X-PDF

Методический материал на тему Экологическое воспитание пятиклассников

Поделиться статьей

 

Экологическоевоспитание пятиклассников

учительбиологии Сучкова Людмила Николаевна

 

 Нашдом, планета Земля, должен стать заботой каждого из нас. Самая большая ценностьна Земле — жизнь в её разных проявлениях. Ценно каждое живое существо, независимоот его значения для человека. Ценна любая культура, вера, любой народ.

                                                                             (Из Хартии Земли)

  История человечества неразрывно связана с историейприроды. На современном этаᴨе вопросы традиционного взаимодействия ее счеловеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшембудущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А дляэтого важно воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинатьэкологическое воспитание необходимо с младшего школьного возраста, так как вэто время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочныеубеждения.

         Основными задачами экологическогообразования являются:

— воспитание любви к природе через непосредственноеобщение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;

— формирование знаний о единстве живой и неживойприроды, взаимодействии природных объектов, общества и человека;

— воспитание ценностных ориентаций экологическогохарактера, мотивов и потребностей экологически целесообразного поведения,стремления к активной природоохранной деятельности;

— развитие способностей анализа экологическихситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем,формирование стремления к личному участию в практических делах по защитеокружающей среды.

Главной целью экологического образованияявляется формирование экологической культуры-совокупности экологическогосознания, экологических чувств и экологической деятельности. А экологическаякультура-это часть общей культуры личности.

          Компоненты экологической культуры.

1.                 Экологические знания, умения.

2.                 Экологическое мышление.

3.                 Ценностные ориентации.

4.                 Экологически оправданное поведение.

  

 Преждечем начать путешествие в увлекательный мир экологии напомним, что: окружающаятебя природа сегодня нездорова: её разнообразие — под угрозой. От этогострадают все люди. Природе нужны доктора. Ты можешь стать таким доктором, алекарством будет твоя экологическая культура. Экологическая культура —  это,когда ты дорожишь и бережно пользуешься всем тем, что дается тебе в жизни -вещами, природой, дружбой, здоровьем. В основе экологической культуры -экологическое мышление. Вспомни свой первый шаг к экологическому мышлению — тыучился описывать свойства и качества окружающих тебя объектов, сравнивать их,фантазировать и воображать, находить аналогии и ассоциации; планировать своидела и оценивать их последствия для здоровья природы и человека.

Каждыйчеловек ежедневно сталкивается с обычным бытовым мусором. Но не каждый, ксожалению, задумывается о его дальнейшей судьбе. Покупая, а затем, выбрасываяочередную пластиковую или пенопластовую тару, думаем ли мы о том, что вскореона будет лежать в природе и, не разлагаясь, столетиями отравлять окружающуюсреду?
Что же можно сделать, если мы уже не представляем себе продукты и товары безодноразовой упаковки, а в универсамах каждый день приобретаем новые большиепакеты для покупок? А значит, теперь снова будут произведены все новые и новыекилометры полиэтилена и пластика… и так по замкнутому кругу?
Решать на уроках данную проблему в масштабах всей страны не реально, но пытаюсьперенаправить сознание школьников, чтобы прежде, чем покупать новые поделочныематериалы в магазине канцелярских товаров, они попробовали использоватьвторично те, которые предназначены «на выброс», хотя являются такими жекрасивыми и практичными.

Показателисформированности экологической культуры ребёнка на первой ступени начальнойшколы:

— ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира,условиям жизни людей, растений, животных;

— с желанием участвует в экологически ориентированнойдеятельности;

— эмоционально реагируют при встрече с прекрасным;

— стараются выполнять правила поведения на улице, во времяпрогулок в сад, лес;

— проявляют готовность оказать помощь нуждающимся;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

— пытаются контролировать своё поведение, поступки.

Показателисформированности экологической культуры ребёнка на второй  ступени начальнойшколы дополняются:

— интересом ребёнка к объектам окружающего мира,сопровождающимся попытками ребёнка их анализировать;

— участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми спроявлением самостоятельнояти и творчества;

— общение с представителями животного и растительного мира,вызванным в большей степени заботой о них;

— выполнением ряда правил поведения в окружающей среде,ставшим привычным делом.

Опоказателях сформированности экологической культуры ребёнка на третьей ступениначальной школы можно судить по следующим проявлениям:

— ребёнок контролирует свои действия, соотнося их сокружающей обстановкой и возможными последствиями;

— выражена потребность в заботе о тех или иныхпредставителях животного или растительного мира;

— ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своейэкологической деятельности;

— доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям,природе).

 

Мини – проекты

«Жалобная книга» природы

Цель проекта – записать в книгу жалобы, поступающие отрастений и животных. Предварительно проводится прогулка – путешествие, чтобыпонаблюдать за состоянием окружающей среды. Рассказ начинается с описанияавтора жалобы и пишется далее от имени животного или растения.

Второй этап проекта – обсуждение поступивших жалоб и ответна них. «Что мы можем сделать, чтобы исправить положение?» — ответ на этотвопрос натолкнёт ребят на новые практические проекты.

 

Несомненно , «Книга жалоб» должна быть иллюстрированадетскими рисунками, а чтение её будет сопровождаться творческими выступлениямидетей.

 

Птичья «столовая»

Проект осуществляется в зимнее время. Суть его – в созданиии организации регулярной работы птичьей «столовой» на школьной территории. Детипродумывают, где лучше разместить «столовую», какие кормушки, для каких птицпредусмотреть. Подготовительный этап заключается в накоплении корма иизготовлении кормушек.

  Открытие птичьей «столовой» проводится торжественно, адалее дети поочередно ведут наблюдение за «столовой» и дежурят в ней:подправляют кормушки, насыпают корм. Ребята замечают, что птицы привыкают к«столовой» и радуются, когда ученики приходят к ним.

 

Человек познает мир на протяжении всей жизни. Самый важныйпериод этого понимания — учеба в школе, когда закладываются основы наук, набазе которых в сознании человека выстраивается научная картина мира. От этого вдальнейшем будут зависеть характер взглядов и убеждений человека, егомиропонимание и поступки. Вот почему учителю отводится ответственная роль-статьпроводником нового мышления — экологического.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет