X-PDF

Методические рекомендации по проведению первых уроков в классе флейты

Поделиться статьей

МАУДО«Эжвинская детская музыкальная школа»

 

 

 

 

 

Методическиерекомендации по проведению первых уроков специальности в классе флейты

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Преподавателькласса флейты

БессоноваА.П.

 

 

 

 

Сыктывкар

2022г.

Содержание

Пояснительная записка

3

Основные задачи по проведению первых уроков

4

Содержание первых занятий

5

Заключение

8

Список использованной литературы

9

Приложения

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительнаязаписка

Знание теории игры на флейте являетсяважнейшим условием успешной работы преподавателя на начальном этапе обученияученика. Первые уроки должны проходить под зорким контролем педагога. Ониявляются тем фундаментом, на котором закладываются основы рациональнойпостановки, исполнительского дыхания, атаки звука, работы пальцев, положениеголовы, корпуса, рук и ног.

Первый урок для ребенка – это большоеи важное событие. Его внимание обострено новыми впечатлениями, которых напервом уроке бывает много, и они являются наиболее сильными и прочнозакладываются в памяти.

Данные методические рекомендацииадресованы молодым специалистам педагогам детских музыкальных школ по классуфлейты.

При написании данных методическихрекомендаций была опора на «Методику обучения игре на духовых инструментах»Б.Дикова и все методики данных рекомендаций используются на практикесоставителя данной работы.

Цель работы: оказание методическойпомощи педагогам по проведению первых уроков специальности по классу флейты.

Задачи работы: рассмотрение основныхзадач по проведению первых уроков и описание содержания первых занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные задачи попроведению первых уроков

Начальное обучение основной задачейставит заложить прочную музыкальную базу, на которой будет основыватьсядальнейшее развитие наших учеников.

На этом этапе учащиеся должны:

1.    Приобщиться к музыкальной культуре;

2.    Ознакомиться с лучшими ее образцами;

3.    Получить основы правильного восприятиямузыки.

Одновременно с этим период начальногообучения важен и в воспитательном отношении:

1.    Происходит формирование у учащихсявзглядов на жизнь;

2.    Выявление определенного черт характера(целеустремленность, трудолюбие);

3.    Определение морально-этических нормповедения.

Все это накладывает большуюответственность на преподавателя, требует от него хороших знаний и опыта впроведении занятий с начинающих музыкантом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.43%
НЕТ
41.57%
Проголосовало: 955

 

Содержаниепервых занятий

После проверки и уяснения общихмузыкальных и физических данных ученика преподаватель может приступить кобучению игре на инструменте.

На первом уроке возникаетнеобходимость познакомить учащегося с инструментом. Преподаватель сообщаетсведенья о данном инструменте в краткой и доступной форме. Затем очень важнонаучить ученика правильному обращению с инструментом. Показать, как собирать иразбирать, как уложить в футляр, как правильно хранить.

После ознакомления с инструментом,можно продемонстрировать звучание, технические и художественные возможности,различные исполнительские приемы (аудио, видео). Преподаватель может и самисполнить какое либо произведение, так как живое звучание инструментаспособствует поднятию интереса ученика к занятиям и пробуждает его стремлениебыстро научиться хорошо играть.

После этого педагог должен показатьученику, как следует правильно держать инструмент при игре, как правильностоять.  Сами правила должны быть ясными и убедительными, чтобы ученик знал,почему необходимо держать инструмент так. Наглядно можно показывать картинки, вэтом может помочь методика для начинающих «Волшебная флейта» БарбарыГислер-Хаазы.

Ознакомившись с инструментом иосновными правилами постановки можно приступить к наиболее важному и сложномумоменту начальных занятий – извлечение первых звуков. Основная рекомендациязаключается в том, что не надо извлекать звук сразу на собранной флейте, анеобходимо попробовать на головке. Так как внимание будет сосредоточенно именнона извлечение звука (как работают губы в верхнем и нижнем регистре, атаказвука).  Как уже становится понятно ученику, как получается звучание, можнособрать флейту. Практика показывает, что начинать обучение нужно с легких идоступных звуков, которые расположены в среднем регистре инструмента и связанынаиболее удобной аппликатурой. Для флейты наиболее простым и доступным дляизвлечения будет звук «соль» первой октавы. Обычно первые звуки извлекаются струдом и крайней интонационной неустойчивостью. Все это закономерно, так какнельзя забывать, что начинающий музыкант испытывает ряд неизбежных трудностей:непривычное положение инструмента в руках, сам вес инструмента, необходимаясогласованность выдоха с работой губ и языка. Поэтому не следует спешить сизучением аппликатуры следующих нот, до тех пор, пока не будет получаться звукпо правильной технологии с точной атакой. После того, как  звук на ноте «соль»начнет звучать, можно подниматься вверх по гамме соль мажор в пределах однойоктавы.

На самых первых урокахвоспроизведение нот должно вестись без написанных нот, так как они будут лишьотвлекать внимание ученика и создавать дополнительные трудности.

К изучению нотной записи тех звуков,которые извлекает начинающий музыкант, следует переходить после несколькихзанятий, когда он привыкнет к инструменту и овладеет первыми навыками игры(например: этюды) (Приложение 1). Очень поможет на этом этапе — Нотная папкафлейтиста №1, тетрадь №1 Ю.Н.Должикова.

При обучении очень важно, чтобытренировочный материал для усвоения простейших исполнительских навыков не былчрезмерно обширным и сухим, ведь ни что не приносит большего вреда, чемпоявления скуки в перенасыщения занятий техническими упражнениями.

Необходимо как можно раньше включатьв работу художественный материал (Приложение 2). На этом этапе поможет – Нотнаяпапка флейтиста №1, тетрадь №4 Ю.Н.Должикова.

Этот не сложный подобранный репертуарбудет способствовать одновременному развитию у учащихся:

1.    Первых технических навыков;

2.    Начального музыкального мышления.

Выбирая произведения для своегоученика, преподаватель должен учитывать:

1.    Конкретные задачи данного периода;

2.    Степень музыкального развития ученика;

3.    Уровень технической подготовки.

Исполнительские задачи, которыенадлежит решить учащемуся в процессе занятий должны соответствовать еговозможностям. Только в этом случае учащийся овладеет основами техники игры ибудет успешно двигаться вперед.

На первых занятиях следует напоминатьо самостоятельной работе дома и объяснить, что чем больше ученик будет братьинструмент в руки и тренироваться, то быстрее его организм привыкнет к работе ибудет меньше уставать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом можно сделать вывод,что главные задачи на первых уроках:

1.    Правильная постановка;

2.    Извлечение продолжительных звуков(постановка дыхания(продолжительный ровный выдох), атака звука (ясная, четкая).

Следует помнить преподавателю поспециальности, что не стоит спешить пройти основные этапы обучения. Чем дольшеуделить внимание самым основным и важным моментам в работе на начальных уроках,тем более высоким будет результат.

Рекомендуется преподавателю по классуфлейты постоянно интересоваться новинками методической литературы, искать новыепути и возможности в обучении, постоянно обогащать свою эрудицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованнойлитературы

1.    Апатский В. Основы теории и методикидухового музыкального исполнительского искусства / В.Н.Апатский. Учебноепособие. – Киев: НМАУ им. П.И.Чайковского, 2006.

2.    Барбара Гислер-Хаазе «Волшебная флейта»методика для начинающих 1 том Издательствово «Композитор» Санкт-Петербург,2015.

3.    Диков Б. Методика обучения игре на духовыхинструментах / Б.Диков. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962.

4.    Федотов А. Методика обучения игре надуховых инструментах / А.Федотов. — М., 1975.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

 

 

Приложение 2


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.43%
НЕТ
41.57%
Проголосовало: 955

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет