Винокурова Лилия Николаевна,методист,
МБУДО Детско-юношеский центр
Методическиерекомендации
«Методы обучения на занятиях Рисунок,Живопись, ДПИ»
Современное образованиехарактеризуется вариативностью, поисками, направленными на разработку болеесовершенных педагогических теорий и концепций. Это привело к тому, что внастоящее время для учреждений дополнительного образования нет установленныхгосударственных стандартов, что приводит к написанию авторских,модифицированных и т.д. образовательных программ.
Также сложно ориентироваться вмногообразии новых концепций и программ педагогам, работающим в сфереобразования и обладающим богатым практическим опытом. Достаточно часто, педагогне имеет свободного времени на поиск информации о новых педагогических теорияхи для изучения педагогической литературы. Он с интересом воспринимает новуюпрограмму как набор увлекательных занятий и неиспользуемых ранее приемов вработе, но чаще не понимает её концептуальное отличие от других программ. Еслипедагог начинает работать по новой, понравившейся ему программе, он долженпонимать теоретические основы и принципы построения программы, её цель иобразовательные задачи по отношению к обучающемуся. От этого зависит результатработы.
Информация с методических сайтовпомогает педагогу соответствовать требованиям современного образования,концепции учебного заведения, целям и задачам обучения.
Успех обучения зависит от правильногоопределения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, тоесть методов обучения. По этому поводу с самого возникновения школы средиученых ведутся споры. Можно выделить следующие общедидактические методы:объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательский.
Обучение, как правило, начинается собъяснительно-иллюстративного метода, который состоит в предъявлении учащимсяинформации разными способами-зрительными, слуховым, речевым и др. Возможныеформы этого метода — сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрацияразнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средстви компьютера. Неоценимую помощь оказывают Интернет-ресурсы.
Современное обучение обязательно должновключать рассмотренные общедидактические методы. Использование их на занятияхосуществляется с учетом его специфики, задач, содержания. Эффективность методовзависит от педагогических условий их применения.
Как показывает опыт практическойработы, для успешной организации занятия необходимо создание специальнойсистемы педагогических условий. В русле различных концептуальных подходов ониопределяются по-разному.
Группу условий составляют:
- развитие интереса к изучению изобразительного искусства;
- сочетание систематического контроля изобразительной деятельности обучающихся с педагогически целесообразной помощью им;
- воспитание веры в свои силы, в свои творческие способности;
- последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества обучающихся;
- обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств;
- целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
- отбор произведений изобразительного искусства для изучения;
- использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;
- активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей;
- введение в занятие творческих, импровизационных и проблемных задач;
- применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;
- смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.);
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с обучающимися;
- введение в структуру урока игровых элементов и художественно-дидактических игр; использование элементов соревнования;
Рассмотрим специфику влиянияперечисленных условий на занятиях изобразительным искусством.
Развитие интереса к изучениюизобразительного искусства, учебно-творческому заданию — необходимейшее условиепроявления художественного творчества. На формирование у детей кизобразительной деятельности используются разнообразные средства.
Как известно, комплекс средствактивизации обучения включает: содержание, методы и приемы обучения,организационные формы учебной деятельности. Важно, чтобы система активизацииизобразительной деятельности обучающихся имела целостный характер, чтобы еекомпоненты были взаимосвязаны. При этом, ведущая роль отводится контролю заходом процесса обучения и его коррекции.
Сочетание систематического контроля заизобразительной деятельностью детей с педагогически целесообразной помощью им,как показывает опыт, позволяет ребенку соотносить свои цели и планы срезультатами. Эффективность воспитания художественно-творческой активностиповышается, когда к проведению такого контроля на уроках изобразительногоискусства привлекаются сами дети, когда в него включаются элементывзаимоконтроля детей.
Опыт показывает, что необходимопостепенное и последовательное усложнение процесса обучения. Одновременно сэтим надо воспитывать у учащихся и интерес к изобразительной деятельности, испособность к трудовым усилиям, к длительному напряжению. Педагогическицелесообразно начинать с внешних приемов, побуждающих ребенка сосредоточиться,а затем постепенно научить его активно управлять своей деятельностью.
Творческие способности ребенкапроявляются и интенсивно формируются, когда возникает объективнаянеобходимость, созданы для этого возможности, когда эта необходимость ивозможность осознаны ребенком и воспринимаются им как потребность.
Не менее важно, чтобы преодолениеопределенных трудностей в процессе художественно-творческой деятельностивызывало у ребенка чувство удовлетворения, веры в свои силы, в свои творческиеспособности.
Последовательное усложнениеизобразительной деятельности, обеспечение перспективы развития художественноготворчества обучающихся является главнейшим в разработанной нами системепедагогических условий.
Усложнение учебного материала поизобразительному искусству, формирование умений и навыков должно осуществлятьсяс учетом возрастных возможностей на каждом этапе обучения. Реализация этогоусловия позволяет обеспечить эффективность художественного образования —освоение обучающимися основ изобразительной грамоты и развитие иххудожественно-творческой активности.
Содержание учебных заданийсоответствует уровню изобразительной грамоты учащихся и учитывает возможностиего повышения.
Одно из основных условий развитияхудожественного творчества обучающихся связано с их обучением языкуизобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, сосвоением средств художественной выразительности пластических искусств. Этуработу следует вести поэтапно: от обучения умению анализировать средствахудожественной выразительности в иллюстрациях художников, других произведенияхизобразительного искусства, рассказывая о них, следует переходить кформированию умений применять эти средства в практической работе при созданииизобразительных, дизайнерских и декоративных работ.
С возникновением компьютераопределяется качественно новая стадия развития информационных технологий.Главной целью является удовлетворение личных потребностей пользователей в информацииво всех областях. Чтобы выполнять этапы технологического процесса применяютсяразнообразные программные среды.
За короткое время сеть Интернет сталавсемирной сетью информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.Разрабатываются новые сети передач и пакетных коммутаций, внедряютсясовременные виды и средства связи, создаются скоростные линии доступа,модернизируются оптические телекоммуникационные технологии.
Сегодня требования к обучающимсистемам предполагают решения разнообразных проблем по выбору индивидуальныхрамок в обучении. Полное решение данных проблем невозможно без осуществлениявзаимосвязанных организационных, методических и программно-теоретическихтребований. Современные интернет-технологии в учебном процессе помогаютэкономить время обучающихся, которое может быть потрачено на осуществлениеконкретных заданий.
На сегодняшний день существуютследующие направления рационального использования интернет-технологий вобразовательном процессе: создание гипертекстовых учебно-методических пособий всоответствии с реальными техническими возможностями студента, созданиелабораторных практикумов удаленного доступа для конкретных специальностей иформирование технологической среды для системы дистанционного образования.
Сегодня самым эффективным средствомоптимизации обучения считается применение электронных библиотек разнообразныхпрофилей и направлений, представленных в сети Интернет.
При работе с интернет-ресурсами уобучающихся формируются такие основные умения работы с данными, как способностьее критического анализа и эффективного использования для решения практических ипознавательных задач. Также у обучающихся формируются знания и умения средствкомпьютерных и информационных технологий.
У подрастающего поколения чувствапрекрасного, хорошего вкуса, толерантности можно производить путём ознакомленияс лучшими творениями отечественного и зарубежного искусства, осознания мировыхи национальных культурных сокровищ, воспитанием ответственности за сохранностьи защиту культурных творений человека, созданием условий для широкогопроявления детского творчества.
В современном обществе наиболеевостребованы и успешны люди с активной жизненной позицией, мыслящие,анализирующие, способные самосовершенствоваться, осваивать новые технологии исамоопределятся в меняющемся обществе. Поэтому образовательные концепции ипрограммы должны не только осуществлять задачу передачи традиций, культуры инакопленного опыта, знаний, умений и навыков, но и ставить перед собой целиразвития мыслящей, рефлексирующей личности.
Использование Интернет-ресурсов являетсянеобходимым для реализации этой цели.
Список литературы
- Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. М., 1983
- Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.,1986
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1967
- Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования, М.:МАРО, 1996
- Потапов А.Б. Технология творчества, часть 1. Москва, 1992, НТК Метод.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 — с.197
- Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. М., 1976
- Русскова С.С. Определение способа восприятия информации и его применение на занятиях художественного отделения. М., 2003
- Солсо Р.Л. Когнитивная психология. Пер. с англ. М., Тривола, 1996 г.
- Фролова Г.В. Спасительная возможность вообразить. М., 1992
- . Абдикеев, Н. Интернет-технологии в экономике знаний [Текст] / Н. Абдикеев – М.: Инфра-М, 2010. – 448 с. – ISBN 978-5-16-003767-7.
- 2. Адамс, Т. Интернет. Эффективная работа [Текст] / Т. Адамс – М.: НТ Пресс, 2009. – 432 с. – ISBN 978-5-477-00619-9.
- 3. Аспицкая, А.Ф. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении [Текст] / А.Ф. Аспицкая – М.: Бином, 2009. – 360 с. – ISBN 978-5-94774-911-3.