная, нозокомиальная) — любое клиническираспознаваемое инфекционное заболевание, которое поражает больного в результатеего поступления в больницу или обращения в неё за лечебной помощью, илиинфекционное заболевание сотрудника больницы вследствие его работы в данномучреждении, вне зависимости от появления симптомов заболевания во время или послепребывания в больнице».

 

К ВБИ относятзаболевания, возникающие:

·       у  пациентов, инфицированных в стационаре;

·       у пациентов, получивших амбулаторную помощь, атакже скорую, неотложную;

·       у медицинских работников, заразившихся при оказаниипомощи пациентам в стационаре, поликлинике, в условиях скорой, неотложнойпомощи.

 

Факторы,способствующие увеличению распространённости    ВБИ:

·       внедрение новых инвазивных диагностических илечебных манипуляций;

·       применение лекарственных средств, подавляющих иммунитет;

·       большое количество пациентов с пониженнойсопротивляемостью к инфекционным болезням: маленькие дети, пожилые люди,пациенты с хроническими заболеваниями;

·       неудовлетворительное санитарное состояние лечебныхучреждений, включая пищеблок и системы водоснабжения и канализации;

·       низкая гигиеническая культура, как пациентов, так имедицинского персонала;

·       неправильное применение дезинфекционных мер истерилизации;

·       концентрация большого количества людей насравнительно небольших территориях (крупные многоэтажные больницы).

 

Возбудители ВБИ.

   Возбудителями ВБИ являются:

·       бактерии

·       вирусы

·       грибы

·       простейшие и многоклеточные     

  паразиты

·       Патогенные бактерии -вызывают заболевание у здоровых людей при отсутствии специфического иммунитетак ним (классические инфекционные болезни – корь, краснуха, скарлатина и др.).

·       Условно-патогенные бактерии — вызывают заболевание, отличное от обычных локальных инфекций, только улюдей с пониженной сопротивляемостью к инфекции (включая новорожденных), атакже же в результате прямого введения в ткани или в обычно стерильные участкитела.

·       Микробы-«оппортунисты» (нормальнаяфлора человека) — вызывают генерализованное заболевание лишь у больных срезко пониженной устойчивостью к инфекциям.

 

 ИсточникиВБИ:

 

üБольные стёртыми или хроническими формамиинфекционных заболеваний, в том числе медицинский персонал;

üБактерионосители из числа больных и медицинскогоперсонала.

 

       ВБИ

 

 

ЭКЗОГЕННЫЕ

                         ЭНДОГЕННЫЕ                                                              

— источник инфекции                         — инфекционный агентприсутствует в

привнесёнв организм извне                                          организме изначально              

 

Инфекционный процесс.

   

 Инфекционныйпроцесссложныйпроцесс взаимодействия микроорганизма (возбудителя) и макроорганизма(индивидума) в определённых условиях внешней и внутренней среды, включающий всебя развивающиеся патологические, защитно-приспособительные и компенсаторныереакции.

   

 Цепочка инфекционного процесса.

 

— возбудитель -резервуар — выходные ворота инфекции — способ передачи инфекции — входныеворота — восприимчивый хозяин-

 

Резервуар (источник инфекции) – место естественного обитания возбудителя, изкоторого может происходить передача возбудителя восприимчивому организму(коллективу).

 

 

 

 

 

 

Резервуар во внешней среде (неживой):

Резервуар живой:

медицинское  оборудование (аппараты ИВЛ, эндоскопы, катетеры)

жидкости для в/в вливаний; 

вода; резервуары для воды;

дез. средства (неправильно применяемые);

поверхности, вблизи инфицированных пациентов;

водяные системы кондиционирования воздуха;

загрязнённые респираторы;

предметы ухода за больными;

спецодежда медицинского персонала;

бельё, постельные принадлежности, матрацы;

перевязочный и шовный материал.

мозговые оболочки;

нос;

глотка;

секрет дыхательных путей;

руки;

мочевыводящие пути;

кишечник;

рвотные массы.

 

 

Способ передачиэто эволюционно сложившаяся способностьпередачи  возбудителя от источника (резервуар) – восприимчивому коллективу.

Входные воротаинфекцииместовнедрения возбудителя.

Восприимчивыйхозяин организм,способный отвечать определенными реакциями на внедрение возбудителя.

Механизм и способы передачи инфекции:

1. Контактный

·       прямой контакт — при непосредственномсоприкосновении и внесении возбудителей на поверхность кожи и слизистых (венерическиезаболевания, чесотка, ВИЧ-инфекция, ВГВ, микозы и др.);

·       непрямой контакт (контактно-бытовой) — через промежуточный объект, включая загрязнённое оборудование или мед.принадлежности, белье, посуду, руки… (кишечные инфекции, гепатит А, раневаяинфекция, цистит, абсцесс и др.);

2. Аэрозольный

·       воздушно-капельный — при разговоре, чихании иликашле (ветряная оспа, грипп, туберкулёз и др.);

·       воздушно-пылевой — распространение по воздухувозбудителей инфекции, содержащихся в частицах пыли, в том числе взвешенных ввоздухе, проходящем через вентиляционные системы (дифтерия, пневмония,туберкулёз и др.);

3.  Фекально-оральный

·       пищевой – через продукты (кишечные инфекции);

·       водный – через воду;

4. Артифициальный (искусственный) — при проведении различных  манипуляций(постинъекционные осложнения, послеоперационные, послеродовые,посттравматические инфекции);

5.  Трансмиссивный — перенос через живого переносчика (малярия, сыпной тиф,геморрагическая лихорадка, клещевой энцефалит и др.);

6.  Трансплацентарный – от матери к плоду (токсоплазмоз, краснуха, сифилис,ВИЧ-инфекция).

Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина кинфекции

(со стороны микроорганизма)

 

Развитие инфекционной болезни зависит как от дозы, патогенности,вирулентности, инвазивности и токсигенности возбудителя, так и отвосприимчивости хозяина к инфекции.

Патогенность — закреплённая генетическипотенциальная способность микроорганизма данного вида вызывать определённоеинфекционное заболевание.

Инвазивность — способность микроорганизмапроникать в ткани и органы макроорганизма и распространятся в них.

Токсигенность — способность микроорганизмавырабатывать и выделять токсины.

Вирулентность – степень патогенности.

 

Факторы,нарушающие механизмы биологической защиты макроорганизма:

(ГРУППЫРИСКА по ВБИ)

·       Возраст (дети и люди преклонного возраста).

·       Нарушенный иммунологический статус (ВИЧ-инфекция,лейкемия, иммуноподавляющие препараты, лучевая терапия, стероиды).

·       Хронические заболевания (сахарный диабет, рак идр.).

·       Недостаточное питание (алиментарное истощение).

·       Инвазивные лечебно-диагностические процедуры,хирургические вмешательства (в/в катетеры, плевральные и абдоминальныедренажные трубки, мочеточниковые катетеры, аппараты искусственного дыхания,эндоскопические приборы).

·       Нарушения целостности кожи (ожоги, пролежни, раны,в том числе послеопераионные).

·       Изменение нормальной микрофлоры человека(антибиотики, применяемые бесконтрольно и длительно, антацидная терапия).

·       Неблагоприятная окружающая среда (ионизирующее инеионезирующее излучение, пестициды).

         Ни один из перечисленных факторов сам по себе не вызовет  развитияинфекционного заболевания. Целый ряд, таких переменных величин, как источникинфекции, окружающая среда и человек (хозяин) определяет результат, и именно наних должны быть направлены меры профилактики и контроля, призванные обеспечитьинфекционную безопасность.

Здоровый человек, как правило, устойчив к инфекции. Однако когданарушаются основные механизмы биологической защиты человека, возбудительинфекции, получает лучшую возможность вызвать инфекционное заболевание.

Организация профилактики ВБИ.

 

ОСНОВНОЙПУТЬ ПРОФИЛАКТИКИ ВБИ – РАЗРУШЕНИЕ ЦЕПОЧКИ ИНФЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА

·       Эффективный контроль за ВБИ

·       Устранение возбудителя ВБИ

·       Прерывание путей передачи инфекции

·       Повышение устойчивости организма (иммунитета)человека

 

        В основе профилактики ВБИ лежит санитарно- эпидемиологический режим.

Санитарно-эпидемиологический режим  — это многоступенчатая система всехмероприятий, направленных на предупреждение ВБИ и скорейшее выздоровлениепациента.

 

СЭРвключает:

Система мероприятий попрофилактике ВБИ.

I. Неспецифическая профилактика

1. Архитектурно-планировочныемероприятия (направленные на разделение “чистых” и “грязных” потоков):

·       изоляция секций, палат,операционных блоков и т.д.;

·       рациональное размещениеотделений по этажам;

·       правильное зонированиетерритории.

2. Санитарно-технические мероприятия:

·       эффективная искусственнаяи естественная вентиляция;

·       создание нормативныхусловий водоснабжения и водоотведения;

·       правильная воздухоподача;

·       кондиционирование,применение ламинарных установок;

·       созданиерегламентированных параметров микроклимата, освещения, шумового режима;

·       соблюдение условий накопления,обезвреживания и удаления отходов лечебных учреждений.

3. Санитарно-противоэпидемическиемероприятия:

·       эпидемиологический надзорза ВБИ, включая анализ заболеваемости ВБИ;

·       контроль за соблюдениемсанитарно-противоэпидемического режима в лечебных учреждениях;

·       функционирование службыгоспитальных эпидемиологов;

·       лабораторный контрольсостояния противоэпидемического режима в ЛПУ;

·       выявлениебактерионосителей среди больных и персонала;

·       соблюдение норм размещениябольных;

·       осмотр и допуск персоналак работе;

·       рациональное применениеантимикробных препаратов;

·       обучение и переподготовкаперсонала по вопросам режима в ЛПУ и профилактики ВБИ;

·       санитарно-просветительнаяработа среди больных.

4. Дезинфекционно-стерилизационныемероприятия:

·       применение химических дезинфектантов;

·       применение физическихметодов дезинфекции;

·       предстерилизационнаяочистка инструментария и медицинской аппаратуры;

·       ультрафиолетовоебактерицидное облучение;

·       камерная дезинфекция;

·       паровая, суховоздушная,химическая, газовая, лучевая стерилизация;

·       проведение дезинсекции идератизации.

II.Специфическая профилактика

1. Плановаяактивная и пассивная иммунизация.

2. Экстреннаяпассивная иммунизация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приказы,регламентирующие СЭР в ЛПУ.

 

·         Приказ №408 от 12.07.89 г. «О мерах поснижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране».

·      Федеральный Закон  «опредупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусомиммунодефицита человека (вич-инфекции)» от 24 февраля 1995 года (ред. от02.07.2021).

·         Приказ №254 МЗ РФ от 03.09.91 г. «Развитиедезинфекционного дела в стране».

·         Приказ МЗ РФ от 16.06.97 г. №184  «Обутверждении методических указаний  по очистке, дезинфекции, стерилизацииэндоскопов инструментов к ним, используемых в лечебно-профилактическихучреждениях».

·         Инструкция   по применению индикаторовстерилизации  одноразового применения  ИС-120,  ИС-132,  ИС-160,  ИС-180  (МЗРФ №154, 004. 98  ИП от 18.02.98 г.).

·         Методические указания по классификации очаговтуберкулезной инфекции, проведению и контролю качества дезинфекционныхмероприятий при туберкулезе №10 — 8/39  от  04.05.79 г.

·         СанПиН 2.1.3678-20 от24 декабря 2020 года N 44 Санитарно-эпидемиологические требованияк эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, атакже условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажутоваров, выполнение работ или оказание услуг (с изменениямина 14 апреля 2022 года).

·          СанПиН 2.1.3684-21 от 28 января2021 г. N 3 Санитарно эпидемиологические требования ксодержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам,питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилымпомещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организациии проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических)мероприятий (с изменениями и дополнениями от: 26июня, 14 декабря 2021 г., 14 февраля 2022 г.).

·         СанПиН 3.3686-21 от 28января 2021 года N 4 Санитарно-эпидемиологические требования попрофилактике инфекционных болезней (с изменениями на25 мая 2022 года).

·         Методические указания по дезинфекции,предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения МЗРФ 30.12.98 г.№113  Москва.

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ ВЛПУ.(Санитарно-противоэпидемические мероприятия)

 

I.                 Правильнаяорганизация приёма больных при поступлении

а) индивидуальныйприём

б) тщательныйсбор  эпидемиологического анамнеза

в) осмотр пациента

г) санитарнаяобработка

     II.Профилактика заноса инфекции в стационар персоналом, посетителями

а) осмотр илабораторное обследование вновь поступающих на работу

б) периодическиймедицинский осмотр персонала

Представленная информация была полезной?
ДА
61.16%
НЕТ
38.84%
Проголосовало: 1429

в) смена уличнойобуви и одежды

г) инструктаж в ЛПУпо санэпидрежиму

д) строгоезакрепление персонала за отделениями

е) сдача нормсанитарного минимума

ё) контроль доступапосетителей  (халат, обувь)

    III.Своевременное выявление больных с подозрением на инфекционное заболевание

а) выявлениедлительно лихорадящих больных

б) лабораторноеобследование пациентов из групп риска

в) лабораторноеобследование больных с дисфункцией кишечника

      IV. Профилактикараспространения инфекции с пищей

а) обязательноеобследование работников службы питания на бактерио-носительство

б) строгое соблюдениетребований по устройству и оборудованию пищеблока

в) строгое соблюдениесанитарных правил приготовления пищи и хранения продуктов.

г) контроль продуктовв передачах больным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Деконтаминация — процесс удаления илиуничтожения микроорганизмов с целью обезвреживания и защиты.

Руки всехмедработников являются резервуаром и фактором передачи потенциально патогенныхмикроорганизмов, поэтому очень важно уметь мыть руки и относиться к этому сдолжной ответственностью.

Гигиеническаяобработка рук.

Известно, чтокожа человека выполнят ряд важнейших функций, одной из которых является защитаот воздействия вредных факторов окружающей среды. Кожа, особенно кожа рук,заселена большим количеством микроорганизмов, поэтому гигиена рук являетсяосновной мерой предохранения от передачи различных видов инфекций контактнымспособом.

Обрабатывать рукиможно нескольким способами:

1)Гигиеническоемытье рук мылом и водой для удаления загрязненийи снижения количества микроорганизмов.

2)Обработкарук кожным антисептиком для снижения количествамикроорганизмов до безопасного уровня.

Цель: Обеспечение инфекционнойбезопасности пациента и персонала.

— Механическое удаление транзиторной флоры.

— Обеспечение чистоты и гигиены.

Когданеобходимо проводить гигиеническую обработку рук (показания):

·                    Перед непосредственным контактомс пациентом.

·                    После контакта с неповрежденной кожейпациента.

·                    После контакта с секретами илиэкскретами организма, слизистыми оболочками, повязками.

·                    Перед выполнением различных манипуляцийпо уходу за пациентом.

·                    После контакта с медицинскимоборудованием и другими объектами, находящимися в непосредственнойблизости от пациента.

·                    Перед использованием перчаток и послеих снятия.

·                    После лечения пациентов с гнойнымивоспалительными процессами.

·                    После каждого контактас загрязненными поверхностями и оборудованием.

Условиядля эффективной обработки рук гигиеническим способом

·                    Коротко подстриженные ногти.

·                    Отсутствие лака на ногтях.

·                    Отсутствие искусственных ногтей.

·                    Отсутствие ювелирных украшенийна руках.

·                    Обеспечение в достаточном количествеэффективными средствами для мытья и обеззараживания рук, а такжесредствами для ухода за кожей рук.

Необходимоеоснащение:

—  Кран —   Устройство для дозированной подачи мыла  —  Разовое полотенце

 —  Устройство для дозированной подачи антисептических средств

-Пакет для отходов класса А, закрывающийся контейнер

 

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РУК МЫЛОМ И ВОДОЙ

                              Процесс

Обоснование

I.  Подготовка к процедуре.

1

Снять кольца и часы, положить в карман халата.

Украшения могут быть рассадником микроорганизмов.

2

Проверить целостность кожи. Обстричь длинные ногти.

Повреждение кожи, и длинные ногти могут быть рассадником микроорганизмов.

II.  Выполнение процедуры.

1

Встаем перед раковиной, стараясь не касаться ее поверхности руками и одеждой. Открыть кран.

2

Включаем воду и регулируем температуру воды до комфортного значения (35−40 °С).

3

Мочим кисти рук водой.

4

Наносим мыло на ладонь при помощи дозатора.

5

Производим следующие движения:

  • трем ладонью о ладонь;
  • правой ладонью трем по тыльной стороне левой кисти и наоборот;
  • обрабатываем межпальцевые промежутки: трем ладони со скрещенными растопыренными пальцами;
  • соединяем пальцы в замок, трем тыльной стороной согнутых пальцев по ладони другой руки;
  • трем поочередно круговыми движениями большие пальцы рук;
  • трем разнонаправленными круговыми движениями поочередно ладонь кончиками пальцев противоположной руки.

Важно! Для эффективной обработки рук необходимо повторять каждое движение не менее 5 раз.

III.  Завершение процедуры.

1

Смываем мыло проточной водой по направлению от кончиков пальцев к запястью.

2

Выключаем воду, повернув смеситель локтем, и вытираем насухо руки бумажным полотенцем.

3

Выбрасываем бумажное полотенце в контейнер с пакетом для отходов класса А, не касаясь его.

 

Особенности гигиенической обработкирук с помощью кожного антисептика: проводится путем втирания антисептикав кожу кистей рук в количестве, рекомендуемом инструкциейпо применению. Нужно поддерживать руки во влажном состояниив течение всей обработки.

Алгоритм гигиенической обработкирук с помощью кожного антисептика: нужно воспроизвести те же движения, что и пригигиенической обработке рук с помощью мыла и воды.

 

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РУК КОЖНЫМ АНТИСЕПТИКОМ

 

№ п/п

Перечень практических действий

Форма

представления

1.

Поздороваться, представиться, обозначить свою роль

Выполнить / Сказать

2.

Сообщить проводимой манипуляции

Сказать

3.

Объяснить ход и цель процедуры

Сказать

 

Подготовка к поведению процедуры

 

4.

Объяснение техники и продолжительности процедуры

Сказать

5.

Нанести кожный антисептик на ладонь из флакона с кожным антисептиком.

Выполнить / Сказать

 

Выполнение процедуры

 

6.

