X-PDF

Методическое руководство «Различные нестандартные подходы к решению уравнений и систем уравнений»

Поделиться статьей

          Федеральное государственноебюджетное образовательное учреждение высшего образования

 «Сибирский государственныйуниверситет науки и технологий

им. академика М.Ф. Решетнёва»(СибГУ)

 

Аэрокосмический колледж

 

 Методическое руководство по математике для обучающихся СПО :

«Различные нестандартные подходы к решению уравнений и системуравнений»

 

Разделы: Математика

 

Выполнила:преподаватель математики                   Сысоева Елена Михайловна.

 


Цель руководства: нарядус использованием традиционных способов решения уравнений и систем уравнений,пользоваться различными способами их решения.

Объект : уравненияи системы уравнений.

Предмет : различные(нестандартные) способы решения уравнений и систем уравнений.

Гипотеза : решениенекоторых уравнений и систем уравнений нестандартными способами болееэффективно, чем традиционными способами, и в некоторых случаях являетсяединственным способом решения. Необходимость и актуальность исследованияопределяется тем, что умение решать уравнения и системы уравнений различнымиспособами дает умение строить математические модели, использовать их напрактике, затрачивать меньше времени на решение задания повышенной сложности,познавать тонкости математической науки.

В этой работе показаны уравнения и система уравнений, которыеможно решить традиционными способами и нестандартными (непривычными для нас):

  • введением тригонометрической функции,
  • с помощью введения векторов,
  • введением новой переменной,
  • использование идеи однородности,
  • введением трех переменных, для решения системы, содержащей две неизвестные.

 

Решение уравнений:

 

Задача №1.

Решить уравнение:

Решение.

1 способ

Возведем обе части уравнения в квадрат

х2 – 12х + 40 +х2 –4х + 5 + 2

2 – 16х + 45 – 25= -2

х2 – 8х + 10 = —

Возведем обе части уравнения еще раз вквадрат, получим

х4 – 16х3 + 64х2+20х2 – 160х + 100 = х4 – 4х3 + 5х2– 12х3 + 48х2 – 60х + 40х2 – 160х + 200

х4 – 16х3 + 84х2– 160х + 100 = х4 – 16х3 + 93х2 – 220х + 200

2 – 60х + 100 = 0

D1= 900 – 900 = 0

х =

Ответ:  .

2 способ

 

 В подкоренных выражениях выделим квадратразности, получим

Введем векторы:

а(6-х; 2) и b(х-2; 1)

Найдемдлины векторов      а и b

|а|=|b|=  + | = 5  (1)

Пустьс = а + b12)

с1 = 6 – х + х – 2 = 4

с2 = 2 + 1 = 3

 с (4; 3), |с| =   (2)

Воспользуемся неравенством с модулем

|а|+|b||а + b|,имеем

|а|+|b||c|.                                                                                                                     Но из (1) и (2) следует, что |а|+|b|=|а+ b|, а это означает, чтовекторы a(6-xb(xbпропорциональны

6 – x= 2x — 4

6+4=3x

х=

Ответ: х = .

Задача №2.

Решить уравнение:

Решение:

  (1)

Пусть m=n=

  и

Если то справедливо следующееравенство

  (2)

Сложим (2) с исходным уравнением (1)

, получим:

2

Возведем обе  части полученного уравненияв квадрат

3 х2 – 5х +7 =(х2+14х+49)/9

27 х2 – 45 х + 63 = х2+ 14 х + 49

26 х2 – 59 х + 14 = 0

D = 3481 – 4 × 26 × 14 = 3481 – 1456 =2025

х1 =  =

х2 =

Проверкой убеждаемся, что оба корняудовлетворяют данному уравнению.

Ответ:   .

Задача№3.

Решитьуравнение:      

 

1 способ

х = tg t,  

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1516

Т.к.

, cost‡0; t ‡  +πn, nЄZ.

2 – 2 sin t – 5cos2 t = 0

5 cos2t + 2 sin t – 2 = 0

5 (1 – ) + 2 sin t – 2 = 0

5 – 5 sin2t+ 2 sin t – 2 = 0

5 sin2t – 2 sin t – 3 = 0

sin t =1                                    и                   sint =  —

не удов.решениюур-я                            t = arcsin (- )

Итак,   х= tg (arcsin (-  )) = —

tg (arcsin a) =

Ответ: х =- .

2 способ

х2 + 1 = t2, х2 = t2– 1 ,  х =

t =

 =

25 = 16 t2

t2=

t=  ,   t= —  (не удовлетворяетусловию t>0)

х2 + 1 =

х2 =

х1,2 = ±

Убеждаемся проверкой, что корнемявляется число

Ответ: х = —    .

Задача№4.

Решить систему уравнений:

 ,

.

Решение:

(1)

 

m

.

Рассмотрим

(n+1)2 – n2 – (5 –n)2 = -4

n2 + 2n + 1 – n2 –25 +10n – n2+ 4 = 0

-n2 + 12 n – 20 = 0

n2 – 12n + 20 = 0

n1= 10       и        n2= 2 .       

1)      Еслиn1= 10, то m=10+1=11  , k= 5 – 10 = -5 < 0(не удовлетворяет условию    ( 1)).

2)      Если=2, то   m= 2 + 1 = 3 ,  k= 5 – 2 = 3 .

 

 

,

 

 х=  ,

 у =  .                      Ответ:х =  у =  .

 

                         Задания длясамостоятельного решения

1.Решить уравнение:   +  = 6

2.Решить уравнение:  +  = 18

3.Решить уравнение:   —  = 1

            4.Решитьсистему:     –  =1,

                                             + 6у – 26х = 3.

 

         Заключение.

В работе представленынестандартные способы решения уравнений, позволяющие значительно упростить иускорить ход решения заданий. Применение  эффективных методов для решений заданийповышенной сложности,  окажет практическую помощь обучающимся при изученииновых тем. Выполненная работа может быть использована учителями математики дляэлективных курсов, обучающимися для повторения и систематизации материала поданной теме.

 

                     Источники информации:

1.        Богомолов Н.В. Практическиезанятия по математике. М., 2000.496 с.

2.        Богомолов Н.В., СамойленкоП.И. Сборник дидактических заданий по математике. М., 2005.236 с.

3.        Лисичкин В.Т., Соловейчик И.Л.Математика. М., 1991.480 с.

4.        Минорский В.П. Сборник задачпо высшей математике. М., 1997.352 с.

5.        Рогов А.Т. Задачник по высшейматематике для техникумов. М., 1973.250 с.

6.        Подольский В.А., СуходскийА.М. Сборник задач по математике. М., 1999.496 с.

7.        Яковлев Г.Н. Алгебра и началаанализа. М., 1978.336с.

8.        Пехлецкий И.Д. Математика. М.,2003.300 с.

9.        Гусак А.А. Математическийанализ и дифференциальные уравнения. Минск, 2003.416 с.

10.   Данко П.Е., Попов А.Г. Высшая математика в упражнениях и задачах.М., 2003.304 с.

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1516

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет