Министерство образования и науки Челябинскойобласти
ГОУ СПО «Троицкий педагогический колледж»
Е.С. Колмогорова
Методические рекомендации для студентов педагогическогоколледжа воспитателей дошкольных учреждений
Воспитание культуры поведения у старших дошкольников в процессеознакомления с окружающим
Троицк, 2010
Е.С. Колмогорова
Воспитаниекультуры поведения у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим
Предложенныерекомендации предназначены для студентов педагогического колледжа ивоспитателей ДОУ.
Содержание
Пояснительная записка…..
Методика проведения занятий поречевому этикету детей старшего дошкольного возраста
Примерные планы занятий по обучениюправилам речевого этикета…
Список использованной литературы………
Пояснительная записка
Обучение правилам этикета одна из задач нравственного воспитаниядетей дошкольного возраста, которое необходимо осуществлять на самых раннихэтапах становления личности в период дошкольного детства. Обучение правиламэтикета необходимо осуществлять как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности,справедливости, человечности.
Наши отечественные педагоги (Ф.С. Левин, Ширина, В.Г. Нечаева,В.А. Горбачева и др.) и психологи (В.С. Тухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон идр.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать нетолько правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечнодействует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил инорм, и глубину их осознания.
В разработанном нами методическом пособии представлен примерныйплан занятий по обучению правилам этикета детей старшего дошкольного возраста,примерные планы занятий по обучению правилам речевого этикета, игры, помогающиезапомнить правила речевого этикета.
Предложенная нами система работы направлена на воспитание правилречевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Методическиерекомендации предназначены для студентов педагогического колледжа ивоспитателей ДОУ.
Методика проведения занятий по речевому этикету детейстаршего дошкольного возраста
Предложение ввести в жизньдошкольника занятия по основам этикета вызывает ряд серьезных и вполне правомерныхвопросов. Нужны ли вообще такие занятия? Не приводят ли они к перегрузкедошкольников? Не ставят ли обучение детей правилам этикета превыше воспитания уних культуры поведения? Не теряет ли ребенок, введенный в круг общепринятыхповеденческих правил, самобытность и не приобретает ли он умениеманипулировать
людьми?
Главным содержанием занятий по основамэтикета являются поведенческие правила, подкрепленные этическими иэстетическими нормами. В такие занятия можно включить беседы, игры,театрализованные представления, праздничные досуги, встречи с интереснымилюдьми, приглашение родителей, экскурсии, посещения театра, музея, кафе,библиотеки и т. п. — все это создает условия для наилучшего усвоения детьмипринятого в обществе порядка поведения и освобождает от излишнего умственногонапряжения. Непроизвольная, свободная форма занятия, отвечающая особенностямдетей группы, педагогическому подходу воспитателя и задачам, которые он ставитперед собой и детьми, а также возможностям детского сада, дает возможностьтворчески, ярко, красочно и интересно обучать детей правилам человеческогообщежития, при этом исключая перенасыщенность детсадовского днядошкольника организованными занятиями. Вместе с тем занятие дисциплинируетдетей, направляет их умственную деятельность в нужном направлении. Детиосознают значимость правил этикета, поскольку видят, что ими, как и развитиемречи или математикой, надо «заниматься».
Особую роль в занятиях поведенческого характера играютпрактические упражнения, игровые ситуации и игры. Практические упражненияпомогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например:уступить место в транспорте, поблагодарить за подарок, встать из-за стола,произнести комплимент и т. п. Недостатком упражнения может быть егооторванность от жизни — «Я делаю так, как показала мне воспитатель, и потому,что она от меня этого требует». Но этот недостаток восполняется возможностьюотработать действие, которое необходимо в жизни.
Игровая ситуация помогает опробовать правило в действиии наглядно увидеть ход и последствие его соблюдения. Она базируется наотработанном в упражнении навыке и корректирует этот навык с учетом реальности.
Игры дают возможность интересно ипоказательно обучить детей; они снимают у детей состояние неловкости и неуверенности,эмоционально окрашивают правило, делают его привлекательным. Отработанный вупражнении и проверенный в игровой ситуации навык становитсяестественным компонентом игры, проявляется в зависимости от игровых условий.
Занятия по основам этикета целесообразно проводить сдетьми старшего дошкольного возраста, когда у них возникают мотивы поведения,носящие общественный характер, формируются моральные оценки, поведениеприобретает произвольный характер. Старшие дошкольники начинают относиться ксебе и своим возможностям осознанно и требовательно. Их речевое развитиеспособствует словесному восприятию и разностороннему обсуждению поведенческих действий.
Содержание вводимого в жизньдошкольников материала вполне подходит к занятиям по ознакомлению с окружающиммиром. Но можно занятия по этикету проводить во второй половине дня, сподгруппами детей. Продолжительность занятия составляет 20—30 минут —оптимальное время для старших дошкольников. Желательно, чтобы количество детейна занятии не превышало 10—12 человек, тогда каждый ребенок будет иметьвозможность активного участия в обыгрывании жизненных ситуаций и выполненииупражнений.
На занятиях по этикету ведется восновном «работа души», создаются условия, в которых дети учатся соразмерятьсвои желания с интересами окружающих людей. У детей формируется стремлениесвоими поступками доставлять людям радость. Содержание занятий по этикетуспособствует укреплению в ребенке нравственных основ, среди которых, какотмечал В. А. Сухомлинский, одно из первейших мест занимает ответственностьчеловека за человека. Формированию такого поведения способствуют разнообразныесредства, среди которых значительную роль играют литература и искусство.
Поскольку дошкольникам свойственно наглядно-образноемышление, обучение правилам этикета желательно проводить при использованиикартин, книжных иллюстраций, дидактических пособий. Хорошим подспорьем дляэтого явится пособие Р. С. Буре «Как поступают друзья? Воспитание гуманныхчувств и отношений.
Педагог, проводящий с детьми дошкольного возраста занятияпо основам этикета, должен не только всесторонне изучить этикет и владетьпсихолого-педагогическими знаниями, но и соблюдать во время занятий несколькоправил.
1. Не принуждать детей к выполнению упражнении.Для активизации деятельности можно использовать положительные оценкиучастия ребят и награждение призами победителей. Утешительные призы снижают эмоциональноепереживание от проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах исостязаниях.
2. Активно вводить детское творчество:рисунки, поделки, придуманные детьми сказки и рассказы. Так ребенок видит,что любое игровое пособие можно сделать самому и играть в него с большиминтересом. Развиваются не только творчество и фантазия дошкольника, но и егоумение видеть в любой ситуации поведенческое действие, осознавая его значениедля общения людей.
3. Использовать собственноручно сделанныеподелки и игры, (дидактические, настольно-печатные и др.), а также придуманные «этикетные» сказки и истории. Ребенок положительно оцениваетвоспитателя с его умением сделать или придумать что-то интересное и важное.Создавая сказку, целью которой будет внедрение в сознание дошкольника правилаэтикета, воспитателю следует помнить, что в такой сказке немаловажное значениеимеет позитивный конец.
4.Включать в занятие литературные, музыкальныеи живописные произведения, которые усиливают эмоционально-позитивноевосприятие ребенком правил этикета.
5. Рассчитывать на каждого конкретногоребенка с его уровнем мышления, возрастными и психологическими особенностями,семейным и материальным положением. Выбирая то или иное практическое задание,желательно продумывать, кто из детей его может выполнить.
6. Подводить итог в конце занятия: чтоизучили и что поняли. Дети сами могут сделать необходимые выводы, говоря отом, что они узнали и как относятся к тому или иному поведенческому правилу.Тем не менее воспитатель еще раз четко указывает дошкольникам на самое главное,что следует усвоить.
7. Давать детям задания на дом, например:расскажи маме, что означает твое имя; придумай вместе с папой сказку обэтикетном правиле; накрой с бабушкой праздничный стол; сделай и подари своимблизким подарки. Воспитатель определяет необходимость и содержание такихзаданий, исходя из воспитательных задач, решаемых в группе, однако желательноподходить к ним со следующих позиций:
- добровольность выполнения домашнего задания;
- выполнение задания детьми совместно с родителями;
- проявление творчества при создании рисунка, композиции, аппликации, рассказа, сказки или стихотворения;
- постоянное стремление к соблюдению правил этикета.
8. Избегать негативной оценки выполнениядетьми тех или иных заданий. Можно ввести в оценочную систему такие слова,как «отлично», «хорошо», «очень хорошо», «молодец», «подумай еще», «это не совсемтак», «давайте подумаем вместе».
Воспитатель вместе с детьми обговаривает правила поведенияна занятии: внимательно слушать воспитателя и ребят, не перебивать, не мешатьдругим ребятам слушать, не отвлекаться, отвечать четко и понятно, не смеятьсянад неудачами других, не бояться ошибаться и т. п.
Мотивация обучения правилам этикета, предлагаемаядетям, включает в себя следующие положения:
Мы учимся:
- устанавливать доброжелательные отношения с людьми — сверстниками и взрослыми, с незнакомыми и знакомыми людьми;
- проявлять любовь и уважение к близким людям и друзьям.
Мы хотим:
- создать хорошие дружеские отношения в нашей группе, чтобы каждому из нас здесь было приятно находиться, чтобы каждый чувствовал себя легко и свободно;
- быть хорошими людьми, красивыми и привлекательными;
- нравиться тем, кто нас окружает.
Необходимо также продумывать испособы рассаживания детей на занятии по основам этикета. Мы рекомендуем триварианта рассаживания. Для большинства занятий наиболее целесообразен следующийвариант: дети сидят на стульях, поставленных кругом или полукругом. Воспитательсидит среди детей, возможно, на таком же детском стуле, и его глаза находятсяпримерно на том же уровне, что и глаза воспитанников. Такой вариантрассаживания создает доверительное отношение взрослого человека и каждогоребенка друг к другу, способствует активному действию детей на занятии,быстрому выполнению любого задания, поскольку участники занятия могут легко исвободно выйти в круг и проделать заданное упражнение, проиграть сценку,подготовить место для игры.
При проведении открытого занятия, на котором присутствуютродители воспитанников и другие взрослые, целесообразно применить такойвариант рассаживания: стулья ставятся в два полукруга (сначала садятся дети, заними — приглашенные лица); воспитатель садится перед ними на стул,предназначенный для взрослого человека.
На занятиях по столовому этикету желателен третийвариант рассадки: каждый ребенок с родителем сидит за отдельным столиком, столыразмещаются таким образом, чтобы всем участникам занятия был хорошо виден столвоспитателя. Важное условие такого рассаживания — небольшое количество детей.
Разумеется, обучение детейправилам этикета происходит не только на занятиях по этикету, но и, как мы ужеговорили, в течение всего времени нахождения детей в детском саду.Приветствие во время сбора детей и прощание в конце дня, поведение за столом,прогулка на улице, встреча с артистами кукольного театра, праздничный досуг,игры на свежем воздухе и в группе, участие в различных занятиях —везде есть место этикету. Обучение правилам этикета носит воспитывающийхарактер. Овладение его правилом, которое складывается из знания этого правила,убежденности в необходимости его соблюдения и умении точного его выполнения,ставит культуру поведения ребенка на современный уровень общественноготребования.
Вся жизнь ребенка, как и любоговзрослого человека, связана с поведенческими правилами, и оттого, насколькоправильно он себя ведет, зависит его личное самочувствие и общение сосверстниками и взрослыми. Обучая правилам этикета, мы формируем вдетях важнейшее качество, необходимое для миропонимания и общения, — любовь.Любовь к людям, природе, дому делает ребенка нравственно сильнее, добрее,внимательнее к людям. Но, на наш взгляд, не менее важно научить ребенкапроявлять эту любовь, делать ее действенной, необходимой как для него самого,так и для его окружения.
При обучении дошкольников правиламэтикета большое значение имеет игра. Игра, как известно, основной виддеятельности ребенка дошкольного возраста. Она не только развлекает и увлекаетребенка, но и способствует его социализации, т. е. активному вхождению в жизньобщества, усвоению общественного порядка, приобретению навыков общежития, атакже умения воздействовать на окружающую среду. Ведущее место игры в жизнидошкольника обусловило значительный к ней интерес, проявляемый впедагогической теории и практике.
Посредством игры, справедливо отмечают многие педагоги,воспитатель имеет возможность решать различные воспитательные задачи, средикоторых значительное место отводится задачам формирования нравственных качествдошкольников.
Игра — одно из наиболее эффективных средствформирования культуры поведения у детей и обучения их правилам этикета.Являясь одним из способов познания окружающего мира, она в яркой, доступной иинтересной форме дает ребенку представления о том, как принято вести себя в тойили иной ситуации. В играющем коллективе детей благодаря наличию сюжета и ролейформируются позитивные взаимоотношения, которые переносятся в реальнуюдействительность. Игра — прекрасное средство самовыражения и самореализациидетей. Она, как отмечали Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова, позволяет ребенкувыйти за пределы ограниченного мира «детской» и построить свой мир, в которомон может реализовать свои желания и интересы, без указаний и требованийвзрослого человека.
Соблюдение речевого этикета помогает дошкольникустроить свое общение со сверстниками и взрослыми людьми. Воспитатель долженубедить детей, что соблюдение речевого этикета способствует развитиюдоброжелательных отношений с людьми, поскольку с его помощью можно не тольковыразить уважение к людям, но и проявить различные чувства (радость,недовольство, обиду), высказывать желание, отстоять свое мнение, никого приэтом не обидев.
Изучение правил речевого этикета происходит на основетого, что уже известно ребенку.
Освоениеправил происходит и на занятиях по этикету, и в повседневной жизни, непрекращаясь ни на минуту. Например, утром дети приветствуют воспитателя,вечером прощаются, в течение дня употребляют необходимые в доброжелательномобщении слова. Каждое правило речевого этикета возникает в жизни ребенка многораз в день, в детском саду и за его пределами. Вот почему так важна совместнаяработа воспитателя, родителей и других людей, близких ребенку. То, что он узналв детском саду, постоянно используется, закрепляется, становится егопотребностью.
Сдошкольниками проводятся индивидуальные и групповые беседы. Круг обсуждаемыхвопросов весьма разнообразен: что значит соблюдать этикет? Кто из детей группыего соблюдает и не соблюдает? Кто из ребят уважает других людей и почему обэтом ребенке можно так сказать? Как в словах и поступках проявляется любовь кблизким людям и друзьям? Можно также обсудить вопрос взаимоотношений детей своспитателем: в чем проявляется их уважение друг к другу.
Педагогуследует обращать внимание на то, как дети обращаются друг к другу (по именам,фамилиям или используют прозвища), как приветствуют друг друга и старших привстрече. Поощрение хороших поступков детей добрым словом не только усиливает ихуверенность в правильности выполнения правила, но и является примеромсоблюдения воспитателем речевого этикета.
Отвоспитателя требуется постоянное внимание к манере общения детей друг с другоми со взрослыми. Давая позитивным поступкам и словам дошкольников доброжелательнуюоценку, педагог формирует в каждом ребенке внутреннюю потребность строитьобщение с помощью вежливой речи.
Участиеродителей в обучении детей правилам речевого этикета базируется на широких возможностях,поскольку все общение родителя с ребенком основано на соблюдении речевогоэтикета.
Желательно,чтобы родители рассказали ребенку о том, что означает его имя и почему его такназвали, как звучит полное имя мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры,имя самого ребенка. Важно, чтобы ребенок гордился своим именем и помнил: онодано ему самыми близкими людьми. Развивая способности дошкольника к творчеству,родители вместе с ребенком могут придумать сказку о том, как однажды мальчикили девочка забыли свое имя и что с ними из-за этого произошло.
Необходимопоговорить с родителями о важности умения детей устанавливать добрые отношенияс товарищами, расширять круг своих знакомств. Можно порекомендовать родителямиспользовать жизненные ситуации или создавать таковые для обучения ребенкатому или иному правилу речевого этикета. Например: ребенок привел в дом своегодруга и познакомил его с родителями (как он это сделал?); гуляя с родителями,мальчик повстречался с девочкой из своей группы (что он скажет при встрече?);оказавшись с ребенком в гостях, можно предоставить ему возможность самомупознакомиться с детьми хозяев дома.
Вродительском коллективе целесообразно обсудить вопрос о важности соблюдениявежливости в семье, ее значении для формирования у ребенка убеждения внеобходимости доброжелательных отношений, для развития умения устанавливать ихс помощью вежливых слов, выяснить, говорят ли в семье слова приветствия,желают ли друг другу спокойной ночи, сопровождают ли просьбу словом «пожалуйста»,благодарят ли за помощь и услугу. Как часто члены семьи обращаются друг кдругу по именам, применяют ли прозвища и как, произносят ли комплименты,соблюдают ли тактичность высказывания критического замечания?
Можноиспользовать чтение художественной литературы, как на занятиях так и вповседневной жизни: А. Барто. «Имя и фамилия», «Шла вчера я по Садовой…», С.Маршак. «Ежели вы вежливы…», «Урок вежливости»; В. Осеева. «Волшебноеслово»; И. Пивоварова. «Был ослик очень вежливый…»; С. Погореловский. «Чтозначит быть вежливым»; Н. Юсупова. «Кто кого любит»; А. Шибаев. «Дядя Сашаогорчен…»; А. Яшин. «Я люблю, когда при встрече…» и другие .
Примерные планы занятий по обучению правиламречевого этикета
Занятие1
о вежливости
Программноесодержание: Продолжать учитьприветливо здороваться и прощаться со взрослыми и детьми; вежливо обращаться с просьбой к окружающим, благодарить за услугу; не перебивать говорящего,выслушивать собеседника (взрослого ребенка); говорить спокойно,доброжелательно.
Словарнаяработа: Активизироватьслова – «пожалуйста», «здравствуйте», «волшебные».
Индивидуальнаяработа: упражнять Олю вговорить спокойно, доброжелательно.
Оборудование:книга Г. Остера «Вредные советы», рассказВ. Осеевой «Волшебное слово»
Ходи руководство
Iчасть. Чтение книги Григория Остера «Вредные советы». Предлагаю послушать,для кого написана эта книга. (Воспитатель читает введение). Беседа опрочитанном (ответы детей). Этосоветы для непослушных, невоспитанных детей, которые делают все наоборот,потому что у них тогда все получается правильно. Пояснение. Нужно знать свойдомашний адрес; нельзя прыгать из окошка; нельзя без мамы купаться, а томожешь утонуть; плохо, когда ты рисуешь на обоях.
Читаю еще раз начало книги. (Читает первуюстраницу.)
Физкультминутка«Буратино».
IIчасть. Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». Беседао прочитанном Как называетсярассказ? (ответы детей). «Волшебное слово». ПочемуВ. Осеева назвала свое произведение «Волшебное слово»? (ответы детей).Пояснение: Потому что здесь учат мальчика говорить вежливые слова, которые онзабыл, а без них нельзя, так как всегда приятно, когда тебя вежливо просят очем-нибудь.
Вопросык детям: Какое волшебное слово говорил мальчик? (ответы детей). Пожалуйста.Какие еще «волшебные» слова вы знаете? Спасибо, здравствуйте, добрый день,будьте здоровы, на здоровье; мама еще говорит: «Будь так любезен… До свидания.Молодец».
Проблемнаяситуация:
Сережасидит, развалившись на банкетке. Оля подходит к нему, толкает и_ говорит: «Ану-ка, подвинься!» «И не подумаю!» — отвечает Сережа.
Как выдумаете: это воспитанные дети? (ответы детей). Нет.
Почему вытак решили? Объясните. (ответы детей). Конечно, нет: они непослушные, груборазговаривают друг с другом.
Как бы выпоступили на месте Оли?
(ответыдетей).. Можно сесть на другую банкетку, ведь у нас их много. Как бы выпоступили на месте Сережи? (воспитатель выслушивает ответы детей). Скажите,какие сегодня правила поведения мы с вами повторяли? (Ответы детей).
IIIчасть. Играем в игру «Вежливый ребенок» Взявшись за руки, дети водят хороводвокруг мягкой игрушки, например котенка, и приговаривают:
Всехорошие ребята Знают добрые слова. Приходите к нам, котята, Рады видеть васвсегда.
Ребенок,остановившийся на последнем слове напротив игрушки, произносит приветственныеслова, которые еще никем не произносились. Выигрывает тот, кто знает больше такихслов.
Чтобы бытьготовым к игре с детьми, воспитателю надо составить список возможныхприветственных слов и словосочетаний, например: «как я рада тебя видеть», «какя по тебе соскучилась», «я бесконечно счастлив, видя тебя», «как хорошо, что мывстретились» и др.
Занятие2
Чтотакое культура поведения?
Программноесодержание: Продолжатьвоспитывать у детей вежливость.
Словарнаяработа: Активизироватьслова – «пожалуйста» «спасибо», «Буратино».
Индивидуальнаяработа: упражнять Сашу вговорить спокойно, не торопясь.
Оборудование:книга Г. Остера «Вредные советы», сказкаЛ.Н. Толстого «Золотой ключик», стихотворение С. Михалкова «Лапуся».
Iчасть. Чтение книги Григория Остера. Беседа о прочитанном.
Продолжаемчтение, послушайте внимательно «Вредные советы». (воспитатель читает с.60—62.). вопросы к детям. Скажите, что нужно делать, когда тебя зовут есть?(ответы детей). Как нужно вести себя, когда к вам пришли гости? (ответы детей).
Физкультминутка«Буратино».
IIчасть. Игровая ситуация. В гости пришел Буратино. Он долго добирался, устал,но рад видеть вас. (Входит Буратино,здоровается с детьми). Он вам расскажет, как его сделали, и какой он былсначала невоспитанный и непослушный. (Воспитатель читает начало сказки Л.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»). Вопросы к детям.
ПочемуКарло начал мастерить куклу? (ответы детей). Как Буратино вел себя, когда егомастерили? (ответы детей).
Чтениестихотворения С. Михалкова «Лапуся».
Я не знаю,как мне быть —
Началстаршим я грубить. Скажет папа:
— Дверьоткрыта! Притвори ее, герой! —
Я ему вответ сердито Отвечаю: — Сам закрой!
За обедомскажет мама:
Хлеб,лапуся, передай! —
Я в ответшепчу упрямо:
Не могу.Сама подай!
Оченьбабушку люблю,
Все равно— и ей грублю.
Очень дедаобожаю,
Но и дедувозражаю
Я не знаю,как мне быть —
Началстаршим я грубить.
А они комне:
Голубчик,
Ешьскорее! Стынет супчик!..
А они ко мне:
Сыночек,положить еще кусочек? —
А они комне:
Внучок,ляг, лапуся, на бочок!..
Я такоеобращенье
Ненавижу,не терплю,
Я киплю отвозмущенья
И поэтомугрублю.
Я не знаю,как мне быть —
Началстаршим я грубить.
До того яраспустился,
Что грублюя всем вокруг.
Говорят,от рук отбился.
От каких,скажите, рук?!
Вопросы кдетям: Скажите, как ласково называлимальчика его родные? (ответы детей). Понравился ли вам этот мальчик? (ответыдетей). Подведение итога занятия.
IIIчасть. Играем в игру Старинная русская игра, в которой в соответствии с темойзанятия можно немного изменить традиционные слова песни.
Детиразбиваются на две команды: команду гостей и команду хозяев. Встают в двешеренги (на расстоянии примерно 3 м). Команда гостей приближается к другойкоманде и возвращается назад, команда хозяев делает то же самое, при этомпроизносится игровой текст. Затем команда гостей выбирает одного участника изкоманды хозяев — он должен разбежаться и прорвать цепочку из крепко держащихсяза руки участников команды соперников. Если у него получилось, он забирает изэтой команды одного участника в свою команду, если нет — сам остается в этойкоманде. Затем команды меняются местами. Побеждает та команда, в которойокажется больше участников.
— Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мык вам пришли.
— Бояре, азачем пришли, молодые, а зачем пришли?
— Бояре, мы подругу (друга) выбирать,молодые, мы подругу выбирать.
— Бояре, акакая (какой) вам мила (мил), молодые, а какая (какой) вам мила (мил)?
— Бояре,нам Наташа (Сережа) мила (мил), молодые, нам Наташа (Сережа) мила (мил).
— Бояре, отворяйте ворота, принимайте выНаташу (Сережу) со двора.
Во времяэтой игры у детей развивается сила и реакция, они получают некоторыеисторические сведения (эта игра старинная, в нее играли наши предки, в прошломбогатые и знатные люди назывались боярами, во все времена люди ходили и ездилидруг к другу в гости). В сознание детей внедряется мысль о важности именичеловека. Они испытывают позитивные чувства (радость, гордость, трепет), когдазвучат их собственные имена.
Занятие3
«Каквести себя за столом»
Программноесодержание: Формироватькультуру поведения; продолжать воспитывать у детей «вежливость»; закреплятьнавык приветливо здороваться и прощаться со взрослыми и детьми; вежливообращаться с просьбой к окружающим, благодарить за услугу; не перебиватьговорящего, выслушивать собеседника (взрослого или ребенка); говоритьспокойно, вежливо, доброжелательно.
Привыкатьправильно вести себя за столом, выходя из-за стола, задвигать за собой стул,благодарить взрослых и дежурных.
Словарнаяработа: Активизироватьслова – «пожалуйста» «спасибо», «конфетница».
Индивидуальнаяработа: учить Катю неперебивать собеседника, говорить спокойно.
Оборудование:рассказ В. Драгунского«Шиворот-навыворот», рассказ А. Дорохова «Это стоит запомнить»
Iчасть. Читаю отрывок из книги А. Дорохова «Это стоит запомнить».
Тысячулет назад люди еще не знали ни тарелок, ни вилок. Слуги вносили на огромныхдеревянных блюдах зажаренных на железном вертеле кабанов и оленей. Вытащив изножен острые охотничьи ножи и кинжалы,гости отхватывали от туш жирные куски мяса и жадно их ели. Громко чавкая исопя, они с треском разгрызали кости, а остатки бросали на пол. Измазанныежиром бороды они обтирали рукавами, а засаленные руки вытирали о свои кожаныекамзолы. Зрелище было отвратительным. Вы, конечно, умеете пользоваться вилкойи салфеткой и на древних людей не похожи, но, тем не менее, нередкоприходится еще слышать замечания: «Убери локти со стола! Возьми правильно нож!Доешь все, что на тарелке!..»
Наверное,вы не раз думали, что взрослые просто придираются к вам. Ну, не все ли равно,как человек ест!
Нет, невсе равно!
Существуютстрогие правила поведения во время еды. Большинство из них возникло изуважения к тем, кто сидит вместе .с тобой за столом.
Попробуйпроследить, что получится, если ты возьмешь вилку и нож не пальцами, какположено, я зажмешь их в кулак и начнешь резать лежащее на тарелке мясо.
У тебяподнимутся и разойдутся в стороны локти. А это значит, что окажется в опасностищека соседа. А локти, положенные на стол? Они занимают место, где должнастоять тарелка соседа.
Почемупринято брать сахар из сахарницы специальными щипчиками, а если их нет — простопальцами, а не своей чайной ложкой? Это тоже вполне объяснимо. Ведь руки у тебядолжны быть чистыми — перед тем, как садиться за стол, ты их вымыл, — да икоснешься ты ими лишь того куска сахара, который возьмешь. А ложка только чтобыла у тебя во рту, и не всякому приятно, если она «прогуляется» по всейсахарнице.
По той жепричине соль из солонки надо брать не щепотью, не ложкой, а кончиком ножа. Нопирожки, печенье, хлеб нужно брать рукой, стараясь не касаться соседнихломтиков.
Существуюти другие правила поведения за столом.
1. Когдаешь, не откусывай сразу большой кусок — это некрасиво.
2. Неразговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, апотом ответь.
3. Вовремя еды не прихлебывай громко, не стучи ложкой по тарелке, старайся есть беззвучно.
4. Гарнир— овощи, картошку, макароны — набирай на вилку с помощью хлебной корочки.
5. Не ешьложкой то, что можно есть вилкой.
6. Когдапользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку—в левой. Не перекладывай их из руки в руку, пока не съешь всеблюдо.
7. Неставь без разрешения свою грязную тарелку на тарелку соседа и не отодвигайсвою грязную посуду в его сторону.
8. Окончиведу, не облизывай грязные нож и вилку, не клади их на скатерть.
9. Не сидибоком к столу или положив ногу на ногу — это некрасиво.
10. Некроши хлеб, доедай его. Помни о том, сколько людей трудилось, чтобы выраститьурожай, испечь хлеб.
11. Выходяиз-за стола, аккуратно задвинь за собой стул.
12. Незабудь поблагодарить за еду («спасибо, все было очень вкусно»).
Физкультминутка«Ветер дует нам в лицо…».
IIчасть. Воспитатель читает рассказ В. Драгунского «Шиворот-навыворот». Беседао прочитанном. Скажите, почему назвали рассказ «Шиворот-навыворот»? (ответыдетей). Какое замечание мальчик сделал маме? Кому еще мальчик делалзамечания? Папе он сказал, чтобы он мыл чище руки и постриг ногти; бабушкесказал, что она играла в хоккей, и ее одежда вся нараспашку. Что еще хотелпридумать мальчик? (воспитатель выслушивает ответы детей). Вам понравился этотрассказ? Он веселый или грустный? (ответы детей).
Атеперь давайте поиграем и накроем стол для наших гостей, которые все это времятихонько сидели в игровом уголке. Это наши куклы Маша и Мишутка. Они хотятнаучиться правильно накрывать на стол. Мы сегодня это для них сделаем. С чегомы обычно начинаем накрывать на стол?
♦ Накроемстол скатертью или салфеткой, чтобы он оставался чистым.
♦ Поставимна стол сахарницу, конфетницу, вазу с печеньем.
♦ Поставимсначала блюдца, на которые поставим чашки.
♦ Чайныеложки положим на блюдце.
Детинакрывают на стол, следуя указаниям.
Вот мы свами накрыли на стол. А что мы забыли сказать гостям?
Скажите, счего мы начинаем убирать со стола? (ответыдетей).
IIIчасть Подводим итог занятия Приглашаем наших гостей поиграть в игру «Вежливыйручеек». Это известная детская игра: дети стоят по двое, друг за другом,держась за руки, поднятые вверх. Ведущий проходит сквозь пары, выбирает себепартнера. Новая пара становится в конце ручейка. Тот, кто остался один,становится ведущим. Новое условие игры: у ведущего в руках «золотой ключик»,который он дарит оставшемуся без пары, а своему избраннику говорит любоедоброе слово.
Дети вэтой игре проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их другдругу, помогают тому, кто забыл слово. Игра способствует осознанию детьми того,что вежливые слова нужны для построения доброжелательных отношений и проявлениялюбви.
Занятие4
Каквести себя в общественных местах
Программное содержание: Приучать красиво и правильно вестисебя в общественных местах: сдержанно, не привлекать излишнего внимания,разговаривать вполголоса, уступать места старшим.
Словарнаяработа: Активизироватьслова – «метро» «пожалуйста», «трамвай».
Индивидуальнаяработа: учить Катю говорить спокойно, не торопясь, полным предложением.
Оборудование:стихотворение С. Маршака «Уроквежливости», картинки из пособия В.В. Гербовой.
Iчасть. Мы продолжаем наши занятия о правилах воспитанных людей. Теперь мы ужезнаем, что такое культура поведения, как следует правильно вести себя застолом, знаем, какие слова называются «волшебными». Сегодня мы поговорим отом, как нужно вести себя в общественных местах. Что это за места? (ответыдетей) Это те места, где бывает много людей: автобус, метро, улица.
Читаю стихотворение С.Маршака «Урок вежливости»
Медведя лет пяти-шести
учили,как себя вести:
«В гостях, медведь, нельзя реветь,
нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
и не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.
Не надо чавкать и зевать,
а кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать разинутуюпасть.
Послушен будь, и вежлив будь.
И уступай прохожим путь,
а старых уважай
И бабушку-медведицу в туман и гололедицудо дома
провожай»
Так Мишку лет пяти-шести
учили, как себя нести
Хоть с виду стал он вежливым,
остался он медвежлииым
Он кланялся соседям —
лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал всей
пяткою на лапу.
Совал куда не надо нос,
топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
на публику в метро,
И старикам, старухам грозил
сломать ребро.
Медведя лет пяти-шести
учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели
напрасно время тратили!
Беседа опрочитанном. Скажите, пожалуйста, чему учили Мишку?(выслушиваю ответы детей). Предлагаю посмотреть на картинки из пособия В.В.Гербовой. Даю задание расставить картинки правильно. Вопросы к детям: Каквы думаете, они расставленыправильно? (ответы детей).
Постепенновсе картинки, представляющие сюжет в развитии, занимают соответствующие местана доске. Как вы думаете, что произошло около окна? (выслушиваю ответы детей).Расскажите, что вы видите? Что произошло? (ответы детей). Как же быть? Ведьмальчику тоже хочется посидеть. (ответы детей). Кто расскажет подробнее иинтереснее? Расскажет так, чтобы не пришлось добавлять.
Заслушивают два-три рассказа.
Физкультминутка «Дружба»
Дружат внашей группе
девочки имальчики.
Мы с тобойподружим
маленькиепальчики,
1, 2, 3,4, 5 — начинаем
мысчитать,
1, 2, 3,4, 5 — мызакончили
считать.
IIчасть. Как вы думаете, зачем быть вежливым? (ответы детей). Предлагаю послушать, как Людмила Петровна Васильева-Гангнус объясняет нам «Зачем быть вежливым».
Не толькодетям, но и очень многим взрослым хочется, чтобы все их друзья и соседи, идаже вовсе незнакомые прохожие всегда бы относились к ним внимательно,по-доброму, всегда любили и уважали их.
Чтобыникто-никто не делал им замечаний.
Весьсекрет в том, что только к вежливому, воспитанному доброму человеку окружающиелюди относятся по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И унего есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.Вежливому, воспитанному человеку и скучать некогда. Ведь он живет по строгомурежиму: рано утром он делает зарядку, потом умывается, убирает свою постель,аккуратно одевается, затем он помогает маме и бабушке приготовить завтрак инакрыть на стол.
Днемвежливый человек — если он не в детском саду — обязательно помогает бабушкеубрать в квартире, поливает цветы, кормит кошку и рыб в аквариуме. Он неленится почистить обувь. Вежливый человек всегда заботится о близких идрузьях, готов помочь им. И это правильно, ведь если разобраться, все люди набелом свете помогают друг другу, трудятся друг для друга. Почему же нам не бытьвнимательными друг к другу? Ведь это очень просто. Нетрудно уступить место втрамвае, здороваться и прощаться с людьми, быть опрятными, причесанными иумытыми, не разбрасывать по комнате свои вещи и игрушки.
Давайте жес этой минуты твердо решим стать вежливыми и воспитанными людьми, чтобы у наспоявилось много новых замечательных друзей, чтобы мама, папа, бабушка, дедушка,твои соседи и вовсе незнакомые люди — все уважали тебя.
Что же нового сегодня мы узнали о правилахповедения в общественных местах? Давайте их вместе еще раз повторим:
— передтем как выйти на улицу, погляди в зеркало — все ли в порядке в твоем костюме;
—здороваясь со старшими или девочкой, первым руки не протягивай. Подожди, покаэто сделают они сами. Ведь вполне может статься, что у них нет особого желанияпожимать тебе руку;
— если навстречу идет старший или девочка — посторонись и уступи дорогу;
—пробираясь к выходу из вагона, не расталкивай стоящих впереди и не подталкивайих в спину. Пользуйся не руками, а голосом. Это и вернее и вежливее;
— неперебегай улицу перед движущимся транспортом, подожди, пока он остановитсяили проедет;
— нельзя громко смеяться и жевать жвачку,когда разговариваешь;
— нужноуступать места старшим и младшим;
— еслисвободных мест нет, нужно спокойно отнестись к этому: потерпеть и постоять.
Подвожуитог занятия. Я надеюсь, что все эти правила хороших мальчиков и девочек вызапомнили, и будете вести себя красиво и правильно.
Предлагаю поиграть в игру «Как поступит если…». 1-й вариант. Воспитатель задает вопросы, детиизображают свои поступки и действия. Двое детей — ведущие — угадывают, кто чтоизобразил, и выбирают лучший показ.
2-й вариант. Воспитатель кидает мяч участникуигры и задает вопрос, тот, поймав мяч, должен ответить и кинуть мяч обратно.Возможные вопросы: как поступить, если мимо ребят проходит женщина с коляской,в которой спит малыш? если в поезд вошел старый человек? если женщина стяжелыми сумками в руках не может открыть дверь и выйти из магазина? если тысъел конфету и у тебя в руках остался фантик? если ты гуляешь во дворе и мимопроходит твоя мама с хозяйственной сумкой? если ты встретил на улице старогознакомого?
Занятие5
Каквместе играть
Программноесодержание: продолжатьвоспитывать культуру поведения; закреплять привычку играть дружно, нессориться, вежливо отказать, объяснив причину.
Словарнаяработа: Активизироватьслова – «поезд» «пожалуйста».
Индивидуальнаяработа: учить Аню говорить спокойно, не торопясь, полным предложением.
Оборудование:рассказ К.Д. Ушинского «Вместе тесно, аврозь скучно», картина Е.Г. Батуриной «Играем в поезд»
Iчасть. Предлагаю послушать рассказ К.Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозьскучно». Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка». Отвечает сестра брату:«А ты не тронь моих кукол». Дети расселись по разным углам, но скоро им обоимстало скучно.
Беседа опочитанном. Скажите, о ком этот рассказ? Почему детям стало скучно? (ответыдетей).
Предлагаюрассмотреть картину «Играем в поезд» Е.Г. Батуриной. Задаю примерные вопросы для беседы.Что далее нарисовано на картине?.
— Кто едет в поезде?
— Как назовем девочку? (Нина.)
— Что держит Нина?
— Кто еще играет с Ниной в поезд?
— Как зовут мальчика? (Боря.)
— Что держит Боря в руке?
— Составьте рассказ по этой картине.
(ответы детей).
Физкультминутка«Поезд»
Дети (становятсядруг за другом и поют песню)
Вотпоезд наш едет, колеса стучат,
А в поезденашем ребята сидят.
Чу-чу, чу-чу, чу-чу,
бежитпаровоз,
Далеко, далеко ребят он повез.
IIчасть Решение проблемной ситуации.
Нинапришла в гости к Марине. «Давай рисовать», — предложила Марина и дала ей черныйи синий «карандаши. Нина хотела нарисовать зеленого крокодила, которого онавидела вчера в зоопарке, и он ей очень понравился. Но зеленого карандаша у неене было. Тогда она попросила у подружки зеленый карандаш. «А ты рисуй синим,тоже будет красиво», — посоветовала Марина. Нина сказала, что не хочетрисовать, оделась и ушла домой…
Как выдумаете, почему Нина незахотела рисовать? (ответы детей).
Дениспринес в детский сад набор солдатиков для военной игры. Он подошел к Олегу иВолоде и говорит: «Давайте играть. Я — командир и буду выдавать вамсолдатиков». Мальчики отказались с ним играть. Почему? (выслушиваю ответыдетей).
IIIчасть Подвожу итог занятия. Сегодня мы еще раз вспомнили, как играть, чтобывсем было хорошо, весело. Мы постараемся никогда не обижать своих товарищей,не будем им грубить, толкаться, смеяться над ними. Мы будем сочувствовать им, радоваться успехам.
Предлагаюпоиграть в игру «Цветок любви». Игра заключается вследующем: дети должны вырастить «цветок любви», расцветающий от комплиментов.Воспитатель говорит рядом сидящему ребенку комплимент и дает ему в руки бутоннераспустившегося цветка, сделанный руками воспитателя, тот передает егоследующему со своим комплиментом. Воспитатель положительно оценивает каждогоучастника, обращая внимание на добрые слова, умение видеть в других хорошиекачества, произносить комплимент с улыбкой и глядя в глаза, благодарить занего. В конце игры она показывает детям «цветок любви», распустившийся из бутона.
Занятие6
Правилаповедения с родными и близкими нам людьми
Программноесодержание: побуждать детейсоблюдать установленные правила культуры поведения с близкими людьми;воспитывать доброжелательность в отношениях с родными, дружеские взаимоотношениясо сверстниками, желание создатьрадостное настроение окружающим людям; формироватьгуманные чувства ипредставления доброте, отзывчивости, справедливости.
Словарнаяработа: Активизироватьслова – «троллейбус» «чаепитие».
Индивидуальнаяработа: учить Олега говорить спокойно, не торопясь.
Оборудование:рассказ В. Осеевой «Печенье», серия картинок «Мы для милой мамочки»,стихотворение С. Маршака «Ежили вы вежливы».
Iчасть. Читаю рассказ В. Осеевой «Печенье».
Мамавысыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками, Вова и Мишауселись за стол.
— Дели поодному, — строго сказал Миша.
Мальчикивыгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? —спросил Вова. Миша смерил глазами кучки.
— Ровно.Бабушка, налей нам чаю!
Бабушкаподала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Угу! —отзывался с набитым ртом Вова.
Мама ибабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул,похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последнийкусочек и посмотрел на маму — онамешала ложечкой неначатый чай. Посмотрел на бабушку— она жевала корочку хлеба.
(Вопросы кдетям после прочтения рассказа.)
Какпоступили мальчики?
Правильноли они разделили печенье?
Удалось лисемейное чаепитие?
(ответы детей).
Ответыдетей, воспитатель должен скорректировать и обсудить с детьми.
Физкультминутка«В гости»
Воспитательчитает стихи и показывает алгоритм движений.
Вгости к пальчику большому
Приходилипрямо к дому
Указательныйи средний,
Безымянныйи последний,
Саммизинчик, малышок,
Постучалсяна порог.
Вместепальчики — друзья,
Другбез друга им нельзя.
IIчасть. Посмотрите на мольберт. На нем три картинки. Называется эта сериякартинок «Мы для милоймамочки». Расскажите, что вы видите на первой картинке. (Ответы детей) Как выдумаете, чья это комната и что дети делают здесь? (выслушиваю ответы детей). Даю задание, составить рассказ так, чтобы все сказанное мы в нем услышали ипоняли, с каким праздником дети поздравили маму.
Воспитательвыслушивает 2— 3 рассказа.
IIIчасть. В заключение занятия читаю стихотворение С. Маршака «Ежели вывежливы».
Ежеливы вежливы и к совести
неглухи,
Выместо без протеста уступите
старухе.
Ежеливы вежливы в душе, а
не для виду,
Втроллейбус вы поможете
взобратьсяинвалиду.
Иежели вы вежливы, то, сидя
науроке,
Небудете с товарищем трещать,
какдве сороки.
Иежели вы вежливы, поможете
вымаме
Ипомощь ей предложите без
просьбы— то есть сами.
Иежели вы вежливы, — тому,
ктопослабее,
Выбудете защитником, пред
сильнымне робея.
Предлагаю вспомнить, как же следует вести себя с мамой, о правилах поведения с родными иблизкими нам людьми. (Выслушиваю ответы детей). Играем в игру «Наши имена» Вовремя этой игры дети рассаживаются на стульях в кружок. Каждый ребенок долженхлопнуть три раза (сначала правой, потом левой рукой по коленке, в ладоши). Затемон поворачивает голову к сидящему рядом, улыбается ему и громко, четко называетсвое имя. Воспитатель играет вместе с детьми и отмечает, кто произнес свое имячетко, с гордостью, кто тихо, словно стесняется его, кто красивопродекламировал, кто при произношении имени по-доброму улыбнулся и т. д.
Игра,проводимая в новой группе, помогает педагогу и его воспитанникам быстреезапомнить имена; кроме того, эта игра способствует развитию внимания,координации движений. Произнося свое имя четко и ясно, ребенок учитсяправильно выполнять одно из важнейших правил знакомства.
Занятие7
Добрыеслова
Программноесодержание: закрепить умениеиспользовать в речи детей вежливые слова; формировать у детей навыкустанавливать хорошие, доброжелательные отношения с людьми; закрепить умениевнимательно слушать, сосредоточивать внимание на самом важном, запоминатьосновные идеи читаемого произведения.
Словарнаяработа: Активизироватьслова – «Добрый вечер,» «Добрый день», «С Добрым утром».
Индивидуальнаяработа: учить Аню слушатьвнимательно, говорить не торопясь, полным предложением.
Оборудование:фишки, медаль, стихотворение Н.В.Новоторцевой «Добрые слова»
Беседую сдетьми о вежливости, о внимательном, заботливом отношении к взрослым, своимтоварищам. Вопросы к детям. Скажите, а что значит вести себя вежливо,культурно? (ответы детей). Как вы думаете, когда можно сказать, что мы ведемсебя культурно? (выслушиваю ответы детей). У вас есть такие друзья илизнакомые, которые знают правила и являются вежливыми людьми? Расскажите нам оних. Воспитатель выслушивает рассказы детей, обсуждает их, анализирует.
Предлагаюпослушать стихотворение про Машу.
Маша зналаслов немало,
Но одно изних пропало.
И оно-то,как на грех,
Говоритсячаще всех!
Это словоходит следом,
Заподарком, за обедом,
Это словоговорят,
Если Васблагодарят.
Вопросы кдетям: Как вы думаете, какое слово забыла Маша?
Играем вслова вежливости. Каждый из вас по очереди (по желанию) назовет вежливые словаи обращения, не повторяя предыдущего. Выиграет тот, кто больше назовет.
Для этогозадания воспитателю следует подготовить фишки и приз — медаль, которую вручиттому, кто набрал наибольшее количество фишек.
Физкультминутка«Вырастаем большими».
И.п. —о.с. Потягивание на носках с подниманием рук вверх и опусканием.
Мыстановимся все выше, Достаем руками крышу. На два счета поднялись, Три, четыре— руки вниз.
IIчасть. А теперь давайте выучим стихотворение Н.В. Новоторцевой «Добрые слова».
Добрыеслова не лень
Повторятьмне трижды в день.
Тольковыйду за ворота,
Всемидущим на работу,
Парикмахеру,врачу:
«Сдобрым утром!» — я кричу.
«Добрыйдень!» — кричу я вслед
Всем,идущим на обед.
«Добрыйвечер!» — так встречаю
Всех,домой спешащих к чаю.
Заучиваниестихотворения и чтение наизусть 2—3 детьми.
Предлагаюрешить вежливые задачки.
Что бы тысделал, если бы увидел, что взрослый уронил что-то?
Тынечаянно задел прохожего, что ты должен сделать?
Вы хорошоусвоили добрые слова, не забывайте их.
IIIчасть. Играем в игру «Вежливый ручеек». Это известная детская игра: дети стоятпо двое, друг за другом, держась за руки, поднятые вверх. Ведущий проходитсквозь пары, выбирает себе партнера. Новая пара становится в конце ручейка.Тот, кто остался один, становится ведущим. Новое условие игры: у ведущего вруках «золотой ключик», который он дарит оставшемуся без пары, а своемуизбраннику говорит любое доброе слово.
Дети вэтой игре проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их другдругу, помогают тому, кто забыл слово. Игра способствует осознанию детьми того,что вежливые слова нужны для построения доброжелательных отношений и проявлениялюбви.
Занятие8
Какпонравиться людям
Программноесодержание: продолжатьформировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений;формировать у них вежливый и ровный тон в общении с людьми; учить бытьискренними в проявлении любви к людям; относиться друг к другу доброжелательно.
Словарнаяработа: Активизироватьслова – «троллейбус,» «Будьте добры».
Индивидуальнаяработа: учить Сашу слушатьвнимательно, использовать в речи вежливые слова.
Оборудование: стихотворение Н.В. Новоторцевой «Добрыеслова», стихотворение А.Л. Барто «Любочка», сказка «Айога», сюжетные картинкииз пособия М.И. Омороковой, Л.Д. Бокаревой.
Iчасть. Предлагаю вспомнить, какое стихотворение мы выучили на прошлом занятии?(Чтение стихотворения Н.В. Новоторцевой«Добрые слова Беседа о том, как же можнопонравиться людям, чтобы все поняли, что в нас все красиво: и прическа, иодежда, и знание вежливых слов, и умение использовать правила хорошего тона.
Чтениестихотворение А.Л. Барто «Любочка».
Синенькаяюбочка, ленточка
в косе
Ктоне знает Любочку? Любу
знаютвсе.
Девочкина празднике собираться
в круг
Кактанцует Любочка! Лучше
всехподруг.
Кружитсяи юбочка и ленточка
вкосе
Всеглядят на Любочку,
радуютсявсе.
Ноесли к этой Любочке вы
придетев дом,
Тамвы эту девочку узнаете
струдом.
Онакричит еще с порога,
объявляяна ходу:
—У меня уроков много, я за
хлебомне пойду!
ЕдетЛюбочка в трамвае — она
билетане берет.
Всехлоктями раздвигая,
пробираетсявперед.
Говоритона, толкаясь:
—Фу! Какая теснота! —
Говоритона старушке:
—Это детские места.
—Ну, садись! — вздыхает та.
Синенькаяюбочка, ленточка
вкосе.
Воткакая Любочка во всей
своейкрасе.
Случается,что девочки бывают
оченьгрубыми.
Хотянеобязательно они
зовутсяЛюбами.
Вопросы кдетям. Скажите, красивая ли девочка Любочка? (выслушиваю ответы детей). Какдевочка ведет себя в общественных местах? Как она ведет себя дома?
(ответы детей). Как вы думаете, можно ли этудевочку назвать красивой? (ответы детей).
Решениепроблемных ситуаций.
Втроллейбусе едет Витя. Он сидит у окна возле компостера. Вошла женщина и попросилаВитю: «Будьте добры, пробейте талончик». Витя ответил: «Еще чего, что янанялся здесь, что ли?» — и отвернулся к окну. Женщина смутилась. На Витю всеоглянулись…
Почему всеоглянулись на Витю?
Витя сНаташей смотрели мультфильм. В комнатувошла бабушка. Витя быстро встал и предложилей мягкое кресло.Бабушка ласково улыбнулась внуку и поцеловала его.
За что Бабушка поблагодарилавнука?
Няня несла обед из кухни: в одной руке поднос с хлебом, а в другойведро. Перед дверью остановилась — не может открыть. Дети так увлеклисьигрой, что не замерили этого. Только Юля подбежала на помощь няне. «Молодец,Юлечка», — сказала няня.
За чтопохвалила няня Юлю?
Физкультминутка
Коньменя в дорогу ждет, бьет
копытому ворот.
Наветру играет гривой пышной,
сказочнокрасивой.
Быстрона седло вскочу.
Непоеду — полечу.
Цок-цок-цок-цок,
цок-цок-цок-цок.
Тамза дальнею рекой помашу
теберукой. (2раза)
И.п. —о.с. Руки за спиной сцеплены в «замок»; ритмичные : поочередныеподнимания, согнутых в колене, ног; покачивание головой; подскоки на месте,руки полусогнуты в локтях перед собой.
IIчасть. Предлагаю послушать нанайскую сказку «Айога».
Чтениесказки с показом картинок из пособия к сюжетным картинкам М.И. Оморокова,Л.Д. Бокарева. Вопросы к детям. Какая была девочка? (выслушиваю ответы детей).
Какдевочка обращается к маме? (ответы детей). Почему мама не дала лепешку Айоге?(ответы детей). Почему Айога была превращена в гуся, не в другую птицу,например, лебедя? (ответы детей).
III часть. Подвожу итог занятия. Сегодня мыс вами узнали, что нашипоступки, внешность, слова должны быть красивы, доброжелательны. Красивыйчеловек должен сочетать в себе и доброту, и вежливость, искренность, он умеетслушать собеседника, подбодрить человека, оказать ему помощь. Только такойчеловек может понравиться окружающим его людям. Играем в игру «Разговор сдругом по телефону». Воспитатель начинает игру. Задает детям вопросы.
— У кого есть дома телефон?
— Вы часто по нему звоните?
— А кто звонит вам?
Воспитатель.Сегодня мы будем учиться вежливо разговаривать с другом или подругой потелефону. Хотите? Тогда выбирайте себе пару и телефонный аппарат.
— Давайте вспомним, о чем можно говорить с другом потелефону? В какое время? Как долго?
Незабывайте о том, что кроме вашего друга в квартире проживают и другие членысемьи, которым тоже надо позвонить. Говорить надо кратко, понятно, четко.
Подумайте каждый, о чем вы будете говоритьили договариваться. (Спрашивает детей.) Разыгрываем ситуацию, когдатрубку поднимет не ваш друг, а член семьи. Не забудьте, что сначала надопоздороваться и представиться, а потом попросить пригласить к телефону друга.Давайте попробуем.
Алло! Добрый день. Вам звонит Саша Иванов. Будьте добры,пригласите к телефону, пожалуйста, Аню. (Отработка с каждой парой детей,поочередно.)
— А если вы звоните утром иливечером, что изменится в вашей фразе?
Теперьразыграем ситуацию, когда ваш друг или подруга подошли к телефону. Подумайте,какой вопрос вы хотите задать. Надо сказать так, чтобы друг понял.
Аня? Здравствуй! Ты сейчас не занята? АннаИвановна просила передать, чтобы ты завтра принесла открытку. Мы будем из нихделать подарки к празднику. (Отработка вариантов детей.)
— Вы свои просьбы и вопросы изложили, а чтоже вам ответили друг или подруга? Какие могут быть варианты?
— Разыгрываем ситуацию с ответом. Что выскажете, если друг вам ответит, что у него сейчас нет времени? Что вы скажете,если друг совсем не понял вас? Как он может вам ответить кратко? (Разыгрываетсядиалог.)
— Как надо закончить разговор? (Обязательнопопрощаться.) Какими словами это можно сделать? (До свидания, довстречи, пока, всего хорошего.)
Попробуйте поговорить по телефону отначала до конца разговора. Можно обменяться несколькими фразами. (Организуетсятренинг.)
Ребята, вы все сегодня были вежливыми и внимательными.Когда человек вежливый, с ним всегда приятно общаться. Ему никогда не откажут впросьбе. Попробуйте дома сегодня позвонить другу.
Занятие9
Чистота— залог здорового, воспитанного человека
Программноесодержание: уточнитьпредставление детей о соблюдениинорм здорового образа жизни; воспитывать желание ходить чистым, аккуратным.
Словарнаяработа: Активизироватьслова – «грязнуля,» «пожалуйста».
Индивидуальнаяработа: учить Ируиспользовать в речи вежливые слова.
Оборудование:стихотворениеА.Л. Барто «Девочка-чумазая», К.И. Чуковский Мойдодыр.
Iчасть. Прослушивание стихотворения А.Л. Барто «Девочка чумазая».
— Ах ты,девочка чумазая, где ты ручки так измазала? Черные ладошки, на локтях дорожки.
— Я на солнышкележала, руки кверху держала, вот они и загорели.
— Ах ты,девочка чумазая, где ты носик так измазала?
— Я насолнышке лежала, носик кверху держала, вот он и загорел.
— Ах ты,девочка чумазая, ноги в полосы измазала. Не девочка, а зебра, ноги, как унегра.
— Я насолнышке лежала, пятки кверху держала, вот они и загорели.
— Ой ли,так ли? Так ли дело было?
Отмоем вседо капли, ну-ка, дайте мыло. Мы ее ототрем.
Долгодевочка кричала, как увидела мочало. Царапалась, как кошка:
— Нетрогайте ладошки! Они не будут белые, они же загорелые.
А ладошкиотмылись. Оттирали губкой нос, разобиделась до слез:
— Ой, мойбедный носик, мыла не выносит! Он не будет белый, он же загорелый.
А нос тожеотмылся. Отмывали полосы — кричала громким голосом:
— Ой, боюсьщекотки! Убери щетки! Не будут пятки белые, они же загорелые.
А пяткитоже отмылись.
— Воттеперь ты белая, ничуть не загорелая. Это была грязь.
Посодержанию стихотворения проводится беседа.
Какназывается произведение? Как вы думаете, где девочка загорала? Можно ли такуюдевочку назвать воспитанной и красивой? Что бы вы посоветовали девочке, чтобыона понравилась людям?
Чтение стихотворенияо грязнуле-мальчике К.И. Чуковский «Мойдодыр». Беседа о прочитанном. Обратитьвнимание детей на то, что в этом стихотворениимальчик сам приводит себя в порядок и ему это нравится. Это понравилось иМойдодыру: «…Вот теперьтебя люблю я!»
Физкультминутка
Зайкабеленький сидит, он
ушамишевелит,
Воттак — он ушами шевелит.
Зайкехолодно сидеть, надо
лапочкипогреть,
Воттак — надо лапки погреть.
Зайкехолодно стоять,
надо,зайке поскакать,
Воттак — надо зайке поскакать.
Кто-тозайку испугал, зайка
прыг— и ускакал.
Выполняютсядвижения по тексту.
IIчасть. Решение проблемных ситуаций. Наташа сЛеной играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Коля хотел помочь девочкам, но неудержался на ногахи упал влужу Лена начала смеяться. Воспитательсделала Лене замечание…
Почемувоспитатель сделала замечание Лене?
Детииграли во дворе.Вдруг началсясильный дождь, засверкала молния, загремелгром. Все бросилисьпо домам.Маленькая девочка бежала под дождем, упала в лужуи громко заплакала. Ноникто нерешался выбежать под дождь и помочь девочке.Вдруг какая-то женщинавыбежала из подъезда и подняла малышку. Увидев стоящих вподъезде ребят, она сказала: «Эх вы,трусы, бросили человека в беде!»
Почемуженщина назвала ребят трусами?
IIIчасть. Итог занятия. Сегодня мы еще раз с вами убедились в том, что все правилахорошего поведения, нужно не только знать, но и уметь их использовать в жизни.Красивый, воспитанный человек должен всегда быть чистым и опрятным.
Даже самыйумный человек остается невеждой, если он не знает и не умеет применить в жизниправила воспитанного человека.
Играем в игру «Угощение для любителя чистоты». Все рассаживаются за столы,предварительно вымыв руки. Воспитатель раздает печенье и рассказывает, как егоправильно есть: не откусывать, а отламывать печенье, лежащее на тарелке,отломанный кусочек класть в рот. Получая угощение, дети благодарят за него.Обсуждаются следующие вопросы: можно ли откусывать печенье, почему лучше егоотламывать, почему держать на тарелке, а не в руках, надо ли угощать засделанную работу, за уборку своей комнаты, нужно ли убираться и помогать безвсякого угощения.
Занятие10
«Уменя зазвонил телефон»
Программное содержание: уточнитьзнания детей о значении телефона в жизни человека. Познакомить с основнымиправилами телефонного разговора
Словарнаяработа: Активизироватьслова – «Здравствуйте», «пожалуйста», «Абонент».
Индивидуальнаяработа: учить Костюиспользовать в речи вежливые слова.
Оборудование:телефон, К.И. Чуковский «Телефон»
Iчасть. Чтение стихотворения К.И. Чуковского «Телефон». Предлагаю внимательнопослушать и догадаться, о чем сегодня будем говорить. Беседа о прочитанном. Вопросы к детям.
Что нужносказать, когда берешь трубку?
Как нужноразговаривать по телефон?
Что нужносказать по окончании разговора?
Выслушиваюответы детей. Объясняю значение слова «Абонент».
Физкультминутка«В гости»
Воспитательчитает стихи и показывает алгоритм движений.
Вгости к пальчику большому
Приходилипрямо к дому
Указательныйи средний,
Безымянныйи последний,
Саммизинчик, малышок,
Постучалсяна порог.
Вместепальчики — друзья,
Другбез друга им нельзя.
IIчасть. Вспоминаем основные правила разговора по телефону:
· Пользоваться телефонным аппаратомнужно осторожно;
· Начинать разговор необходимо сослов приветствия;
· Говорить вежливо, не кричать втелефонную трубку;
· Стараться разговаривать недолго;
· По окончании разговора вежливопрощаемся.
Решениепроблемной ситуации.
Ситуация 1
— Алло!
— Можнопозвать Олю?
— А когдаона придет?
Ситуация 2
— Алло! Здравствуйте. Вас беспокоитдочка Ивановой Марии Ивановны. Если вам не трудно, позовите, пожалуйста, моюмаму к телефону. Мне очень нужно с ней поговорить.
— Пожалуйста, сейчас я позову твою маму к телефону.
— «Большое спасибо вам за услугу».
Обсуждение ситуаций.
IIIчасть. Предлагаю поиграть в игру «У меня зазвонил телефон».
Раздается телефонный звонок, надо как можноскорее взять трубку, но для этого приходится пройти через всю комнату, незадевая столы и стулья, поставленные на ходу, аккуратно поднять трубку исказать в нее слово «Алло» так, чтобы позвонившему человеку стало ясно: егозвонка ждали, ему рады. Два участника игры затем сменяются другими и т. д.Жюри, состоящее из двух-трех детей, определяет, кто выполнил условия игрылучше всех. В игре отрабатывается ловкость и быстрота реакций, а также умениечетко отвечать на телефонные звонки.
Тема:«Отдых на природе»
Цель: Продолжать учить намечать и распределять между собой роли. Обучать детейумению планировать игру и подбиратьсоответствующее оборудование. Воспитыватьумение прислушиваться к игровым замыслам, товарища.
Оборудование: «рюкзаки», посуда, термос, «сухой паек», руль,рыбки, палатка, корзинки, удочки, макетозера, котелок, костер, тренога, дрова.
Роли: дети, воспитатель, лесник,шофер.
. Начало игры:Беседую с детьми о том, как она любят отдыхать, выслушиваю ответы,спрашиваю где они отдыхали летом. Предлагаю поехать на берег озера.
II. Распределяю роли пожеланию детей. Спрашиваю, кто хочет выполнятьроль мамы, папы.
III. Ход игры. Обговариваемс детьми сюжет игры, на чем поедем, что будет делать на озере, какоеоборудование понадобиться. Советую лучше поехать на микроавтобусе. Наблюдаю со стороны, даю оценку, если затрудняются -помогаю. Объявляю выходной, предлагаю собираться в дорогу, грузить вещи.Напоминаю, чтобы ничего не забыли. Во времядороги предлагаю, чтобы было не скучно спеть песню «Мы едем, едем, едемв далекие края
Счастливые соседи,веселые друзья. Нам весело живется, мы песенку поем, А в песенке поется о том,как мы живем». Вот и озеро! Выгружает груз, предлагаю обсудить, кто чем будетзаниматься. Подсказываю, что надоприготовить обед. Кто это будет делать. Мальчики собирают дрова длякостра. Советую девочкам собрать грибы и ягоды, а остальным наловить рыбы науху. Использую реплику со стороны:
«Мыпошли по ягоды в дальний лес Видимо-невидимо там чудес! Отыскали беленький мы грибок Положили бережно в кузовок…»Подсказываю, как развести костер и приготовить уху. Напоминаю, чтобы девочкинакрывали стол к обеду, приглашали к столу. Беру на себя роль лесника и напоминаю правила поведения в лесу:
· не оставлять костер;
· не губить природу;
· не оставлять мусор, беречьприроду!
После обеда предлагаю отдохнуть в палатке, сочинить сказку про доброго животного.
IV. Окончание игры. Возвращение домой и разговор о том, как мы играли.
