X-PDF

Методические рекомендации по проведению занятий по учебному предмету ПО.01. УП.01. Рисунок

Поделиться статьей

 

муниципальное казённоеучреждение дополнительного образования

«Тайшетская детскаяхудожественная школа»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

 ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ:ПО.01.УП.01 Рисунок

 

 

дополнительнаяпредпрофессиональная общеобразовательная программав области изобразительногоискусства  «Живопись»

срок обучения 5 и 8  лет предметнаяобласть:   ПО.01. Художественное творчество

 

 

Карандашная

Академический

Описание:

Основы

   Разработчик:

преподаватель МКУДО ТДХШ:

Ялмурзина Галина Владимировна

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение  

2. Цели и  Задачи учебного предмета«Рисунок» 

3. Теоретические основы «Рисунка»  

4. Оборудование  кабинета для проведенияпрактических  занятий.

5. Принадлежности и материалы для веденияграфической работы  

6. Последовательность ведение учебнойработы по предмету «Рисунок»

7. Оценка качества освоенияпредмета   

8. Словарь терминов  

9. Список литературы 

 

1.Введение

    

        В учебно-методическом пособиидаются рекомендации по методике проведения занятий учебному предмету «Рисунок» для учащихся, обучающихся    по дополнительной предпрофессиональнойобщеобразовательной программы в области изобразительного искусства  «Живопись»со сроком обучения 5 лет.

      Основы теории ипрактики преподавания рисунка были заложены педагогами Академией художеств. Ксередине XIX века русская академическая школа рисунка достигла наибольшейвысоты. Особое внимание уделялось методике преподавания,

совершенствованию техникирисования и технологии рисовальныхматериалов.                                          Великий русский художник К.П.Брюллов говорил: «Рисовать надо уметь прежде, нежели быть художником, потомучто рисунок составляет основу искусства», а Микеланджело считал, что рисунокесть высшая точка в живописи, скульптуре, архитектуре…

     Среди дисциплин,изучаемых в художественной школе, первостепенное значение придается рисунку,так как, рисунок является основой изобразительного искусства и основополагающейучебной дисциплиной дополнительной предпрофессиональной общеобразовательнойпрограммы «Живопись».

    Курс учебного рисунка вдетской художественной школе включает в себя: изображениеотдельных предметов, натюрмортов различной сложности (длительные задания), выполнение кратковременныхзарисовок и набросков, сведения о пластической анатомии для рисованияголовы, фигуры человека. Большое значение придается обучениеметоду конструктивного про­странственного рисования геометрических тел, слепковголо­вы, гипсовых фигур, что окажет значительную помощь в подготовкеобучающихся к поступлению в специальные учебные заведения при выборе будущейпрофессии. 

                  

2. Цели и  Задачи учебного предмета « Рисунок»

 

Главнаяцель предмета «Рисунок» — это вооружитьучащихся необходимыми теоретическими знаниями, практическими умениями инавыками овладения основами рисунка.

Задачипредмета «Рисунок»:

Обучающие:

обучение учащихся видению, пониманию и умению изображать трехмернуюформу на двухмерной плоскости листа;

дать учащимся на уроках рисунка основные понятия:«пропорция», «симметрия», «линейная, воздушная перспектива», «светотень»;

научить учащихся основным правилам использования приемовлинейной и воздушной перспективы;

научить учащихся навыкам владения линией, штрихом, пятном;

научить учащихся передавать объем предметов с помощьюсвето-теневых отношений;

дать учащимся основные знания техник и материалов рисунка,понимание их специфических особенностей;

научить учащихся передавать фактуру и материальностьпредметов;

научить учащихся грамотно изображать с натуры и по памятипредметы

(объекты) окружающего мира;

 научить учащихсяпоследовательно вести длительную работу по рисунку.

Развивающие:

развитие у учащихся эмоционального восприятия,художественного воображения, обеспечивающих реализацию их творческихспособностей и становление личности;

развитие у учащихся зрительных восприятий, целостноговидения натуры;

выработка глазомера и двигательных навыков руки, уменияанализировать;

развитие умения самостоятельно преодолевать техническиетрудности при реализации художественного замысла;

развитие умения словестно выражать свои мысли при анализеучебных работ (своих и других учащихся) и художественных произведений,логически мыслить, применять специальные термины и понятия;

развитие у учащихся познавательного интереса в областиизобразительного искусства.

Воспитательные:

воспитание личностных качеств, позволяющих уважать ипринимать духовные и культурные ценности разных народов;

формирование у обучающихся эстетических взглядов,нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать иоценивать культурные ценности;

воспитание детей в творческой атмосфере, обстановкедоброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, профессиональнойтребовательности;

формирование у учащихся личностных качеств, способствующихосвоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умениюпланировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля своейучебной деятельности, умению давать объективную оценку своему труду;

формирование навыков взаимодействия с преподавателями иобучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнениюи художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспехасобственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способовдостижения результата.

Нормативный срок обучения подополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в областиизобразительного искусства «Живопись» — 5 лет. Срок реализации программы учебногопредмета «Рисунок» — 5 лет (1-2-3-4-5 классы). Возраст обучающихся 10-16 лет.   

Форма учебных аудиторныхзанятий по рисунку и проведения консультаций:  мелкогрупповые занятия(численностью  от 4 до 10 человек). Виды занятий:  аудиторные и внеаудиторные(самостоятельные).

Виды аудиторных занятий:

— урок (практическое занятие)

Виды внеаудиторных(самостоятельных) занятий:

— выполнение домашнегозадания учащимися;

— посещение учрежденийкультуры (выставок, галерей, музеев и др.);

-участие в творческихмероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.

Внеаудиторная(самостоятельная) работа сопровождается методическим обеспечением иобоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

 

3. Теоретические основы «Рисунка»

Когда мы рисуем с натуры, товнимательно наблюдаем за предметом, подмечая характерные особенности формы,пропорций, освещения и фактуры. Однако чтобы нарисовать предмет правильно,одного поверхностного наблюдения недостаточно. Надо знать его строение, внутреннюю,скрытую от глаз, основу формы. Внешняя форма предмета определяется егоконструктивными особенностями.

В 1 классе необходимо датьучащимся основы учебного рисования: развитие зри­тельных восприятий, целостноговидения натуры, выработка глазомера и двигательных навыков руки, выработканавыков и умения грамотного расположения рисунка на плоскости листа бумаги,осанка, правильная посадка  за мольбертом. Первоначальное понятие оформе предметов (строение, пропорции, характер формы, т.е. ее неповторимый облик).Так же, познакомить учащихся сизобразительными средствами рисунка (линия, штрих, тоновое пятно), научить пользоваться методом сравнения.

С первых заданий необходимообучать  умению выбирать формат взависимости от характера постановки, решать задачу композиционнойцельности листа. Постепенноеповышение требований к выполнению заданий параллельно с усложнением учебныхзадач  и увеличение количества предметов в поста­новках.       

Ведение каждой работы надрисунком работы должен быть разделено  на этапы работы, которые усваиваютсяучащимися в определенной последовательности.

2.Последовательность этаповработы над рисунком должна быть такой, чтобы ясно ощущалась взаимосвязь междуэтапами.

3.Умение анализировать работунад постановкой.

В начале работы учащийся намечает на листке бумаги общий вид натуры. Далее в обобщенной форме намечаютсядетали, происходит разбор деталей формы (анализ). В самом конце работыучащийся  вновь возвращается к целому, подчиняя

детали общей форме. Линейно-конструктивный рисунок дает возможность ученику построить изображение вперспективе, убедительно передать форму предмета.

Линейная и воздушнаяперспектива.

Слово ―перспектива происходитот латинского perspicere, что означает ―видеть насквозь, ―сквозь что-нибудь.Перспектива рассматривается как наука о построении изображений предметов накакой-либо поверхности такими, как их воспринимает глаз человека.

В изобразительном искусствеперспектива рассматривается как изображение предметов, полученное на какой либоповерхности, в соответствии с кажущимися изменениями их

величины, четкости очертанияих формы и светотеневых отношений, которые можно наблюдать в натуре.Перспективное изображение в зависимости от его назначения может быть построенона любой поверхности. В связи с этим перспектива подразделяется на нескольковидов.

Линейная перспектива – это изображение,построенное на плоскости. В зависимости от назначения перспективных изображенийплоскость может быть расположена вертикально,

наклонно и горизонтально.Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейнойперспективы, используется при создании картины.

Рассмотрим некоторые законыперспективы.

1.Два предмета одинаковойвеличины, но расположенные на разных расстояниях от глаза, кажутся разными –ближний к глазу предмет кажется больше по величине, а дальний – меньше. По мереудаления предмета наблюдается кажущееся уменьшение его в размере, и, наоборот,приближаясь, он как бы увеличивается.

2.Рассмотрим другуюзакономерность перспективы. Линии предметов, уходящие от зрителя в глубькартины, направлены в одну точку, которая расположена на линии горизонта. Этаточка в перспективе называется точкой схода. Термин (горизонт) в переводе сгреческого означает -разграничивающий, -кажущаяся граница между небом и землей.В изобразительном искусстве под этим словом подразумевается прямаягоризонтальная линия на изобразительной плоскости, которая служит художникуориентиром при построении изображения. Она указывает зрителю, на каком уровневысоты находился глаз художника, с какой точки зрения он изображал натуру; онаделит

изобразительную и картиннуюплоскость на две части – верхнюю и нижнюю. В теории перспективы горизонтомназывают линию, образующую при пересечении условной (воображаемой)горизонтальной плоскости (которая как бы проходит от глаза наблюдателя) скартинной плоскостью (воображаемая плоскость, находящаяся между наблюдателем инаблюдаемым предметом). Горизонт всегда находится на уровне глаз наблюдателя.

Воздушная перспектива.

По мере удаления от зрителяпредметов в пространстве и погружения их в воздушную среду изменяетсявпечатление о локальных (действительных) и светотеневых характеристиках. Подвлиянием воздушной среды происходят заметные изменения тона. Предмет и егодетали, близко расположенные к зрителю, воспринимаются более резко, дальниепредметы имеют мягкие очертания.

Теория теней и отражений.

Светотень, свет, блик,собственная тень, рефлекс, падающая тень.

Необходимо познакомится сособенностями распределения света на форме предмета. Изменение светосилыотдельных плоскостей предмета зависит от положения их в пространствеотносительно источника света. Поверхность, на которую луч света падает прямо,обычно называют «светом». Луч света, падающий на поверхность под каким-нибудьуглом (скользящий по поверхности), образует полутень (светотень). Поверхность,на которую луч света совсем не падает, является теневой или обладаетсобственной тенью Самая светлая (блестящая) точка на поверхности предметаназывается бликом. Свет, отраженный от других предметов, называется рефлексомТень от предмета, которая падает на поверхность, называют падающей тенью.

Объемно-конструктивноерешение в рисунке простых и сложных объектов. 

Метод линейно-конструктивногопостроения рисунка способствует развитию технических навыков, заставляетпостоянно думать о форме и тон накладывать по направлению поверхностейпредмета. Таким образом, каждая линия, штрих, тон рисуют форму, потому что тении полутени не бессмысленные пятна, а определенные плоскости предмета,выражающие его объем. Подчеркивая направление поверхности формы, учащийся ужене может хаотически наносить тона на поверхность бумаги, он будет показыватьнаправлением штриха характер формы. Переход от света к полутени и от полутени ктени на телах вращения (шар, цилиндр, конус) в изображении надо передавать какможно заметнее.

В первом классе  начинаетсяизучение простых форм — геометрических тел (шара, цилиндра, конуса)  Каждыйпредмет имеет свою структуру. Уметь видеть натуру — это значит уметьанализировать ее строение. Рисовать надо всегда сознательно, а не копироватьмеханически то, что видит глаз.

Во втором классе, напримерпри рисовании куба, необходимо, прежде всего, правильно понять его строение инаметить в рисунке линейно — конструктивную основу, т.е. показать, какрасполагаются в пространстве поверхности тела, как образуется объем. Сложнымипо форме предметами являются те, которые при конструктивном анализе могут бытьразложены на простейшие геометрические формы (например, капитель).

Понятие тональных отношений.

Познакомимся с понятием тона.Это слово происходит от греческого —  tonus, что означает ―напряжение. Тон –физическая характеристика света (количество и качество света на

поверхности предмета взависимости от источника света и окраски самого предмета). Изменение светосилыотдельных плоскостей предмета зависит от положения их в пространстве поотношению к источнику света (солнечный, искусственный) и от окраски самогопредмета. Свет, падая на поверхность тела, меняется в тоне в зависимости отположения плоскостей в пространстве (по отношению к источнику света). Поэтому,когда

мы видим предмет с различнымиполутонами, знаем, что в этом случае каждая поверхность предмета освещена по -разному. При рисовании с натуры учащийся должен постоянно это иметь в виду.

Растяжка тона.

Выдержать рисунок в тоне –это значит передать те светотеневые отношения (от самого светлого черезполутона к самому темному), которые наблюдаются в натуре и выступают

как гармоническое целое.Единства и собранности рисунка можно добиться в том случае, если общаятональность будет передана через промежуточные нюансы, от самого светлого досамого темного в тенях. Используя белый цвет бумаги и силу тона карандаша,ученик может изобразить не только форму и объем предметов, но и фактуру (материальность).Светотеневые отношения (сила светов, теней полутеней) в рисунке должны бытьгармоничными. Каждый полутон, свет, рефлекс и блик дополняют и поддерживаютдруг друга, создавая впечатление единого. Тон выражается пропорциональнымиотношениями. Например, свет в рисунке может быть взят намного темнее, чем вдействительности, т.е. если сравнить свет, выраженный в рисунке, со светом,скажем, на гипсовой модели, то первый окажется намного темнее. Однако приправильных отношениях света и тени (в окружении темных поверхностей) он будетвыделяться своей светлотой. Яркой кажется та поверхность,  которая светлеенаходящейся рядом.

Наблюдения ученых показали,что свет  имеет свои законы распределения в пространстве и на поверхностипредметов. Физики установили следующие законы, которые художники используют всвоей практической работе.

1.По мере удаленияповерхностей от источника света

освещенность их будетослабевать.

2.Контраст света и тени напредметах, расположенных ближе к источнику света, резче, чем на предметах,удаленных от него.

3.Тень, падающая от предмета,будет сильнее тени самого предмета.

Пластическая характеристикаизображаемых предметов.

Не научившись владетьзаконами светотени, художник никогда не научится владеть пластикой рисунка.Художники прошлого уделяли освещению очень большое внимание.

Леонардо да Винчи в запискахне только регистрирует свои наблюдения, но и делает выводы, устанавливаетзаконы: «Тот рефлекс будет выделяться более отчетливо, который виден на болеетемном фоне, а тот будет менее ощутим, который виден на  более светлом фоне».Оптический закон контрастности играет большую роль при передаче формы впространстве, а также воздушной среды. Когда мы видим на рисунке художника фон,

решенный по-разному — в одномместе светлее, в другом темнее,— это не случайные недоделки, а сознательноерешение тональной задачи. Ввести фон в рисунок — значит не эффектно покрытьтушевкой плоскость бумаги вокруг предметов, дать серию броских штрихов уконтура изображенного предмета, а насытить окружение предметов воздушнойсредой.

Рисование по памяти ипредставлению.

В обучении рисованию большоезначение имеют наброски. Они способствуют развитию глаза, наблюдательности,обостряют чувство характера, пропорций, вырабатывают технику и индивидуальныйграфический язык, что уже является первым шагом к творчеству. Делая наброски,нужно приучать себя не замечать излишних деталей, а схватывать самое основное,характерное для данной модели. Учащиеся выполняют наброски по памяти ипредставлению, развивая свои  профессиональные навыки.

Длительные занятия по рисункучередуются с набросками по памяти. При выполнении домашних  заданий  учащиеся воспроизводим по памяти задания выполнение в классе (зарисовка предметов попамяти)

Чем больше учащиеся будутпрактиковаться в таких коротких зарисовках, тем лучше будет развиватьсязрительная память. Второй  способ: в течение 10 мин внимательно наблюдаютпредмет, а затем зарисовывают его по памяти. Вернув предмет,  сверяют рисунок,мысленно отмечая все ошибки и неточности.

Третий способ: наблюдаякакие-либо предметы на улице и т.п., придя домой, постараться их зарисовать.Одной из вспомогательных форм обучения рисунку является ознакомление с работамикрупнейших мастеров , изображение животных и птиц, изображаемых с полнымзнанием их характеров и повадок.

Наброски и зарисовки.

Параллельно с длительнымрисунком учащиеся овладевают набросками, которые развивают творческуюинициативу, закрепляют знания и навыки. Работа над длительным рисунком с живоймодели имеет целью познание законов строения натуры, анализ ее. Наброски изарисовки позволяют ему эмоционально передать жизнь, динамику. Набросок –это быстрая зарисовка натуры; он приучает быстро мыслить, искать наиболеелаконичные средства выражения, развивает гибкость кисти руки. Набросок способствуетцелостному восприятию формы. Основная цель наброска – развитие у рисующихнаблюдательности, умения быстро улавливать пластическую характеристику модели,ее пропорции и движение. Набросок развивает остроту и точность глазомера,приучает быстро ориентироваться в сложившейся обстановке.

Набросок — рисунок небольшого размера.Набросок может быть исполнен с натуры и без натуры, по памяти и представлению.Набросок ставит своей целью дать в определенный промежуток времени, возможно,полное представление о наблюдаемой натуре. Наброски могут быть различнойпродолжительности: получасовыми, часовыми, десятиминутными и меньше, взависимости от условий работы и задач, которые ставит перед учащимсяпреподаватель. При зарисовке птиц и животных с натуры время предельноограничено, при зарисовке неподвижной фигуры со временем менее приходитсясчитаться. . Основная цель их — закрепить уже пройденное.

    

4.Оборудование  кабинета для  практических занятий порисунку.

Оборудование:мольберты, стулья, подиумы для постановок (натюрмортныестолы);

дополнительноеосвещение — софиты (не менее 3 шт.); гипсовый фонд: розетки, орнаменты,геометрические предметы, слепки античной скульптуры (8-10 шт.), головыобрубовочные, части лица и др.; бытовые предметы для постановок, драпировки;

 

5. Принадлежности и материалы для ведения работы.

Материалы:бумага для набросков, бумага для черчения, тонированнаябумага разного формата от А — 4 до А — 2;простые карандаши разной твердости имягкости, ластики;

мягкийматериал: пастель, сангина, соус и др.

Методическоеобеспечение:

·                  таблицы по этапам работы графическими материалами,ориентирующие учащихся на грамотное ведение работы по учебному предмету«Рисунок»;

·                  таблицы со схемами пропорций человеческой фигуры (Г. Баммес),позволяющие наглядно усваивать сложный материал в изображении человека ссоблюдением основных пропорций;

·                  таблицы из пособия А.П. Лосенко по рисованию головычеловека, демонстрирующие основные пропорции человеческой головы, а так жеразличия в изображении головы ребенка и взрослого человека;

·                  репродукции картин, фотографии или мультимедийныеизображения памятников и скульптуры, живописи и архитектуры по теме задания;

·                  работы из методического фонда школы, позволяющиекаждому ученику ориентироваться на уровень выполнения работ учащихся одного сним возраста.

 

6. Последовательность ведение учебной работы по предмету«Рисунок»

В основу методики преподавания учебногопредмета «Рисунок» положены:

хронологическийпринцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного иэстетического воспитания учащихся;

единствовоспитания и образования, развитие способности воспринимать и пониматьпроизведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительностии в искусстве;

системамеж предметных связей (живопись, композиция, история изобразительногоискусства, литература, русский язык, музыка), что позволяет почувствоватьпрактическую направленность занятий, их связь с жизнью;

направленностьсодержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического инравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика накрасоту окружающих предметов, природы и т.д.

 

Методические рекомендации по рисованиюгеометрических тел.

Главнаязадача при обучении рисунку — научиться правильно, видеть объемную формупредмета и уметь ее логически последовательно изображать на плоскости бумаги.Так как форма любого предмета в своей основе понимается или рассматривается какего геометрическая сущность, поэтому мы детально изучаем конструктивноестроение геометрических гипсовых моделей — куба, шара, цилиндра, призмы,конуса. Любая форма состоит из плоских геометрических фигур: прямоугольников,квадратов, ромбов, трапеций и др. задача заключается в том, чтобы правильнопонять, как эти поверхности сочетаются между собой, образуя форму. Дляосновательного изучения учащимся предлагаем рассматривать геометрическиеформы      в виде прозрачных каркасных моделей. Это позволяет лучше проследить,понять и усвоить основы пространственного построения конструкций иперспективного сокращения форм геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра,шара, конуса и призмы.

Рисование куба.

Кубявляется одним из самых простых геометрических тел, который характеризуетсявосемью точками на углах и двенадцатью линиями ребер. Соотношения сторон кубасоставляют пропорцию 1:1:1. Учащиеся изучают  куб  в разных положениях, содной  и двумя точками схода. При положении с двумя точками схода на вытянутойруке положим карандаш перед передним углом — это позволит определить, под какимуглом нижние ребра куба направлены кверху. Начинаем с компоновки — отмечаемвертикальными линиями общую ширину куба,  снизу обозначаем горизонтальнойлинией его нижнюю точку. Нарисуем передний угол, определив на глаз, насколько однагрань шире или уже другой. Карандаш, прикладываемый к переднему углу куба,позволяет нам легко определить угол наклона нижних боковых ребер. ( Рис 1)

Рисуемих в соответствии с натурой. У куба все ребра равны, но так как боковые гранинаходятся к нам под углом, то они будут казаться короче длины переднего угла.(Рис. 2).

Длятого чтобы узнать насколько короче боковые грани, необходимо применить методвизирования. Это делается так: берем в правую руку произвольный измеритель (внашем случае — это карандаш) таким образом, чтобы он был свободным концомвизуально совмещен с одним краем измеряемого предмета, а другой край этогопредмета отмечаем большим пальцем. Полученный результат отложим на рисунке.Теперь параллельными линиями закончим построение куба с учетом перспективы.(Рис.3). Теперь необходимо определить границы собственной и падающих теней. Спомощью светотональных отношений выявляем объемную форму куба. (Рис. 4).

Продолжаемработу светотональными отношениями: свет, тень, полутень и рефлекс. Последняястадия работы — проверка и обобщение рисунка (цельность) (Рис. 5).

 

 

рис.

( Рис 1)

( Рис 2)

( Рис 3)

( Рис. 4)

( Рис 5)

 

Рисование шара.

Шаримеет замкнутую сферическую поверхность, особенность строения которойзаключается в том, что все ее конструктивные точки находятся на равном удаленииот центра. ( Рис 1)

Линейно-конструктивноестроение шара не представляет особой сложности. Отложив от центра радиусы шара,проводят замкнутую кривую — контур шара. ( Рис 2)

Теперьможно приступить к лепке формы шара светотенью, удалив предварительно линиипостроения. ( Рис 3)

Сложностьобъемного построения шара связана с богатством светотеневых колебаний (градацийсветотени), что обусловлено характером сферической поверхности. ( Рис 4)

Освещеннаяповерхность шара постепенно убывает, огибая круг, переходя от света к тени — кувеличивающимся границам собственных теней и на затененный участок шара, гдетон постепенно высветляется рефлексом и мягко переходит из одной тональности вдругую — к падающей тени. Падающая тень темнее собственной, особенно уоснования шара. ( Рис 5)

 

( Рис 1)

 ( Рис 2)

 ( Рис 3)

 

( Рис. 4)

( Рис 5)

 

Рисование цилиндра.

Цилиндр- геометрическое тело, форма которого состоит из трех поверхностей: двуходинаковых по форме плоских кругов и одной, образующей форму, цилиндрическойповерхности. Изображение цилиндра, расположенного на горизонтальной плоскости вобычном вертикальном положении, следует начинать с построения его основания. (Рис 1)

Рассматриваяформу цилиндра, видим, что ширина нижнего эллипса относительно верхнего чутьбольше. Эти различия обусловлены перспективной закономерностью. ( Рис 2)

Приизображении окружностей оснований эллипса на гипсовом цилиндре его нижнееоснование следует прорисовывать насквозь, т.е. видимым, с последующим егоудалением для продолжения работы светотенями. ( Рис 3)

Завершивперспективное построение окружностей оснований цилиндра, приступаем кпрорисовке краев формы образующей поверхности, соединяющей оба круга. Поокончании построения цилиндра необходимо приступить к его проверке. Проверятьследует, отходя на расстояние не менее 2-4 метров, в зависимости от размерарисунка.

 (Рис 4)

Исправивошибки (если таковые имеются), следует перейти к длительному рисунку с помощьюсвета, тени, полутени и рефлекса. ( Рис. 5)

 

Представленная информация была полезной?
ДА
61.16%
НЕТ
38.84%
Проголосовало: 1429

( Рис 1)

 ( Рис 2)

 ( Рис 3)

 

( Рис. 4)

( Рис 5)

 

 

Методические рекомендации  по рисованиюгруппы геометрических тел.

  

Следуяметодическому принципу от простого к сложному, необходимо перейтиот рисования отдельных геометрических тел к рисованию групп геометрических тел,что представляет собой более сложную задачу.

Рисованиегруппы геометрических тел является важным этапом, позволяющим учащимсяприобретать необходимые практические навыки для последующих работ над сложнымиучебными и творческими задачами (например, рисование натюрморта).Приступая кизображению группы предметов, нельзя рисовать их поочередно, один за другим,т.к это приведет к несогласованности отдельных частей с целым. Поэтому следуетначинать рисовать одновременно все предметы. Входящие в композиционную группу.

1 этап. Компоновка, размещение на плоскости листа. ( Рис 1)

2 этап. Перспективное построениеконструкций объемных тел. ( Рис 2)

3 этап. Строя изображение предметов в перспективе, важноуделять особое внимание пропорциональным соотношениям частей предметов междусобой и целым. Прежде чем перейти к светотональной проработке форм, необходимопроверить правильность построения. ( Рис 3)

4этап. Светотеневая проработка форм. Основная ошибкаучащихся на этом этапе в том, что они начинают с проработки отдельных деталей,в результате чего рисунок лишен цельности. (Рис. 4)

5этап. Цельность рисунка. Работу тоном следует вестипоследовательно, покрывая штрихом самые затененные участки собственных теней,связывая их с фоном и поверхностью. Постепенно усиливая контраст силы тонов отсамого светлого через полутона до самого темного по натуре – приближаем рисунокк нужной тональности стола.

 

 

( Рис 1)

 

 ( Рис 2)

 

( Рис 3)

 

( Рис. 4)

( Рис 5)

 

Методические рекомендации  рисованию драпировки.

Драпировка – этоткань, закрепленная на плоскости в одной или нескольких точках. Рисованиедрапировки ведется в той же последовательности, что и предыдущие задания.Вначале намечается композиция, движение, пропорции общих форм, создается тем самымоснова для дальнейшей работы. ( Рис 1)

Конкретизировавстроение формы драпировки, переходят к лепке ее светотенью. Для грамотногорисования складок нужно правильно определить их пластику, а также знать ихформообразование. Все складки можно разделить на 3 основных типа: вертикальные(прямые), диагональные (косые) и радиальные(лучевые). В складках ткани можноувидеть знакомые нам геометрические формы. Цилиндрическая форма характерна дляпрямых или диагональных складок, коническая – для радиальных.       При тональнойразработке складок штрих лучше класть по форме их движения, а в углублениях -вдоль натяжения поверхности ткани. ( Рис 2)

 

 

( Рис 1)

 ( Рис 2)

 

Методические рекомендации по ведению работы над натюрмортом.

    

Овладевнавыками рисования геометрических тел, переходят к рисунку натюрмортов,составленных из предметов быта, овощей, фруктов, драпировок. В учебныхпостановках чаще всего ставятся учебные задачи, направленные на усвоениеэлементарной грамоты рисунка и приемов перспективно-конструктивного построениягруппы предметов и выявления объемных форм светотенью.

Дляуспешного продвижения работы, необходимо соблюдать следующие этапы:

1этап. Анализ формы предметов постановки.

2этап. Композиционное размещение на листе бумаги. На этомэтапе необходимо выявить композиционный центр, т. е.  главный предмет всмысловом отношении. Остальные предметы должны быть подчинены композиционномуцентру.

3этап. Конструкция и перспективное построение на плоскости.При построении предметов постановки необходимо исходить из характера их форм иконструкций, учитывать изменения их форм в перспективе и пропорциональныесоотношения предметов между собой и каждого предмета отдельно.

4этап. Выявление объемной формы светотенью. Передачаобъемности предметов, выявление пространственных планов и степени освещенности.

5этап. Тональная проработка формы.

6этап. Подведение итогов работы. Цельность рисунка.

 

 

Выполнениекаждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцованалогичного задания из методического фонда. Каждое задание предполагает решение определенныхучебно-творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началомвыполнения задания. Поэтому законченность рисунка будет определяться степеньюрешения поставленных задач. Обучение рисунку обязательно должно сопровождатьсявыполнением внеаудиторных (домашних) заданий. Каждое программное заданиепредусматривает выполнение дополнительных заданий в виде набросков и зарисовокв домашних альбомах. Регулярность выполнения самостоятельных заданийконтролируется преподавателем, и влияет на полугодовую оценку учащегося.Ход работы над рисункомсопровождается периодическим анализом допускаемых ошибок с участием, как самихучащихся, так и преподавателя. Без этого невозможно сформировать самостоятельностьрисования. После окончательного завершения задания проводится просмотрвыполненной работы всего класса, чтобы дать возможность последующегоисправления допущенных ошибок.

 

7. Оценка качества освоенияпредмета   

 

-умениедавать объективную оценку своему труду, понимание причин успеха/неуспехасобственной учебной деятельности;

 -формированиюнавыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательномпроцессе;

 -умениепланировать свою домашнюю работу, определение наиболее эффективных способовдостижения результата;

-уважительноеотношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам.

Обучающиеся, освоившиепрограмму по рисунку, должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

— знание понятий:«пропорция», «симметрия», «светотень»;

— знание законов перспективы;

— умение владеть материалами, инструментами;

-умение грамотно компоноватьпредметы, передавать пропорции;

— умение использования приемовлинейной и воздушной перспективы;

— умение моделировать формусложных предметов тоном;

— умение последовательновести длительную постановку;

-умение рисовать по памятипредметы в разных несложных положениях;

-умение приниматьвыразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;

-умение анализироватьпостановку предметов на плоскости, осуществлять в зависимости от идеи выборизобразительных средств;

-умение добиваться цельностив изображении;

-навыки владения линией,штрихом, пятном; 7. Оценка качества освоения предмета   

-навыки в выполнениилинейного и живописного рисунка;

-навыки передачи фактуры иматериала предмета;

-навыки передачи пространствасредствами штриха и светотени

 

8.Словарь терминов

 

1. Рисунок – основа всехвидов изобразительного искусства. В широком смысле слова понятие рисунокобъединяет почти все специальные стороны воспроизведения предметного мира.Рисунок – это также разновидность художественной графики, основанная натехнических средствах и возможностях рисования. Рисунок исполняется твердымкрасящим веществом: (карандаш, уголь, сепия, сангина и др.) или пером, кистью сиспользованием туши или акварели.

2. Конструктивный рисунок –рисунок, задачей которого является передача конструкции предметов, их объема ирасположения в пространстве. Основное выразительное средство конструктивногорисунка – линии разной толщины и темноты. В конструктивном рисунке предметыизображаются «прозрачными», независимо из какого материала они сделаны. Такимобразом, мы видим не только внешнюю поверхность предмета, но и его внутреннююконструкцию.

3. Тональный длительныйрисунок – задачей тонального длительного рисунка является не только грамотноеконструктивное построение предметов, но и передача объема, основного тона иосвещенности предметов, а также, передача материальности и фактуры. Линиипостроения, линии, очерчивающие контур предметов, исчезают в процессе работытоном. Основным выразительным средством тонального длительного рисунка являетсяштрих.

4. Живописный рисунок –такусловно называют рисунок, обычно исполняемый мягкими материалами, где длядостижения выразительности применяются некоторые приемы живописи: размытостьконтуров, особенная передача фактуры, использование двух-трех оттенков цвета.

 5. Набросок – рисунок,быстро исполненный, чаще всего с натуры, иногда по памяти или представлению,карандашом, углем, пером, фломастером, авторучкой и т. д. Рисование набросков –один из основных способов изучения и собирания материалов для творческой работыхудожника.

6. Зарисовка –рисунок снатуры, выполненный, в мастерской или вне ее, в ходе сбора материала для болеезначительной работы или ради упражнения. В отличие от наброска, зарисовка можетбыть очень детальной.

7. Линия – одно из важнейшихвыразительных и изобразительных средств; линия является границей формы иокружающего пространства, определяет силуэт и детали. С помощью линий разнойтолщины и разной степени нажатия на карандаш можно передать объем предметов иглубину пространства не используя тон. Этот прием часто использовал в своихработах В. Серов. Линия является основным выразительным средством графики,играет огромную роль в декоративном искусстве.

8. Штрих – короткая линия,выполняемая одним движением руки. Назначение штриха – различиями в направлении,очертаниях и характере участвовать в передаче формы предметов, объема,светотени, глубины пространства и фактуры. Процесс работы штрихом называютштриховкой.

9. Тон – исходный, простейшийэлемент светотени, как в самой натуре, так и в рисунке: тёмное и светлое.Правдивость отдельного светотеневого тона в рисунке заключается в точнойпередаче его тоновых отношений.

10.Тоновые отношения –художественный термин, определяющий точную взаимосвязь каждого тона с другими,преимущественно соседними тонами.

11.Тоновый контраст – (от фр.Сontraste – резкое различие, противоположность) противопоставление и взаимноеусиление двух сравнимых свойств, качеств, особенностей. Тоновый контраст – этопротивопоставление темного и светлого. 12.Светотень – строго закономерныеградации светлого и темного. Распределение света и тени на предмете: а) блик –самое светлое, часто блестящее место на поверхности предмета, б) свет – окружаетблик но не блестит, в) полутень – плавный переход от света к тени, г) теньсобственная – самое темное место на предмете, куда не попадают лучи отисточника света, д) рефлекс – (от лат. отражение) располагается за собственнойтенью и является отраженным светом от других предметов или драпировок, е)падающая тень – тень от предмета, падающая на плоскость или на другие предметы.

13.Фактура – (от лат. faktura– деление) материальные, осязаемые свойства поверхности предметов. Например:фактура гладкая, шершавая, пушистая и т.д.

14. Структура – внутреннеестроение предметов, передаваемое на рисунке.

15.Драпировка – ткань,подвешенная или положенная на плоскость красивыми складками, может служитьсамостоятельной моделью для учебной постановки или являться фоном длянатюрморта или портрета.

16.Перспектива –(фр.Perspective) смотри вдаль. Наука, изучающая закономерности изображенияпредметного мира в соответствии с его зрительным восприятием. Выделяются:линейная перспектива – согласно которой, параллельные линии, уходящие вдаль,зрительно сходятся на линии горизонта(например: рельсы), предметы, находящиесявдали, кажутся меньше, чем вблизи (например: фонарные столбы)и воздушнаяперспектива, которая показывает нам, как слой воздушного пространства делаетдля наших глаз контуры предметов, находящихся вдали, размытыми, контрасты кактоновые, так и цветовые смягченными.

17. Линия горизонта – линия,где для нас, зрительно, небо сходится с землей. Эта линия совпадает с уровнемнаших глаз. Параллельные линии, уходящие вдаль, сходятся на линии горизонта.

18. Точка схода – точка,лежащая на линии горизонта, в которой зрительно сходятся параллельные линии,уходящие вдаль.

19. Планы – пространственныезоны различной отдаленности, обычно соответствующие наиболее существенным илизаметным частям изображения. Выделяются первый, второй и дальний планы.Требование к рисунку: соблюдение плановости, соответствует грамотной проработкепланов в соответствии с законами линейной и воздушной перспективы и всоответствии с учебными или творческими задачами.

20. Пропорции – (от лат.proportion – соразмерность) – взаимоотношение форм (частей) предмета по ихвеличине, соответствующие определенному облику, характеру целого. Например:соотношение ширины предмета и его высоты.

 

9.Список учебно-методической литературы

Авсиян О.А. Натура ирисование по представлению.-М. Изобразительное искусство, 1985.

Андроникова М.И. Об искусстве портрета.- М.Просвещение, 1975.

Агеева И.Д. Занимательныематериалы по изобразительному искусству: Методическое пособие. Игровые методыобучения. — М. ТЦ Сфера, 2007.

Анатомия для художника:совсемпросто/перев.с анг. В.И.Кашкан. -М. ООО «Попурри», 2002.

Анисимов Н.Н. Основырисования.- М. Просвещение, 1974.

Барщ А. О. Наброски и зарисовки. — М.Просвещение, 1970.

Беда Г.В. Основыизобразительной  грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. — М. Просвещение,1981.

БёрнХогарт. Рисование динамичных рук для художников. Учебное пособие. Тула, ООО «Родничок», 2001.

БёрнХогарт. Рисунок человека в движении. Учебное пособие.- М. Феникс, 2001.

БёрнХогарт. Динамическая анатомия для художников. Учебное пособие.- М. Феникс, 2001.

Баммес Готфрид. Изображениефигуры человека: Пособие для художников, преподавателей и учащихся. Перевод снемецкого В.А.Виталса.- М. «Сварог и К», 1999.

 Бесчастнов Н.П. Черно-белаяграфика: Учебное пособие для студентов вузов.- М.-Л., 2005.

Бесчастнов Н. П. Портретнаяграфика. Учебное пособие.- М.Мир книги, 2009.

Беляева С.Е. Розанов Е.А.Спецрисунок и художественная графика: учебник для студентов сред.проф.учебныхзаведений.-М. «Академия»,2006.

Бондарева А. Гипсовая голова:уроки ИЗО искусства. — М. «Юный художник» №2, 1998.

ВолковН.М. Восприятие предмета и рисунка.- М. Академия педагогических наук, 1950.

Власов В.Г. Новыйэнциклопедический словарь   изобразительного искусства.- СПб. Азбука-классика,2007.

Гончаров А. Д. Мысли о рисунке. — М.Художник, 1973.

Гаврилова Е. И. Русский рисунок XVIII века.-Л., 1983.

Гордон Л. Рисунок. Техникарисования головы человека.- М. ЭКСПО — Пресс,  2000.

Готтфрид Баммес. Изображениечеловека. Основы рисунка с натуры . Для профессиональных художников,студентов художественных училищ и ВУЗов.-М. Дитон, 2012.

ГордонЛ.Рисунок фигуры человека. -М.ЭКСПО — Пресс, 2001.

Гордон Л. Рисунок. Техникарисования фигуры человека.- М. ЭКСПО — Пресс, 2005.

Графика. Подробныйпрактический курс.- М. ОООТД «Мир книги», 2009.

Джек Хамм.Как рисовать голову и фигуру человека. Учебное пособие.-

ДжованниЧиварди. Рисунок. Человеческое тело. Учебное пособие (электронная книга).

ДжованниЧиварди. Рисунок. Художественный образ в анатомическом рисовании. Учебное пособие (электронная книга).

ДжорджБриджмен. Полное руководство по рисунку с натуры. Учебное пособие (электронная книга).

Енё Барчаи. Анатомия дляхудожников.- М.Эксмо,2010.

Иванов А.О.  Рисунок. Подготовительный курс к Высшей архитектурно -дизайнерской  школе.- Новосибирск,2001.

Изобразительное искусство.Краткий словарь художественных терминов.-Обниск,Титул,1998.

КузинВ.С. Основы   обучения изобразительному искусству в школе. — М.«Просвещение», 1977.

 Королева. В.А. Учебныйрисунок: Учебное пособие для художественных вузов. -М. Изобразительноеискусство, 1981.

Кузин B.C.Наброски и зарисовки.- М.  «Академия», 2004.

Квач Н.В. Развитие образногомышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагоговдошкольных учреждений. —  М. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Кузнецов А.Ю. Атлас анатомиичеловека для художников. Школа изобразительных искусств.- М.«Феникс»,2004.

Композиция из геометрическихтел: Пособие для поступающих в КХИ. – Красноярск, 2003.

Коровина Т.Н. Рисуемпортрет.- Харьков,ООО «Фактор-Друк»,2000.

Левина Л. М. О рисунке. — М. Искусство,1966.

Лушников Б. В. Перцов В.В. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учебное пособие.- М. Из-воВЛАДОС,2006.

Лушников Б. В. Рисунок.Портрет:  Учебное пособие  для студентов ВУЗов. — М. Изд.центр ВЛАДОС, 2004.

Ли Н.Г. Рисунок. Основыучебного  академического рисунка: Учебник. — М. Эксмо, 2010.

Материалы и техники рисунка.-М. Изобразительное искусство, 1987.

Михайлов О.В. Заметки орисовании человека: Рисунок головы.- М. Искусство, 1960.

Макарова М.Н. Практическаяперспектива: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.Академический Проект, 2005.

Надеждина В. Основыакадемического рисунка. 100 самых важных правил и секретов.- Минск. Харвест,2010.

Никомеди Г.Б. Рисунок.Акварель и темпера. -М. Эксмо, 2005.

Огиенко Н.А. Пастель.Подробный практический курс.- М. ООО «Мир книги»,2006.

Основы рисунка. Начинающемухудожнику. — М. ООО АСТ,2001.

Петерсон В.Е. Перспектива. — М. Искусство, 1970

Пучков А.,  Трисилев А.Методика работы над натюрмортом.- М Просвещение,1982.

Пушкарев А.В. Акварели ирисунки в Государственном Русском музее. XVIII — начало ХХ века. Альбом. — М. Изобразительное искусство, 1982.

Паранюшкин Р.В. Техникарисунка.- Ростов на Дону. Феникс, 2006.

Паррамон Х.М. Как писатьпастелью.- СПб. Аврора, 1996.

ПатеколФилипп. Как рисовать портрет. — М. ЭКСПО — Пресс,2001.

РадловН.Э. Рисование с натуры.- Ленинград. Художник РСФСР, 1972.

Ростовцев Н.Н. Рисованиеголовы человека: Учебное пособие.- М.Изобразительное искусство, 1989.

Ростовцев Н. Академическийрисунок.- М. Просвещение, 1975.

Ростовцева Н. Учебный рисунок- М. Просвещение,1976.

Рисунок. Композиция: Пособиедля абитуриентов / сост. А.И.Кулаков, Г.Н. Колодий, А.В. Корзун.- Иркутск.ИрГТУ, 2011.

Рабинович М. Ц. Пластическаяанатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке.- М.Высшая Школа, 1978.

РостовцевН.Н. История  методов обучения рисования.- М. Просвещение,1982.

Ростовцев Н.Н. Рисованиеголовы человека.- М. Изобразительное искусство, 1989.

Ростовцев Н.Н. Академическийрисунок. Учебник для студентов худ. граф. факультетов пединститутов. — М.Просвещение, 1995.

Советский станковый рисунок.-М. Советский художник, 1981.

Смирнов Г.Б. Рисунок головы,портретные задания.- Л., Просвещение, 1963.

Соколов Н.А. Наброски попамяти. — М. Искусство, 1987.

СокольниковаН.М. Изобразительное искусство. Основы рисунка. В 4-х ч.- М. «Титул»,1998.  

Соловьёва Б.А. Искусстворисунка.- М. Искусство, 1989.

Степанов А.В.Объёмно-пространственная композиции.- М. Архитектура, 2004.

Терентьев А.В. Изображениеживотных и птиц.- М. Просвещение, 1969.

Тихонов С.В. Демьянов В.Г.,Подрезков В.Б. Рисунок.- М., Искусство, 1983.

Унковский А.А. Рисунок -наброски. — М. Просвещение, 1982.

Уотсон Э.У. Искусствокарандашного рисунка. Перевод с англ. Е.Л.Орлова. — Минск. ООО «Попурри», 2004.

Хитров А.Е. Рисунок.- М.«Лёгкая индустрия», 1964.

Шорохов Е. Основы композиции.-М. Просвещение, 1979.

Шешко И.Б. Построение иперспективы рисунка.- М. Высшая школа,1981.

Эджертон Чармиан. Какнаучиться рисовать цветы. – М. ЭКСМО -Пресс, 2001.

Эрнест Норлинг. Объемныйрисунок и перспектива. Учебное пособие(электронная книга).

Ягодовская А. О натюрморте.- М. Советский художник, 1977.

ЯблонскийВ.А. Преподавание предметов «Рисунок и Основы  композиции».- М. Высшая школа, 1989.

 

Список электронных ресурсов

 

http://www.rusedu.ru/files.php?cat=41&cmd=all&sort=&order=&page=17 архив учебных программ ипрезинтаций

http://ok-vip2010.narod.ru/internet_resursi_dlya_uchaschihsya_i_roditelei/ сайт учителя ИЗО и МХК

http://www.openclass.ru/wiki-pages/50648 страничка учителя ИЗО http://shod.ru/?id=44 страничка школьного сайта«Так идут к звёздам»

http://news.1september.ru/ первое сентября: все новостиобразования

http://festival.1september.ru/articles/100326/ фестиваль педагогическихидей «Открытый урок»

http://www.poznanie21.ru/current/39146.php разработки открытых уроковпо изобразительному искусству

http://lib.rus.ec/b/315766/read

http://www.arxit.ru/animals.html

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.16%
НЕТ
38.84%
Проголосовало: 1429

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.16% НЕТ 38.84% Проголосовало: 1429


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.16% НЕТ 38.84% Проголосовало: 1429


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.16% НЕТ 38.84% Проголосовало: 1429


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.16% НЕТ 38.84% Проголосовало: 1429


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.16% НЕТ 38.84% Проголосовало: 1429


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет