X-PDF

Методические рекомендации Неделя Словесности в школе

Поделиться статьей

Н.А. Пусикова «Предметнаянеделя словесности в школе: традиции и инновации»

   В настоящее время перед  школой остростоит проблема формирования коммуникативной компетентности современногошкольника как гаранта его  успешной социальной интеграции. Особенно актуальнойэта проблема выглядит в свете тотальной потери привычки к чтению и полноценномуречевому общению и – как следствие — падение уровня начитанности  икоммуникативно — речевого развития.

   Ещё более заострена проблема коммуникативногоразвития у детей с ограниченными возможностями здоровья, в особенности детей снарушениями слуха. Диагностика сформированности коммуникативных навыков услабослышащих учащихся стабильно показывает низкий уровень понимания,интерпретации и особенно переосмысления информации. Слабослышащие детииспытывают большие затруднения при ведении диалога на предложенную тему,подборе вопросов и формулировке аргументированных ответов, с трудом составляютдаже небольшие по объёму связные монологические высказывания, не всегда точноотбирают отвечающую теме информацию. Серьёзные психологические препятствиявстречают слабослышащие ученики при публичных выступлениях и — особенно – приведении ученической дискуссии. Практика преподавания и внеурочной деятельностипоказывает, что детям часто неведома дискуссионная культура поведения, этикаспора, решение проблемных вопросов.

   Вместе с тем  формированиекоммуникативной компетентности детей с нарушением слуха, на наш взгляд,первостепенная задача коррекционно – развивающей педагогики. Очевидно, чтоадаптация слабослышащего выпускника в современной,  динамично меняющейся жизниневозможна в условиях несформированности коммуникативных навыков.  Предлагаемаяработа – попытка обобщить опыт проведения предметных недель словесностиучителем  – предметником коррекционной школы II вида  в свете  обозначенной проблемы. Именно предметные недели словесности, ставшие неотъемлемой частьювнеклассной работы по гуманитарным дисциплинам, призваны не только повыситьпознавательный интерес к русскому языку, литературе, развитию речи как учебнымдисциплинам, но и  создать максимально комфортные условия для успешногоразвития коммуникации слабослышащих школьников.  Считаем, что даннаяметодическая разработка может успешно применяться коллегами – словесниками нетолько коррекционных, но и массовых общеобразовательных школ.

Часть Первая. Как спланировать предстоящую Неделю.

  Безусловно, проведение предметной Неделив школе – занятие интересное, ожидаемое, но и довольно хлопотное. В первую очередь,для руководителя МО гуманитариев, который несёт прямую ответственность и зауспехи и за неудачи проводимой Недели. Вот почему во избежание организаторскихпогрешностей необходимо тщательно продумать план предстоящей Недели.

Совет №1.Прежде всего обсудите с коллегами идейно – тематическое направление предстоящейНедели. Оно и должно доминировать и диктовать участникам Недели дальнейшийпорядок действий.  Скажем, если Неделя проводится в юбилейный год какого – либописателя или поэта, то логичнее будет посвятить её одному имени, а плансоставлять, подбирая мероприятия под заданную тему. Скажем, если вы решилиостановиться на Пушкине, постарайтесь включить в план разноплановыемероприятия, связанные с именем Пушкина: литературный вечер, экскурсию, просмотр и обсуждение фильма (спектакля), викторину, конкурс иллюстраций к произведениямПушкина либо новомодное сейчас представление проектов. Назовём такие Неделиусловно — авторскими. Другой вектор – проведение так называемых тематическихНедель. В нашей практике за последние три года было проведено несколько такихНедель: Неделя литературного краеведения, Неделя литературного героя, Неделяинтеграции истории и литературы. Непременно включите направляющую идею Недели вплан, с которым должны ознакомиться все ученики школы!

Совет №2.Будьте разными и не бойтесь экспериментировать. Каждая очередная Неделя должнынести в себе, наряду  с традиционно лучшим, и новое, необкатанное. Чем большеформ проведения внеклассных мероприятий вы включите в план, тем большее вниманиевызовет Неделя со стороны ребят. Исходя из собственного опыта скажем, что впоследнее время нами успешно опробованы такие новые формы, как дискуссия,представление мини – проектов, игры – аукционы, закрытые киносеансы. Прибавьтесюда конференции, публичные чтения, открытые нетрадиционные уроки, экскурсии,где сами ребята пробуют себя в роли экскурсоводов, театрализованные действа – иваша Неделя  превратится в праздник, где обе стороны – и организаторы, иучастники – получат массу впечатлений.

Совет №3.Обеспечьте надёжную обратную связь со своими подопечными. К сожалению,проводимые во многих школах Недели спускаются ребятам сверху вниз как нечтонавязываемое и обязательное, не подчиняющееся обсуждению и уж – Боже упаси! –критике. Разделите со своими ребятами функцию планирования Недели. Пусть онипредложат сами, какие темы и в какой форме им хотелось бы затронуть. Устройтеконкурс на  самые оригинальные идеи. Предложите учащимся внести коррективы вуже готовый план Недели. И, наконец, не бойтесь переложить ответственность  зато или иное мероприятие с плеч учителя на плечи учеников. Наши дети вполнеготовы к тому, чтобы самостоятельно распределить обязанности, найти подходящийматериал и провести доверенное им дело.

Совет №4.Уходите от принципа горизонтали к принципу вертикали! Это значит, чтомероприятие не должно замыкаться в пределах одного класса (параллели), что,безусловно,  легче и удобнее. Зато гораздо эффективнее будет, еслистаршеклассники, например, проведут мероприятия для среднего или младшего звенасами. Очень полезно включать в план мероприятие, охватывающее всю школуцеликом. Как правило, такие мероприятия становятся праздником для всех: в нашейпрактике это ежегодно проводимые лингвистические марафоны, когда группыразновозрастных школьников, объединённых целью стать командой -победительницей, посещают различные «станции» языкознания, выполняют задания инабирают очки.

Совет №5.Помните, что план Недели – это её старт и финиш. План – самая просматриваемая иобсуждаемая страничка, а потому она должна быть, во – первых, красочной ипривлекательной, во – вторых, оригинальной, в – третьих, информативной и точной(обязательно указывайте в плане дату и время, участников и организаторовмероприятия, а также форму его проведения).

Часть вторая. Оформление Недели: новое и традиционное.

  Не стоит умалять значение оформленияпредстоящей Недели: подчас оно играет решающую роль в создании определённойэмоциональной атмосферы в школе. Оформление Недели должно говорить о том, чтошкола живёт в этот период совершенно особой жизнью – жизнью заданноголитературного вектора. Считаем, что правильно оформленная Неделя – уже половинауспеха, так как оформление является не только «лицом» Недели, но и ключом к еёзамыслу.

  Традиционным воплощением оформительскогоискусства предметных Недель являются, безусловно, стенгазеты. Сама по себезатея создания стенгазет неплоха, однако проблема в том, что читаютсястенгазеты, в лучшем случае, только её авторами. Среди остальных ребят мысльпознакомиться с информацией на стене, пусть даже и красиво оформленной, непредставляется привлекательной. В нашей практике не спасали положение дажеконкурсы, проводимые между авторами стенгазет. Приходилось искать выход вдругих способах оформления.

Во – первых, вернисажи. Они, безусловно,должны носить объединяющую идею либо быть авторскими. Так, в рамках НеделиПушкина, старшеклассники представили на суд зрителей вернисаж выполненных втехнике «Рисование углём» иллюстраций «Любимые страницы «Евгения Онегина».Внимание к вернисажу было привлечено за несколько дней до его официальногооткрытия: ребята представили свои работы по вальс Г. Свиридова,прокомментировав каждый рисунок цитатами из текста романа.

Во – вторых, выставки. Обобщая опытпроделанной внеклассной работы, можно с уверенностью сказать, что выставки,предлагаемые для ознакомления участникам Недели, должны быть, в первую очередь,тематическими, во вторую, интерактивными, наконец, иметь хотя бы один элементнеординарности.

Тематическая выставка, бесспорно, должнаперекликаться с планом недели и заданным вектором её развития. Если выставканосит по преимуществу информативный характер. То здесь важно грамотно отобратьинформацию: она должна быть занимательной, актуальной и не слишкомперегруженной – нам важно привлечь ребят к литературной или языковой проблеме,а не накрывать ею с головой. Тематическая выставка должна иметь хотя бы одиннеординарный элемент в оформлении, скажет какую – нибудь броскую деталь(атрибут), либо остроумное или замысловатое, вызывающее интерес название. Наконец немаловажно и то, что выставки мы делаем для детей и ради детей, издесь без интерактивности также не обойтись. Наши последние опыты оформленияинтерактивных стен привели к колоссальному всплеску интереса к литературе состороны учащихся, а также 100- процентный охват активных участников Недели. Чтоэто значит? Это значит, что, помещая на стену какую – либо учебную информацию,не забудьте спросить мнение школьников об этой проблеме. Так, в рамкахинтегрированных Недель (история – литература) стены с полотнами живописи наисторические и литературные тему снабжались специальными приспособлениями длясамоконтроля: «Знаешь ли ты, к какому произведению эта иллюстрация» или «Какоеисторическое событие описано в этом произведении?». На Неделе литературногогероя в течение нескольких дней функционировала интерактивная стена «Мойвыбор», на которой, помимо краткого описания наиболее ярких персонажей, былприкреплён ещё и ящик для голосования, собирающий голоса всех учащихся в пользутого или иного героя.

Часть третья: как наладить обратную связь, или делаем Неделюинтерактивной.

Не так давно мною был разработан иреализован инновационный интерактивный проект «Читающая школа». Суть егозаключается в том, что коллективы всех классов получают каждый день задания политературе – т.н. «Вопросы от мудрой совы». У каждого класса задания,разумеется, разные. В течение суток ребята ищут посредством разных источниковинформации ответы на вопросы и размещают их на стене. Организатор проектаоценивает результаты по каждому классу. Подобное испытание длится в течениетрёх дней, и по результатам трёх дней  каждый класс получает определённую суммубаллов. Это первый этап конкурса, и его цель – научить школьников искатьинформацию и работать с ней.

Далее начинается второй этап конкурса.Школьникам даётся время на то, чтобы внимательно ознакомиться с результатамиконкурса, изучить вопросы и ответы, которые давали другие класса,проанализировать выставки, оформленные организаторами Недели. На этом этапеважно накопить информацию, осмыслить её, привести в систему. Это важно преждевсего потому, что завершает второй этап конкурса олимпиада (в младшей школе -по детской литературе, в старшей школе – по русской классической литературе).Цель олимпиады – выявить уже на индивидуальном уровне степень осмысленияучастниками конкурса полученной в течение Недели информации. Результаты двухучастников от класса суммируются с коллективным результатом класса на первом этапе, и таким образом определяется победитель, обладатель звания «Самыйчитающий класс школы».

Нужно отметить, что операция «Читающаяшкола» вызывает огромный резонанс как среди учеников, так и среди педагогов.Это связано прежде всего с новизной и оригинальностью идеи, а также снеобходимостью для всех участников активно включаться в процесс, повышениемдуха соревновательности  и – как следствие – высоким уровнем мотивации.

Часть четвёртая.  Анализ проведённой Недели.

  Проведя предметную Неделю, необходимо еёпроанализировать. Это делается для того, что определить достоинства инедостатки прошедшей Недели, внести в последующие мероприятия соответствующиекоррективы. Конечно, здесь недостаточно ограничиться перечислением проведённыхмероприятий, важно осознать, какие цели были достигнуты по окончании Недели,что нового Неделя привнесла в методическую копилку коллег и удалось ли Неделесловесности достичь главного – повысить уровень познавательной активности ребяти развить в них коммуникативные навыки?

   Наиболее простой и удобной формойанализа является, на наш взгляд, аналитическая справка, в которой в предельно сжатомвиде комментируются достижения и недостатки Недели. Кроме того, в качествезавершающего этапа работы обычно оформляется отчётный стенд (он может вестиськаждый день Недели, а может оформиться в конце Недели как обобщающий) иотчётный альбом, в который помещаются разработки мероприятий, фотоальбом,отзывы ребят, комментарии педагогов.

Приложение.

Образец оформлениятематической направленности  Недели  литературы — 2011

31.01.– 4.02 –

Времяособого внимания к литературе в нашей школе.

Вэтом году Неделя литературы пройдёт под знаком «Литературный герой».

Какиегерои  художественных произведений близки вам? Кто из них вам совершенно ненравится?

Вком вы видите своего героя?  Кто они, герои литературы: наши друзья илипросто имена в давно прочитанных книгах?

Давайтеразберёмся в этом вместе! Будьте активны и внимательны! Читайте и фантазируйте!И не забывайте следить за событиями нашей недели!

 

 

Образец плана проведения Недели русского языка – 2010

 

У выставок «Сверяем русский по часам»

«История и литература»

 Операция «Читающая школа»

Интерактивные выставки Недели

Образец объявления, адресованного школьникам – участникамоперации «Читающая школа»:

Дорогиедрузья!

Почувствуйтесебя на какое – то время открывателями!

