X-PDF

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по проведению занятий «Введение в образовательную программу»

Поделиться статьей

Методические рекомендации

педагогам дополнительного образования по проведению занятий 

«Введение в образовательную программу»

    Каждый педагог дополнительного образования, начиная реализовыватьсвою образовательную программу, нередко сталкивается с проблемой, какпродемонстрировать или представить образовательную программу так, чтобы детизаинтересовались ей, чтобы продолжили свое образование по этой программе именноу данного педагога. Успех может принести удачно проведенное занятиеВведение в образовательную программу. Но и здесь немалозатруднений, вопросов возникает не только у начинающего педагога, но и упедагогов с большим опытом работы.

    Введение в образовательную программу — это активное погружениеобучающихся в курс изучаемого предмета, направления. Во времяпогружения обучающимся материал подается крупными блоками сиспользованием опорных сигналов, структурно-логических схем, таблиц,позволяющих формировать целостное представление о предмете, направлениидеятельности.

Насколько интересно, увлекательно и по-добромубудет проведено занятие зависит многое. Важно провести его так, чтобы у детейсменилось несколько настроений: восторженное, задумчивое, приподнятое, веселое,чтобы они испытали радость открытия, радость встречи и общения с педагогом идруг с другом, радость встречи и знакомства с Центром.

Вводное занятие — не простоиллюстрация опыта, а первая встреча с детьми, которая должна их заинтересовать,увлечь и зажечь той образовательной или иной деятельностью, котораяизложена в программе.

Главное здесь — не сообщение знаний, авыявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний,живое неформальное общение. Во время проведения занятия педагог практическиреализует почти все важнейшие учебно-воспитательные задачи, стоящие перед ним:передает детям новые знания, формирует у них умения и навыки, развивает ихпознавательные интересы и творческие способности, волю, характер и другиежизненно ценные качества личности.

Очень важно, чтобы в результатевзаимодействия и диалога педагога и обучающихся в душе каждого остался праздниктворчества. Хорошо, если на занятии будет как можно больше действия. Припроведении занятия педагогу не следует занимать доминирующее положение.Правильнее организовать деятельность детей, используя проблемную ситуацию,эвристический и другие развивающие методы ведения занятия.

Педагогу рекомендуетсяспланировать подачу материала так, чтобы проводимое открытое занятие было, содной стороны, завершенным, а с другой — показывало детям перспективы изученияпредставленной тематики.

Целесообразно подготовить план проведениязанятия. План — личное дело педагога: он имеет право самостоятельно отработатьи другую удобную для себя модель проведения занятия. Цель планирования -привести в систему всю подготовительную работу, так организоватьобразовательный процесс, чтобы создать оптимальные условия для решения задачданного занятия.

Залогом успешного проведениязанятия является также умение поставить конкретную цель, определить задачи иподобрать нужные для их решения средства.

Действия педагога при разработкеструктуры занятия представим в виде последовательности шагов по его подготовкеи организации:

Шаг первый

— определить цель — заранее запланированныйконечный результат (то, чего надо достичь).

Второй шаг

— отобрать содержание материала, т.е.определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью ивозможностями обучающихся; определить систему заданий и самостоятельных работдетей. Материал делится на обособленные части по смыслу, с выделением наиболееважных вопросов; второстепенные вопросы и мелкие детали группируются вокругглавных. Таким образом, изложение или демонстрация материала развертывается некак ровная нить, а имеет узлы. На них сосредотачивается вниманиеобучающихся (участников). Такое разделение содержания позволяет педагогуприменять различные методические приемы подачи материала.

Третий шаг

— выбрать наиболее эффективное сочетаниеприемов и методов в соответствии с поставленными целью, задачами и содержаниемматериала. При выборе методов обучения педагог руководствуется несколькимипринципами: наглядность в сочетании с развитием абстрактного мышления идифференцированного подхода к обучающимся (участникам); сочетание коллективной,групповой и индивидуальной форм работы; учет возрастных и другихпсихологических особенностей детей в группе. В зависимости от содержанияматериала планируется и деятельность обучающихся (участников). При однихметодах их активность на занятии  ограничивается пониманием и запоминаниемматериала, при других — обучающиеся не только получают знания, но и приобретаютумения самостоятельно добывать их, работать с литературой, наблюдать,анализировать и обобщать факты, объяснять новые явления при помощи изученныхзаконов и правил.

Шаг четвертый

— управление деятельностью обучающихся(участников) со стороны педагога. Педагог — источник социального опыта. Онобучает и воспитывает своей личностью, оказывает всестороннее воздействие наребенка, его разум, чувства, волю, манеру поведения. Успех занятия во многом зависитот педагога: насколько широко он образован и методически опытен, как относитсяк своему делу и к детям, хорошо ли он подготовлен именно к данному занятию, скаким настроением ведет занятие, умеет ли наблюдать за детьми, понимать ихпереживания, тактично влиять на каждого. Все это в совокупности характеризуетстиль его работы, педагогическое мастерство, определяет силу воспитательноговоздействия его личности на личность ребенка.

Шаг пятый

— педагог на занятии) работает с целым учебнымколлективом и с каждым ребенком в отдельности. Это двуединство, безусловно,накладывает определенную печать на современное занятие. Отсюда необходимакорректировка методики с таким расчетом, чтобы усилить воспитательную иразвивающую функции занятия. Структурирование последних по смысловым блокам спостановкой познавательных задач и проблемных ситуаций позволяет соединитьсодержательную и деятельностную (процессуальную) стороны процесса, обеспечитьединство деятельности педагога и обучающихся на занятии.

Шестой шаг

— организационный — оснащение занятияразнообразными средствами. Оснащение тесно связано с методами проведения иоказывает большое влияние на их эффективность и наглядность. После того, каксоставлен план проведения занятия и отработано его содержание, необходимосоставить список оборудования, наглядных пособий, технических средств и другихматериалов.

Результат занятия долженсоответствовать поставленной цели.

Следует выбрать эффективнуюформу его проведения — исходя из узловых вопросов содержания (этап — микроэлемент- учебно-воспитательный момент). Ведь на каждом занятии разное содержание, азначит, и различные методы. Именно содержанием отличаются они друг от друга;отличаются по содержанию и разные моменты одного и того же занятия. Поэтому всеего содержание делится по смыслу на более или менее обособленные логическиечасти — узловые (основные) вопросы, вокруг них группируется второстепенныйматериал. Исходя из основных вопросов содержания и подбирается метод. Однако ненадо забывать, что ни один из методов не обходится без живого слова педагога.

Таким образом, для того, чтобызанятие было ярким, интересным, развивающим детей, его нужно тщательноподготовить. Также следует проанализировать ход его подготовки с точки зрениятого, ведет ли оно к достижению выдвинутой цели.

Занятие не должно быть обычным,рабочим. Это — увлекательное действие с оригинальной постановкой проблем,открытием удивительного в обычных явлениях. Несомненно, занятие будет считатьсяудачно проведенным у педагога, обладающего как профессиональными, так и яркимиличностными качествами: * способностью к импровизации; * умением слушать детей,чутко реагировать на их вопросы, вести диалог; * способностью держать себя вруках, управлять своими эмоциями; * хорошим знанием своего предмета;* умением использовать традиционные и новейшие способы передачи знаний инавыков в соответствии с поставленными задачами; * коммуникативнымиспособностями, актерским мастерством, ораторским искусством.

Педагог интересен ребенку тогда,когда он сам в совершенстве владеет своим предметом и способен донести своюувлеченность до других. Поэтому его задача заключается в том, чтобымобилизоваться перед занятием, сосредоточить свои усилия именно на раскрытиисобственных ресурсов.

Конечно, быть художником своегозанятия, его сценаристом, режиссером, исполнителем непросто. Но без этого неполучится то действо, которое должно рождать отклик в душах детей, их желание иготовность идти вместе по дороге познания.

Психологические особенности вводного занятия:

·        преодоление комплексаопасения, недоверия, которое идет от незнания (педагога, группы, формыобщения);

·        создание имиджа педагогадополнительного образования;

·        определение ориентации наданную группу обучающихся, на их интересы;

Представленная информация была полезной?
ДА
61.29%
НЕТ
38.71%
Проголосовало: 1493

·        предъявление нормвзаимоотношений между обучающимися в группе, стиля общения;

·        создание атмосферыбыстрого знакомства;

·        быстрое включение детей вдеятельность;

·        использование процедурбыстрого знакомства (игры, визитки, анкеты и др.).

 

Варианты проведения вводного занятия
Первый вариант. Коррекция ожиданий


Ход занятия: Участникам предлагается коротко сформулировать свои ожидания отзанятия на карточках одного цвета, а свои ожидания от всего курса на карточкахдругого цвета (например: цвета — желтый, красный). В основной части занятиядети последовательно включаются в наиболее типичные для данного курса видыдеятельности (в форме игры-путешествия, соревнования групп и т.д.). Взаключительной части занятия участникам предлагается:
а) в ходе обсуждения высказать свое отношение к ожиданиям от занятия на карточкахжелтого цвета, сбылись или не сбылись их ожидания;
б) на карточках красного цвета — каковы теперь их ожидания, что они ждут отвсего курса.


 Второй вариант. Эмоциональное заражение


Ход занятия: На занятии моделируется типичная для данного курсапроблемно-поисковая ситуация, по мере разворачивания которой педагог постепенновводит все более эмоционально-окрашенные процедуры.
В кульминационный момент занятия проблемно-поисковая ситуация разрешается, взаключительной части педагог организует комплекс процедур, которые направленына снятие эмоционального напряжения, закрепление положительных эмоций,формирование радостных ожиданий от следующего занятия.


 Третий вариант. Закладка информационных оснований


Ход занятия: Во вводной части педагог в доверительной беседе выясняет уобучающихся начальный уровень знаний о предмете курса, характер уровнямотивации. Представляется сам и формирует первое представление о группе. Восновной части в ходе размеренного диалога с вкраплениями игровых,игро-технических и иных дидактических упражнений, приемов, развертывает передобучающимися перспективу их занятий в коллективе, снабжая необходимойорганизационной и иной информацией. В заключительной части педагог отвечает навопросы детей (возможно, стимулируя их появление при помощи специальныхприемов).
Карточки с началом вопросов. Обучающиеся разбиваются на группы. Педагог еще разакцентирует внимание на главном и конкретных указаниях по подготовке кследующему занятию.


Четвертый вариант. Образец (больше подходит для танцевальных, спортивныхколлективов)


Ход занятия: В начале занятия педагог проводит короткую эмоциональную настройкуобучающихся, побуждая их ответить на вопрос, готовы ли они отдать все силы навыполнение, освоение программы. В основной части проводится интенсивныхкомплекстренировочных упражнений, требующих от обучающихся значительныхфизических, эмоциональных затрат. В заключительной части проводится беседа, входе которой обучающиеся отвечают на вопросы типа: Что было самым трудным? Каквы это преодолевали? Готовы ли вы к новым трудностям? Каких результатов хотитедобиться? Дается установка на следующее занятие.
Возможны и другие варианты проведения вводного занятия и педагогическиобоснованные комбинации элементов, изложенных выше.


 Некоторые приемы оптимизации занятия


В опыте работы педагогов дополнительного образования, в научно-методическихисточниках можно обнаружить значительный спектр педагогических и игро -технических, драматургических средств, способов, приемов, процедур, позволяющихпридать любому, в том числе и вводному занятию, яркую эмоциональную окраску,обеспечить доказательность предъявляемых педагогом положений, расширитьиллюстративную базу и т.д. Некоторые из них:

1.  Прирассказе о коллективе можно привлечь выпускников с творческим выступлением,провести демонстрацию достижений, выставку работ.
          2.Чтобы сделать очевидной логику занятий, а также в целях наглядностиможно использовать карты-схемы, карты путешествий, маршрутные листы,сравнительные таблицы, демонстрационные образцы и т.п.
          3. Знакомство с предметами, аксессуарами, оборудованием,исполь-зуемыми на занятии, может быть организовано и в театрализованной форме,когда эти предметы оживают и становятся равноправными участникамипроисходящего.
          4. Для удовлетворения детей в двигательной активности (признаком-стве с программами, требующими значительной усидчивости, например:прикладное творчество) занятие можно построить так, чтобы периодически менялосьразмещение детей, вводились подвижные игры и др. активизирующие моменты.
          5. Для облегчения освоения детьми субъективной позиции могутис-пользоваться ролевые и организационно — деятельностные игры или их элементы.

6. При организации занятий с детьми младшего возрастаможет оказаться целесообразным использование игрушки-талисмана, например:домовенок, зайчики, мишка.

 

Ошибки при проведении вводного занятия:

  • несоответствие деятельности первого занятия основной деятельности курса программы;
  • несоответствие формы первого занятия наиболее применяемым формам последующих;
  • несоответствие формы, метода и содержания, выбранных для первого занятия, возрастным, психологическим особенностям детей. Ошибки необеспеченности;
  • у педагога недостаточно развиты навыки, эмоциональные черты, организаторские и иные способности, необходимые для реализации запланированных действий;
  • отсутствуют необходимые технические, материальные, финансовые, информационные ресурсы избранной формы;
  • недостаток, неверный расчет времени;
  • ограниченность возможностей, размещения участников и т.д. Методические ошибки проведения занятия;
  • концентрация внимания на аспектах, интересных, скорее, для педагога, чем для детей;
  • размытое или искаженное предъявление норм поведения и деятельности;
  • отсутствие эффективной обратной связи, неадекватный язык и понятийный аппарат занятия, неочевидность логики перехода от одних частей занятий к другим, перенасыщенность занятия терминами, приемами;
  • незавершенность, отсутствие видимого детям результата первого занятия и перспектив ближайшего занятия;
  • для вводного занятия могут быть типичны также ошибки, допускаемые не только на вводном занятии: организационные, логические, психологические.

 

Рекомендуемые (примерные) вопросы длярассмотрения на первом занятии:

·     представлениепедагога (для детей 1 г.о., вновь пришедших в ДО);

·     знакомствопедагога с обучающимися и детей друг с другом (для детей 1 г.о., вновьпришедших в ДО);

·     анкетированиеобучающихся с целью изучение интересов, склонностей, потребностей,индивидуальных особенностей обучающихся, организации общей жизнедеятельности,направленной на сплочение детского коллектива; установление соответствияпрограммы педагога контингенту детей

·     вводныйинструктаж по охране труда (ТБ);

·     инструктажо правилах работы в  ДО, организации работы на занятиях;

·     знакомствообучающихся с нормативными документами учреждения, регламентирующимиорганизацию УВП в Центре;

·     знакомствос дополнительной общеобразовательной программой  ДО;

·     представление-рассказо выпускниках ДО;

·     выявлениеуровня знаний, умений и навыков обучающихся с целью установление соответствияпрограммы педагога контингенту детей

·     «ярмаркаидей»  с целью организацииобщей жизнедеятельности  в   ДО;

·     обзорнаяэкскурсия по Центру

 

 

Примечание: последовательность и полнота рассматриваемых вопросов может изменятьсяпо усмотрению педагога.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.29%
НЕТ
38.71%
Проголосовало: 1493

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.29% НЕТ 38.71% Проголосовало: 1493


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.29% НЕТ 38.71% Проголосовало: 1493


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.29% НЕТ 38.71% Проголосовало: 1493


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.29% НЕТ 38.71% Проголосовало: 1493


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.29% НЕТ 38.71% Проголосовало: 1493


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет