X-PDF

Методический доклад «Особенности обучения математике студентов среднего профессионального образования»

Поделиться статьей

 «Особенности обучения математике студентов среднего профессиональногообразования»

 

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни,являясь одной из важнейших составляющих научно-технического прогресса.  Изучениематематики играет важную роль в образовании, развивая познавательные способностичеловека, в том числе и логическое мышление, влияя на познание других дисциплин.

Обучение математике в образовательныхучреждениях системы среднего профессионального образования, в отличие от общеобразовательнойшколы, включает профильный компонент, учитывающий особенности подготовки специалистовданной специальности. Его назначение состоит в том, чтобы приблизить содержаниекурса математики потребностям обучающихся, сформировать положительную мотивациюк изучению данного предмета и за счет этого сделать профессиональную подготовкуболее эффективной.

Уходит в прошлое образование,ориентированное только на получение знаний. Реалии нашего времени требуют от системыобразования формирования у студентов мобильности, гибкости, инициативности. Будущийпрофессионал должен стремиться к самообразованию на протяжении всей жизни, принимаясамостоятельные решения. Он должен уметь работать в команде, владеть и учиться новымтехнологиям. Формирование такой профессионально активной личности требует от педагогаприменения совершенно новых приемов, методов и форм работы.

Большинство студентов, поступившиев учреждения СПО, вряд ли будут использовать в повседневной жизни приобретенныезнания по математике. Да, человек быстро забывает те знания, которыми постоянноне пользуется, но навыки применения логического мышления остаются с ним навсегда.

Обучающиеся системы СПО вбольшей степени ориентированы на получение специальности и в значительно меньшей– на изучение общеобразовательных предметов. Поэтому для формирования и развитиямотивации изучения математике должна быть осуществлена интеграция математическогосодержания с предметами профессионального цикла.

Студенты, пришедшие из разныхшкол, имеют разный уровень математической подготовки, чаще всего средний и низкий.Обучение математике в СПО имеет ряд недостатков:

§     педагогу со студентами приходитсяподробно повторять (а в большинстве случаев изучать) школьный курс;

§     осваивать большой объем материала;

§     учебное время, которое отводитсяна изучение математики, сокращено почти в два раза – за один год изучается материал10-го и 11-го класса;

§     отсутствует мотивация изученияматематики у студентов, т.к. они понимают, что пришли получать профессию, а не зановоизучать общеобразовательные предметы, от которых они «убежали» из школы.

Поэтому перед преподавателямиматематики среднего профессионального образования ставится задача переносаакцента с «усвоения знаний» на формирование «компетентности».

Недостатки обучения математикев СПО нужно устранять путем усовершенствования методов и средств ее преподавания.И одним из путей повышение качества математического образования является использованиеинформационных технологий – совокупность средств и методов педагогических технологийна основе личностной ориентации и компьютерной технологии обучения. Обучение науроках математики можно реализовывать, ставя перед студентами значимые задачи сиспользованием информационных технологий.

Использование информационныхтехнологий при обучении математике помогает студентам облегчить усвоение материала,индивидуализировать обучение, совершенствовать контроль и самоконтроль, осознатьцелостную картину изучаемого материала, повысить результативность учебного процесса.

Информационно-технологическиесредства обучения в математике очень разнообразны:

§     электронные учебники, практикумы,учебные пособия;

§     электронные и 3D макеты, модели;

§     виртуальное преобразованиепредметов в пространстве и на плоскости;

§     математические тренажеры;

§     диагностика и контроль знаний;

§     видеоуроки;

§     научные фильмы;

§     компьютерные программы поразделам математике и отдельным темам;

§     электронный репетитор;

§     электронные таблицы.

Пользуясь электронным учебнымкомплексом, студенты могут самостоятельно организовывать усвоение материала, восполнятьпробелы в знаниях. Проще становится контроль над деятельностью студентов.

Использование информационно-технологическихсредств обучения дает возможность преподавателю вносить в учебный процесс новыеразнообразные формы и методы, что делает урок более интересным и насыщенным, позволяетсформировать у студентов такие профессиональные и личностные качества, как способностьк самостоятельным действиям, творческая активность, ответственность за выполненнуюработу, что повышает качество подготовки молодых специалистов в соответствии с требованиямиФГОС СПО:

§     быть способным к самостоятельномупоиску истины;

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

§     быть способным к самостоятельнымдействиям;

§     быть способным самостоятельнои эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

§     обладать стремлением к самосовершенствованию.

Основнымисходным положением, затрагивающим профессиональную направленность курсаматематики, является прикладная значимость знаний в практической деятельности.Прикладная направленность математических знаний означает осуществлениереализации профессиональной подготовки. К основным направлениям этой работы впроцессе обучения математике можно отнести следующие:

•усиление в аспекте прикладной ориентации взаимосвязи математики и других смежныхдисциплин;

•сближение методов решения учебных задач с методами, применяемыми на практике;

•раскрытие своеобразия отражения математикой законов действительности;

•формирования у обучающихся умений строить математические модели;

• систематическоеиспользование на уроках математики материала по специальности;

•ознакомление студентов средствами математики с особенностями выбранной имиспециальности.

Каждаярешаемая задача имеет методическую цель. Поэтому преподаватель долженстремиться не к тому, чтобы задача была решена быстро и безошибочно, или толькона развитие тренировки, а к тому, чтобы она была решена творчески, и чтобы изнее выжить как можно больше пользы для математического развития студента, атакже, чтоб задача имела связь с окружающим миром и имела практическое значение.

 Студент, обучающийся в рамках СПО, уже определился со специальностьюи знает: кем хочет стать. Поэтому изучение математики для большинства студентовСПО считается если не бесполезным, то лишним. Следовательно, перед преподавателемматематики стоит задача показать необходимость математических знаний при освоениитой или иной профессии. Цель обучения математики состоит в том, чтобы студент, во-первых,получил фундаментальную математическую подготовку в соответствии с программой, а,во-вторых, овладел навыками математического моделирования в области будущей профессиональнойдеятельности и создал прочную базу для дальнейшего изучения специальных дисциплин.

Обучение математике в учреждениях системы СПО обязательно должно включатьпрофильный компонент, который способствует положительной мотивации изучения данногопредмета, повышает его значимость при дальнейшем освоении учебных дисциплин профессиональнойнаправленности и за счет этого сделает профессиональную подготовку более эффективной.Основной мотив, который необходимо сформировать у студентов — это потребность взнаниях по математике при освоении специальности.

Как донести до студента такую необходимость? Как добиться пониманияважности математических знаний и навыков? В первую очередь перед студентом должнабыть ясная цель его деятельности. Поэтому необходимо научить студентов ставить передсобой цель и задачи. Студент должен осознавать, чего он ждет от занятия, что новогоон узнает, какие приобретет знания.

На занятиях по математике часто используется  метод проблемного обучения.Перед формированием нового понятия ставится учебная проблемная ситуация. Чаще всегоэто задача практической направленности. Такая задача может быть связана с реальнойжизнью или из области других дисциплин. Таким образом, у студента формируется представление:где и когда он встретиться с данным понятием или вычислительными навыками.

Так, при изучении тригонометрии (синус , косинус) можно привестипример с испытанием танка на поражение цели (параллельно идет патриотическоевоспитание студентов). Перед студентами ставится вопрос: «Какой должен бытьугол наклона ствола танка, чтобы дальность полета снаряда был максимальной?» Такойвопрос заставляет студентов увидеть практическую значимость изучения данногоматериала.

Для развития пространственного воображения на занятиях по геометриижелательно использовать моделирование. Таким образом, у студентов появляется возможностьсамим построить пространственные конфигурации геометрических объектов. Когда студентвидит все это в реальности, делает это своими руками, то это надолго останется впамяти и сформирует надежное пространственное воображение. Так, при изучениитемы «Тела вращения» некоторые геометрические задачи можно связать сэкономическими задачами. Например, «Сколько нужно выделить завхозу денег накраску, чтобы можно было покрасить ведра, если известны размеры ведра, ценакраски и количественный расход краски на одно ведро».

Задачи практической направленности при изучении темы «Производная» студентам можно предложитьрешить такие задачи:

1)    Каким образом надо вырезать углы железного листа, чтобы послесварки  из него получился ящик, имеющий максимальный объем?

2)    Имеется сетка рабица. Какие размеры должен иметь земельныйучасток в виде прямоугольника, чтобы его площадь была максимальной?

Практико-ориентированная задача – это, прежде всего, учебная задачаи она способствует усвоению математики, приобретению знаний именно в этой области.Важным этапом решения практико-ориентированной задачи является ее перевод на языкматематики.

Одна из функций практико-ориентированных задач состоит в том, чтобыдать обучающимся представления о возможности использования математики для решенияпроблем, поставленных другими областями знаний.

Так, при решении задач линейного программирования студентам даетсятекстовое описание данных и задания. Например: фирма, имея определенноеколичество денег, собирается приобрести автомашины разной грузоподъемностью. Ейнеобходимо определить количество машин так, чтобы грузоподъемность была максимальной.Студентам предлагается создать математический аппарат данных, т.е записать данныев удобном, наглядном виде. Далее необходимо определить ограничения в виде системынеравенств и затем уж решить задачу: либо с помощью электронной таблицы, либо графическимметодом.

При решенииэкономических задач с несколькими переменными, со студентами можно разобратьнесколько способов решения систем линейных уравнений: методом Крамера, методомГаусса или методом обратной матрицы. Тем самым, показываем студентам, чторешение экономической задачи различными математическими методами это творческийпроцесс.

Таким образом, особенность преподавания математики в средних профессиональныхучебных заведениях заключается в её непрерывной и планомерной  связи с изучаемымипрофессиональными  дисциплинами.  Математика как фундаментальная наука имеет большиевозможности для формирования ключевых компетенций специалиста, как профессиональных,так и личностных. Как показывает практика, систематическая работа по решению и конструированиюпрактико-ориентированных задач и использование разнообразных приемов дает положительныерезультаты. Изучение сложного математического материала становиться более интересным,если студенты осознают его практическое применение в жизни или в своей будущей профессиональнойдеятельности.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет