Методическиерекомендации для музыкального руководителя
ГКУСО КК «СРЦН пос. Кубанская степь»
ПогореловойЛ.В.
Цель:
помочьдетям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальныхспособностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видовмузыкальной деятельности и элементов логоритмики.
Задачи:
1.Развитие музыкальных, творческих способностей дошкольников, формирование у нихопыта взаимодействия с музыкальными произведениями.
2.Развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми.
3.Развитие в театрализованной деятельности на занятиях всех компонентов устнойречи.
4.Воспитание умения ритмично двигаться, сопровождая движения речью.
5.Развитие слухового внимания и памяти.
6.Формирование просодических компонентов речи: речевого дыхания, правильнойартикуляции, дикции на материале фонопедических упражнений, чистоговорок,логопедических распевок.
7.Расширение и активизация словарного запаса, развитие грамматического строяречи.
8.Развитие речи как средства коммуникации, практическое овладение детьмивозрастных нормативов речи.
9.Развитие психических процессов: восприятия, воображения, внимания, памяти,мышления.
Среди проблем можно назвать:
непроизвольностьдвижений;
боязньнового места, общения с незнакомыми людьми;
речевыенарушения или отсутствие речи;
замкнутость,не активность детей;
неустойчивыевнимание и память у дошкольников.
Особенностьработы с такими детьми состоит:
нев поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляцииэлементарной активности у ребенка;
нев совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций,простейших звукоподражаний;
нев разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальномутворчеству.
Всемы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самойприродой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченнымивозможностями, меньше. И этому найдется свое решение — музыкотерапия.
Музыкотерапия —психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки напсихологическое состояние человека.
Полезностьмузыкотерапии в работе с детьми в том, что она:
помогаетукрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
помогаетускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются спомощью музыки, чем при разговоре;
музыкаусиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;
косвенноповышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля ипорядка.
Чтобыуспешнее решать задачу развития базовых психических функций, необходимых дляобщего развития и адаптации детей используются следующие видымузыкально-двигательной терапии:
логоритмическиезанятия (с подгруппой или группой детей) – вариант двигательной терапии,используемой в работе с дошкольниками, систему музыкально-двигательных,речедвигательных и музыкально-речевых игр, объединенных одним общим сюжетом иигровой формой;
системумузыкально-дидактических игр, эффективных в работе с детьми, имеющимиопределенные проблемы в развитии.
Всеэти направления работы основаны на наиболее доступном для детей видедеятельности – игре. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяетсоздать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместноготворчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участиев учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание Предпочтениеотдается активным формам. Рассмотрим их подробнее.
Психодинамика.
игрына развитие внимания:
игрына развитие памяти:
подвижныеигры:
игры,способствующие успокоению и организации:
игрына выражение различных эмоций:
Особенностьюэтих игр является то, что все они сопровождаются музыкой. Я считаю, что спомощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервнойсистемы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозитьзаторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
Логоритмические занятия.
позволяютразвивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку,способствует коррекции речевых нарушений. Дети легко справляются со всемизаданиями логоритмики, поскольку их увлекает игровая форма.
Занятиястроятся согласно определенной последовательности:
ритмическаяразминка;
упражнениена развитие внимания;
упражнение,регулирующее мышечный тонус;
упражнениена развитие чувства темпа и ритма;
упражнениедля развития координации слова с движением;
слушание;
пение;
упражнениедля развития мелкой мускулатуры пальцев рук;
упражнениедля развития речевых и мимических движений;
игра;
заключительноеупражнение на релаксацию, цель его – успокоить детей, переключить их вниманиена другие виды деятельности.
Музыкально -дидактические игры.
Особоеместо в работе отводится музыкально-дидактическим играм. Они являются важнымсредством сенсорного развития, в частности слуховых ощущений и восприятий.Занятия с использованием психогимнастики, логоритмики имузыкально-дидактических игр дают свои результаты. Сочетание музыки и игрывызывает много эмоций, очень многие дети с удовольствием включаются вдеятельность, в такой форме они готовы выполнять даже те дейcтвия, на которыене способны на других занятиях. Очевидно, что у детей появилось желание вступатьво взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать действиям окружающих.Наблюдаетсяразвитие произвольности движений, т.е. ребенок не просто играет на музыкальноминструменте, а только когда звучит музыка, выполняет просьбы, отказываясь от немедленногоосуществления своих собственных желаний, а главное – повышается активностьмалышей. Движения становятся более координированными, ритмичными. Ребенокучится извлекать звук из музыкального инструмента, двигается рядом с другимидетьми, не сталкиваясь с ними, развивается общая и мелкая моторика. Детиосваивают все более сложные инструменты, требующие активного участия двух рук:ложки, треугольник и др. Многие ребята самостоятельно стараются изменятьдвижения в соответствии с музыкальным звучанием.
Особоеместо в воспитания детей занимают утренники и развлечения. Высокийэмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей,они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делаетвоспитательную работу более эффективной. Планирование и подбор материалов дляутренников и развлечений осуществляется совместно музыкальным руководителем,логопедом и воспитателями. При этом учитываются возраст детей. Уровень речевогоразвития и индивидуальные особенности каждого ребёнка. В проведении праздниковдля детей есть своя специфика. На начальных этапах обучения на утренникеосновными исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильноеучастие. Дети принимают участие в танцах, играх с несложными движениями,хороводах. Дети участвуют в небольших сценках, где их действия сопровождаютсякомментариями воспитателя. Для активизации речи возможны хоровые односложныеответы детей при отгадывании загадок, ответы на вопросы героев сказок. Каждомуребенку даём возможность выступить на празднике и продемонстрировать своиуспехи. Сценарии утренников и развлечений занимательные по форме, собязательным наличием сюрпризных моментов, непродолжительными по времени (от 20до 30минут).
При подготовке праздников и развлечений:•
Логопед,музыкальный руководитель и воспитатель совместно подбирают стихи, песни,инсценировки и другой речевой материал;• Логопед первоначально отрабатываеттексты, добиваясь правильного звукопроизношения;• Воспитатель проводитсловарную работу, закрепляет речевой материал в свободное время;• Музыкальныйруководитель разучивает песни, танцы, хороводы. Праздники духовно обогащаютребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуютзакреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждаютребенка к творчеству и общению.
Такимобразом, можно говорить о благотворной роли именно музыкальных игр в позитивныхизменениях в состоянии ребенка.