МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетноеобразовательное учреждение высшегообразования
«Воронежский государственный технический университет»
Строительно-политехнический колледж
Методические рекомендации по
выполнению практической работы поАстрономии
Изучение звёздного неба спомощью подвижной карты звёздногонеба.
разработала:
преподаватель физики и астрономии
Резник Н.Н.
2022
Данная методическая разработкаполностью соответствует ФГОС и предназначена для преподавателей астрономиисредних профессиональных учебных заведений. Методическиерекомендации по подготовке к практическим занятиям к учебной дисциплине Астрономияразработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО, утвержденного приказомМинистерства образования и науки РФ от 12.05.2014 г. N 509.
Составитель Резник Наталья Николаевнапреподаватель 1 категории.
1. Введение
Методические рекомендации предназначены для студентов, инаправлены на оказание помощи при выполнении практических работ по учебнойдисциплине :Астрономия.
Цель выполнения практических работ: формирование предметных и метапредметных результатовосвоения обучающимися основной образовательной программы базового курсаастрономии.
Формируемыеумения:
предметные
-использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
-решать задачи на применение изученных астрономических законов;
-владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии:описание; объяснять полученные результаты и делать выводы;
-обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическимивеличинами;
метапредметные
-выполнять познавательные и практические задания;
-классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал;
-на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения,моделирования.
Методические рекомендации учебной дисциплины :
Астрономияспособствуют формированию следующих общих компетенций:
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущейпрофессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационнойсферы.
3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовыеметоды и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективностьи качество.
4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях,в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных иэкстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессепрофессиональной деятельности.
6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимойдля эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального иличностного развития.
7. Использовать информационно-коммуникационные технологии впрофессиональной деятельности.
Практическаяработа № 1
Тема: Изучениезвёздного неба с помощью подвижной карты звёздного неба. Определение координатнебесных объектов.
Цель:познакомиться с подвижной картой звёздного неба, научиться определять условиявидимости созвездий , научиться определять координаты звезд по карте, научитьсярешать задачи по нахождению координат светил.
Ходработы:
Теория.
Вид звёздного небаизменяется из-за суточного вращения Земли. Изменение вида звёздного неба взависимости от времени года происходит вследствие обращения Земли вокругСолнца. Работа посвящена знакомству со звёздным небом, решению задач на условиявидимости созвездий и определении их координат.
Подвижная картазвёздного неба изображена на рисунке.
На карте:
- звёзды показаны чёрными точками, размеры которых характеризуют яркость звёзд;
- туманности обозначены штриховыми линиями;
- северный полюс мира изображён в центре карты;
- линии, исходящие от северного полюса мира, показывают расположение кругов склонения. На звёздной карте для двух ближайших кругов склонения угловое расстояние равно 1 ч;
- небесные параллели нанесены через 30°. С их помощью можно произвести отсчёт склонение светил δ;
- точки пересечения эклиптики с экватором, для которых прямое восхождение 0 и 12 ч., называются точками весеннего g и W равноденствий;
- по краю звёздной карты нанесены месяцы и числа, а на накладном круге – часы;
- зенит расположен вблизи центра выреза (в точке пересечения нити, изображающей небесный меридиан с небесной параллелью, склонение которой равно географической широте места наблюдения).
Дляопределения местоположения небесного светила необходимо месяц, число, указанноена звёздной карте, совместить с часом наблюдения на накладном круге.
Небесный экватор —большой круг небесной сферы, плоскость которого перпендикулярна оси мира исовпадает с плоскостью земного экватора. Небесный экватор делит небеснуюсферу на два полушария: северное полушарие, с вершиной в северном полюсе мира,и южное полушарие, с вершиной в южном полюсе мира. Созвездия, через которыепроходит небесный экватор, называют экваториальными. Различают созвездия южныеи северные.
СозвездияСеверного полушария: Большая и Малая Медведицы, Кассиопея, Цефей, Дракон,Лебедь, Лира, Волопас и др.
К южным относятсяЮжный Крест, Центавр, Муха, Жертвенник, Южный Треугольник.
Полюс мира — точкана небесной сфере, вокруг которой происходит видимое суточное движение звёздиз-за вращения Земли вокруг своей оси. Направление на Северный полюс мирасовпадает с направлением на географический север, а на Южный полюс мира — снаправлением на географический юг. Северный полюс мира находится в созвездииМалой Медведицы с поляриссимой (видимая яркая звезда, находящаяся на осивращения Земли) — Полярной звездой, южный — в созвездии Октант.
Туманность — участокмежзвёздной среды, выделяющийся своим излучением или поглощением излучения наобщем фоне неба. Ранее туманностями называли всякий неподвижный на небепротяжённый объект. В 1920-е годы выяснилось, что среди туманностей многогалактик (например, Туманность Андромеды). После этого термин «туманность» сталпониматься более узко, в указанном выше смысле. Туманности состоят из пыли,газа и плазмы.
Эклиптика — большойкруг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца.Плоскость эклиптики — плоскость обращения Земли вокруг Солнца (земной орбиты).
В зависимости отместа наблюдателя на Земле меняется вид звездного неба и характер суточногодвижения звезд. Cуточные пути светил на небесной сфере — это окружности,плоскости которых параллельны небесному экватору.
Суточные путивсех, без исключения, звёзд перпендикулярны горизонту. Поэтому находясь наэкваторе, наблюдатель сможет увидеть все звёзды, которые в течение сутоквосходят и заходят.
Вообще, для того,чтобы светило восходило и заходило, его склонение по абсолютной величине должнобыть меньше, чем .
Если ,то в Северном полушарии она будет являться незаходящей (для Южного —невосходящей).
Тогда очевидно,что те светила, склонение которых , являютсяневосходящими для Северного полушария (или незаходящими для Южного).
Экваториальнаясистема координат — это система небесных координат, основнойплоскостью в которой является плоскость небесного экватора.
Экваториальныенебесные координаты:
1.Склонение(δ) — угловое расстояние светила М от небесного экватора, измеренное вдолькруга склонения. Обычно выражается в градусах, минутах и секундах дуги.Склонение положительно к северу от небесного экватора и отрицательно к югу отнего. Объект на небесном экваторе имеет склонение 0°. Склонение северногополюса небесной сферы равно +90° Склонение южного полюса равно −90°.
2. Прямоевосхождение светила (α) — угловое расстояние, измеренное вдольнебесного экватора, от точки весеннего равноденствия до точки пересечениянебесного экватора с кругом склонения светила.
Формула высотысветила в верхней кульминации: .
1) Разберём решение задачи. На какойгеографической широте звезда Альтаир кульминирует в зените?
ДаноСклонение звезды Альтаир (Орла) найдите в таблице«Основные сведения о наиболее ярких звёздах». Высота зенита равна
.
: Решение.
Запишитеформулу высоты светила в верхней кульминации:
.
Преобразуйтеформулу и выразите широту:
.
Найти: Рассчитайтешироту: .
? Ответ:
севернойшироты.
2) Разберём решение задачи. Какова высотаСолнца в полдень в день зимнего солнцестояния в Мурманске ()?
Полдень – этоверхняя кульминация Солнца. В день зимнего солнцестояния склонение Солнцаравно .
Дано: Решение.
Запишите формулувысоты светила в верхней кульминации:
.
Рассчитайтевысоту:
Найти: Ответ: (Солнценаходится под горизонтом, в Мурманске – полярная ночь).
Последовательностьвыполнения практической работы:
- В какой стороне неба 5 мая в 23 часа видно созвездие Близнецов? Совместите дату 5 мая на карте звёздного неба и время 23 часа на накладном круге. Для определения стороны неба используйте подписи на накладном круге: С – север, Ю – юг, В — восток, З – запад.
- Когда 10 января происходит верхняя кульминация Спики? Расположите накладной круг так, чтобы меридиан (нить) проходил через звезду Спика (
Девы). Определите время на накладном круге, которое совпадает с датой 10 января на карте звёздного неба.
- Когда 15 февраля происходит нижняя кульминация Веги? Расположите накладной круг так, чтобы меридиан (нить) проходил через звезду Вега (
Лиры) между северным полюсом мира (центр карты звёздного неба) и точкой севера (точка С на накладном круге). Определите время на накладном круге, которое совпадает с датой 15 февраля на карте звёздного неба.
- Когда 25 мая восходит Альтаир? Расположите накладной круг так, чтобы звезда Альтаир (
Орла) находилась на линии горизонта в восточной части неба (внутренний вырез накладного круга вблизи точки В). Определите время на накладном круге, которое совпадает с датой 25 мая на карте звёздного неба.
5. Установитьподвижную карту звёздного неба на день и час наблюдения и назвать созвездия,расположенные в южной части неба от горизонта до полюса мира; на востоке – отгоризонта до полюса мира.
6. Определить,какие из перечисленных созвездий: Малая Медведица, Волопас, Возничий, Орион -для вашей широты будут незаходящими?
- Разберите решение задачи. Каково склонение звёзд, которые в Москве (
) кульминируют на высоте
?
Дано: Решение.
Запишите формулувысоты светила в верхней кульминации:
.
Преобразуйтеформулу и выразите склонение:
Найти: Рассчитайтесклонение: .
=? Ответ:склонение звёзд равно
.
Контрольныевопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Что такое суточныепути светил ? (Cуточныепути светил на небесной сфере — это окружности, плоскости которых параллельнынебесному экватору.)
2. Что такоесозвездия? (Созвездия — участки, на которые разделена небесная сферадля удобства ориентирования на звёздном небе. В древности созвездияминазывались характерные фигуры, образуемые яркими звёздами. )
3. Сколько насегодняшний день созвездий? (Сегодня есть 88 созвездий. Созвездия различныпо занимаемой площади на небесной сфере и количеству звезд в них.)
4. Перечислитьосновные созвездия или те, которые вы знаете. (Существуют большие созвездияи маленькие. К первым относятся Большая Медведица, Геркулес, Пегас, Водолей,Волопас, Андромеда. Ко вторым — Южный Крест, Хамелеон, Летучая Рыба, Малый Пёс,Райская Птица. Конечно, мы назвали лишь малую толику, наиболее известные.)
5. Что такое склонение? (Склонение(δ) — угловое расстояние светила М от небесного экватора, измеренное вдолькруга склонения.)
6. Что такоенебесный экватор? (Большой круг небесной сферы, плоскость которогоперпендикулярна оси мира и совпадает с плоскостью земного экватора.)
Поокончанию практической работы студент должен представить отчет.
Отчёт долженвключать ответы на все указанные пункты порядка выполнения работы,вывод и ответына контрольные вопросы.
Критерии оценивания практической работы
Оценка «5» ставится, если:
— практическая работавыполнена полностью;
— в логическихрассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
— в решении нетматематических ошибок (возможны некоторые неточности, описки, которая неявляется следствием незнания или непонимания учебного материала).
Оценка «4» ставится, если:
— практическая работавыполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умениеобосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
— допущены одна ошибка,или есть два – три недочёта в выкладках.
Оценка «3» ставится, если:
— допущено не более двухошибок или более двух – трех недочетов в выкладках, но обучающийся обладаетобязательными умениями по проверяемой теме.
Оценка «2» ставится, если:
— допущены существенныеошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями поданной теме в полной мере.
Преподаватель можетповысить оценку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решениезадачи, которые свидетельствуют о высоком физико — математическом развитииобучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложныйвопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либодругих заданий.
