МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
НИЖЕГОРОДСКОЙОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
«СОРМОВСКИЙМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
ИМЕНИ ГЕРОЯСОВЕТСКОГО СОЮЗА П.А.СЕМЕНОВА»
МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПО УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЕ
ОП.09 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА
поспециальности
22.02.06 Сварочноепроизводство.
формаобучения – очная
г. Нижний Новгород
2021 г.
СогласованЫ на заседании ПЦК «Сфера ЖКХ» Протокол № 1 от «31 » августа 2021 г. Председатель ПЦК Догадова Л.С.
|
|
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом ирабочей программой учебной дисциплины ОП.09 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА
Разработала Догадова Л.С., преподаватель высшей категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Самостоятельнаяработа является одним из видов учебных занятий обучающихся. Учебным планом навыполнение самостоятельной работы предусмотрено 38 часов.
Основныецели самостоятельной работы:
— систематизация и закрепление знаний ипрактических умений обучающихся;
— углубление и расширение теоретическихзнаний, формирование умений использовать справочную документацию идополнительную литературу;
— развитие познавательных способностей иактивности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности,ответственности и организованности;
— формирование самостоятельного мышления;
— развитие исследовательских умений.
В методических рекомендациях приведены требования к формируемымумениям и полученным знаниям.
Приступая к выполнению заданий для самостоятельной внеаудиторнойработы, следует внимательно изучить материал, выполнить задание и ответить навопросы самоконтроля.
Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работыобучающихся являются:
— уровень освоения обучающимися учебного материала;
— умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
— умения обучающегося активно использовать электронные образовательные ресурсы, находитьтребующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
— обоснованность и четкость изложения ответа;
— оформление материала в соответствии с требованиями;
— умение ориентироваться в потоке информации, выделятьглавное.
Содержание самостоятельной работы обучающихся
1.Видами заданий для самостоятельной работы могут быть:
1.1. Для самостоятельного овладения учебным материалом:
· конспектирование текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы);
· составление плана и тезисов;
· выписка из текста, работа с понятиями,определениями, формулами;
· аналитическая обработка текста (аннотирование,рецензирование и др.);
· составление таблиц, схем;
· работа со справочной литературой, нормативнымидокументами;
· учебно-исследовательская работа;
· подготовка сообщений, рефератов, докладов;
· составление библиографии;
· составление тематических кроссвордов, ребусов,криптограмм и т.д.;
1.2. Для развития общих компетенций выполнение заданий на:
· поиск информации в словарях, пособиях, справочниках;
· поиск информации в сети (использованиеWeb-браузеров, баз данных, пользование информационно-поисковыми иинформационно-справочными системами, автоматизированными библиотечнымисистемами);
· использование аудио- и видеозаписей, компьютернойтехники и Интернета и др.;
1.3. Для формирования умений и профессиональных компетенций:
· решение задач по образцу;
· решение производственных ситуаций ипрофессиональных задач;
· объединение информации из разнообразных источников;
1.4. Для развития способности:
· выполнение творческих заданий;
· выполнение расчетно – графических работ.
Требованияк основным видам самостоятельной работы
1. Работа с учебной литературой по теме
1.Прочитайте весь текст, составьте целостное представление об изложенных в немсобытиях, явлениях. Внимательно рассмотрите карты, схемы, чертежи, таблицы идругие иллюстрации.
2.Обратите внимание на выделенные в тексте новые понятия. Формулировки законов,обобщения, выводы, основные факты, хронологию.
3.Составьте развернутый план, это поможет в осмыслении научной информации.
4.Вспомните, что изучалось ранее по данной тематике. Иногда необходимовосстановить в памяти базовые положения, принципы, законы, понятия.
5.Постарайтесь связать учебную информацию с современностью, определить значениеновых знаний для будущей профессиональной деятельности.
6.В случае необходимости обратитесь к тематическим словарям, предметным игеографическим указателям, энциклопедиям. Выпишите новые понятия, терминыиностранного происхождения, произнесите их вслух.
7.Проверьте, как усвоен новый материал, перескажите его, пользуясь планом, затембез него.
8.Подготовьте ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце параграфа,главы.
9.Выполните задания, предложенные преподавателем.
2. Написание конспекта по теме
Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющаяплан, выписки, тезисы.
Каксоставить конспект
— прочитайте текст учебника;
— определите в тексте главное содержание,основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т.д.;
— выделите взаимосвязи;
— основное содержание каждого смысловогокомпонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименованиятемы в тетради;
— прочтите еще раз текст и проверьте полнотувыписанных идей;
— сформулируйте не менее трех вопросовразного уровня сложности, запишите вопросы в тетрадь;
— каждому вопросу определите значок степенисложности и найдите возможный ответ.
— внимательно прочитайте материал;
— определите основные смысловые частиучебной информации по плану общей схемы;
— определите центральную часть, т.е. егоассоциативный узел в виде систематического класса и егоособенностей;
— Определите цель составления конспекта.
— Читая изучаемый материал в первый раз,подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
— Если составляется план-конспект,сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить вплан-конспект для раскрытия каждого из них.
— Наиболее существенные положения изучаемогоматериала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами илиприводите в виде цитат.
— В конспект включаются не только основныеположения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (безподробного описания).
— Составляя конспект, можно отдельные словаи целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместоцитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применятьусловные обозначения.
— Чтобы форма конспекта как можно болеенаглядно отражала его содержание, располагайте абзацы ступенькамиподобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способыподчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
— Используйте реферативный способ изложения(например: Автор считает…, раскрывает…).
— Собственные комментарии, вопросы, раздумьярасполагайте на полях.
Критерииоценки конспекта:
— содержательность конспекта, соответствие плану;
— отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;
— ясность, лаконичность изложения мыслей обучающихся;
— наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;
— соответствие оформления требованиям;
— грамотность изложения.
3. Решение задач
Этовид самостоятельной работы обучающихся по систематизации информации. Такой видсамостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений,усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решенияпроблем. Такие знания более прочные, они позволяют обучающимся видеть, ставитьи разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могутвозникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.
Обучающийсядолжен опираться на уже имеющуюся базу знаний. Решения задач относятся кчастично поисковому методу. Обучающемуся необходимо изучить условия задачи,выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмыдействия) или варианты разрешения, оформить и сдать на контроль в установленныйсрок.
4. Подготовка сообщения по теме
Сообщение,как вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированиюнавыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учиткритически мыслить.
Принаписании сообщения по заданной теме обучающийся составляет план, подбираетосновные источники.
Выбортемы сообщения. Тематика сообщения обычно определяется преподавателем, но вопределении темы инициативу может проявить и обучающийся. Прежде чем выбратьтему сообщения, автору необходимо выявить свой интерес, определить, над какойпроблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.
Этапыработы над сообщением
1.Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своемузначению, но и оригинальной, интересной по содержанию.
2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правильно, при разработкедоклада используется не менее 8-10 различных источников).
3.Составление списка использованных источников.
4.Обработка и систематизация информации.
5.Разработка плана сообщения.
6.Написание сообщения.
7.Публичное выступление с результатами исследования.
Структурасообщения:
-титульный лист
-оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов сообщения,указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);
-введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы,определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи сообщения,дается характеристика используемой литературы);
-основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему илиодну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основнойчасти могут быть представлены таблицы, графики, схемы);
-заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме доклада,предлагаются рекомендации);
-список использованных источников.
Требованияк оформлению сообщения. Объем сообщения может колебаться в пределах 3-5печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем. Сообщениедолжно быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
Критерииоценки сообщения
-актуальность темы исследования;
-соответствие содержания теме;
-глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников;
-соответствие оформления сообщения стандартам.
Поусмотрению преподавателя сообщения могут быть представлены на семинарах,научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы попройденным темам.
5.Подготовка презентации
Тематикапрезентации обычно определяется преподавателем, но в определении темыинициативу может проявить и обучающийся. Выполнение презентаций позволяетлогически выстроить материал, систематизировать его, представить кзащите, приобрести опыт выступления перед аудиторией,формирует коммуникативные компетенции обучающихся.
Общиетребования к презентации
1.Презентация не должна быть меньше 10 слайдов. Объем материала, представленногов одном слайде должен отражать в основном заголовок слайда.
2.Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны бытьпредставлены: полное наименование образовательного учреждения, тема работы,фамилия, имя, отчество обучающегося, фамилия, имя, отчестворуководителя .
3.Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы(моменты) презентации.
.4.Алгоритм выстраивания презентации соответствует логической структуре работы иотражает последовательность ее этапов.
5. Последний слайд – Спасибо за внимание!
6. Подготовка отчета по лабораторно –практическим работам
Отчетдолжен содержать:
· цель работы;
· задание с исходными данными;
· описание по пунктам выполненной работы сприведением необходимых схем, рисунков, таблиц, графиков, а также расчетныхформул с численными значениями;
· выводы по каждому пункту экспериментальнойчасти задания.
Текстотчета, рисунки, таблицы выполняются чернилами, фломастером или пастой одногоцвета и оформляются в соответствии с требованиями к отчетам понаучно-исследовательским работам (ГОСТ 7.32-2001). Рисунки должны обязательноиметь номер и подрисуночные подписи, таблицы – номер и наименование.
Принципиальныесхемы и схемы замещения представляются в виде рисунков и должны соответствоватьГОСТ 2.702-75, а обозначения в схемах – ГОСТ 2.721-74.
Графикипредставляются в виде рисунков и должны иметь поясняющие обозначения илинадписи, указывающие на принадлежность экспериментальным или расчетнымхарактеристикам.
Зачетпо каждой лабораторной работе производится преподавателем при наличии правильнооформленного отчета в результате индивидуального собеседования с обучающимисяпо выявлению у них знаний и практических навыков по исследуемому объекту.
7. Рекомендации поподготовке реферата
Реферат – это один изсамых сложных видов самостоятельной работы с книгой. Подготовка реферата ивыступление с его изложением углубляет знания, расширяет кругозор, приучаетлогически, творчески мыслить, развивать культуру речи.
Реферат – одна из форминтерпретации исходного текста или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличиеот конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случаеподразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскуюпозицию при сопоставлении различных точек зрения.
Реферат — письменнаяработа объемом 10-15 печатных страниц, выполняемая обучающимся , в течениедлительного срока (от одной недели до месяца).
Реферат, как и доклад,состоит из нескольких частей:
1. Титульныйлист (см. приложение А).
2. Содержание(в нем последовательно указываются пункты доклада, страницы, с которыхначинается каждый пункт).
3. Введение(формулируется суть рассматриваемой проблемы, обосновывается актуальность изначимость темы в современном мире).
4. Основнаячасть (основная часть состоит из нескольких разделов, каждый из которыхпоследовательно раскрывает тему реферата, утверждения подтверждаютсядоказательствами).
5. Заключение(подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме реферата).
6. Списоклитературы.
Требованияк оформлению реферата
Объемы рефератовколеблются от 10…15 печатных страниц. Работа выполняется на одной стороне листаформата А4. По всем сторонам листа оставляются поля размером 20 мм,рекомендуется шрифт Times New Roman 14, интервал – 1,5. Таблицы оформляютсяшрифт Times New Roman 12, интервал – 1. Все листы реферата должны быть пронумерованы.Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии снаименованием в плане-оглавлении.
Критерии оценки реферата
· знание фактического материала, усвоениеобщих представлений, понятий, идей;
· правильность формулирования цели, определениязадач исследования, соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели,убедительность выводов;
· всесторонность раскрытия темы, логичностьи последовательность изложения материала, корректность аргументации и системыдоказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;
· использование литературныхисточников; − культура письменного изложения материала;
· культура оформления материалов работы.
8.Рекомендации по составлению таблиц
Таблицыявляются удобной формой для отображения информации. Но они выполняют лишь тогдасвою цель, когда между строчками и столбцами имеется смысловая связь; с другойстороны, таблицы сложнее обычного текста. Так что применять их имеет смысл лишьтам, где они действительно улучшают восприятие материала.
Алгоритмвыполнения схемы, таблицы:
1. Подберитенеобходимый материал, раскрывающий содержание схемы (таблицы).
2. Систематизируйтематериал по темам схем (таблиц).
3. Выберитеосновные схемы (таблицы), которые должны раскрыть суть темы.
4. Выполнитесхемы (таблицы) стараясь максимально раскрыть суть темы.
5. Внимательнопросмотрите схемы (таблицы), исправьте ошибки, и по необходимости дополнитесхему (таблицу).
Критерииоценки:
«отлично»— вы полностью и правильно выполнили задание, работа оформлена в соответствии стребованиями, чисто, аккуратно и без исправлений, объём работы приближен илиравен максимуму от предъявленных требований;
«хорошо»— вы выполнили большую часть задания, есть недочеты объём работы составляетсреднее арифметическое между минимумом и максимумом от предъявленныхтребований;
«удовлетворительно»— половина задания вызвала у вас затруднения, много неточностей, объём работысоставляет минимум от предъявленных требований;
«неудовлетворительно»— задание не выполнено, или выполнено менее, чем на половину.
СПИСОКРЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основныеисточники:
1. Лоторейчук, Е.А. Расчет электрических имагнитных цепей и полей. Решение задач: учебное пособие / Е.А. Лоторейчук. -М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2019. – 272 с.
2. Славинский, А.К. Электротехника с основамиэлектроники: учебное пособие / А.К. Славинский, И.С. Туревский. – М.: ИД«ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. – 448 с.
Дополнительныеисточники:
1. Бондарь И.М. Электротехника и электроника[Текст]: Учебное пособие / И.М. Бондарь.- 2-е изд. – Ростов н/Д: Издательскийцентр «МарТ»; Феникс, 2010. – 340 с. (Среднее профессиональное образование).
2. Березкина, Т.Ф. Задачник по общейэлектротехнике с основами электроники / Т.Ф. Березкина, Н.Г. Гусев, В.В.Масленникова. – М.: Высшая школа, 2002. – 380 с.
3. Данилов, И.А. Общая электротехника:учебное пособие / И.А. Данилов. – М.: Высшее образование, 2009. – 673 с.
4. Кацман, М.М. Сборник задач поэлектрическим машинам: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.образования / М.М. Кацман. -6-е изд. стер. – М.: Издательский центр Академия,2018. – 160 с.
5. Кацман, М.М. Электрические машины: учебникдля студ. учреждений сред.проф. образования / М.М. Кацман. -12-е изд. стер. –М.: Издательский центр Академия, 2019. – 496 с.
6. Кацман, М.М. Электрические машины: учебникдля студ. учреждений сред. проф. образования / М.М. Кацман. -14-е изд. стер. –М.: Издательский центр Академия, 2020. – 496 с.
7. Москатов, Е.А. Основы электронной техники:учебное пособие / Е.А. Москатов. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 378 с.
8. Синдеев, Ю.Г. Электротехника с основамиэлектроники: учебное пособие / Ю.Г. Синдеев. – 13-е изд., доп. и перераб. –Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 407 с.
9. Хрусталева, З.А. Электрические измерения.Задачи и упражнения: учебное пособие / З.А. Хрусталева. – М.: Издательскийцентр Академия, 2009. – 176 с.
Электронныересурсы:
1Учебно-методическийкомпьютерный комплекс «Электротехника и электроника». Сетевая версия.[Электронный ресурс]: теория, задания, задачи, лабораторные работы, тесты,справочные материалы. – Корпорация «Диполь» ЗАО, 2011. – Электрон. опт. диск(CD — ROM).
2Электронные плакаты по курсу «Электроника»: плакаты – ООО НПП «Учтех-Профи»,2013. – Электрон. опт. диск (CD — ROM).
Интернетресурсы:
1Электронные плакаты «Электротехнические материалы» [Электронный ресурс]. Режимдоступа: www.labstend.ru.
2Электронные плакаты «Электроника» [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.labstend.ru.
Тематический план
Тема |
Вид работы |
Метод (форма) контроля |
Количество часов |
Тема 1. Электрическое поле |
1. Заполнение таблицы «История развития электротехники, как науки». |
Проверка задания |
2 |
|
2. Решение задач |
Проверка задания |
6 |
Тема 2. Постоянный электрический ток. |
3. Решение задач |
Проверка задания |
4 |
Тема 3. Магнитное поле. |
4. Подготовить презентацию по теме Магнитные свойства материалов |
Проверка задания |
2 |
Тема 4. Электрические цепи переменного тока. |
5. Подготовить сообщение о мощности в однофазной цепи.
|
Проверка сообщения |
2 |
|
6. Решение задач |
Проверка задания |
6 |
Тема 5. Электроизмерительные приборы |
7. Написание рефератов по теме
|
Проверка задания |
6 |
Тема 6. Трансформаторы |
8. Решение задач |
Проверка задания |
4 |
Тема 7. Электрические машины |
9. Решение задач |
Проверка задания |
2 |
Тема 8. Электронные устройства и приборы. |
10. Подготовить презентацию по теме Электронные приборы и устройства |
Проверка задания |
2 |
11. Подготовить презентацию по теме Фотоэлементы |
Проверка задания |
2 |
|
ИТОГО
|
|
|
38 |
Тема 1. Электрическое поле.
Задание 1.
Цель:формирование представлений об истории развития электротехники.
Задание:Заполнить таблицу «История развития электротехники, как науки».
Дата (век, год) ФИО учёного |
Открытие, изобретение |
|
|
|
|
Задание 2.
Цель:закрепить полученные знания на уроках теоретического и практического обучения,приобрести навыки при решении задач.
Алгоритм решения задач:
1. Внимательно прочитайтеусловие задания и уясните основной вопрос, представьте процессы и явления,описанные в условии.
2. Повторно прочтитеусловие для того, чтобы чётко представить основной вопрос, проблему, цельрешения, заданные величины, опираясь на которые можно вести поиски решения.
3. Произведите краткуюзапись условия задания.
4. Если необходимосоставьте таблицу, схему, рисунок или чертёж.
5. Определите методрешения задания, составьте план решения.
6. Запишите основныепонятия, формулы, описывающие процессы, предложенные заданной системой.
7. Найдите решение вобщем виде, выразив искомые величины через заданные.
8. Проверьте правильностьрешения задания.
9. Запишите ответ.Результаты вычислений (кроме коэффициентов) должны сопровождаться единицамиизмерений.
Задание:Решите самостоятельно.
1. В электрическом поле,вектор напряженности которого направлен горизонтально и равен по модулю 1000В/м, нить с подвешенным на ней маленьким заряженным шариком отклонилась на угол45º от вертикали. Масса шарика 1,4 г. Каков заряд шарика?
2. Два одинаковыхзаряженных маленьких бруска помещают на стол на расстоянии 10см друг от друга иотпускают. Какое расстояние пройдет каждый брусок к моменту, когда его скоростьбудет максимальной? Масса каждого бруска 800 г, заряд 4 мкКл, коэффициенттрения брусков о стол 0,2.
3. Под действиемсветового облучения с поверхности изолированного металлического шара радиусом Rвылетают электроны с начальными скоростями Vо, в результате чего шарзаряжается. До какого максимального заряда можно зарядить шар таким образом?
Тема 2. Постоянный электрический ток.
Цель:закрепить полученные знания на уроках теоретического и практического обучения,приобрести навыки при решении задач.
Задание:Решить задачи, решение записать в тетрадь.
1. Чему равно общеесопротивление электрической цепи, из четырёх резисторов , соединенных попарнопараллельно, если R1 = R2 = 15 Ом, R3 = R4 = 25 Oм.
2. Какое напряжениенужно создать на концах проводника сопротивлением 20 Ом, чтобы в нем возникласила тока 0,5 А?
3. Какова площадьпоперечного сечения константановой проволоки сопротивлением 3 Ом, если ее длина1,5 м?
4. Формула, выражающаязакон Ома для замкнутой цепи ,записывается как:
а)I=U/R; б) R r I —=eв) ()2 R r I + =eг) R r I +=e
5. К аккумулятору с ЭДС e=12В и внутренним сопротивлением r =0,5 Ом, подключили лампочку сопротивлениемR=100 Ом. Определить силу тока в цепи.
6. Определить ЭДСисточника тока с внутренним сопротивлением r = 0,3 Ом, если при подключении кклеммам источника тока параллельно соединенных резисторов R1=10 Ом и R2=6 Омсила тока в цепи: I=3 A.
7. Определить внутреннеесопротивление r источника тока, если напряжение на клеммах источника приподключении к нему сопротивления R1=3 Ом равно U1=15 В. И U2=17 В, приувеличении сопротивления R1 в два раза.
8. При поочередномзамыкании источника тока на резисторы R1 и R2 ( R1 ¹R2 ) соответственно во внешней цепи выделяется одинаковая мощность. Определитьвнутреннее сопротивление r источника тока.
Тема3. Магнитное поле.
Цель:формирование представлений о магнитном поле, характеристиках, величинах ипараметрах, его описывающих.
Задание1. Проработка лекционного материала
Задание2. Подготовить презентацию по любым 2 темам:
Магнитные свойстваматериалов
«Магнитное полеэлектрического тока»
«Понятие о природемагнетизма»
«Магнитная индукция»
« Напряженностьмагнитного поля»
«Магнитный поток»
« Магнитнаяпроницаемость»
«Электромагниты и ихприменение»
« Электромагнитнаяиндукция»
« Явление самоиндукции»
« Индуктивность»
«Явление взаимоиндукции»
« Вихревые токи»
Тема 4. Электрические цепи переменного тока.
Цель:формирование представлений о характеристиках цепей переменного тока; закреплениеполученных знаний на уроках теоретического и практического обучения, приобретение навыков решения задач.
Задание1. Проработка лекционного материала.
Задание2.Подготовка сообщения о мощности в однофазной цепи.
Задание3.Подготовка к дискуссии по вопросам:
· Что понимают под мощностью электрическойцепи?
· Какими приборами измеряют мощность?
· Понятие мощности в цепях синусоидальноготока.
· Поясните значение коэффициента мощности.
· Каков физический смысл понятий активной,реактивной и полной мощности?
Задание 4.Решить задачи.
Решить электронный тестпо теме «Переменный электрический ток»
1.Зайтинасайтelektro-tex.ru›articles/index3.htm.
2. Выбрать «Тесты», затемтему переменный электрический ток.
3. Прорешать тест,записать ответы в тетради .
Тема5. Электроизмерительные приборы.
Цель:формирование представлений об электрических измерениях, электротехническихустройствах, основных характеристиках электроизмерительных приборов, классификацииэлектроизмерительных приборов.
Задание:Подготовка рефератов по теме:
1. Приборымагнитоэлектрической системы, применение, принцип работы.
2. Приборы электромагнитной системы, применение, принципработы.
3. Приборы электродинамической системы применение, принципработы.
4. Приборы ферродинамической системы применение, принципработы.
5. Термоэлектрические и детекторные приборы, применение, принципработы,
6. Датчики, назначение, их виды.
7. Цифровые измерительные приборы.
Тема6. Трансформаторы.
Цель: формирование понятия о трансформаторе, приобретение навыков рассчетакоэффициента трансформации, числа витков, силы тока и напряжения, мощности.
Задание: Решить задачи по теме «Трансформаторы»
1. Внимательно прочитайте теоретический материал -конспект, составленный на учебном занятии.
2. Обратите внимание, как выполнялось аналогичное заданиена занятии с помощью преподавателя.
3. Выполните предложенную задачу, используя конспект лекцийили другие рекомендуемые источники информации.
4. В случае необходимости воспользуйтесь справочнымиданными.
5. Проанализируйте полученный результат (сопоставивизвестные теоретические положения в специальной литературе и конспекте лекций сполученным результатом).
6. Выполнение задания должно сопровождаться необходимымипояснениями (теоретическим обоснованием) при необходимости ссылками насправочную и специальную литературу.
1. Понижающий трансформатор с коэффициентом трансформации10 включен в сеть с напряжением 127 В. Сопротивление вторичной обмотки 2 Ом,сила тока 3 А. Определить напряжение на клеммах вторичной обмотки. Потерямиэнергии в первичной обмотке пренебречь.
2. Если в обмотке трансформатора замыкаются накоротко хотябы два соседних витка, то трансформатор выходит из строя. Почему?
3. При работе нагруженного трансформатора слышно гудение.Почему?
4. Напряжение в первичной обмотке трансформатора 120 В.Какое напряжение во вторичной цепи, если первичная катушка содержит 100 витков,а вторичная 1000? Потерями энергии пренебречь.
5. Трансформатор с коэффициентом трансформации 10, имеет впервичной цепи напряжение 220 В. Во вторичной цепи, сопротивление которой 2 Ом,течет ток 4 А. Рассчитайте напряжение на выходе трансформатора. Потерями впервичной обмотке пренебречь.
6. Можно ли подавать переменное напряжение, указанное накатушке, сняв ее с сердечника трансформатора?
Тема 7. Электрические машины.
Цель:закрепление полученных знаний на уроках теоретического и практическогообучения, приобретение навыков решения задач.
1. Трехфазный генератор,соединенный звездой, имеет фазное напряжение 220 В. Приемник имеет активноесопротивление фазы 6 Ом и индуктивное 8 Ом. Определить линейное напряжение,фазный и линейный токи и активную мощность приёмника энергии.
2. Трехфазный двигатель,соединенный звездой подключенный к сети с напряжением 380 В, потребляетмощность 10 кВт при cos = 0.8 Определить ток двигателя.
3. Трёхфазныйэлектродвигатель, соединенный треугольником, работает при напряжении 120 В итоке 25 А; мощность двигателя 3 кВт. Определить коэффициент мощности двигателя.
4. Какое количествополюсов должно быть у синхронного генератора, имеющего частоту тока 50 Гц, еслиротор вращается с частотой 125 об/мин?
Тема8. Электронные устройства и приборы.
Цель:формирование представлений об электронных устройствах и приборах.
Задание1. Проработка лекционного материала
Задание2. Подготовка презентации по теме Электронныеприборы и устройства
Задание3. Подготовка презентации по теме Фотоэлементы.