X-PDF

Методический материал на тему Критерии и нормы оценки знаний обучающегося с задержкой психического развития

Поделиться статьей

Критерии и нормы оценки знаний обучающегося   сзадержкой психического развития.

        Содержание материала, освоение которого проверяется и оценивается,определяется программой по математике для классов коррекционно-развивающегообучения. С помощью итоговых контрольных работ за год проверяется усвоениеосновных наиболее существенных вопросов программного материала каждого годаобучения.

При проверке выявляетсяне только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умение применятьих к решению учебных и практических задач.

Оценивание выполненныхучащимися работ производится в соответствии с существующими нормами.

За комбинированнуюконтрольную работу, содержащую, например, вычислительные примеры и арифметическиезадачи, целесообразно выставлять две отметки: одну — за вычисления, адругую — за решение задач, т.к. иначе невозможно получить правильноепредставление о сформированное™ конкретного умения или навыка. Например, ученикможет безошибочно выполнить все вычисления, но при решении задачи неправильновыбрать арифметическое действие, что свидетельствует о несформированностиумения решать арифметическую задачу данного типа.

При выставлении отметкиучитель, оценивая знания, умения и навыки, должен отчётливо представлять, какиеиз них к данном} моменту уже сформированы, а какие только находятся в стадииформирования. Например, на момент проверки учащиеся должны твердо знатьтаблицу умножения. В этом случае оценивание отметками 5, «4,3 и 2 состояния сформированности навыка целесообразнопроизвести по такой шкале:

·        95-100% всех предложенныхпримеров решены верно — 5,

·        75-94 % — «4»,

·        40-74 % — «3»,

·        ниже 40% -«2».

Если работапроводится на этапе формирования навыка, когда навык ещеполностью не сформирован, шкала оценок должна быть несколько иной (процентправильных ответов может быть ниже):

·        90-100% всех предложенныхпримеров решены верно-«5»,

·        55-89% правильных ответов-«4»,

·        30-54 % — «3».

     Таким образом, число допущенных ошибок не является решающим при выставленииотметки. Важнейшим показателем считается правильность выполнения задания. Неследует снижать отметку за неаккуратно выполненные записи (кроменеаккуратно выполненных геометрических построений — отрезка, многоугольника ипр.), за грамматические ошибки и т.п. Эти показателинесущественны при оценивании математической подготовки ученика, так как неотражают ее уровень.

Умениярационально производить вычисления и решать задачи характеризуетвысокий уровень математического развития ученика. Эти умения сложны,формируются очень медленно, и за время обучения в начальной школе далеко не увсех детей могут быть достаточно хорошо сформированы. Нельзя снижать оценку занерациональное выполнение вычисления или нерациональныйспособ решения задачи.

Кроме оцениванияконтрольной работы отметкой необходимо проводить качественный анализ еевыполнения учащимися. Этот анализ поможет учителю выявить пробелы взнаниях и умениях, спланировать работу над ошибками, ликвидировать неправильныепредставления учащихся, организовать коррекционную работу.

Оценивая контрольныеработы во 2-4 классах по пятибалльной системе оценок, учитель руководствуетсятем, что при проверке выявляется не только осознанность знаний исформированность навыков, но и умение применять их в ходе решения учебных ипрактических задач.

Проверка письменнойработы, содержащей только примеры.

При оценке письменнойработы, включающей только примеры (при числе вычислительных действий не более12) и имеющей целью проверку вычислительных навыков учащихся, ставятсяследующие отметки:

·        Оценка 5 ставится, если вся работа выполненабезошибочно.

·        Оценка 4 ставится, если в работе допущены 1-2вычислительные ошибки.

·        Оценка 3 ставится, если в работе допущены 3-5вычислительных ошибок.

·        Оценка 2 ставится, если в работе допущены более 5вычислительных ошибок.

Примечание: за исправления, сделанные учеником самостоятельно,при проверке оценка не снижается.

Проверка письменнойработы, содержащей только задачи.

    Приоценке письменной работы, состоящей только из задач (2-х или 3-х задач) иимеющей целью проверку умений решать задачи, ставятся следующие отметки:

Оценка5 ставится, есливсе задачи выполнены без ошибок.

Оценка4 ставится, еслинет ошибок в ходе решения задачи, но допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка 3 ставится, если:

·        допущена одна ошибка в ходерешения задачи и 1-2 вычислительные ошибки;

·        вычислительных ошибок нет, ноне решена 1 задача.

 Оценка2 ставится, если:

·         допущены ошибки в ходерешения всех задач;

·         допущены ошибки (две иболее) в ходе решения задач и более 2-х вычислительных ошибок в других задачах.

Оценкаматематического диктанта.

   При оценкематематического диктанта, включающего 12 или более арифметических действий,ставятся следующие отметки:

·        Оценка «5» ставится, если вся работа выполненабезошибочно.

·        Оценка «4» ставится, если неверно выполнена 1/5 частьпримеров от их общего числа.

·        Оценка «3» ставится, если неверно выполнена 1/3 часть примеровот их общего числа.

·        Оценка «2» ставится, если неверно выполнена 1/2 часть примеровот их общего числа.

Оценка работ по русскому языку

 

1.Диктант.

Объем диктанта соответствует количествуслов по чтению.

Ошибкой в диктанте считаются:

нарушение правил орфографии принаписании слов;

— отсутствие знаков препинания в пределахпрограммы данного класса;

— неправильное написание слов, которые непроверяются правилом (словарные слова, даны в программе каждого класса);

— те правила орфографии и пунктуации,которые не изучались, но которые учитель оговорил с учащимися перед работой ивыписал их на доску.

Ошибкой в диктанте не считаются:

— единичный пропуск точки в концепредложения, если первое слово следующего предложения написано с большой буквы;

— логопедические ошибки (Приложение);

— единичный случай замены одного слова безискажения смысла.

Негрубыми ошибками считаются:

— перенос слова;

— исключения из правил.

Примечание:

— повторная ошибка в одном и том же словесчитается за одну ошибку;

— ошибки на одно и то же правило,допущенные в разных слова, считаются как две ошибки;

— два исправления считаются за одну ошибку;

— две пунктуационные ошибки считаются заодну ошибку.

Выставление отметки за диктант:

«5» — нетошибок, но допускается 1-2 исправления или 1 негрубая ошибка;

«4» — 1-2 орфографическиеошибки, 2 пунктуационные (1 орфографическая и 3 пунктуационные) и 1-2исправления;

«3» — 3-5орфографические ошибки , 3 пунктуационных и 1-2 исправления;

«2» — 6 и болееорфографические ошибок.

Выставление отметки за грамматическоезадание:

«5» — нетошибок

«4» — правильновыполнено ¾ заданий

«3» — правильновыполнено не менее ½ заданий

«2» — правильновыполнено менее ½ заданий

Выставление отметки за словарныйдиктант:

«5» — нетошибок (одно исправление)

«4» — 1-2ошибки (одно исправление)

«3» — 3-5ошибок

«2» — 5 и болееошибок

Выставление отметки за контрольноесписывание:

«5» -безукоризненно выполненная работа, в которой нет исправлений

«4» — 1 ошибкаи 1-2 исправления

«3» — 2-3ошибки и 1-2 исправления

«2» — 5 и болееошибок

2. Изложение.

Оценивается одной отметкой.

«5» — правильнои последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографическихошибок, допущено 1-2 исправления

«4» -незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные(1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2исправления

«3» — имеютсянекоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения впоследовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беденсловарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления

«2» — имеютсязначительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главнойчасти, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей,отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразенсловарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений

3.Сочинение.

Оценивается одной отметкой.

«5» — логическипоследовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено1—2 исправления.

«4» -незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные(1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2исправления.

«3» — имеютсянекоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения впоследовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беденсловарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.

«2» — имеютсязначительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части,основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствуетсвязь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 –8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

Примечание:

Учитывая, что эти виды работ в начальнойшколе носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются толькоза «контрольные» изложения и сочинения.

 

Приложение

 

Логопедическиеошибки

 

Ошибки, характерные для детей с ЗПР, недолжны засчитываться при оценке работы учащихся. При выставлении отметкиучащемуся, обучающемуся по программе VII вида, ставится оценка на 1 баллвыше.

1. Ошибки, обусловленныенесформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

— пропуск букв и слогов (прощла – прощала,жадые – жадные, ишка – игрушка);

— перестановка букв и слогов (онко – окно,звял – взял, натуспила – наступила);

— недописывание букв и слогов (дела –делала, лопат – лопата, набухл – набухли);

— наращивание слов лишними буквами ислогами (тарава – трава, бабабушка – бабушка, катораые – которые);

— искажение слова (наотух – на охоту, хабаб– храбрый, шуки – щёки);

— слитное написание слов и их произвольноеделение (насто – на сто, у стала – устала, виситнастене – висит на стене);

— неумение определить границы предложения втексте, слитное написание предложений (Мой отец шофёр. Работа шофёра труднаяшофёру надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофёром.)

— замена одной буквы на другую (трюх –трёх, тельпан – тюльпан, шапаги – сапоги);

— нарушение смягчения согласных (васелки –васельки, смали – смяли, кон – конь).

2. Ошибки, обусловленныенесформированностью лексическо-грамматической стороны речи:

— аграмматиз (Саша и Лена собирает цветы.Дети сидели на большими стулья.);

— слитное написание предлогов и раздельноенаписание приставок (вкармане – в кармане, при летели – прилетели, в зела –взяла).

Оценкаработ по математике

1.Контрольная работа.

Контрольная работа в специальных(коррекционных) классах VII вида проводится на 2 уроках. Задания на первомуроке содержат задачу и геометрический материал (2 задания). Задания второгоурока состоят из примеров, уравнений, задания на сравнение (3 – 4 задания).

Негрубыми ошибками считаются:

— замена знаков, не влияющая на логикувыполнения задания;

— единичное отсутствие наименований;

— отсутствие пояснений в задаче, неполныйответ;

— незначительные расхождения при измерении;

— замена цифр с последующим верным решениемзадания;

— отсутствие проверки в уравнениях.

Выставление отметки за работу,содержащую примеры:

«5» — безошибок, 1-2 самостоятельных исправления

«4» — 1-2вычислительные ошибки, 1-2 самостоятельных исправления или 2 негрубые ошибки

«3» — 2-3 вычислительныеошибки, 1-2 самостоятельных исправления и 2 негрубые ошибки

«2» — выполнена½ часть работы

Выставление отметки за работу,содержащую задачи:

«5» — безошибок

«4» — 1-2негрубые ошибки

«3» — 2-3ошибки (более ½ работы выполнено верно)

«2» — более ½работы выполнено неверно

Примечание:

За грамматические ошибки, допущенные вработе, оценка по математике не снижается. За неряшливо оформленную работуоценка снижается на 1 балл (но не ниже «3»).

 

2.Контрольный устный счёт.

«5» — безошибок

«4» — 1-2ошибки

«3» — 3-4ошибки

«2» — 5 и болееошибок

Оценкаработ по литературному чтению

 

Выставление отметки читательскойдеятельности:

«5» — безошибок

«4» — 2 грубыеи 1-2 негрубые ошибки

«3» — 3-4грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых

«2» — 5 и болеегрубых ошибки

Выставление отметки умения пересказыватьтекст:

«5» — логическии последовательно построенный рассказ

«4» -незначительно нарушена последовательность изложения материала, имеютсяединичные фактические и речевые ошибки

«3» — имеютсянекоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения последовательностиизложения мыслей

«2» — имеютсязначительные отступления от авторского текста, отсутствуют важные эпизоды,главные части, нарушена последовательность изложения мысли, отсутствует связьмежду частями или отдельными предложениями, крайне однообразен словарь

Техникачтения:

Объём

Отметка

1 класс

I полугодие: 5-10 слов

II полугодие: 10-20 слов

«5» — норма,выше нормы

«4» — не менее75% от нормы

«3» — не менее50% от нормы

«2» — менее 50%от нормы

2 класс

I полугодие: 20-30 слов

II полугодие: 30-40 слов

3 класс

I полугодие: 40-50 слов

II полугодие: 50-60 слов

4 класс

I полугодие: 60-70 слов

II полугодие: 70-80 слов

Примечание:

При проверке техники чтения учитываетсяспособ чтения, выразительность, правильность, осознанность.

Грубыми ошибками считаются:

— искажение читаемых слов (замена,перестановка, пропуски или добавление букв, слогов слов);

— неправильная постановка ударения (болеедвух);

— чтение всего текста без смысловых пауз,нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

— непонимание общего смысла прочитанноготекста за установленное время чтения;

— неправильные ответы на вопросы посодержанию текста;

— неумение выделить основную мысльпрочитанного, неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающиепонимание основного содержания прочитанного;

— нарушение при пересказепоследовательности событий в произведении;

— нетвердое знание наизусть подготовленноготекста;

— монотонность чтения, отсутствие средстввыразительности.

Негрубыми ошибками считаются:

— не более двух неправильных ударений;

— отдельные нарушения смысловых пауз, темпаи четкости произношения слов при чтении вслух;

— осознание прочитанного текста за время,немного превышающее установленное;

— неточности при формулировке основноймысли произведения;

— нецелесообразность использования средстввыразительности, недостаточная выразительности при передаче характераперсонажа.

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

Положение отекущем контроле и нормах оценки знаний, умений, навыков учащихся с ОВЗ


1.Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании Закона РФ «Обобразовании» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 п.1 ч.5.статья 108),Положении обинклюзивном обучении учащихся с ОВЗ для детей с ЗПР МБОУ КСОШ№ 1, всоответствии с «Концепцией коррекционно-развивающего обучения в образовательныхучреждениях», разработанной Институтом коррекционной педагогики РАО ирекомендованной коллегией Минобразования РФ для использования в системе образованияРоссии.

1.2.Настоящее положение регулирует деятельность учителя, работающего вобщеобразовательных классах и реализующих адаптированные программы для детей сОВЗ по текущему контролю и нормах оценок знаний, умений, навыков учащихся сЗПР.

1.3. Положение является локальным нормативным актом, принимаетсяпедагогическим советом и утверждается руководителем учреждения.

1.4.Коррекционно-развивающее обучение – форма организацииобразовательного процесса для детей с задержкой психического развития в МБОУКСОШ №1, предполагающая создание специальных условий для освоения детьми даннойкатегории программы основного общего образования.

1.5. Для формирования положительной мотивации к обучению и созданиюблагоприятных и комфортных условий для коррекции и развития познавательной иэмоционально-личностной сферы детей настоящим положением рекомендуетсяосуществлять текущий контроль письменных работ по русскому языку и чтениюучащихся с ОВЗ с индивидуальным подходом по изменённой шкале оценивания(приложение №1).

2. Оцениваниезнаний обучающихся

2.1.Текущий контрольуспеваемости обучающихся осуществляется учителями:

  • в первых классах – по без отметочной системе, предполагающей критерии относительной успешности обучающихся;
  • в 2-9 классах – по пятибалльной системе.

2.2. Текущий контрольуспеваемости обучающихся осуществляется по периодам обучения — по четвертям.Частота проведения контрольных срезов определяется учителем.

2.3. Текущемуконтролю подлежат все письменные классные и домашние работы в тетрадяхобучающихся.

2.4.Контрольнуюработу следует проводить по следам выполненных упражнений, закончить до концачетверти за 7-10 дней.

2.5.Итоговую отметкувыставлять не по среднеарифметическому принципу, а исходя из отметок по тестам,промежуточным контрольным работам с учетом старательности, прилежности вучебной деятельности.

2.6.Текущий контрольможно осуществлять в форме индивидуального и фронтального опроса, устныхответов, самостоятельных письменных работ, выполнения практических заданий,тестов, как наиболее психологически тонкого инструмента оценивания и пр.

2.7.Оцениватьучащихся в течение всего урока (оценка сочетательная). Не допускатьповерхностное оценивание ответов школьников в начале каждого урока, а также входе освоения нового материала.

2.8. Осуществлять оценкудостижений учащихся в сопоставлении с их же предшествующими достижениями.

2.9. Избегатьсравнения достижений учащихся с другими детьми.

2.10. Сочетать оценкуучителя с самооценкой школьником своих достижений.

2.11. При обсужденииположительных результатов подчеркивать причины успехов школьника (усилие,старание, настроение, терпение, организованность, т.е. все то, что человекспособен изменить в себе сам). Создавать обстановку доверия, уверенности вуспехе.

2.12. Не указыватьпри обсуждении причин неудач школьника на внутренние стабильные факторы(характер, уровень способностей, то, что ребенок сам изменить не может),внешние изменчивые факторы (удача и везение).

2.13. Учитывать приоценке результаты различных видов занятий, которые позволяют максимальнодифференцировать изменения в учебных достижениях школьников (оценки завыполнение работ на индивидуальных и групповых занятиях).

2.14. Использоватьразличные формы педагогических оценок – развернутые описательные виды оценки(некоторая устная или письменная характеристика выполненного задания, отметка,рейтинговая оценка и др.) с целью избегания привыкания к ним учеников иснижения вследствие этого их мотивированной функции.

2.15. Использоватьразличные варианты взаимоконтроля: ученики вместе проверяют сначала работуодного ребенка, затем второго, или обмениваются для проверки работами, или одинученик проверяет обе работы.

3. Отчётность потекущему контролю

3.1.Оценки порезультатам текущего контроля выставляются учителем в классный журнал.

3.2. Для информированияродителей (законных представителей) оценки по результатам текущего контролядублируются учителем в ученическом дневнике, в случае необходимости сообщаютсядополнительно по телефону.

3.3. Итоговые оценкипо результатам текущего контроля выставляются в классном журнале по окончаниикаждой учебной четверти.

3.4.В конце учебногогода выставляются годовые итоговые оценки, которые заносятся в своднуюведомость результатов обучения в классном журнале.

3.5. В случае неусвоения учащимся программного материала по предмету информировать родителей(законных представителей) письменным уведомлением (приложение №2).

3.6.Правильностьведения текущего контроля успеваемости обучающихся отслеживают заместителидиректора по учебной-воспитательной и коррекционной работе.

.

Приложение №1

Нормативы чтениядля учащихся с ЗПР

начальных классов.

Проверка навыковчтения учащихся проводится на основе повседневных наблюдений за чтением ипониманием текстов учебной книги, произведений, рекомендованных длявнеклассного чтения, путем специального опроса по чтению, пересказа икомбинированного опроса.

В начале, середине иконце учебного года проводится проверка овладения учащимися правильностичтения, беглости и выразительности чтения и понимания содержания прочитанного(выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии спрограммными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередногогода навыки чтения проверяются по текстам, объем которых соответствует объемутекстов предыдущего года.

При оценке навыковчтения не учитываются следующие речевые нарушения учащихся:

— нарушения темпаречи;

— нарушениепроизношения;

— заикание;

— органические ифункциональные нарушения голоса.

1 КЛАСС.

Оценка по проверкенавыков чтения не ставится, но постоянно ведется наблюдение за овладениемнавыками чтения учащихся.

Объем прочитанногодолжен быть не менее 1/4 страницы.

В течение первогогода обучения проводится текущая проверка становления элементарного навыкачтения без выставления отметки. Основными объектами проверки в 1-ом классеявляются умения учащихся анализировать слого-звуковой состав слов, читатьплавно, по слогам слова, предложения, короткие тексты с изученными буквами. Вконце первого года обучения проверяется первоначальный навык в соответствии спервоначальными требованиями программы, а именно: учащиеся должны овладетьправильным и плавным слоговым чтением текстов при темпе 20-25 слов в минуту.

Результаты проверкиполучают выражение в форме устных оценочных суждений учителя.

2 КЛАСС.

Итоговые проверкинавыка чтения проводятся два раза в год: в конце I и II полугодия.

Оценка «5» ставитсяученику, если он:

— читает правильно,понимает содержание прочитанного;

— в I полугодиичитает плавно, по слогам, отдельные простые слова умеет читать целиком, темпчтения не менее 35 слов в минуту;

— во II полугодиичитает плавно, целыми словами (отдельные трудные слова читает по слогам), соскоростью не менее 40 слов в минуту;

— верно ставитударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующие знаки препинания вконце предложения;

— умеет правильноотвечать на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетногорассказа, сказки и иллюстрации к тексту, твердо знает наизусть стихотворение ичитает его выразительно.

Оценка «4» ставитсяученику, если он:

— понимает основноесодержание прочитанного;

— в I полугодиичитает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп чтения неменее 30 слов в минуту;

— во II полугодиичитает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп чтения неменее 35 слов в минуту, допускает при чтении 1 -2 ошибки в словах, врасстановке ударений, при соблюдении пауз и интонации в конце предложения;

— правильнопересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, но допускаетречевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощьюучителя;

-знает наизустьстихотворение, но допускает при чтении перестановку слов, легко исамостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка «3» ставитсяученику, если он:

— осваиваетсодержание прочитанного только с помощью учителя;

— в I полугодиичитает отрывисто, по слогам (отдельные слова читает целиком), со скоростью неменее 25 слов в минуту;

— во II полугодиичитает плавно, по слогам отдельные слова читает целиком), темп чтения не менее30 слов в минуту, не соблюдает пауз между словами и предложениями;

— пересказываеттекст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет ихтолько с помощью учителя;

— знает наизустьстихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.

Оценка «2» ставитсяученику, если он: слабо разбирается в прочитанном тексте даже с помощьювопросов учителя;

-в I полугодии читаетпо буквам, темп чтения менее 20 слов в минуту;

-во II полугодиичитает отрывисто, по слогам, с элементами побуквенного

чтения со скоростью25 слов в минуту;

-не воспроизводиттекст по вопросам учителя;

-при чтении наизустьнарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного.

3 КЛАСС.

Оценка «5» ставитсяученику, если он: правильно понимает смысл прочитанного;

-в I полугодии читаетцелыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры по слогам), безошибок, со скоростью не менее 50 слов в минуту;

-во II полугодиичитает целыми словами, темп чтения не менее 60 слов в минуту;

-читает текствыразительно, соблюдает логические ударения, паузы;

-самостоятельно делитнебольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного,грамматически правильно строит свою речь;

-понимает смысл словв контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемыеавтором для изображения, действующих лиц, описаний природы и т.д.;

-твердо знаетнаизусть стихотворение и читает его выразительно.

Оценка «4» ставитсяученику, если он:

-правильно понимаетосновное содержание прочитанного;

-в I полугодии читаеттекст выразительно целыми словами (отдельные,

трудные слова читаетпо слогам), темп чтения не менее 45 — 50 слов в минуту;

-во II полугодии темпчтения не менее 55 слов в минуту, при чтении допускает 1 — 3 ошибки в словах всоблюдении пауз и логических ударений;

-знает наизустьстихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки.

Оценка «3» ставитсяученику, если он:

-смысл прочитанноготекста устанавливает с помощью учителя;

-в I полугодии читаетпо слогам, и только отдельные слова читает целиком, темп чтения 40 слов вминуту;

-во II полугодиичитает текст целыми словами, но с элементами слогового чтения, монотонно, темпчтения 45 слов в минуту;

-допускает речевыеошибки, исправляет их с помощью учителя; воспроизводит наизусть стихотворение,но текст знает нетвердо.

Оценка «2» ставитсяученику, если он:

-в I полугодии читаетмонотонно, по слогам, темп чтения 30 слов в минуту;

-во II полугодиичитает по слогам, только отдельные слова читает целиком, темп чтения 35 слов вминуту;

-искажает содержаниепрочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текстна части с помощью дополнительных вопросов;

-при чтении наизустьне полностью воспроизводит текст стихотворения.

4 КЛАСС.

Оценка «5» ставитсяученику, если он:

-правильно и полнопонимает содержание прочитанного;

-читает бегло, целымисловами, с соблюдением основных норм литературного произведения;

-в I полугодии темпчтения не менее 70 слов в минуту; во II полугодии — не менее 80 слов в минуту;

-полно, кратко ивыборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план,выявляет основной смысл прочитанного;

-знает и выразительночитает наизусть стихотворение.

Оценка «4» ставитсяученику, если он:

-правильно понимаетосновное содержание прочитанного;

-читает целымисловами, используя основные средства выразительности;

-в I полугодиискорость чтения не менее 65 слов в минуту;

-во II полугодии — неменее 75 слов в минуту, при чтении допускает 1-3 ошибки;

-знает наизустьстихотворение, но при чтении допускает 1-2 ошибки, которые исправляетсамостоятельно.

Оценка «3» ставитсяученику, если он:

-понимает содержаниепрочитанного с помощью учителя;

-в I полугодии читаетмонотонно, целыми словами (единичные слова с элементами слогового чтения),скорость чтения не менее 60 слов в минуту;

-во II полугодиичитает невыразительно, целыми словами, темп чтения не менее 70 слов в минуту,допускает от 4-5 ошибок;

-воспроизводитнаизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только спомощью учителя.

Оценка «2» ставитсяученику, если он:

-не может пересказатьтекст, выделить главную мысль прочитанного, составить план;

-в 1 полугодии читаеттекст в основном по слогам (только отдельные слова читает целиком), допускаетбольшое количество ошибок;

-во II полугодии невладеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок;

-при чтении наизустьне может полностью воспроизвести текст стихотворения.

Критерии (нормы)оценок письменных работ

по русскому языкув для учащихся с ЗПР

Начальная школа

Объем диктанта итекста для списывания:

классы

четверти

I

II

III

Представленная информация была полезной?
ДА
60.95%
НЕТ
39.05%
Проголосовало: 1347

IV

2

15-20

20-25

25-30

30-35

3

40-45

45-50

50-55

55-60

4

60-65

65-70

70-75

75-80

Объем словарногодиктанта:

классы

количество слов

1

7-8

2

10-12

3

12-15

4

до 20

Тексты для изложенияи сочинения увеличиваются на 15-20 слов. Сочинения и изложения носят обучающийхарактер.

Оценки законтрольный диктант:

Оценка «5» ставитсяза диктант, в котором допущена одна негрубая ошибка или 1-2 дисграфическихошибок, работа написана аккуратно.

Оценка «4» ставитсяза диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 1-3пунктуационных и 1-3 дисграфических ошибок; работа выполнена аккуратно.

Оценка «3» ставитсяза диктант, если в нем допущено 3-7 орфографических, 4 пунктуационных и4-5дисграфическихошибки.

Оценка «2» ставитсяза диктант, в котором более 8 орфографических, 4 и более дисграфических ошибок.

Классификацияошибок:

Однотипные ошибки:

-первые триоднотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается заотдельную ошибку;

-при 5 поправкахоценка снижается на 1 балл.

За одну ошибку вдиктанте считаются:

— два исправления;

— две пунктуационныеошибки;

-повторение ошибок водном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы»).Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку;

-при выставленииоценки все однотипные ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

За ошибку вдиктанте не считаются:

— ошибки на теразделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни впредшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговоритьс обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написаниюслово на доске);

— единичный пропускточки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано сзаглавной буквы;

— единичный случайзамены одного слова без искажения смысла.

Оценка заграмматическое задание:

При выполненииграмматических заданий следует руководствоваться следующими нормами оценок:

— оценка «5» ставитсяза безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанноеусвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания привыполнении;

— оценка «4» ставится,если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять своизнания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4заданий;

— оценка «3»ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из изученногоматериала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

-оценка «2» ставится,если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется сбольшинством грамматических заданий.

Переченьспецифических (дисграфических) ошибок учащихся с указанием вида речевогонарушения:

  1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза:

• пропуск букв ислогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);

• перестановка букв ислогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «переписал» (переписал), «натуспила»(наступила);

• недописывание букви слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);

• наращивание словалишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка»(бабушка), «клюкиква» (клюква);

• искажение слова –«наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);

• слитное написаниеслов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «виситнастне» (висит настене);

• неумение определитьграницы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофёр.Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. знать машину после школы я тоже. Будушофёром»;

• замена одной буквына другую – «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги»(сапоги), «чветы» (цветы);

• нарушение смягчениясогласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь), «лублу»(люблю).

  1. Ошибки, обусловленные несформированностью кинетической и динамической стороны двигательного акта:

•смешения букв покинетическому сходству – о-а «бонт» (бант), б-д «убача» (удача), и-у «прурода»(природа), п-т «спанция» (станция), х-ж «дорохки» (дорожки), л-я «кяюч» (ключ),л-м «полидор» (помидор), и-ш «лягуика» (лягушка).

  1. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

• аграмматизмы –«Саша и Леня собираит цветы». «Дети сидели на большими стулья». «Пять желтенькиспиленачки» ) пять желтеньких цыплят);

• слитное написаниепредлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «взяля», «у читель».

Нормы оцениванияконтрольных диктантов в 5-9 классах:

Вид диктанта

Нормы оценок (количество ошибок)

«5»

«4»

«3»

«2»

Контрольный

1 негрубая орфографическая

+

1 негрубая пунктуационная

+

1 дисграфическая

2орфографических

+

2 пунктуационных

+

3 дисграфических

1 орфографическая +

4 пунктуационных

+
3 дисграфических

6 орфографических +

4 пунктуационных

+

4 дисграфических

5 орфографических +
5 пунктуационных

+

4 дисграфических

7 орфографических

+

7 пунктуационных

+

5 дисграфических

8 орфографических

+

8 пунктуационных

+

6 дисграфических

Словарный

0

1-2

3-4

до 7

Примечание. Отличная отметка не выставляется при наличиитрех и более исправлений. При наличии в контрольном диктанте пяти и болеепоправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до«3». При этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена донеудовлетворительной.

При оцениваниидиктантов нередко имеют место случаи, как завышения, так и занижения оценок.

Занижение происходитпотому, что учитель:

  • в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки;
  • учитывает однотипные ошибки как обычные;
  • все исправления считает за ошибку.

Завышение оценкипроисходит по следующим причинам:

  • учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются;
  • оценка не снижается за многочисленные исправления;

• все однотипные ошибкисчитаются как одна.

Обстоятельства,которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта:

1.Неверные написанияне считаются ошибками. Они ис­правляются, но не влияют на снижение оценки.

К неверным написаниямотносятся:

  • ошибка на правило, не изучаемое в школе;
  • ошибка в переносе слова;
  • ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.

2.Характер допущеннойучеником ошибки (грубая или не­грубая).

К негрубыморфографическим относятся ошибки:

  • в исключениях из правил;
  • в переносе слов;
  • буквы э — е после согласных в иноязычных словах (рэкет,пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);
  • в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
  • при переносном употреблении собственных имён (Обломовы, обломовы);
  • в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь и т. д.);
  • в случае раздельного или слитного написания не с прилага­тельными причастиями в роли сказуемого; в написании -ы и –и после приставок;
  • в случаях трудного различения -не и -ни; в собственных именах нерусского происхождения.

К негрубымпунктуационным относятся ошибки:

  • в случаях, когда вместо одного знака препинания постав­лен другой;
  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
  • при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слове, на стыке союзов).
  • При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл.

Повторяющиеся иоднотипные ошибки:

Повторяющиеся — этоошибки в одном и том же слове или морфеме на одно и то же правило (например,вырощенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или не выделениепричастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки за­мечаются,исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну.

Однотипные — этоошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены вграмматических (в армие, в рощи, колятся, борятся) и фонетических (пирожек,счерчек) особенностях данного слова. Первые три однотипные ошибки принятосчитать за одну, каждая последующая – как самостоятельная. Нельзя считатьоднотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударныегласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разныхформах и некоторые другие.

Если в одном слове снепроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две иболее ошибок, то все они считаются за одну.

Оценка сочинений иизложений:

Основными формамипроверки речевого развития обучающихся являются сочинения и изложения. Этокомплексные ра­боты, с помощью которых проверяются различные стороны языковой иречевой подготовки учащихся:

  • коммуникативные умения, то есть умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;
  • языковые навыки или соблюдение в речи норм литератур­ного языка;
  • навыки правописания — орфографические и пунктуационные.

 

Требования кобъему сочинений и изложений:

Примерный объем текста

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Подробное изложение (количество слов)

100-130

130-170

170-220

220-300

300-350

Классное сочинение (количество страниц)

0,5-1

1-1,5

1,5-2

2-3

3-4

Любое сочинение иизложение оцениваются двумя отметками:

  • первая ставится за содержание и речевое оформление;
  • вторая — за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Классификацияошибок в содержании сочинений и изложений:

Фактические ошибки

Логические ошибки

В изложении: неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

В сочинении: искажение имевших место со­бытий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

— нарушение последовательности в высказывании;

— отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

— неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

— раздробление одной микротемы другой микротемой;

— несоразмерность частей;

— высказывания или отсутствие необходимых частей; — перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению); — неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки:

К речевым ошибкамотносятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые всвою очередь делятся на семантические и стилистические.

К речевымсемантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

• употребление словав несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя полицу; с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок настол;

  • неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень, учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
  • нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
  • употребление лишних слов, например: он впервые познакомился с Таней случайно;
  • пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
  • стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов (например, характерная черта характера; приближался все ближе и ближе).

Стилистические ошибкипредставляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями квыразительности речи:

  • неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кита было два парня: Левин и Вронский;
  • неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи (например, рядом сидит папа, вместо отец, одного из малышей);
  • смешение лексики разных исторических эпох; употребление штампов;
  • речевые ошибки в построении текста.

Речевые ошибки впостроении текста:

  • бедность и однообразие синтаксических конструкций;
  • нарушение видовременной соотнесённо с глагольных форм (например, когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед);
  • стилистически неоправданное построение слов; неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи (например, Иванов закинул удочку, и она клюнула);
  • неудачный порядок слов.

Грамматическиеошибки:

Грамматические ошибки- это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматическихошибок помогает учителю определить, какими нормами языка(словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидностиграмматических ошибок:

  • словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т. п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические;
  • морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичаны; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложити т. д.);
  • синтаксические:

а) ошибки в структуресловосочетаний, в согласовании и управлении (например, браконьерам, нарушающихзакон; жажда к славе;

б) ошибки в структурепростого предложения:

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это были моей единственной книгой в дни войны);

нарушение границыпредложения (например, Собаки напали на след зайца. И стали гонять его повырубке);

  • нарушение ряда однородных членов (например, настоящий учитель верен своему делу никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн);
  • ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами (например, причалившая лодка к берегу. На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени);
  • местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего (например, Кусты, они покрывали берег реки);
  • пропуски необходимых слов (например, Владик прибил доску и побежал в волейбол).

в) ошибки в структуресложного предложения:

  • смешение сочинительной связи (например, Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами);
  • отрыв придаточного от определяемого слова (например, Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе);

г) смешение прямой икосвенной речи;

д) разрушениефразеологического оборота без особой стилистической установки (например,терпеть не могу сидеть сложи в руки; хохотала как резаная).

Грамматические ошибкиследует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущенатолько на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима,но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогаетразграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка вокончании «браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографическая, аграмматическая, так как нарушено согласование, что является грамматическойнормой. И, наоборот, в окончании «умчался в синею даль» ошибка орфографическая,так как вместо -юю по правилу написано другое.

Нормы оцениваниясочинений и изложений:

Оценка

Основные критерии оценки

 

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют, в изложении сохранено не менее 70 % исходного текста. Содержание работы излагается последовательно.

Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. Допускается 1 недочет в содержании

Допускается:

1 негрубая орфографическая,

1 пунктуационная,

1 грамматическая,

1 логопедическая ошибка

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.

2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, при этом в работе сохранено не менее 70 % исходного текста. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Допускается не более недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографических +

3 пунктуационных +

3 грамматических +

3 логопедических ошибки.

1 орфографическая +

3 пунктуационных +

3 грамматических +

3 логопедических ошибки.

0 орфографических +

4 пунктуационные +

3 грамматических +

3 логопедических ошибки

«3»

Имеются существенные отклонения

от заявленной темы.

Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки.

Объем изложения составляет менее 70 % исходного текста.

Допущено нарушение последовательности изложения.

Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. Встречается неправильное употребление слов.Стиль работы не отличается выразительностью.

Допускаются:

0 орфографических +

5-7 пунктуационных

(с учетом повторяющихся

и негрубых) +

4 логопедических

ошибки.

6 орфографических +

7 пунктуационных +

4 грамматических +

ошибки

«2»

Работа не соответствует заявленной теме.

Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50 % исходного текста.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними.

Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.

Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.

Нарушено стилевое единство текста. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются: 7 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;

8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 7 грамматических

Примечания.

1. При оценкесочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замыслаученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления.Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первуюоценку за сочинение на один балл.

2. Если объемсочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходитьиз нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на двеединицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимаетсяво внимание.

3. Первая оценка(содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта темасочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Приложение №2

Уведомление.

Довожу до Вашегосведения, что ваш сын (дочь)_____________________________,

ученик(ца)_____класса не усвоил программный материал по___________________

________________________________________________________________________

за_______________________________________________________________________Рекомендую Вам ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель__________________подпись ____________ дата _____________ 20____ г.

Ознакомлен (а),согласен (а), не согласен (а). Второй экземпляр получен на руки.

Родитель________________подпись ____________ дата _________________ 20___ г.

Уведомление.

Довожу до Вашегосведения, что ваш сын (дочь)______________________________,

ученик(ца)_____класса не усвоил (а) программный материал по_________________

________________________________________________________________________

за__________________________.Переведен в следующий класс условно с обязательной сдачей экзаменов понеусвоенным предметам в первом квартале следующего учебного года. В случае неуспешной сдачи экзаменов, будет оставлен на повторное обучение. Рекомендую вамдополнительные занятия в период летних каникул.

Учитель________________подпись __________ дата ________________ 20____ г.

Ознакомлен (а).Второй экземпляр получен на руки.

Родитель_______________подпись_________ дата ____________ 20______ г.

 

 

Положение обиндивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях, проводимых сучащимися c ОВЗ, обучающихся в интегрированных классах

Титульный лист

1.Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании Закона РФ «Обобразовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г. (статья 5, о создании условий дляполучения образования лицам с ОВЗ), Порядка организации и осуществленияобразовательной деятельности по общеобразовательным программам начальногообщего, основного общего и среднего общего образования, Положении об интегрированномобучении учащихся с ЗПР МБОУ КСОШ№ 1, «Концепцией коррекционно-развивающегообучения в образовательных учреждениях», разработанной Институтом коррекционнойпедагогики РАО и рекомендованной коллегией Минобразования РФ для использованияв системе образования России.

1.2. Система обучения детей с ОВЗ предусматривает проведениеиндивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, включенных виндивидуальные учебные планы учащихся.

1.3. Настоящее положение регулирует деятельность учителя МБОУ КСОШ №1по организации и проведению индивидуальных и групповых коррекционно-развивающихзанятий.

1.4. Основная цель индивидуальных и групповых коррекционно-развивающихзанятий: повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробеловпредшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированиюнедостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений вразвитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятиюнового учебного материала.

1.6. Коррекционная работа осуществляется при соблюдении ряда условий:

  • Коррекция направлена на исправление и доразвитие, а также компенсацию тех психических процессов, которые являются основой для развития ребенка.
  • Коррекционно-развивающая работа создает условия для эффективного формирования психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.
  • Коррекционно-развивающая работа способствует формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе.
  • Коррекционно-развивающая работа направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.
  • Коррекция психофизиологических и личностных функций осуществляется по результатам диагностики и в тесном сотрудничестве с учителями-логопедами и педагогами-психологами.

1.7.Содержание индивидуальных занятий исключает формальный механическийподход, натаскивание в формировании отдельного навыка. Планируетсяне столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицуумножения), сколько создание условий для улучшения возможностей развитияребенка.

1.8.Коррекционно-развивающие воздействия строятся с учетом всехвозможных взаимосвязей проявления первичного дефекта и обусловленных имнарушений на всех уровнях анализа, и осуществляются в рамках целостного подходак воспитанию и развитию ребенка. (Приложение 1)

1.9. Положение является локальным нормативным актом, принимаетсяпедагогическим советом и утверждается руководителем учреждения.

2. Организация и проведение индивидуальных и групповыхкоррекционно-развивающих занятий.

2.1.Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятияотражаются в индивидуальном учебном плане учащегося 1-4 и 5-9 классов вследующем объёме: 1-4 классов – до трех часов, 5-9 классов – до четырех часов.

2.2. Продолжительность индивидуальных и групповыхкоррекционно-развивающих занятий 15-20 минут.

2.3. В группы можно объединять не более четырёх учеников, у которыхобнаружены одинаковые пробелы в знаниях, сходные затруднения в учебнойдеятельности или нарушения психофизиологических функций. Работа с целым классомили большим количеством учащихся на этих занятиях не допускаются.

2.4. Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятияпроводятся по следующим дисциплинам:

— русский язык (письмо), литературное чтение (обучение грамоте),математика, развитие речи – в 1-4 классах;

— русский язык, литература, математика, иностранный язык, физика,химия, биология (природоведение), география, история – в 5-9 классах.

2.5. Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходефронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются. Индивидуальнаяпомощь оказывается ученикам, испытывающим затруднения в обучении или имеющимкакие-либо нарушения общего развития.

Периодически индивидуальные занятия проводятся также с учащимися, неусвоившими материал вследствие пропуска уроков по болезни.

3. Контроль за индивидуальными и групповымикоррекционно-развивающими занятиями.

3.1. Учёт индивидуальных занятий ведётся в классном журнале «индивидуальныеи групповые коррекционно-развивающие занятия» (приложение 2). Темы занятийдолжны носить коррекционно-развивающую направленность и не должны дублироватьтемы уроков по предметам.

3.2.Обязанности по контролю за организацией и проведением индивидуальныхи групповых коррекционно-развивающих занятий возлагаются на заместителейдиректора по коррекционной работе, учебно-воспитательной работе.

 

Приложение 1

Примерные направления коррекционно-развивающей работыпо формированию психофизиологических и личностных функций, осуществляемые наиндивидуально-групповых коррекционных занятиях:

1. Оздоровительное направление. Полноценное развитие ребенка возможно лишьпри условии физического благополучия. Воздействие неблагоприятных факторов,таких как, например, голодание и недоедание, наличие хронических и текущихсоматических заболеваний ослабляет нервную систему ребенка, приводит кастенизации. Это сказывается на темпах психического развития, снижаетпознавательную активность ребенка. К оздоровительному направлению можно отнестизанятия лечебной физкультурой, физиотерапевтические процедуры и другиеоздоровительные мероприятия.

2. Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе сдетьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата.Но не стоит забывать об этом и при работе со здоровыми детьми, имеющимипарциальные недостатки в развитии этих функций.

Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формированиятворческих способностей детей.

Работа по совершенствованию движений и сенсомоторного развитиянаправлена на:

  • совершенствование общего моторного развития;
  • развитие чувства равновесия и координации движений;
  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие зрительно — моторных координаций;
  • развитие артикуляционной моторики.

3. Коррекция и компенсация нарушений развития высшихпсихических функций, развитие познавательной деятельности.

В рамках данного направления ведется работа по развитию, коррекции икомпенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти,восприятия, мышления, речи).

4. Развитие эмоциональной сферы. Основная задача — развитие эмоциональностидетей, коррекция невротических проявлений (страхов, капризности и т.п.).Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы осуществляетсячерез релаксационные упражнения, ролевые игры, драматизации, чтение по ролям ит.д.

Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение пониматьэмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции ичувства, важно для всех категорий детей.

5. Содействие личностному росту и коррекция отклоненийличностного развития. Этонаправление важно для детей всех возрастов, но особенно актуально дляподростков. Работа в этом направлении предполагает

воздействие на формирование системы мотивов ребенка или подростка,формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающихадаптации субъекта (например, застенчивости) и т.п.

Это направление практически сливается с психологическимконсультированием и коррекцией, с одной стороны, и с психотерапией — с другой(в случае присутствия психопатологического радикала).

6. Формирование видов деятельности, свойственных тому или иному возрастномуэтапу: игровой, продуктивной (рисование, конструирование), учебной,коммуникативной, первоначальной трудовой.

Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебнойдеятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. Эта работапредполагает комплексное психолого-педагогическое

воздействие, направленное на коррекцию и формирование всех элементовучебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций, умений инавыков.

7. Развитие навыков планирования и прогнозированиядеятельности (практической иречевой), выработка умения работать по словесной и письменной инструкции,алгоритму.

8. Активизация социальных потребностей и развитие умения работать самостоятельно и вразличных объединениях.

 

Приложение 2

Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающиезанятия

Дата

Тема занятия

Домашнее задание

15.10.12

Совершенствование письменных вычислительных навыков.

Порядковый номер учащихся (по списку в журнале) индивидуально

18.10.12

Развитие фонематического анализа.

Порядковый номер учащихся (по списку в журнале) индивидуально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.95%
НЕТ
39.05%
Проголосовало: 1347

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.95% НЕТ 39.05% Проголосовало: 1347


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.95% НЕТ 39.05% Проголосовало: 1347


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.95% НЕТ 39.05% Проголосовало: 1347


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.95% НЕТ 39.05% Проголосовало: 1347


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.95% НЕТ 39.05% Проголосовало: 1347


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет