Алгоритм написания сочинения-рассужденияпо литературе на ЕГЭ.
(В зависимости от формулировки темы дано три возможныхвступления).
I. ВСТУПЛЕНИЕ.(60-80 СЛОВ). СМОТРИТЕ ТЕМУ, КАК СФОРМУЛИРОВАНА!
1. Тема в виде предложения-утверждения.
Высшая мудрость — различать добро и зло.
1.В этом случае можно начать с ключевыхслов. Конфликт понятий. Возможен именительный темы.
2. Общее рассуждение по теме, отражающееконфликт ключевых слов.
3. Сформулировать вопрос, опираясь на смысл утверждения, например:
— Почему можно сказать, что этовысказывание справедливо?
— Действительно ли…?
4. Ваш ответ на поставленный вопрос –Ваш тезис, который Вы будете доказывать.
Чтобыпридать личный характер Вашим рассуждениям, используйте слова:
На мой взгляд,_______________
Я полагаю, что______________
Конечно, каждый человек по-своемуответит на этот вопрос. На мой взгляд, _______________________________________________________________________
ПЕРЕХОД К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ: Вправильности такой точки зрения меня убеждают произведения художественнойлитературы.
_________________________________________________________________________
2.Тема в виде цитаты или утверждения.
Как Вы понимаете слова Ф. Лорашфуко: «Гордостьсвойственна всем людям: разница лишь в том, когда они еёпроявляют»?
Начинаем с цитаты.
1. «…»,- писал французский философ и государственный деятель Ф.Лорашфуко. Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
2.«…»,- писал….. В этих словах звучит…
Действительно,…
3.«…»,- утверждал…. Давайте задумаемся над смыслом этой фразы…..
4.Передо мной тема сочинения, в качестве которой предложено высказываниеизвестного….. Я задумался: трудно что-либо возразить автору. Действительно,….
5.«…»,- в этих словах……., как мне кажется, выражены его самые сокровенные мысли о…. и ….. Давайте задумаемся над смыслом этой фразы.
ДАЛЕЕ:
1. Общее рассуждение по теме, отражающее конфликтключевых слов.
2. Можно сформулировать вопрос, опираясь на смыслутверждения, например:
— Можно ли утверждать, что….?
— Почему можно сказать, что этовысказывание ФИО справедливо?
— Действительно ли…?
4. Ваш ответ на поставленный вопрос –Ваш тезис, который Вы будете доказывать.
Чтобы придать личный характер Вашимрассуждениям, используйте слова:
На мой взгляд,________________________________________________________
Я полагаю, что_______________________________________________________
Конечно, каждый человек по-своемуответит на этот вопрос. На мой взгляд, ……..
ПЕРЕХОД К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ: В правильности такой точки зренияменя убеждают произведения художественной литературы.
_________________________________________________________________________
Почему важно быть толерантным?
1. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙтемы.
2.Затем ОБЩЕЕ РАССУЖДЕНИЕ по теме, отражающее конфликт КЛЮЧЕВЫХслов.
3.Потом поставить сам ВОПРОС темы, можно немного видоизменив.
Например:
Счастлив ли человек, влюблённый в свою профессию?Лично для меня ответ однозначен: если ты влюблён, неважно, в кого или во что,то и мир вокруг тебя становится влюблённым, а значит, дарит тебе толькосчастливые минуты!
4. На вопрос дать ОТВЕТ-ТЕЗИС. (Смотрипример выше). Тезис – основная мысль сочинения, которую Вы будете вовремя дальнейшего рассуждения аргументированно доказывать. Соответствие темыи тезиса! Формулировка тезиса напрямую зависит от особенностей темы.
Если тема уже представляет вопрос, тотребуется дать на него непосредственный ответ. Не нужно ничего придумывать,просто дать ответ. Как правило, именно этим ответом заканчивается вступительнаячасть сочинения. Ваш ответ – Ваш тезис, который Вы будете доказывать.
Чтобы придать личный характер Вашим рассуждениям,используйте слова:
На мой взгляд, __________________________________________________________
Я полагаю (думаю), что __________________________________________________
Размышляя над данным вопросом, нельзя не прийти кответу: ______________________________________________________________________
Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос.На мой взгляд,________________________________________________________________
ПЕРЕХОД К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ: В правильности такой точки зрения меняубеждают произведения художественной литературы.
________________________________________________________________________
II. Основная часть – раскрытие темы сочинения, аргументы, доказывающиевашу точку зрения (примерно 250 слов). ДВА АРГУМЕНТА!
МОСТИКИ-ПЕРЕХОДЫ каргументам:
Многие писателирассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях.
Например, главный геройпроизведения (ФИО писателя и название произведения) …
Можно обратиться и кдругому примеру, доказывающему мою точку зрения.
Вспомнимпроизведение (название и ФИО автора) …
Основная часть строитсяпо следующей схеме: микротезис – литературный аргумент – микровывод, которым заканчивается абзац (или промежуточный вывод:
— Писатель считает,что…
— Таким образом,автор хочет донести до нас мысль о….
— Автор считает,что…
— Мы можем прийти квыводу…
— Писатель обращаетвнимание читателя (на что?) …
III. Заключение –обобщение ваших мыслей. (Примерно50-70 слов).
Подведение итогов размышлениям. Возможны спец. слова. Созвучносо ВСТУПЛЕНИЕМ и МИКРОВЫВОДАМИ. НО! Мысль одна и та же, простовыражена другими словами!
Варианты заключения.
1.Заключение-призыв. Это не должны быть пафосные лозунги «Берегите нашуЗемлю!» Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т.д. Например:
Подводя итог своим размышлениям, хочу выразитьнадежду, что каждый человек ставит перед собой высокие и благородные цели.
Хочется призвать людей к …Так давайте не забывать о …!Будем помнить о…!
2.Заключение-выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, так какпозволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражатьнадежду нужно на что-нибудь позитивное. Например:
Хочется надеяться, что проблема истинного понятияслова «красота» действительно актуальна в наше время. И если мы не будемзабывать об этом, то и мир станет чуточку лучше и красивее! ….
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду нато, что…..
3. Заключение-вывод. Таким образом, можно сделать вывод, что проблема……. досих пор актуальна. Людям надо….., потому что именно они являются двигателямипрогресса и общества в целом….
4. Заключение-упоминание темы. Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя несказать, что люди должны……
5. Заключение-цитата. Важно, чтобы цитата обязательно соответствовалаглавной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в нейвстречается ключевое слово, и не учитывать её общий смысл. Помните, чтоцитата не повторяет, а доказывает мысль. Например:
Каждый найдёт в любви что-то своё, близкое ему,неповторимое. Ведь недаром К. Г. Паустовский говорил: «……»
