Муниципальное автономное учреждение дополнительноеобразования
«Детская школа искусств №1» муниципального образования г.Братска
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
натему:
«ОСОБЕННОСТИДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДШИ»
Заслушано 03.02.2003 г. назаседании Автор-составитель: отделения фортепиано Калиновская НинаОлеговна,
МАУ ДО «ДШИ №1» МО г. Братска концертмейстервысшей
квалификационной категории
Введение
Концертмейстер — самаяраспространенная профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквальновезде: и в классе — по всем специальностям, и на концертной эстраде, и вхоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательскомпоприще (класс концертмейстерской подготовки). Работа концертмейстера включаетв себя нечто большее, чем только разучивание с солистами их партий и исполнениев ансамбле на сцене. Это и умение контролировать качество исполнения, каксвоего, так и солиста. Это и знание исполнительской специфики и причинвозникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь кисправлению тех или иных недостатков.
Таким образом, в деятельностиконцертмейстера объединяются творческие (исполнительские), педагогические и психологическиефункции и в образовательномпроцессе, концертных или конкурсных ситуациях их трудно отделить друг от друга.
В отличие от солиста, которомупредоставлена полная свобода проявления творческой индивидуальности, концертмейстеруприходится приспосабливать (или наоборот направлять) своё видение музыки кисполнительской манере солиста и что ещё труднее, сохранять при этом свойиндивидуальный облик. Поэтому концертмейстер должен обладать рядомположительных психологических качеств:
• мобильность,быстрота и активность реакции;
• вдохновеннаяигра и артистизм;
• сценическаявыдержка и самообладание; слуховой контроль.
Основныеаспекты в работе концертмейстера
Можно выделить четыре основных компонента в работеконцертмейстера:
1) Работаконцертмейстера с педагогом и учеником (на уроке)
2) Работаконцертмейстера с учеником
3) Работаконцертмейстера с педагогом
4) Самостоятельнаяработа концертмейстера
Педагог – ученик –концертмейстер. Педагог выполняет активную функцию, ведёт урок,концертмейстер вникает в творческий замысел коллеги, параллельно выигрывается в текст, отмечая важнейшиеопорные точки композиции. Одна из важнейших составляющих начального этапаосвоения произведения для концертмейстера – помочь ребёнку разучить его партию.Поэтому вначале пианисту придётся совмещать партию солиста с собственно партией аккомпанемента.
Необходимо с первых занятийсоздавать атмосферу взаимного доверия с учащимся. На репетиции к публичномувыступлению задача концертмейстера совместно с педагогом – отстроить звуковойбаланс в том помещении, где состоится мероприятие.
Педагог и концертмейстер должны грамотно выстраивать целькаждого урока, в зависимости от возраста ребенка, степени его одаренности,накопленного опыта, необходимо ставить заведомо выполнимые задачи, развиваяучащегося планомерно, тем самым программируя на успех.
Концертмейстер – ученик. Иногда концертмейстеру поряду причин приходится оставаться с учащимся или ансамблем один на один. Работапианиста отнюдь не должна сводиться к многократному повторению произведения.Концертмейстер в подобной ситуации берёт на себя педагогическую роль. Вместе сучащимся проучивает текст, трудные места, находит общие точки соприкосновения,выстраивает агогику, отождествляет штрихи, выверяет темпы. Если это разбор,помогаем выучить партию, делая акцент на ритмическую чёткость и интонационнуюточность.
В течение учебного годаприходится работать с детьми разного возраста и уровня подготовки. С учащимисямладших классов можно прослушать, простучать ритм, спеть голосом. С ребятамипостарше, которые уже накопили достаточный слуховой опыт,можно поработать над стилистикой и осознанным созданием художественного образа.
В работе с ансамблем также следует учитывать возраст иразноуровневую подготовку. Пианист в силу наличия своих сугубо пианистическихзнаний не всегда может указать учащемуся на специфические ошибки – это работапедагога. Но он вполне в состоянии помочь ученику настроить инструмент в началезанятия, исправить интонационные и ритмические ошибки, если потребуется,рассказать об эпохе и истории создания данного произведения, дать обзорноепредставление о композиторе.
Отработка сценической синхронности действий.
Ансамбль – это единый организм. Проученная, слаженнаяигра ансамбля воспринимается слушателем как нечто неразделимое. Мы должны ивнешне помочь этой целостности. Хорошо, хотя и не обязательно, если ансамбль (вт.ч. концертмейстер) будет одет в схожую по стилю и цвету одежду. Также оченьважны выход на сцену и уход, выстроенность, одновременный поклон до и послевыступления. Внешние атрибуты производят хорошее впечатление при условиикачественного исполнения.
Отработка совместного началапри отсутствии вступления, как показывает практика, в первые годы обучения –камень преткновения для многих детей. Наша, концертмейстерская, задача: даватьауфтакт (кивок головы, короткий вдох, жест, движение корпуса) и научитьдавать ауфтакт. В работе с детским коллективом ориентируемся на первыйинструмент — концертмейстера ансамбля. По его знаку все одновременно ставятинструменты, а концертмейстер кладёт руки на клавиатуру.
В процессе индивидуальной работы концертмейстер сансамблем может проучить отдельно с каждой группой их партию, подыгрывая ее нарояле отдельно или вместе с аккомпанементом. Роль концертмейстера в большомколлективе – объединяющая, дирижёрская, на пианисте лежит огромнаяответственность за темп, движение, агогику, за образ и общую целостностьпроизведения.
Концертмейстер – педагог. Педагог сконцертмейстером всегда найдут время для совместной работы. Это методическаяработа – совместное создание рабочих, экспериментальныхпрограмм, планирование открытых уроков; инновационная деятельность –поиски нового, актуального репертуара, в том числе издаваемого современнымикомпозиторами, создание интересных, ярких переложений и, как следствие, яркихконцертных номеров. Совместное чтение с листа найденных композиций, обсуждениеи планирование предстоящей концертной деятельности учащихся. Приветствуетсясовместная концертная деятельность коллег, участие в профессиональныхконкурсах. Это обоюдно обогащает музыкантов, повышает их исполнительский иобщекультурный уровень, учит взаимному доверию и создаёт заражающую творческуюатмосферу в процессе занятий с детьми.
Концертмейстер. Концертмейстер должен постоянносовершенствовать свой исполнительский уровень. Без этого попросту трудно инеинтересно работать. «Плохой пианист никогда не сможет стать хорошимаккомпаниатором, впрочем, и не всякий хороший пианист достигнет большихрезультатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, неразовьёт в себе чуткость к партнеру» (Е.М. Шендерович). Концертмейстер –это не солист, который может умело и без запинки исполнить сольную программу,на нём груз ответственности – начинающий музыкант, требующий повышенноговнимания, помощи, мощной эмоциональной поддержки, ведения за собой. Поэтомусамостоятельные занятия пианиста за инструментом, будь то проучиваниеконцертного репертуара, чтение с листа или работа над собственной сольнойпрограммой, чрезвычайно важны. Чтобы оставаться в форме, необходимо продолжатьработать над техникой, прикосновением, искусством построения музыкальной фразы.Оставаясь один, пианист ищет образ, продумывает исполнительский план,оттачивает детали, выигрывается в текст, пропевая партию солиста или партииансамбля поочерёдно. Репертуар достаточно объёмен и разнообразен, поэтому частоконцертмейстеру приходится играть какие-то произведения только на уроке, многочитать с листа. Всё это будет делаться легко и с ходу, при условии регулярныхсамостоятельных занятий.
Что может сделать концертмейстер в рамках своей методическойработы? Это постоянный самоанализ, слуховой контроль, запись собственныхвыступлений на аудио и видеоносители, чтение специальной литературы, знакомствос опытом коллег – лично и при помощи Интернет-ресурсов, обобщение ираспространение собственного опыта. Посещение концертов, слушание музыки висполнении различных инструментов, вокала. Все это стимулирует к неустаннойтворческой работе и желанию анализировать свою деятельность.
В целом, всю деятельностьконцертмейстера можно условно разбить на несколько этапов:
предварительныйили первоначальный:
• зрительноепрочтение нотного текста;
• первичноемузыкально-слуховое представление;
• первоначальныйразбор, проигрывание целиком. аналитический:
• анализи выявление стилистических, жанровых, фактурных особенностей;
• правильноеопределение темпа;
• составлениеисполнительского плана;
• нахождениевыразительных средств, динамическая и драматургическая нюансировка. основной:
• техническаяпроработка эпизодов с различными элементами трудностей;
• постижениеэмоционально-образного содержания;
• проработкаи отшлифовка деталей, недопустимость фальшивых нот;
• выдержкаединого темпа;
• выработкарефлекса;
• репетиционныепроигрывания. заключительный – это концертные, конкурсныевыступления.
Специфика работыконцертмейстера в условиях ДМШ заключается в том, что ему приходитсясотрудничать с учениками и преподавателями разныхспециальностей, в разных жанрах и формах. А это значит, чтоконцертмейстер должен быть не только музыкантом-универсалом, но и обладатьопределённым набором теоретических знаний, профессиональных умений и навыковтаких как:
• знаниеистории МХК, стилистики и специфики исполнения инструментальных произведений;
• умениечитать с листа, транспонировать, перекладывать неудобные или технически сложныеаккомпанементы, не нарушая общего замысла произведения;
• владениенавыком ансамблевого музицирования;
• посколькумы работаем в школе, то и необходимы знания психолого-возрастных особенностейразвития учащихся.
Этапы работы концертмейстера над произведением: 1) Чтение с листа.Эскизное проигрывание.
При первом чтении с листа вместе с солистом или ансамблем(чаще всего первый раз пьесу ученику играет сам педагог) необходимо выявить ипостараться передать образноэмоциональную фабулу пьесы. Уже вступление (приналичии) – это характер, задаваемый солисту или ансамблю. Причём вовсе необязательно пытаться сыграть всю фактуру до последней ноты. Что-то можноопустить, какие-то октавные удвоения, украшения, сократить количество нот ваккордах. Но обязательно сохранить ритмический рисунок и линию баса какгармоническую основу. Темп как важная составляющая часть образа желателенблизкий к оригинальному или планируемому на завершающем этапе работы. Смотреть нужно на несколько тактов вперед, мысленно проигрывая партию солистаили хотя бы ведущую партию ансамбля, обращая внимание на изменение тональности,темпа, размера, штрихи свои и солиста, динамику
Читать с листа аккомпанементсложнее, чем читать соло. Нужно охватывать все строчки партитуры, одновременностараясь воспроизвести необходимые штрихи и быть готовым в любой моментподыграть партию солиста или одну из партий ансамбля. 2) Прослушиваниеаудиозаписи (самостоятельно и совместно с солистом или участниками ансамбля ипедагогом). Прослушивание аудио или видеозаписи изучаемого музыкальногоматериала. Важный этап, свидетельствующий о профессиональном подходе к данноймузыке. Может быть, осуществимо на классном часе. В XXI веке возможностиИнтернета велики, педагог или концертмейстер подбирают музыкальный материал дляпрослушивания, лучше, если это будут разные исполнения. Внимательно слушаем снотами, затем обсуждаем. Концертмейстер попутно отмечает для себя вариантытрактовки, создавая основу для будущей интерпретации. 3) Репетиция ссолистом (ансамблем). Рутинная работа, уроки, репетиции при правильноорганизованной последовательности действий вскоре принесут свои плоды.Произведение будет выучено и с блеском исполнено на академическом концерте, школьномвечере или конкурсе. Задача концертмейстера на этапе выучивания: набратьсятерпения, не торопить учащегося, проучивать его партию вместе с ним,подсказывать, вместе выстраивать фразу, динамический план. Осуществлятьдифференцированный (личностноориентированный) подход – в одном классевстречаются ученики различной степени одаренности – что-то подыгрывать, что-тонет, при необходимости адаптировать нотный текст аккомпанемента: например, дляменее подвинутых учащихся в аккордовом сопровождении верхние ноты аккордовсовместить с партией солиста для того, чтобы партия смело опиралась наподставленную для нее основу. Также на начальных этапах можно осуществлять равномерное ритмическоезаполнение, если в аккомпанементе длинные ноты. Разнообразиеразличных штрихов требует различного сопровождения, основанного на подражании.
4) Подготовка к концертному выступлению.
При подготовке к ответственному выступлению особенно важнонаходиться на одной психо-эмоциональной волне с учащимся. Общие цели (например,получение места на конкурсе) объединяют. Можно записывать свои исполнения навидео и совместно их анализировать. Большое количество совместных выступленийрождает у учащегося уверенность в своих силах, доверие к концертмейстеру,уменьшается боязнь сцены. Перед пианистом подчас стоят сложнейшиехудожественные и эмоционально-образные задачи, но вместе с тем играть нужнотак, чтобы не создавались «ножницы», чтобы не было слышно сочетания «мастер идилетант», соизмеряя свой профессионализм со скромными возможностями юныхскрипачей, создавая общую, единую концепцию произведения.
Заключение
Концертмейстер — этопризвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога.Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует не только огромногоартистизма, разносторонних музыкально-исполнительских дарований, но и знанийособенностей игры других музыкальных инструментов.
Список использованной литературы
1. Виноградов К.Л. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстераи певца // Музыкальное исполнительство и современность: сборник статей. – М.:Музыка, 1988.
2. Горошко Н.Н. Современная подготовка пианиста-концертмейстера: отузкой направленности к разностороннему воспитанию исполнительского мастерства// Музыкальное образование на пороге 21 века в контексте эволюцииотечественного музыкального искусства: Материалы Российской научно-практическойконференции 17-18 декабря 1998 г. / Оренбург. гос. пед ун-т; Ред. колл.: М.С.Каргопольцев, Г.П. Коломиец и др. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998.
3. Григорьев А.Ф. Формирование концертмейстерского мастерстваучителя музыки в системе непрерывного педагогического образования. /Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.Краснодар: Ставропольский государственный педагогический институт, 2004
4. Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов вмузыкальном училище // Методические записки по вопросам музыкальногообразования. – М., 1966.
5. Кудрявцева М.Г. Концертмейстерский класс. — М., 2009
6. Островская Е.А. Концертмейстерское искусство: педагогика,исполнительство и психология // Фундаментальные исследования. – 2009. — № 1