Мудраясова – хранительница книг- в течение трёх дней будет задавать вам вопросы, а вы– юные книголюбы – должны найти на них ответы. Вопросы от мудрый совы каждыйкласс будет получать ежедневно, на большой перемене. Их вы найдёте на листе суказателем своего класса. В течение суток вы должный выполнить эти задания и добольшой перемены следующего дня прикрепить ответы к своему листу. За каждоевыполненное задание вы получите оценку. По итогам трёх дней – с понедельника до  среды — мы подведём итоги и определим победителя операции «Юные книголюбы».

Ав четверг перечитайте, не торопясь, все вопросы и ответы, которые написалиребята из других классов. Это поможет вам легко справиться с предстоящейолимпиадой!

Старайтесьбыть активными, любознательными!

Вашастарательная  работа в ходе операции «Юные книголюбы» позволить вам  статьуспешными  в олимпиаде по литературе, которая пройдёт в нашей школе в пятницу! Успеховвам! В добрый путь!

Образец составления справки

по итогам проведения предметной недели словесности

Цели: повышениепознавательной активности и интереса к гуманитарным дисциплинам; развитиеисследовательских и творческих способностей учащихся через различные формывнеклассной работы по русскому языку, литературе, развитию речи; приобщениеучащихся к русской культуре, классической литературе, родному языку.

Срокпроведения: с 30.01.12 – 03.02.12

Организатор:Пусикова Н.А.

Участники: 3 — 10 классы

Результаты:

     Втечение предметной недели были проведены следующиемероприятия:

Порусской литературе:

1.     Музыкально – литературный вечер «Любовь и дружба вжизни А.С. Пушкина» (10А и 10Б классы; Отв. Пусикова Н.А.)

2.     Библиотечный час «По страницам сказок Пушкина» (4и 5(1) классы; Отв. Гусева С.В.)

3.     Экскурсия «Литературные места г. Ульяновска» (5(2), 6, 7 классы; Отв. Пусикова Н.А.)

 

Порусскому языку:

 

1.      «Занимательнаяграмматика»: лингвистическая игра для юных языковедов (8 класс; Отв.Колесникова В.Д.)

 

В течениеНедели были открыты тематические выставки:

·        «Любовь и дружба в жизни Пушкина»

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

·        «Пушкин и его семья»

·        «Пушкин и Симбирск»

·        «Онегинский вернисаж»

·        «Литературная карта Земли Симбирской»

·        «Литературные таланты Земли Симбирской»

 

  Предметная Неделя словесности – 2012 имела два основных вектора развития:пушкинская тема (биографический аспект) и литературно – краеведческоенаправление. Большинство мероприятий, а также ориентация выставок недели быланаправлена на раскрытие указанных аспектов изучения литературы в школе. Помимотрадиционных для предметной Недели мероприятий (игра, викторина) учащимся былипредложены новые в нашей практике формы проведения внеклассных мероприятий,такие как: музыкально – литературный вечер, экскурсии (по литературномумаршруту, в библиотеку). Примечательно, что в ходе проведения Недели участникиосваивали такой жанр письменной речи, как отзыв о самых ярких страницах Недели.В этом году впервые каждый шаг нашей Недели освещался в новостном отделе школьногосайта, причём материал для размещения ребята подбирали сами. Наиболее сильноевпечатление на учащихся всей школы произвёл пушкинский вечер, подготовленный 10– классниками. Здесь были представлены вниманию зрителей и музыкаль –лирические зарисовки, и драматизация повести «Барышня – крестьянка», ивернисаж, выполненный самими участниками по любимым страницам романа «ЕвгенийОнегин». Считаем, что опыт проведения подобного мероприятия необходимообогащать и внедрять в последующую практику ведения внеклассной работы попредметам гуманитарного цикла.

    Вкачестве рекомендаций для совершенствования работы по проведению последующихпредметных недель следует принять следующие:

-совершенствовать контроль за подготовкой мероприятий в среднем и младшемзвеньях;

-разнообразить формы проведения мероприятий, прежде всего за счёт внедрения впрактику преподавания групповых и парных форм работы;

-обогащать приёмы, используемые при проведении мероприятий, прежде всего за счётмежпредметных связей (интеграция словесности с музыкой, театром, живописью,историей, краеведением, географией, кино и т.д.)

-усиливать интерактивную сторону подготовки и резюмирования Недели (привлекатьучащихся к планированию мероприятий и их активному оцениванию)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка внеклассногомероприятия по русскому языку «Аукцион знаний»

Задачи:

* актуализировать знания, приобретённыепри изучении русского языка;

* дать детям возможность оценить своидостижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;

* форма аукциона активизирует мысль детей,процесс повторения, систематизации знаний, проходит занимательно, интересно идинамично;

* развивать умение слушать другу друга,вести диалог торгов культурно

Подготовительная работа:

Дети повторяют учебный материал, ищутдополнительные и интересные сведения по тем грамматическим категориям, которыебудут представлены на «Аукционе знаний».

Оборудование:таблички для словарной работы, вещи для распродажи – лоты.

Названия команд:«Олигархи», «Банкиры», «Коллекционеры»

Ход мероприятия.

Здесь у нас аукцион, подведёт итоги он,тот, кто больше знает, тот награду получает.

Аукцион– публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложитболее высокую цену.

Вы аукционеры – участникиаукциона.  Товар вы будете приобретать в обмен на свои знания.

 Я – аукционист, ведущий аукциона.Каждый товар, который выставляется на торги, называется лотом. Если выхотите купить товар, то должны поднять свою карточку.

Обычно на аукционах продают произведенияискусства. Какие произведения искусства вы знаете?

Сегодня мы тоже будем покупатьпроизведения искусства, только каждое из них будет называться каким – либограмматическим понятием. Чтобы назначить цену, необходимо сказать однимпредложением  то, что вы знаете об этом понятии. Чтобы перекупить товар заболее высокую цену, нужно добавить другой факт об этом понятии. 

Прежде чем мы начнём торги, каждой команденужно показать, насколько она платёжеспособна.

1.      Грамотнообъясните значение слов «олигархи», «коллекционеры», «банкиры».

Задание обсуждается в команде. Затемпредоставляется три варианта ответов. Жюри выбирает лучший вариант.  Победившаякоманда получает  денежный мешок и право выбрать название для своей команды.

Затем право выбора названия остаётся задвумя другими командами (выигравшая команда получает кошелёк, проигравшая –кредитную карту).

 2.  Студент позвонил маме: «Денегосталось очень мало, ну просто кот …».  Тут связь прервалась. Какое слово мамане услышала?

(А)намяукал;           

(Б)намурлыкал;                  

(В)насмеялся; 

(Г)наурчал; 

(Д)наплакал?

А теперь, когда все команды готовыучаствовать в нашем аукционе, мы начинаем торги. Внимание!

1.      Наторги выставляется лот №1.  Расписной поднос «Золотая Хохлома» — шедеврнародного ремесла. Чтобы купить этот поднос. Вы должны рассказать всё, чтознаете, о глаголе. Стартовая цена подноса 100 рублей. Кто больше?

2.      Следующийлот – ювелирное украшение из сокровищницы русской императрицы Екатерины Второй– жемчужный браслет. За ним скрывается задание – «сколько имёнсуществительных в этом круге?» Стартовая цена – 200 рублей. Кто желаетперекупить?

3.      Мыпредлагаем вашему вниманию очередной лот. Это картина  знаменитого художника.Кто изображён на картине? (М. В. Ломоносов). Расскажите, что вы знаете обэтом человеке? Первый взнос – 150 рублей.

4.      Наторги выставляется золотой подсвечник из знаменитого музея Эрмитаж. Начальнаяцена товара – 200 рублей.  Чтобы получить этот товар, расскажите мне омягком знаке в русском языке. 

5.      Лот№5 – кувшин, найденный на раскопках в Греции.  Пока он стоит 300 рублей. Но выможете его перекупить, если подберёте как можно больше синонимов к слову«красивый».

6.      Следующийлот – диадема, украшенная изумрудами. Чтобы получить её, подберите как можнобольше определений  к слову любовь. Начальная цена – 400 рублей.

7.      Последнийлот нашей распродажи – ювелирное яйцо из коллекции Фаберже. Его начальная цена– 500 рублей. Эта бесценная вещь достанется тому, кто подберёт как можно большеоднокоренных слов к слов в слову «торг».

 

Ну а наши торги закончены. Наибольшееколичество лотов сегодня приобрела команда………….. А звание почётного аукционерапо итогам торгов присуждается………..

 

 

 

 Золотая Хохлома уходит с молотка команде «Коллекционеры»

«Банкиры», показав блестящиепознания, выкупили наибольшее количества лотов

 

  100 – процентная платёжеспособность!

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет