МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральноегосударственное автономное образовательное
учреждениевысшего образования
«КРЫМСКИЙФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Вернадского»
(ФГАОУВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)
Техникумгидромелиорации и механизации сельского хозяйства
(филиал)
ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
впгт Советский
МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ
по работе со слабоуспевающимиобучающимися
по русскому языку в системесреднего профессионального образования
ПгтСоветский, 2021 г
Пояснительная записка
Однойиз главных проблем, которую приходится решать преподавателям среднихпрофессиональных учреждений — это работа со слабоуспевающими обучающимися.
Слабоуспевающимипринято считать обучающихся, которые имеют слабые учебные умения и навыки,низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения.Чтобы данная категория обучающихся не перешла в разряд неуспевающих, необходимасистематизированная работа со слабоуспевающими обучающимися всех службобразовательного учреждения. На фоне неудач, постоянного неуспехапознавательная потребность очень скоро исчезает, порой — безвозвратно, аучебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная«поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении,успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от преподавателя.Необходимы дополнительные упражнения, в которых заключена продуманная системапомощи обучающемуся, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежитпоследовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того,этим обучающимся необходимо большее количество времени на отработку навыков иумений.
Цели:
· принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости икачества знаний обучающихся.
· ликвидация пробелов у обучающихся в обучении по русскому языку;
· создание условий для успешного индивидуального развития ребенка
Рекомендациинаправлены на удовлетворение потребностей:
обучающихся: среднего профессионального образования;
Родителей: всоздании наиболее комфортных условии обучения своего ребенка; в стабилизацииотношении в семье; смягчение конфликтных ситуаций в техникуме.
Техникума: решениесоциально-педагогических и психологических проблем подростков.
Задачи:
· Создание условий для успешного усвоения обучающимися учебныхпрограмм.
· Отбор педагогических технологий для организации учебного процессаи повышение мотивации у слабоуспевающих обучающихся
· Реализация разноуровневого обучения.
· Изучение особенностей слабоуспевающих обучающихся, причин ихотставания в учебе и слабой мотивации.
· Формирование ответственного отношения обучающихся к учебномутруду.
Признакиотставания — начало неуспеваемости обучающихся
1.Обучающийсяне может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решитьзадачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Обучающийсяне может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал.Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов ислушании объяснения учителя.
2. Обучающийсяне задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читаетдополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решениизадач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературудля чтения.
3. Обучающийсяне активен и отвлекается в те моменты на занятии, когда идет поиск, требуетсянапряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены прирешении задач, при восприятии объяснения преподавателя, в ситуации выбора пожеланию задания для самостоятельной работы.
4. Обучающийся не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе,не контролирует себя.
5. Обучающийсяне может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правилооно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает ихпорядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признакипроявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий всоставе более сложной деятельности.
6. Обучающийсяне может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может,излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста,построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются припостановке учащимся соответствующих вопросов.
Оптимальная система мер по оказанию помощи слабоуспевающему обучающемуся:
1.Помощьв планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполненияминимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебнойдеятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).
2.Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
3.Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха,побуждение к активному труду и др.).
4.Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всехдомашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
5.Различные формы взаимопомощи.
6.Дополнительные занятия с учеником учителя.
Направления в работе со слабоуспевающими обучающимися
Методыстимулирования обучающихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости:
-посредствомсодержания
-посредствоморганизации деятельности
-посредствомвоспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания.
Особыйподход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:
а)эмоционально-образный;
б)аналитический (разъяснительный);
в)деловой;
г)необычный.
Использование,показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:
а)важность отдельных частей;
б)трудность, сложность;
в)новизна, познавательность материала;
г)историзм, современные достижения науки;
д)интересные факты, противоречия, парадоксы.
Заданияс интересным содержанием, занимательными вопросами.
Показзначимости знаний, умений:
а)общественной
б)личностной
Межпредметныесвязи.
Целеваяустановка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач
Предъявлениетребований к обучающимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме:развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); единые ииндивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.
Характердеятельности (копирующий, репродуктивный, творческий)
Созданиеситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального.
Анализошибок и оказание необходимой помощи.
Контрольза деятельностью обучающегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль,оценка.
Четкоеиспользование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий ит.д.
Показдостижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам ивозможностям учащихся.
проявлениеличного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
Проявлениеучителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции,отношения к предмету, деловых качеств…) и побуждение учащихся к подобнымпроявлениям
Организациядружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями,взаимопомощь)
Оказание помощи неуспевающему обучающемуся на различных этапахурока и профилактика неуспеваемости
Виды помощи в учении. Профилактика неуспеваемости.
Созданиеатмосферы особой доброжелательности при опросе.
Снижениетемпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
Предложениеобучающимся примерного плана ответа.
Разрешениепользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
Стимулированиеоценкой, подбадриванием, похвалой.
Специальноконтролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у обучающихся наибольшиезатруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемыеобучающимися в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для группыи концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала обучающимися,пропустившими предыдущие занятия. По окончании усвоения темы или раздела,обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков обучающимися,выявлять причины отставания.
Приоткрытии новых знаний
Применениемер поддержания интереса к усвоению темы.
Болеечастое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень пониманияими учебного материала.
Привлечениек высказыванию предложений при проблемном
обучении,к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным обучающимся.
Обязательнопроверять в ходе занятия степень понимания обучающимися основных элементовизлагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны обучающихся призатруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержанияинтереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения,позволяющих всем обучающимся активно усваивать материал.
Приорганизации самостоятельной работы
Выбордля групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а немеханическое увеличение их числа.
Болееподробное объяснение последовательности выполнения задания.
Предупреждениео возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек снаправляющим планом действий.
Ссылкана аналогичное задание, выполненное ранее.
Напоминаниеприема и способа выполнения задания.
Инструктированиео рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
Подбиратьдля самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и труднымразделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных вопределенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержаниесамостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответахи в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы.Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе.Умело оказывать помощь обучающимся в работе, всемерно развивать ихсамостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должномтемпе и осуществлять контроль.
Входе самостоятельной работы на занятии
Разбивказаданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
Указаниена необходимость актуализировать то или иное правило.
Ссылкана правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
Стимулированиесамостоятельных действий слабоуспевающих.
Болеетщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка,исправление.
Обеспечитьв ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание нанаиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшиезатруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверятьстепень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласоватьобъем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку,особенно слабоуспевающих учеников.
ПЛАНРАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
№ |
Виды деятельности |
Сроки |
1 |
Ставить в известность родителей обучающегося о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (более 2-3) |
В течение учебного года |
2 |
Использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока. |
В течение учебного года |
3 |
Организовывать в процессе обучения индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору. |
В течение учебного года |
4 |
На занятиях применять «Карточки помощи», «Памятки для обучающихся». |
В течение учебного года |
5 |
Шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. |
В течение учебного года |
6 |
При опросе слабоуспевающим давать примерный план ответа, разрешать пользоваться планом, давать больше времени готовиться к ответу у доски. |
В течение учебного года |
7 |
Задавать наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал. |
В течение учебного года |
8 |
Периодически проверять усвоение материала по темам занятий, на которых обучающийся отсутствовал по той или иной причине. |
В течение учебного года |
14 |
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивать атмосферу доброжелательности. |
В течение учебного года |
15 |
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих обучающихся концентрировать на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. |
В течение учебного года |
16 |
В ходе самостоятельной работы на занятии слабоуспевающим обучающимся давать задания, направленные на устранение ошибок, отмечать положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
|
В течение учебного года |
