ГБОУ«Валуйская общеобразовательная школа-интернат»
МЕТОДИЧЕСКОЕСОВЕЩАНИЕ
ПОВЫШЕНИЕЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХПОДХОДОВ К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовила:
Зиновьева Л.А.
Январь 2023
В нашей школе сложиласьопределенная система учебно- воспитательной работы. Воспитательная системаохватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия,разнообразную внеурочную деятельность детей и общение. Основной целью воспитательной работы в школеявляется формирование самостоятельной, зрелой, нравственной, психически ифизически здоровой личности воспитанника, способной творчески реализовать свойжизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы, стать достойным гражданиномсвоей страны.
Инновационные подходы ворганизации воспитательной системы в школе направлены на повышениеэффективности воспитания подрастающего поколения, а также на:
1. Формирование условий для высокогоуровня развития личностного потенциала воспитанников и реализации его вбудущем.
2. Духовно- нравственноеразвитие личности на основе демократии, гражданственности, патриотизма икультурных традиций нашего народа.
3. Укрепление здоровья воспитанниковчерез систему оздоровительных мероприятий, работу спортивных секций и спорта.
4. Развитие интеллектуального итворческого потенциала путём вовлечения в систему дополнительного образования.
5. Развитие детского самоуправления,предоставление реальных возможностей участия в общественной деятельности.
6. Создание условий длясоциально-бытовой и профессиональной ориентации воспитанников с целью успешнойадаптации к жизни и трудовой деятельности в новых социально- экономическихусловиях.
Принципы воспитательнойсистемы.
1. Личностно – ориентированныйпринцип (признание личности развивающегося человека высшей социальнойценностью, создание психологической комфортности, атмосферы успешности).
2. Культурно – ориентированныйпринцип (целостное представление о мире и месте человека в нем, опора наисторически сложившиеся культурные ориентиры: достижения мировой культуры,традиции нашего народа, традиции микромира – школа-интернат).
3. Деятельно – ориентированныйпринцип (формирование потребности в труде и творчестве).
4. Принцип воспитания вколлективе и через коллектив (оптимальное сочетание коллективных, групповых ииндивидуальных форм работы). Основные направления работы: — преемственность ввоспитательном процессе;- духовно-нравственное и гражданско-патриотическоевоспитание, основанное на традициях; — психолого-педагогическое и социальноесопровождение; — система дополнительного образования; — система трудовоговоспитания; — воспитательное пространство школьной библиотеки; — развитиедетского самоуправления; — профилактика правонарушений; — совершенствованиесодержания и научно-методическое обеспечение воспитательного процесса.
Вся воспитательная работа вшколе-интернате строится на основе общих и специальных задач, которыесоответствуют основным направлениям воспитательного и коррекционного процесса,находится в тесной связи с коррекционно-образовательным процессом
Цель воспитательной работы вкоррекционной школе: формирование социально адаптированной личности посредствомсоздания единого реабилитационно — развивающего пространства.
Задачи:
— сохранить и укрепить здоровье,совершенствовать навыки здорового образа жизни, формировать негативноеотношение к вредным привычкам;
— формировать и развивать трудовыеумения и навыки;
— формировать разносторонние интересывоспитанников через участие в общественной жизни школы, кружках, спортивныхсекциях;
— содействовать выработке готовностик самостоятельной жизни, подготовке к трудовой деятельности.
Реализация воспитательного процессаосуществляется посредством:
— воспитательных программ,реализуемых по направлениям;
— внеурочной деятельности (кружки,спортивные секции, факультативы);
— связь с социумом (экскурсии);
— работу с родителями;
— организация профилактическойработы.
Деятельность методическогообъединения воспитателей младших классов нашей школы строится в соответствии спланом работы школы-интерната. С целью повышения эффективности воспитательнойсистемы школы, развития интереса к новым проблемам учебно-воспитательногопроцесса, стремления к саморазвитию, самообразованию и к собственным творческимпоискам каждый педагог работает по своей теме самообразования: «Спецификаработы со слепыми и слабовидящими детьми дошкольного возраста» Вельменко Е.И.,« Личностно-ориентированный подход в воспитании слепого и слабовидящегошкольника в условиях реализации ФГОС» Зиновьева Л.А., «Особенности индивидуальнойработы с обучающимися, имеющими нарушение зрения и интеллекта» СтарокожеваО.А., «Формирование культурно-гигиенических навыков, способствующих развитиюличности ребенка в условиях реализации ФГОС с ОВЗ» Лондарь С.В., «Новые формывоспитательной работы с младшими школьниками в условиях реализации ФГОС НОО длядетей с ОВЗ» Косова И.И., «Формы работы по формированию навыков ЗОЖ у слепых ислабовидящих детей младших школьников» Трубникова О.Н., «Формирование раннейпрофориентации у слепых и слабовидящих младших школьников» Полесская А.В.
С целью совершенствованияметодического и профессионального уровня воспитателей на заседаниях МОрассмотрели следующие вопросы:
1. Самообразование как необходимое условиеповышения профессиональной компетентности педагога.
2. Роль воспитания на современном этапе вконтексте ФГОС.
3. Факторы, способствующие успешнойдеятельности воспитателя — из опыта работы.
4. Нетрадиционные формы работы с детскимколлективом при переходе на ФГОС.
5. Инновационные методы работы с детьми сОВЗ.
6. Эффективное общение: конструктивные приемыустановления контакта в условияхФГОС.
7. Творческий подход в работе воспитателя
8. Роль воспитателя в личностном развитииребенка с ОВЗ в школе-интернате.
9. Современные формы взаимодействия с семьейв свете ФГОС.
10. Методы изучения особенностей семейного воспитания ребенка с ОВЗ в свете ФГОС.
11. Создание эффективной моделисотрудничества, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия.
Реализация целей повышенияэффективности воспитательной системы школы-интерната осуществлялась посредствомсистематического проведения воспитательных занятий, бесед, общешкольныхмероприятий согласно плана воспитательной работы школы. Вот некоторые измероприятий, проведенные воспитателями младшихклассов:
1. Экскурсия в библиотеку «Дом, где живут…»Вельменко Е.И.
2. Беседа по нравственному воспитанию«Вежливое слово-всей жизни основа» Старокожева О.А.
3. Час размышления «Мир науки глазами детей»Косова И.И.
4. Неделя безопасности «Безопасность в нашихруках» Полесская А.В.
Готовясь и проводя разного родамероприятия, мастер-классы, беседы, «круглые столы», встречи для воспитанникови т.д. педагоги используют инновационные подходы (личностно-ориентированныетехнологии, здоровьесберегающие технологии, игровые, технология КТД, шоу-технологии, ИКТ, коррекционно-развивающие, технология диагностикивоспитанности). Данные мероприятия воспитателями проводятся методически грамотно, носят коррекционную направленность, современны, актуальны,интересны по содержанию, проходят на высоком профессиональном и эмоциональном уровне, с применением ИКТ (музыка, презентации,видеофильмы), что способствовало развитию эмоционально – волевой сферы, познавательной деятельности воспитанников с ОВЗ и повышало мотивацию воспитанниковк познавательной деятельности.
Личностно-ориентированная технология– это платформа, на которой строится педагогическая деятельность. На занятияхпедагоги создают предельно психологически комфортные условия дляучебно-воспитательной деятельности каждого ребёнка с учётом егоиндивидуальных особенностей, возможностей и способностей. Неотъемлемой частьюличностно-ориентированного обучения считается создание ситуации успеха, дажесамого маленького, для каждого ребёнка.
Регулярное применение технологииличностно-ориентированного обучения позволяет формировать на должном уровнекоммуникативные навыки детей и их положительные качества характера, воспитыватьчувства взаимопомощи, сотрудничества, уверенности в себе.
При проведении внеклассных занятий используютсякомпьютерные технологии как способ представления и облегчения процессавосприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, что не толькоускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным, позволяетоптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение ивоспитание детей с ОВЗ, а также способствует положительному состоянию детей впроцессе занятий и значительно повышает эффективность работы.
Так как педагоги нашего методическогообъединения работают с начальным звеном, то наибольший интерес представляютигровые технологии. В данной классификации игровые технологии связаны с игровойформой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета(игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачивключаются в содержание игры. В образовательном процессе используютзанимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры. Игровыетехнологии являются составной частью педагогических технологий.
Применение здоровьесберегающихтехнологий является первостепенной задачей. Для её достижениявоспитателями организовываются и проводятся занятия в соответствии ссанитарно-гигиеническими требованиями. В режим дня включаются комплексыоздоровительных мероприятий: смена видов деятельности, обстановка игигиенические условия. Используются моменты оздоровления и время их проведения- это физкультминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз в зависимости отпреобладающей деятельности на мероприятии. При проведении активнойдеятельности — дыхательная гимнастика, упражнения на рефлексию.
Здоровьесберегающие технологии такжеприменяются педагогами во всех видах послеурочной деятельности (подвижные игры,прогулки, спортивные часы)
Инновационная деятельность школыоснована на внедрении технологии мониторинга. Под мониторингом воспитательногопроцесса мы понимаем процедуру отслеживания результатов воспитания черезорганизацию системы контроля, сбора, обработки информации, представляющей собойсовокупность показателей для анализа, прогноза и моделирования учебногопроцесса, направленного на достижение поставленных целей. В начале учебногогода воспитателями проведена вводная диагностика уровня воспитанности изапланирована итоговая диагностика уровней воспитанности, мониторинг личностныхкачеств, санитарно-гигиенических навыков. Это способствует повышению внимания к каждому ребёнку, побуждает к его изучению, оперативномуфиксированию возникающих затруднений и своевременному оказанию необходимой ему в процессе воспитания помощи.
Миссия нашей школы-интерната длядетей с ОВЗ–это обеспечение максимально возможного, всестороннего игармоничного развития, физического, социального и психологического благополучиякаждого ребенка с особым учетом его личностных особенностей и резервныхвозможностей при коррекционно-развивающей работе. Создание условий длявоспитания социально-адаптивной личности и интеграции детей с ограниченнымивозможностями в социуме.