Потрите одну ладонь о другую ладонь.

Выполнить

7.

Правой ладонью разотрите тыльную поверхность левой кисти, переплетая пальцы

Выполнить

8.

Левой ладонью разотрите тыльную поверхность правой кисти, переплетая пальцы

Выполнил

9.

Переплетите пальцы, растирая ладонью ладонь

Выполнить

10.

Соедините пальцы в замок, тыльной стороной согнутых пальцев растирайте кончики пальцев другой руки, поменяйте руки

Выполнить

11.

Охватите большой палец левой руки правой ладонью и потрите его круговым движением

Выполнить

12.

Охватите большой палец правой руки левой ладонью и потрите его круговым движением

 

13.

Круговым движением в направлении вперед и назад сомкнутыми пальцами правой руки потрите левую ладонь

Выполнить

14.

Круговым движением в направлении вперед и назад сомкнутыми пальцами левой руки потрите правую ладонь

 

 

Завершение процедуры

 

1

Дождитесь полного естественного высыхания кожного антисептика.

Выполнить/

Сказать

 

Примерные комментарии аккредитуемого привыполнении практического навыка: гигиеническая обработка рук

 

п/п

Перечень практических действий

Примерный текст комментариев

1.

Поздороваться, представиться

«Здравствуйте! Меня зовут (ФИО)»

2.

Сообщить о проводимой манипуляции

«Мне необходимо провести гигиеническую обработку рук при помощи кожного антисептика»

3.

Объяснить ход и цель процедуры

«Цель: удаление загрязнений и снижение количества микроорганизмов до безопасного уровня (профилактика ИСМП). Обработка рук проводится кожным антисептиком в нестерильной зоне с соблюдением последовательности выполняемых действий».

4.

Объяснение техники и продолжительности процедуры

«Каждое движение повторяем 5 раз. Руки на протяжении всей процедуры должны быть увлажнены, при необходимости добавляем кожный антисептик и продолжаем обработку по алгоритму»

5.

Нанести кожный антисептик на ладонь из флакона с кожным антисептиком.

«Обработка рук кожным антисептиком производится после обработки рук жидким мылом и высушиванием одноразовыми бумажными полотенцами»

«Объем кожного антисептика, наносимого на поверхность руки должна соответствовать инструкции применения (в среднем 3-5 мл), и должен покрывать всю поверхность руки»

6.

Дождитесь полного высыхания кожного антисептика

«Не сушить. Дожидаемся полного естественного высыхания кожного антисептика.»

 

 «Использованиемедицинской шапочки и маски».

Медицинскаямаска —это простое средство профилактики распространения инфекции, передающейся воздушно-капельнымпутём.

Медицинскаяшапочка  — минимизирует риск попадания волос в рабочую зону, обеспечивает стерильность,защиту от внешних воздействий ( химических веществ, излучений, высокихтемператур).

Защитные очки следует надевать в техслучаях, когда не исключается возможность разбрызгивания крови или другихбиологических жидкостей.

Цель:

— Создание барьера, препятствующего перекрестной инфекции.

— Обеспечение высокого уровня чистоты и гигиены.

— Охрана здоровья персонала.

Кому и когда необходимо использовать маску (показания):

1. Персоналув медицинских учреждениях: при общении с большим количествомпациентов, при выполнении инвазивных процедур, в боксах, инфекционных отделениях, в период эпидемии воздушно– капельных инфекций.

Медицинскуюшапочку и маску следует носить постоянно при работе в процедурном кабинете,перевязочной, операционном блоке, родильном зале, отделении реанимации и палатеинтенсивной терапии.

2. Работникам пищевого производства при изготовлениипродуктов питания массового производства.

3. Заболевшим респираторными инфекциями для сниженияуровня распространения инфекции.

Необходимое оснащение:

-Зеркало-Кран -Устройство для дозированной подачи жидкого мыла

-Разовоеполотенце  -Медицинская шапочка  -Маска одноразовая

-Пакетдля отходов класса А,Б, закрывающийся контейнер.

 

 

 

                            Процесс           

Обоснование

I.  Подготовка к процедуре.

1

Вымыть руки стандартным способом.

 

Удаление бытовой грязи, временных частично резидентных микроорганизмов, продуктов жизнедеятельности кожи.

II.  Выполнение процедуры.

1

Глядя в зеркало, надеть медицинскую шапочку, убрав под неё все волосы на голове и шее.

Заменять шапочку следует по необходимости, в зависимости от загрязнения или повреждений во время работы.

В медицинских организациях использованные шапочки подлежат обеззараживанию и удалению, как отходы класса Б.

Волосы и перхоть возможные источники бактерий.

2

Достать маску из упаковки, взяв за петли (завязки).

Глядя в зеркало надеть маску, чтобы она плотно прилегая, прикрывала рот и нос и подбородок.

При наличии водоотталкивающей пропитки — размещать маску не пропитанным темным слоем внутрь.

При наличии разного цвета сторон маски — цветной слой расположить наружу.

Петли для ушей или завязки на маске пришиваются с наружной стороны.

При наличии вшитого крепления в области носа, его следует плотно пригнуть по спинке носа

При наличии специальных складок на маске, их необходимо развернуть для плотного прилегания маски к лицу.

При использовании маски необходимо избегать прикосновений к ней руками.

Медицинскую маску используют однократно.

Менять маску необходимо не реже чем через 2 часа. Если маска стала влажной, или на нее попала биологическая жидкость, ее также нужно заменить на новую.

Маски нельзя сохранять для последующего использования, вешая на шею или убирая в карман.

Лицевые маски сокращают вероятность инфицирования слизистой оболочки рта, носа.

 

Лицевая маска препятствует распространению инфицированной слюны с помощью фильтрации и меняет направление распыления из верхних дыхательных путей во время разговора, кашля, дыхания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маски становятся влажными и насыщаются микроорганизмами.

 

Возможно инфицирование при повторном использовании или прикосновении.

3

По мере необходимости надеть очки.

Защитные очки предохраняют от инфицирования слизистой оболочки глаз.

III.  Завершение процедуры.

1

Снимите маску, прикасаясь только к завязкам.

Сбросить в мешок или емкость отходов класса Б.

Исключить вероятность загрязнения рук микроорганизмами.

Предупреждение загрязнения окружающей среды.

2

Подденьте защитные очки с внутренней стороны.

Снимите защитные очки, наклонившись вперед.

Поместите их в емкость для дезинфекции.

Исключить вероятность загрязнения рук микроорганизмами.

 

Предупреждение загрязнения окружающей среды.

3

Подденьте шапочку с внутренней стороны, снимите шапочку, выворачивая ее наизнанку.

Утилизируйте шапочку в пакет с отходами класса Б.

Исключить вероятность загрязнения рук микроорганизмами.

Предупреждение загрязнения окружающей среды.

4

Вымыть руки стандартным способом.

Осушить руки одноразовым полотенцем.

Удаление транзиторной и частично резидентной микрофлоры. 

 

 

«Использование медицинского (хирургического) халата ».

 

Халат медицинский — разновидность спецодежды для защиты от патогеннойсреды и поддержания стерильности в посещении. Халатсоздает барьер препятствующий передаче микроорганизмов, уменьшает распылениероговых чешуек кожи с тела.

Цель:

— Создание барьера, препятствующего распространению инфекции от
    пациента персоналу, от персонала к пациенту.

— Обеспечение высокого уровня чистоты и гигиены.

— Охрана здоровья персонала.

 Показания: предназначены для применения взамен хлопчатобумажноймедицинской одежды и белья при оказании лечебно-профилактической помощи,оперативных вмешательствах, в процедурных и перевязочных кабинетах, клиниках,больницах. Могут использоваться в стационарных и амбулаторныхлечебно-профилактических учреждениях.

Необходимые условия:

—  Зеркало —   Кран —   Устройство для дозированной подачи жидкого мыла

—  Разовое полотенце

—  Медицинский  халат желательно с застежкой сзади, с длинным  рукавом.

-Перчатки —   Пакет для отходов класса А,Б, закрывающийся контейнер.

 

 

Процесс

Обоснование

I.  Подготовка к процедуре.

1

Вымыть руки стандартным способом.

 

Удаление бытовой грязи, временных микроорганизмов и продуктов жизнедеятельности кожи.

II.  Выполнение процедуры.

1

Достаньте хирургический халат из индивидуальной упаковки.

2

Разверните халат к себе внутренней стороной.

3

Наденьте медицинский халат, завязав пояс сзади, так чтобы он полностью закрывал личную одежду или медицинский костюм.

4

Надеть перчатки стандартным способом. Не нарушить целостность.

Перчатки создают барьер инфицированию кожи медсестры кровью или другими биологическими жидкостями.

5

Во время рабочего процесса желательно не загрязнять халат кровью или другими биологическими жидкостями.

Увеличивается риск попадания инфекции в организм медсестры.

III.  Завершение процедуры.

1

В конце рабочей смены, завершения манипуляции или при выходе из отделения снимите перчатки стандартным способом.

Сбросьте в мешок или емкость отходов класса Б.

2

Разорвите завязки хирургического халата.

3

 Обхватите себя руками за плечи, возьмитесь за внутреннюю сторону халата.

3

Снимите медицинский халат, прикасаясь к его внутренней поверхности и выворачивая его наружу сверните, утилизируйте халат в пакет с отходами класса Б.

Во время ношения медицинская одежда загрязняется микроорганизмами, увлажнение способствует интенсивному росту микробов, увеличивается рост перекрестной инфекции.

 

«Использование медицинских

(стерильных) перчаток»

Перчатки — средство для защиты рук от агрессивного действияокружающей среды, химических веществ, а также от передачи вирусов и  бактерий. 

Цель:                                                                                                                          — Создание барьера, препятствующегораспространению инфекции от
   пациента персоналу, от персонала к пациенту.                                                   — Обеспечение высокого уровня чистоты и гигиены.                                          —  Охрана здоровья персонала.

Показания:

—  Во всех случаяхконтакта с кровью, другими биологическими
   жидкостями, инфицированными поверхностями или
   инфицированными предметами медицинского назначения.

—  При контакте схимическими веществами, моющими средствами,
   дезинфицирующими средствами.

Противопоказания: гнойничковое или другое поражение кожи,трещины, раны.

Необходимоеоснащение:

—  Перчатки —   Кран

Устройстводля дозированной подачи жидкого мыла —  Разовое полотенце

-Пакетдля отходов класса А,Б, закрывающийся контейнер.

 

 

Процесс

Обоснование

I.  Подготовка к процедуре.

1

Вымыть руки стандартным способом.

 

Удаление бытовой грязи, временных частично резидентных микроорганизмов, продуктов жизнедеятельности кожи.

II.  Выполнение процедуры.

1

Проверить на целостность упаковку стерильных перчаток.

Развернуть касаясь только внутренней поверхности  перчаток.

Для контроля стерильности.

 

Для сохранения стерильности.

2

Большим и указательным пальцем правой руки, захватить изнутри отвернутый край левой перчатки и осторожно натянуть её на левую руку.

Не нарушить целостность при надевании перчаток. Возникнет риск попадания инфекции в организм мед. персонала.

3

Пальцы левой руки одетой в перчатку подвести под отворот тыльной поверхности правой перчатки и осторожно натянуть её на правую руку, расправляя манжету.

Расправить манжету на левой руке.

Не нарушить целостность при надевании перчаток. Иначе возникнет риск попадания инфекции в организм мед. персонала.

III.  Завершение процедуры.

1

Пальцами одной руки возьмите перчатку на другой руке за рабочую поверхность. Снимите перчатку.

В целях предупреждения инфицирования кожи медсестры кровью или другими биологическими жидкостями.

2

Пальцами руки без перчатки подденьте перчатку на другой руке с внутренней стороны.

При снятии перчаток касание к наружной поверхности использованных перчаток вызывает инфицирование кожи медсестры.

3

Снимите перчатку с руки,  выворачивая её наизнанку  так, чтобы одна перчатка оказалась в другой.

Снятая вывернутая наизнанку перчатка не способствует инфицированию кожи медсестры кровью или другими биологическими жидкостями.

4

Сбросьте в мешок или емкость отходов класса Б.

Использование современных технологий утилизации опасных медицинских отходов в соответствии с действующими СанПиНами.

 

 

 

ДЕЙСТВИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В АВАРИЙНОЙСИТУАЦИИ.

В каждом подразделении лечебногоучреждения, персонал которого подвергается риску инфицирования ВИЧ и ВГБ,должна быть «аптечка», содержащая следующие средства:

1.     спирт этиловый 70%;  

2.     5% спиртовой раствор йода;

3.     вода дистиллированная – 100 мл;

4.     перевязочный материал: бинт марлевый медицинскийстерильный, лейкопластырь бактерицидный, салфетка марлевая медицинскаястерильная.

 

Порядок действия персонала по ликвидации аварии,связанной с попаданием крови и биологических жидкостей под кожу, на кожу ислизистые:

При попадании потенциально опасного биологическогоматериала на любые участки тела немедленно прекратить проводимые манипуляции иприступить к проведению профилактических мероприятий.

При попадании биологической жидкости на слизистую:

 1. Рот и горло прополаскивают большим количеством воды;

2. Слизистую оболочку носа и глаза обильно промывают водой,НЕ Т Е РЕ Т Ь!

При попадании биологической жидкости на пол (бойпробирки):

1. Место разлива накрыть ветошью, обильно смоченнойдезсредством (экспозиция 1 час) 2. Все собрать и вместе с ветошью поместить вемкость для отходов класса Б

3. Повторно накрыть место аварии ветошью с дезраствором(экспозиция 1час)

4. Через час сбросить ветошь в ёмкость с отходами класса Б

5. Сделать уборку кабинета по типу генеральной. Использоватьсредства СИЗ.

При попадании крови или других биологических жидкостейна рабочую одежду:

Снять одежду и погрузить в дезинфицирующий раствор повирусному режиму. Экспозиция в соответствии с МУ и инструкцией.

При пропадании биологических жидкостей на кожныепокровы:

 1. Обработать кожу 70% спиртом

 2. Обмыть водой с мылом

3. Повторно обработать 70% спиртом. Не тереть!

При уколах ипорезах:

1. Немедленно снять перчатки

2. Вымыть руки с мылом под проточной водой

3. Обработать ранку 70% спиртом, кровь не выдавливать

4. Смазать ранку 5% спиртовым раствором йода

5. Заклеить лейкопластырем

       Сотрудник НЕМЕДЛЕННО сообщает о случившемсязаведующему, ответственному за проведение профилактических мероприятий примедицинской аварии, привлекают врача-инфекциониста для консультации.     

Пострадавшего медработника и пациента необходимообследовать с проведением до и после тестового консультирования и получениеминформированного согласия на проведение данной процедуры: экспресс-тест на ВИЧи гепатиты В и С. Женщине сделать тест на беременность. Заполнить журналаварийной ситуации (хранится в кабинете старшей медсестры, фиксируются все случаи травматизма).

После аварийной ситуации медработник обязан полностьювыполнить схему постконтактной лекарственной профилактики – тремя и болееантиретровирусными препаратами в течение четырех недель. Принимать лекарстваначинают в первые два часа после аварии, но не позднее 72 часов.

      Лабораторное обследование лиц, попавших в аварийнуюситуацию, производиться через 3, 6 и 12 месяцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

Для успешного освоения материаларекомендуем вам изучить следующие понятия:

Воздушно-капельный путь передачиинфекции.Заражение инфекциейосуществляется посредством близкого контакта с носителем инфекции. Большоеколичество микробов выделяется с капельками слизи при кашле, чихании,разговоре, плаче, крике

Контактный механизм передачиинфекции. Механизм передачиинфекции, при котором возбудители выделяются на коже и слизистых,поступают с них на поверхность различных предметов и приконтакте с ними восприимчивого человека (чаще при наличии микротравм) внедряютсяв его организм

Отходы класса А. Отходы, не имеющие контактас биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными;канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшиепотребительские свойства, смет от уборки территории; отходы больничногопищеблока и прочие отходы, которые не представляют эпидемической илидругой опасности для жизни и здоровья человека

Отходы класса Б. Эпидемиологически опасные отходы, к которымотносятся использованные изделия медицинского назначения однократногоприменения, использованный перевязочный материал и т. п.

Отходы класса B. Отходы с чрезвычайной эпидемиологическойопасностью. Как правило это отходы фтизиатрических диспансеров, микологическихотделений и отделений для лечения пациентов с особо опаснымиинфекциями

Микроорганизм. Мельчайший животный или растительный организм,различимый лишь в микроскоп, который может быть возбудителем различныхинфекционных заболеваний

Респираторные инфекции. Группа острых воспалительных заболеваний органов дыхания,возбудителями которых обычно являются респираторные вирусы

Безопасная среда. Среда, которая в наиболее полной мереобеспечивает человеку условия комфорта и безопасности, позволяющиеэффективно удовлетворить все жизненно важные потребности

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СТУДЕНТА

 

I. Основная:

1.Обуховец Т.П. «Основы сестринского дела. Практикум», Ростов-на-Дону, 2016.

2.Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основысестринского дела»  Москва Издательская группа Гэотар-Медиа, 2017.

II.Дополнительная:

1.                МухинаС.А.,Тарновская И.И., «Теоретические основы СД», 2ч., М, 2016.

Нормативные и методические документы:

1.                Федеральныйзакон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РоссийскойФедерации»

2.                СанПиН 2.1.3678-20 от 24 декабря 2020 года N44 Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений,зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельностихозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ илиоказание услуг (с изменениями на 14 апреля 2022 года).

3.                СанПиН2.1.3684-21от 28 января 2021 г. N 3 Санитарно эпидемиологическиетребования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к воднымобъектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху,почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественныхпомещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических(профилактических) мероприятий (с изменениями и дополнениями от: 26 июня, 14 декабря 2021г., 14 февраля 2022 г.).

4.                СанПиН3.3686-21 от28 января 2021 года N 4 Санитарно-эпидемиологические требования попрофилактике инфекционных болезней (с изменениями на 25 мая 2022 года).


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.16%
НЕТ
38.84%
Проголосовало: 1429

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.16% НЕТ 38.84% Проголосовало: 1429


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.16% НЕТ 38.84% Проголосовало: 1429


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.16% НЕТ 38.84% Проголосовало: 1429


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.16% НЕТ 38.84% Проголосовало: 1429


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.16% НЕТ 38.84% Проголосовало: 1429


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет