Министерствообразования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональноеобразовательное учреждение
НИЖЕГОРОДСКИЙИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙCАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
по учебной дисциплине
ОП.05 Охрана труда
попрофессии 22.02.06 Сварочное производство
2021 г.
ОДОБРЕНО Предметной (цикловой) комиссией __________________________________________________________ Председатель
____________ (Н.П.Рябова)
протокол № ____ от ____________2022г.
|
|
УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по учебной работе
_______________Н.Н.Шиканова
«____»____________ 2022 г. |
|
|
|
Разработчик:
Якушев А.В— преподаватель высшей квалификационной категории
Методические указания по организации и проведениюсамостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине Бережливоепроизводство по профессии 22.02.06 Сварочное производство разработаны наоснове:
— Федеральногогосударственного образовательного стандарта среднего общего образования(утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413).
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
4 |
1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ |
6 |
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНКРЕТНЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ |
7 |
2.1. Написание реферата |
7 |
2.2. Написание эссе |
8 |
2.3. Работа с текстами. |
9 |
2.4. Создание мультимедийной презентации |
10 |
2.5. Составление глоссария |
11 |
2.6. Составление рисунков, схем, таблиц |
12 |
2.7. Составление кроссвордов |
12 |
2.8. Подготовка к практическим занятиям |
13 |
2.9. Подготовка к контрольным работам |
14 |
2.10. Подготовка к экзамену |
14 |
3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ |
15 |
Тема 1. Введение в курс ОТиТБ |
15 |
Тема 2. Влияние вредных и токсичных веществ на жизнь и здоровье человека |
15 |
Тема 3. Пожаробезопасность |
16 |
Тема 4. Правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии Тема 5. Средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов Тема 6. Принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных ЧС и стихийных явлениях
Тема 7. Охрана труда на предприятии |
16
17
18
18 |
Перечень рекомендуемой литературы |
20 |
Приложение 1 Темы рефератов |
21 |
Приложение 2 Образец титульного листа реферата |
22 |
Приложение 3 Пример оформления списка использованный источников
|
23 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Методические указания по организации и проведениюсамостоятельной работы обучающихся составлены в соответствии с содержаниемрабочей программы ОП.05 Охрана труда специальности 22.02.06 Сварочноепроизводство.
Учебная дисциплина Бережливое производство изучается втечение одного семестра.
Общий объем времени, отведенный на выполнениесамостоятельной работы по учебной дисциплине «Охрана труда», составляет всоответствии с учебным планом 24 часа.
Методические указания призваны помочь студентамправильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать своевремя при овладении содержанием учебной дисциплины «Охрана труда», закреплениитеоретических знаний и умений.
Самостоятельная работа должна содействовать получениюследующих результатов обучения:
Общиекомпетенции:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать ихэффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностногоразвития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональнойдеятельности.
Личностныерезультаты:
– сформированностьмировоззрения, соответствующего современному уровню;
– развития рациональноготворческого мышления, основанного на знании общетехнических дисциплин;
– гражданскаяпозиция в качестве активного и ответственного члена российского общества,осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон иправопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающеготрадиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократическиеценности;
– сознательноеотношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной иобщественной деятельности;
– осознанноеотношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решенииличных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметныерезультаты:
– умениесамостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
– самостоятельноосуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать всевозможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации плановдеятельности;
– выбирать успешныестратегии в различных ситуациях;
– владение навыкамипознавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфереобщественных наук, навыками разрешения проблем;
– способность иготовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,применению различных методов познания;
– готовность испособность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой иэкономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,получаемую из различных источников;
– умениеиспользовать средства информационных и коммуникационных технологий в решениикогнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требованийэргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых иэтических норм, норм информационной безопасности;
– умение определятьназначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
– умениесамостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения,с учетом гражданских и нравственных ценностей;
– владение языковымисредствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
Предметныерезультаты:
— планирование и организация собственнойдеятельности, умение организовывать свои рабочие места;
— умение оценить эффективность и качество своейдеятельности;
— решение производственных задач в стандартных инестандартных ситуациях путем выполнения практических заданий;
— умение пользоваться нормативной документацией длянахождения необходимой информации, ее анализ в целях решения профессиональныхзадач, связанных с организацией процесса сварки;
— оформление результатов самостоятельной работы сиспользованием ИКТ.
1.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОРАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ
ОП.13Бережливое производство
Наименование раздела, темы |
Виды внеаудиторной самостоятельной работы |
Количество часов на СР[1] |
Тема 1. Введение в курс ОТиТБ |
||
1. Написание сочинений-эссе на тему: «Ответственность за нарушение требований охраны труда» |
2 |
|
Тема 2. Влияние вредных и токсичных веществ на жизнь и здоровье человека |
||
1. Подготовка сообщения на тему: «ПДК ВВ в рабочей зоне сварщика» 2. Подготовка сообщения на тему: «Вредное влияние излучений электрической дуги» |
2
2 |
|
Тема 3. Пожаробезопасность |
1. Подготовка сообщения на тему: «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда» |
2 |
Тема 4. Тема 4. Правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии. |
||
1. Подготовка презентации на тему: «Виды и причины промышленного травматизма» 2. Подготовка сообщений на тему «ТБ при выполнении дуговой сварки» 3. Написание сочинения-эссе на тему: «Правила личной гигиены» |
2
2
2 |
|
Тема 5. Средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов |
1. Подготовка презентации по теме «Средства защиты при работе на высоте» 2. Подготовка презентации по теме «Средства защиты при работе в замкнутых пространствах» 3. Написание сочинения-эссе на тему: «Причины травматизма на производстве» |
2
2
2 |
Тема 6. Принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных ЧС и стихийных явлениях |
1. Написание сочинения-эссе на тему: «Классификация помещений по степени поражения током»
|
2 |
Тема 7. Охрана труда на предприятии |
1. Составление глоссария на тему «Электробезопасность»
|
2
|
Всего: |
|
27 |
2.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНКРЕТНЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1. Написание реферата
Реферат – этосамостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где авторраскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а такжесобственные взгляды на нее.
Базовые рекомендации. Темуреферата предоставляет преподаватель из списка (Приложение 1). Содержаниематериала должно быть логичным, изложение материала должно носитьпроблемно-поисковый характер.
Содержание работы должно отражать:
– знаниесовременного состояния проблемы;
– обоснованиевыбранной темы;
– использованиеизвестных результатов и фактов;
– полнотуцитируемой литературы;
– актуальностьпоставленной проблемы.
Структура реферата:
1. Титульный лист (Приложение 2).
2. Содержание (на отдельной странице). Указываютсяназвания всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающиеначало этих разделов в тексте реферата.
3. Введение. Аргументируется актуальностьисследования, т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данногоисследования. Далее констатируется, что сделано в данной областипредшественниками, перечисляются положения, которые должны быть обоснованы.Обязательно формулируются цель и задачи реферата.
4. Основная часть. Подчиняется собственному плану, чтоотражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты.
5. Заключение. В краткой и сжатой форме излагаютсяполученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопросисследования.
7. Список используемых источников (Приложение 3).Указывается реально использованная для написания реферата литература, источникиинтернет. Названия источников располагаются по алфавиту с указанием их выходныхданных.
6. Приложение. Может включать графики, таблицы,расчеты.
Инструкция:
Выберете тему из предложенной преподавателем тематики.Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого теоретическогоматериала.
Подберите и изучите основные источники по теме (какправило, не менее 8-10). Необходимую литературу можно взять в библиотеке колледжа,а также желательно использование Интернет ресурсов.
Осмыслите полученную информацию.
Обработайте и систематизируйте подобранную информациюпо теме.
Проанализируйте собранный материал и составьте планреферата, акцентируя внимание на наиболее важных моментах.
Напишите реферат или доклад на компьютере.
Подготовьте публичное выступление по материаламреферата или доклада, желательно подготовить презентацию, иллюстрирующуюосновные положения работы.
Критерии оценки реферата, доклада,сообщения:
– соответствиесодержания теме;
– глубинапроработки материала;
– логичностьи четкость изложения материала правильность и полнота использования источников;
– соответствиеоформления реферата предъявляемым требованиям;
– наличие икачество презентационного материала;
– свободноевладение материалом.
2.2. Написание эссе
Эссе — это сочинениенебольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемуюсубъективно и обычно неполно.
Базовые рекомендации. Тематикаэссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы областиизучения дисциплины. Этот вид работы требует умения четко выражать мысли как вписьменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно излагать своюточку зрения.
Структура эссе:
— Титульный лист;
— Основная часть — изложение теоретических основвыбранной темы. Данная часть предполагает рассуждения автора по теме; развитиеаргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных,позиций по этому вопросу.
Инструкция:
Выберете тему из предложенной преподавателем тематикиэссе. Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемоготеоретического материала.
Продумайте проблематику выбранной темы, порассуждайтемысленно или письменно над проблемой (без использования источников).
Подберите и изучите источники по данной проблеме.Возможно использовать рекомендуемые преподавателем по данной проблеме учебники,техническую литературу, материалы электронных библиотек или другиеИнтернет-ресурсы.
Прочитайте материал, по которому требуется написатьэссе.
Напишите эссе согласно его структуре. Необходимораскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но ивыразить собственные взгляды на нее.
Критерии оценки:
– новизна,оригинальность идеи, подхода;
– художественнаявыразительность, яркость, образность изложения;
– грамотностьизложения;
2.3. Работа с текстами.
Основные виды систематизированной записи текста:
1. Аннотирование – предельно краткое связноеописание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания,источников, характера и назначения.
2. Планирование – краткая логическаяорганизация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала.
3. Цитирование – дословное выписывание изтекста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысльавтора.
4. Конспектирование – краткое ипоследовательное изложение содержания прочитанного.
5. Конспект – сложный способ изложения содержаниякниги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себепредыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги,статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записиопределяет и технологию составления конспекта.
Базовые рекомендации
Просмотрите конспект сразу после занятий. Пометьтематериал конспекта лекций, который вызывает затруднения для понимания.Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемуюлитературу.
Если самостоятельно не удалось разобраться вматериале, сформулируйте вопросы и обратитесь на текущей консультации или наближайшей лекции за помощью к преподавателю.
Каждую неделю рекомендуется отводить время дляповторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки поконтрольным вопросам.
Инструкция по составлению конспекта:
1. Соберите литературу по теме. Изучите тот источник,где она изложена наиболее полно и на современном уровне.
2. По этому источнику составьте подробный план суказанием страниц книги, относящихся к определенному пункту плана.
3. Изучите другие источники. Если в них встречаетсяматериал по уже имеющемуся пункту плана, запишите в плане и новый источник суказанием страниц. Если же в другом источнике материал раскрывает тему с другойстороны, добавьте еще пункт плана.
4. Проанализировав всю литературу, собранную по теме,вы получите окончательный план, по которому можно писать конспект, объединяя попунктам материал из разных источников.
5. Отредактируйте составленный вами конспект,внимательно прочтите его и подумайте: — удовлетворяет ли вас его общий план; -хорошо ли воспринимается смысловая, логическая связь между отдельнымиэлементами содержания; — удачно ли использованы цитаты, правильно лиустановлена связь между оборотами речи и фразами; — верно ли поставлены знакипрепинания в цитатах.
6. Прежде чем переписывать конспект начисто, исправьтевсе недочеты.
2.4. Создание мультимедийной презентации
Мультимедийная презентация, созданнаяв программе Power Point, является наглядным представлением результатовсвоего учебного труда, дополнением реферата, доклада.
Базовые рекомендации:
Общий объем презентации – 13-15 слайдов.
Структурапрезентации
Алгоритмвыстраивания презентации соответствует логической структуре работы и отражаетпоследовательность ее этапов.
Слайд 1:«титульный лист», на котором указано полное наименование колледжа, теманаучно-исследовательской (исследовательской) работы, информация об авторе ируководителе.
Слайд 2:актуальность (один абзац), допускаются рисунки.
Слайд 3: цель,задачи; объект и предмет исследования.
Слайды 5 – 13/18: основные тезисывыступления, отражающие содержание практической части ВКР с использованиемсхем, графиков, диаграмм, формул, математических моделей, таблиц.
Слайды перед выводами: прогнозируемыерезультаты исследования, (графики, гистограммы, диаграммы, схемы);экономическая эффективность проекта. доказательствосоциальной значимости и т.п..
Слайд предпоследний: выводы исследования.
Итоговый слайд.
Оформлениепрезентации.
В презентациинеобходимо выделить ключевые понятия, теории, проблемы, которые раскрываются впрезентации в виде схем, диаграмм, таблиц, дополняющихили помогающих лучшему восприятию текста доклада. Предложения впрезентации должны быть короткими, максимум – 7 слов. Каждаяотдельная информация должна быть в отдельном предложении или наотдельном слайде.
Следуетиспользовать одну цветовую гамму во всей презентации. Шрифт, выбираемый дляпрезентации, должен обеспечивать читаемость на экране информации. Размер шрифтана слайдах должен быть преимущественно 24-28; допустимо использование меньшегоразмера, но не менее 18. Заголовки выделяются и пишутся размером шрифта неменее 36. Рекомендуется цветом или жирным шрифтом выделять ключевые фрагменты.Рекомендуемые шрифты: Arial. Times New Roman, Calibri, Century Gothic
Каждый слайддолжен иметь заголовок. Все заголовки должны быть выполнены в едином стиле.Содержание материала, представленного в одном слайде, должно соответствоватьзаголовку слайда.
Инструкция:
Внимательно прочитайте материал, по которому требуетсясоздать презентацию.
Выполните отбор нужного материала.
Используя программу MS Power Point, оформите тезисы наслайдах (краткая запись главной мысли), согласно структуре презентации.
Продумайте дизайн презентации.
Оформите презентацию в соответствии с требованиями.
Критерии оценки:
– наличиетитульного слайда с заголовком;
– логическаяпоследовательность и доступное изложение текстовой информации;
– применениеграфиков и таблиц;
– дизайнпрезентации.
2.5. Составление глоссария
Глоссарий — словарь узкоспециализированныхтерминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, комментариями ипримерами.
Базовые рекомендации: глоссарийоформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий валфавитном порядке.
Инструкция:
Прочитайте и изучите материалы, рекомендуемыепреподавателем по данной теме, учебники, техническую литературу, материалыэлектронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.
Выберите в изученном материале главные термины,непонятные слова.
Подберите к ним и запишите основные определения илирасшифровку понятий.
Критически осмыслите подобранные определения ипопытайтесь их модифицировать (упростить в плане устранения избыточности иповторений).
Оформите работу.
Критерии оценки:
– соответствиетерминов теме;
– конкретизациятрактовки терминов в соответствии со спецификой изучения дисциплины.
2.6. Составление рисунков, схем, таблиц
Рисунки, схемы, таблицы -графический способ отображения информации. Это более простой вид графическогоспособа отображения информации, целью ее является умение выделить главныеэлементы и установить между ними соотношение. Второстепенные детали опускаются.
Базовые рекомендации: составлениерисунков, схем, таблиц служит не только для запоминания материала. Такая работастановится средством развития способности выделять самое главное, существенноев учебном материале, классифицировать информацию. Выделяют основныесоставляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются впоследовательности — от общего понятия к его частным составляющим.
Инструкция:
Прочитайте и изучите материалы, рекомендуемыепреподавателем по данной теме, учебники, техническую литературу, материалыэлектронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.
Подберите факты для составления схемы. Выделите срединих основные, общие понятия.
Продумайте, какие из входящих в тему понятий являютсяосновными и запишите их в схеме так, чтобы они образовали основу. Определите ключевыеслова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
Сгруппируйте факты в логической последовательности.
Дайте название выделенным группам.
Заполните схему данными.
Критерии оценки:
– соответствиесодержания теме;
– правильнаяструктурированность информации;
– наличиелогической связи изложенной информации;
– творческийподход к выполнению задания.
2.7. Составление кроссвордов
Базовые рекомендации. Общееправило – вопрос должен быть коротким. В одном кроссворде должны встречаться вопросывсех типов сложности, чтобы любой смог его решить (возможно частично). Объемкроссворда не менее 10 слов. В кроссворде должно быть максимальное числопересечений, то есть совмещающихся букв. Все слова должны быть существительнымив именительном падеже. Допускается использование числительных и прилагательныхв отдельных случаях (названия населенных пунктов, фамилии и т.д.)
Желательно применять единственное число, но вконтексте возможны варианты (рог — рога, волос — волоса, человек — люди)
Все слова читаются только слева направо или сверхувниз. Любые сочетания букв, стоящих в соседних клетках (но не по диагонали)должны составить какое-нибудь слово.
Каждое слово, за исключением состоящих из двух-трехбукв (а по возможности и они тоже) должны пересекаться другими словами не менеедвух раз, т.е. проверяться как можно большим числом букв. Это необходимо дляудобства отгадывания впоследствии.
Вопросы могут быть заданы в любой творческой форме -картинки, пропущенные слова в фразе, синонимы, антонимы и т.д.
Инструкция:
Перед составлением вопросов к словам важно правильнопронумеровать их. Делается это так: в сетке слов, выполненной на листочке вклетку, внимательно с самой верхней строки, слева направо ищут буквы, начальныедля какого-нибудь слова, и присваивают им очередные номера.
Выпишите все слова по горизонтали, затем по вертикали.
Критерии оценки кроссвордов:
– объем кроссворда(количество слов);
– числопересечений, то есть совмещающихся букв
– грамотностьсоставления вопросов.
2.8. Подготовка к практическим занятиям
Практические занятия представляют особую формусочетания теории и практики.
Базовые рекомендации:назначение практических занятий — углубление проработка теоретическогоматериала предмета путем регулярной и планомерной самостоятельной работыстудентов на протяжении всего курса. Непосредственное проведение практическогозанятия предполагает, например: решение задач и упражнений по образцу; решение ситуационных задач; проведение анализа; систематизацию материала; работус тестами и мн.др..
Инструкция:
Изучите нормативные документы, обязательную идополнительную литературу по рассматриваемому вопросу.
прочтите конспект лекции по теме,
Внимательно изучите порядок выполнения практическойработы или алгоритм, представленный преподавателем[2].
Следуйте строго алгоритму выполнения практическойработы
Критерии оценки[3]
2.9. Подготовка к контрольным работам
Базовые рекомендации. Контрольнаяработа выполняется по вариантам. Вопросы строятся на основе тестовых заданий. Втестовых заданиях, выбирается правильный(ые) ответ(ы). Проверка контрольнойработы позволяет выявить и исправить допущенные студентами ошибки, указать,какие вопросы дисциплины ими недостаточно усвоены и требуют доработки. Студентдолжен внимательно ознакомиться с письменными замечаниями преподавателя иприступить к их исправлению, для чего еще раз повторить соответствующийматериал.
Инструкция:
Внимательно прочитайте материал по конспекту,составленному на учебном занятии.
Прочитайте тот же материал по учебнику, учебномупособию.
Постарайтесь разобраться с непонятными, в частностиновыми терминами. Часто незнание терминологии мешает студентам восприниматьматериал на занятиях на должном уровне.
Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки,имеющиеся в учебнике.
Кратко перескажите содержание изученного материала«своими словами».
Заучите «рабочие определения» основных понятий,законов.
Освоив теоретический материал, приступайте квыполнению заданий, упражнений; решению задач, расчетов самостоятельной работы,составлению графиков, таблиц и т.д.
Критерии оценки:
– качествоуровня освоения учебного материала;
– умениеиспользовать теоретические знания при выполнении практических заданий;
– обоснованностьи четкость изложения ответа.
2.10. Подготовка к экзамену
Базовые рекомендации. Обучающиесясдают экзамен в конце теоретического обучения. К экзамену допускаются обучающиеся,выполнившие в полном объеме задания, предусмотренные в рабочей программе. Вслучае пропуска каких-либо видов учебных занятий по уважительным илинеуважительным причинам студент самостоятельно выполняет и сдает на проверку вписьменном виде общие или индивидуальные задания, определяемые преподавателем.
Экзамен по теоретическому курсу проходит в письменнойформе на основе перечня вопросов, которые отражают содержание действующейрабочей программы учебной дисциплины.
Инструкция:
Внимательно изучите материал по конспекту,составленному на учебных занятиях; по учебнику, учебному пособию.
Заучите «рабочие определения» основных понятий, законов.
Внимательно прочитайте вопросы к экзамену
Ответьте на вопросы, выделяя ключевые моментыматериала.
Критерии оценки:
– качествоуровня освоения учебного материала;
– обоснованностьи четкость изложения ответа;
– соблюдениерегламента по времени, отведенного на подготовку.
3.ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ
Вопросы и задания составлены в соответствии разделамии темами рабочей программы учебной дисциплиной «Охрана труда».
Тема1. Введениев курс ОТиТБ
1. Написаниесочинений-эссе на тему: «Ответственность за нарушение требованийохраны труда»(2ч).
Выполните задание,используя, материалы учебника Учебник «Охрана труда и промышленнаяэкология». В.Т. Медведев, С.Г.Новиков А.В. Каралюнец, Т.Н. Маслова. – М.; Издательскийцентр «Академия», 2006, стр. 165-167
В эссе отразить:
Видыответственности
Дисциплинарнаяответственность за нарушение законодательства об охране труда
Материальная ответственностьза нарушение требований охраны труда
Гражданско-правоваяответственность за нарушение законодательства об охране труда
Тема2. Влияние вредных и токсичных веществ на жизнь и здоровье человека
1. Подготовкасообщения на тему: «ПДК ВВ в рабочей зоне сварщика» (2ч)
Примерный план работы:
1. Переченьвеществ, вредных и опасных для организма человека (ВВ);
2. Понятиепредельно допустимой концентрации (ПДК);
3. Предельнодопустимые концентрации ВВ;
4. ВВ в зонеработы сварщика;
5. Предельнодопустимые концентрации ВВ в зоне работы сварщика.
2. Подготовкасообщения на тему: «Вредное влияние излучений электрической дуги» (2 ч)
Примерный план работы:
1. Понятие электрической дуги;
2. Излучения, выделяемые электрической дугой;
3. Влияние электрической дуги на организм человека.
Источники:
Минько, В.М. Охрана труда в машиностроении: Учебникдля студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Минько . — М.: ИЦ Академия,2012. — 256 c.
Михайлов, Ю.М. Охрана труда при эксплуатацииэлектроустановок / Ю.М. Михайлов. — Вологда: Инфра-Инженерия, 2015. — 224 c.
Сибикин, Ю.Д. Охрана труда и электробезопасность/ Ю.Д. Сибикин. — М.: Радио и связь, 2012. — 408 c.
Тема3. Пожаробезопасность
1. Подготовкасообщения на тему: «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условийи охраны труда»(2ч)
Примерный план работы:
1.Безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования;
2.Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующейсертификацией работ по охране труда в организации;
3.Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ
4.Инструктажи по охране труда.
Источники:
Минько, В.М. Охрана труда в машиностроении: Учебникдля студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Минько . — М.: ИЦ Академия,2012. — 125 c.
Куликов, О.Н. Охрана труда в металлообрабатывающейпромышленности: Учебное пособие для нач. проф. образования / О.Н. Куликов, Е.И.Ролин. — М.: ИЦ Академия, 2012. — 224 c.
Тема4. Правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии
1. Подготовкапрезентации на тему: «Виды и причины промышленного травматизма» (2ч).
Тематикапрезентаций:
Видыпроизводственного травматизма;
Действиелучистой энергии электрической дуги на организм человека;
Причиныпроизводственного травматизма;
Показателипроизводственного травматизма.
2. Подготовкасообщений на тему «ТБ при выполнении дуговой сварки»(2ч)
Примерный план работы:
Техникабезопасности сварщика перед началом работы;
Правилатехники безопасности во время сварочных работ;
Требованияк помещению для газосварочных работ;
Требованияпожарной безопасности.
Источники:
Беляков,Г.И. Охрана труда и техника безопасности: Учебник для СПО / Г.И. Беляков. -Люберцы: Юрайт, 2016. — 389 c.
3. Написаниесочинения-эссе на тему: «Правила личной гигиены» (2ч).
Выполните задание,используя, материалы учебника Учебник «Охрана труда и промышленнаяэкология». В.Т. Медведев, С.Г.Новиков А.В. Каралюнец, Т.Н. Маслова. – М.;Издательский центр «Академия», 2006, стр. 202-209
В эссе отразить:
Понятие личнойгигиены
Медико-санитарноеобслуживание работников
Обеспечениеработников моющими и обезвреживающими средствами
Периодическиемедицинские осмотры работников
Тема 5. Средства иметоды повышения безопасности технических средств и технологических процессов
1.Подготовкапрезентации по теме «Средства защиты при работе на высоте» (2ч)
Содержаниепрезентации:
1.Что такое работа на высоте
2.Какие СИЗ нужны работникам
3.Системы обеспечения безопасности работ на высоте
4.Системы обеспечения безопасности при перемещении по конструкциям
2.Подготовкапрезентации по теме «Средства защиты при работе в замкнутых пространствах»(2ч)
Содержаниепрезентации:
1.Что считается замкнутым пространством
2.ОПФ и ВПФ при работе в замкнутых пространствах
3.Какие СИЗ нужны работникам для работы в замкнутых пространствах
4.Системы обеспечения безопасности работ в замкнутых пространствах
3. Написаниесочинения-эссе на тему: «Причины травматизма на производстве» (2ч)
Выполните задание,используя, материалы учебника Учебник «Охрана труда и промышленнаяэкология». В.Т. Медведев, С.Г.Новиков А.В. Каралюнец, Т.Н. Маслова. – М.;Издательский центр «Академия», 2006, стр. 202-209
В эссе отразить:
Понятие личнойгигиены
Медико-санитарноеобслуживание работников
Обеспечениеработников моющими и обезвреживающими средствами
Периодическиемедицинские осмотры работников
Тема 6. Принципыпрогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных ЧС истихийных явлениях
1. Написаниесочинения-эссе на тему: «Классификация помещений по степени поражения током»(2ч)
Выполните задание,используя, материалы учебника Учебник «Охрана труда и промышленнаяэкология». В.Т. Медведев, С.Г.Новиков А.В. Каралюнец, Т.Н. Маслова. – М.;Издательский центр «Академия», 2006, стр. 168-176
В эссе отразить:
Основнаязадача классификации производственных помещений по уровню электрическойбезопасности
Какиеусловия влияют на электробезопасность
Классификацияпомещений по опасности поражения электрическим током
Тема 7.Охрана труда на предприятии
1.Составлениеглоссария на тему «Электробезопасность» (2ч.)
Определитьсодержание следующих терминов: электробезопасность, электротравма, электроустановка,ощутимый ток, неотпускающий ток, фибрилляционный ток, напряжение прикосновения,напряжение шага, защитное заземление, защитное отключение, рабочая изоляция, двойнаяизоляция, электрозащитные средства, однополюсное прикосновение, двухфазноеприкосновение, однофазное прикосновение, двухполюсное прикосновение.
Источники:
ГОСТ 12.1.009-76 Система стандартов безопасности труда.
Электробезопасность. Термины и определения.
http://docs.cntd.ru/document/5200278
Переченьрекомендуемой литературы
197-ФЗ. Трудовой кодексРоссийской Федерации. За 30 декабря 2001 года. (с изм., внесеннымиПостановлением Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 N 3-П, ОпределениямиКонституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1369-О-П)
ГОСТ12.1.009-76 Система стандартовбезопасности труда.
Электробезопасность. Термины и определения.
1.Беляков, Г.И. Охрана труда и техника безопасности: Учебник для СПО / Г.И.Беляков. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 404 c.
2.Беляков, Г.И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: Учебник длябакалавров / Г.И. Беляков. — Люберцы: Юрайт, 2015. — 572 c.
3.Гейц, И.В. Охрана труда. Новые требования: Практическое пособие / И.В. Гейц. -М.: ДиС, 2013. — 288 c.
4.Графкина, М.В. Охрана труда в непроизводственной сфере: Учебное пособие / М.В.Графкина. — М.: Форум, 2013. — 320 c.
5.Гридин, А.Д. Охрана труда и безопасность на вредных и опасных производствах /А.Д. Гридин. — М.: Альфа-Пресс, 2011. — 160 c.
6.Девисилов, В.А. Охрана труда: Учебник / В.А. Девисилов. — М.: Форум, НИЦИНФРА-М, 2013. — 512 c.
7.Ефремова, О.С. Охрана труда. Справочник специалиста / О.С. Ефремова. — М.:Альфа-Пресс, 2015. — 608 c.
8.Карнаух, Н.Н. Охрана труда: Учебник / Н.Н. Карнаух. — М.: Юрайт, 2011. — 380 c.
9.Карнаух, Н.Н. Охрана труда: Учебник для СПО / Н.Н. Карнаух. — Люберцы: Юрайт,2016. — 380 c.
10.Минько, В.М. Охрана труда в машиностроении: Учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / В.М. Минько . — М.: ИЦ Академия, 2012. — 256 c.
11.Михайлов, Ю.М. Охрана труда при работах на высоте. / Ю.М. Михайлов. — М.:Альфа-Пресс, 2016. — 176 c.
Приложение1
Темырефератов
1. Несчастные случаи на производстве, их причины
2.Порядок установления связи заболевания с профессией
3.Дисциплина труда и её роль в обеспечении безопасности. Пути и способыстимулирования дисциплины труда на современном этапе
4.Современные формы обучения персонала по охране труда
5.Виды инструктажей по охране труда
6.Средства и способы применяемые на современном этапе при организации ипроведении инструктажей
7.Порядок защиты от шума на производстве
8.Основные требования к пожарной безопасности в ходе эксплуатации зданий исооружений
9.Охрана женщин и несовершеннолетних
10.Понятие защиты трудовых прав работников. Виды, формы и способы защиты трудовыхправ
11.Охрана труда в отдельных отраслях производства
12.Расследование и учёт несчастных случаев на производстве
13.Государственный надзор за соблюдением требований охраны труда
14.Классификация условий труда по травмобезопасности
Приложение2
Образецтитульного листа реферата
Министерствообразования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
НИЖЕГОРОДСКИЙИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
РЕФЕРАТ
По учебной дисциплине ОП.05Охрана труда
Тема«__________________________________»
Выполнил:
Студент __ курса
Гр. ___
фамилия, имя (полностью),
202__ г.
Приложение3
Примероформления списка использованный источников
Списокиспользованных источников
1. 197-ФЗ.Трудовой кодекс Российской Федерации. За 30 декабря 2001 года. (с изм.,внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 N 3-П,Определениями Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1369-О-П)
2. N 195-ФЗ. Кодекс РоссийскойФедерации об административных правонарушениях. За 30 декабря 2001 года. (сизм., внесенными Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ, ПостановлениемКонституционного Суда РФ от 13.07.2010 N 15-П)
3. ГОСТ 12.0.001-82 (1999)ССБТ. Основные положения
4. ГОСТ12.0.002-80 (1999) ССБТ. Термины и определения
5. ГОСТ 12.0.003-74 (1999)ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы классификации
6. ГОСТ 12.1.003-83 (1999)ССБТ. Шум. Общие требования безопасности
7. ГОСТ12.1.004-91 (1999) ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования
8. ГОСТ12.1.007-76 (1999) ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требованиябезопасности
9. ГОСТ 12.1.009-76 (1999)ССБТ. Электробезопасность. Термины и определения
10. ГОСТ 12.3.003-86(2000) ССБТ. Работы электросварочные. Требования безопасности
11. ГОСТ 12.3.036-84(2001) ССБТ. Газопламенная обработка металлов. Требования безопасности
12. ГОСТ 12.4.011-89(СТ СЭВ 1086-88) ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования иклассификация
13. ГОСТ 12.4.021-75(1999) ССБТ. Системы вентиляционные. Общие требования
14. ГОСТ Р12.0.007-2009. Система управления охраной труда в организации. Общие требованияпо разработке, применению, оценке и совершенствованию.
15. ГОСТ Р ИСО8756-2005 «Качество воздуха. Обработка данных по температуре, давлению ивлажности».
16. ПостановлениеПравительства РФ от 11 марта 1999 г. N 279 с изменениями от 28 января, 24мая 2000 г. Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастныхслучаев на производстве.
17. ТИ РО-006-2003Типовая инструкция по охране труда газосварщиков (газорезчиков).
18. Учебник «Охранатруда и промышленная экология». В.Т. Медведев, С.Г.Новиков А.В .Каралюнец, Т.Н.Маслова. –М.; Издательский центр «Академия», 2006.
19. Учебное пособие«Охрана труда при производстве сварочных работ» О.Н. Куликов Е.И.Ролин М.;Издательский центр «Академия 2006.
Интернет-ресурсы:
http://ohranatruda.ru/
http://www.trudohrana.ru/
Дополнительная литература
1. Девисилов В.А. Охрана труда. — М.; Форум,2009
2. Куликов О.Н. Охрана труда припроизводстве сварочных работ: Учебник для начального профессионального образования/ О.Н. Куликов, Е.И. Ролин. — М.: ИЦ Академия, 2012
3. Сибикин Ю.Д. Охрана труда иэлектробезопасность / Ю.Д. Сибикин. — М.: Радио и связь, 2012