Методическийдоклад на тему:
«Подборрепертуара для хореографического коллектива ДШИ»
ПреподавательЗавьялова Н.Г.
2019-2020уч.год
Подбор репертуара для хореографического коллектива ДШИ
«Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы нипонимали Добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к Добру»
Лев ТолстойПодбор репертуара хореографического коллектива Д[ЈЈИ — это очень серьезныйвопрос. Ответственность за репертуар лежит на художественном руководителе, таккак репертуар — это лицо коллектива, показывающий его возможности ираскрывающий будущие перспективы.
Хотелось бы поделиться с коллегами-хореографами своимимыслями о работе хореографического коллектива в условиях детской школыискусств, о сочетании выполнения программ учебного плана и творческойдеятельности учащихся.
В нашей школе начали реализоваться новыеобщеразвивающие и предпрофессиональные программы, в которых предусмотренотдельный предмет «Подготовка концертных номеров». Это очень радует.
Сочетать выполнение программ и подготовку концертныхномеров нелегко, но делать это, по моему мнению, просто необходимо. Конечно, мыдолжны предусмотреть, что уровень творческого потенциала у нас очень разный.Есть среди нас хореографы — сочинители, постановщики, репетиторы итанцмейстеры. Кто-то берет репертуар «взаймы» у мастеров, кто-то творит сам. Нов любом случае концерт — это средство воспитания и творческой реализации детей.
Концертное выступление — ответственный момент в жизнихореографического коллектива. Оно является качественным показателем всейорганизационной, учебно-творческой, воспитательной работы художественногоруководителя и самих участников коллектива. По выступлению судят о сильных ислабых сторонах их деятельности, об умении собраться, о творческом почерке,самобытности и оригинальности, технических и художественных возможностяхколлектива, о том, насколько правильно и с интересом подобран репертуар. Поконцерту можно довольно точно определить качество деятельности коллектива иуровень руководства им.
Начинаю подбор репертуара я всегда с изученияобразовательных программ по предметам: классический танец, народно-сценическийтанец. Исходя из содержания программ, обдумываю репертуар. Мы часто и многоучаствуем в конкурсах различного уровня, и, к сожалению, очень часто я сдосадой смотрю на детские танцевальные номера.
Уважаемые коллеги, подбор репертуара для детскогоколлектива имеет свои законы, прежде всего, нравственно-эстетические. Мнекажется, что особенно в хореографическом творчестве нарушение этих законовособенно опасно. Ведь на постановку одного сценического номера тратится оченьмного времени, сил, в процессе создания его формируются, растут наши с вамидети.
Подбор репертуара требует от художественного руководителяколлектива чёткого перспективного видения педагогического процесса как цельнойи последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурноеподразделение, каждый фактор дополнжот друг друга, обеспечивая тем самымрешение единых художественно-творческих и воспитательных задач. Одним изкритериев при подборе репертуара для хореографического коллектива являетсясоответствие репертуара техническим, художественным и исполнительскимвозможностям участников коллектива.
При созданиирепертуара коллектива необходимо придерживаться определённых требований:
1 . Необходимо помнить, что постановки должнысоответствовать возрасту (каждому возрасту — свои номера) и уровню развитиядетей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель.
2. Для одной и той же возрастной группы необходимосоздавать танцы разного жанра.
З. При решении номера его содержание и образностьдолжны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом.
4. Учитывать учебно-тренировочные цели, содержаниепрограмм ДШИ. 5. Помнить о возрастной психологии детей к конкретномуотвлечённому и ассоциативному восприятию содержания поставленного номера иисходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев.Подлинное творчество не признаёт готовых рецептов и правил, и каждаяхореографическая постановка, как любое произведение искусства, требуеторигинального решения, индивидуального подхода. Каким бы не было вашепроизведение, оно должно <<учить добру>> средствами хореографии. Втворческой деятельности заложены огромные возможности воспитательногохарактера. Воспитывает все, что связано с участием детей в коллективе:художественный педагогический уровень репертуара, планомерные и систематическиеучебные занятия, взаимоотношения с педагогом, окружающим миром.
Можно по-разному работать над репертуаром. Некоторые педагогисоздают сразу несколько разноплановых номеров. Я предпочитаю начинать год ссоздания народно-сценического танца. Очень серьезно отношусь к народному танцу,преклоняюсь перед педагогами, работающими с «чистым» народным танцем, сохраняющимитрадиции своего края. Но, так уж сложилась моя судьба и творчество, что мнелегче работать с народной стилизацией. Думаю, что и многим другим моим коллегамтоже. При постановке стилизованных народно-сценических произведений надо небояться подвергать пересмотру всю поэтику фольклора, следовать не<<букве», а («духу».
Как правило, на постановку такого номера у нас уходит всяпервая и часть второй четверти . Обязательно проводится плановое контрольноезанятие ( Новогодний концерт). Да и впоследствии номер дорабатывается уже впроцессе концертной деятельности.
Я стараюсь, чтобы в репертуар коллектива входили танцы,посвященные Дням воинской славы России, праздничным мероприятиям, юбилейнымдатам города. Одним из направлений деятельности любой школы искусств являетсяучастие детей в культурной жизни своего города. Значительный День воинскойславы России — День Победы в Великой Отечественной войне празднуется в нашейстране особенно торжественно. Преподаватели, работники культуры, хореографыпрактически ежегодно готовят концертную программу к этому празднику, потому чтонет более подходящего момента для реализации целей воспитания патриотизма уобучающихся.