Методикаобучения одаренных детей
науроках информатики
В современном миретворчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самыхвостребованных, а целеустремленные, творческие люди всегда находят свойжизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала.
Сегодня к ребенку и кчеловеку вообще, предъявляются все более высокие требования, соответствиекоторым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности и в решениипроблем. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному: укого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка, естьхоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться,трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.
Чтобы дальше продолжатьречь о творческих способностях, немножко вспомним, что же такое творческиеспособности?
Способности – этопсихическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей,которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видамидеятельности.
Способности делятся на:
Общие:
· Интеллект;
· Креативность;
· Обучаемость.
Специальные:
· Творческие;
· Инженерные;
· Коммуникативные;
· Научные;
· Мнемические;
· Имажитивные.
Но вот специальныеспособности, присущи уже не только в разной степени, но и вообще, не всемлюдям.
Совокупность рядаспособностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека вопределенной области и выделяющая его среди других обучающихся и называетсяодаренностью.
Одаренность – этоспособности, позволяющие достичь сверхнормативных результатов в каком-либо видедеятельности.
Существует общаяодаренность — способность к обучению, и специальная — это высокий уровеньспециальных способностей, т. е. талант и гениальность.
Талант – этоспособность к достижению высшего порядка. Гениальность – способностьсоздавать что-то принципиально новое, незаурядное в различных областях, т.е. на слайде выявилась некая иерархия развития способностей.
Но одаренности простотак не существует, она должна реализовываться в какой-нибудь сфере.
Классификация одаренности:
· Интеллектуальная (академическая) одаренность;
· Художественно-эстетическая;
· Креативная (творческая);
· Социальная (коммуникативная);
· Психомоторная (спортивная).
Итак, пообщавшись ипонаблюдав за всеми детьми, мы сразу выделяем таких деток, которые сразузапоминают длинное стихотворение, другие — легко складывают в уме пятизначныечисла, третьи – высказывают мысли, достойные философа.
Складывается некийпортрет одаренного ребенка:
· отличная память;
· способность классифицировать информацию;
· умеют пользоваться накопленными знаниями;
· имеют большой словарный запас;
· используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумываютновые слова;
· предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры;
· обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижениирезультата в сфере, которая им интересна;
· сильно развито чувство справедливости, личностные системыценностей;
· обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаютсярешать проблемы, которые им пока «не по зубам»;
· любознательность;
· эстетическая чувствительность.
Для развития творческихспособностей и одаренности на уроках информатики применяются общие испецифические методы, связанные с применением средств ИКТ:
· словесные методы обучения (рассказ, объяснение, работа с учебником,лекция);
· наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядныхпособий, презентаций);
· практические методы (устные и письменные упражнения, практическиеконтрольные работы);
· проблемное обучение;
· метод проектов;
· ролевой метод.
Как правильнопреподнести учебный материал до одаренных обучающихся?
1. Вначале каждой новой темы по информатике показывать её связь с предыдущими занятиями,использовать доступный и понятный язык, делая логические переходы от однойпосылки к другой и используя знакомую лексику, при вводе же новых терминов -делать это четко, но только там, где это необходимо.
2. Включатьв уроки информатики, заранее подготовленные компьютерные презентации споследовательностью излагаемых положений или технологией работы с изучаемымпрограммным средством.
3. Приработе за компьютером у каждого одаренного школьника формируется индивидуальныйтемп выполнения задания, но необходим контроль темпа практических работ иоказание помощи нуждающемуся в ней обучающемуся.
4. Вкаждый момент своей работы обучающиеся с высокими познавательными способностямидолжны знать, чем именно они занимаются и к чему им надо стремиться, тогдаребята учатся с большим интересом и желанием над отработкой даже самых рутинныхнавыков, если заранее знают результат, к которому надо стремиться.
5. Ну,и конечно, сам педагог – творческая личность.
Литература:
1. Грабовский,А.И. К вопросу о классификации видов детской одарённости [Текст]: статья/ А.И.Грабовский; Педагогика: Научно-педагогический журнал — №8, 2003. — с. 18.
2. Бердышев,Н. Е. Особенности работы с одаренными детьми на уроках информатики [Текст]:статья/ Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск. -2016. — c. 29.
3. Савенков,А.И. Что такое детская одаренность? [Текст]: учеб. пособие/ А.И. Савенков;Школьный психолог. № 32. 2004. — с. 440.
4. Способностии одаренность [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.io.nios.ru/articles2/81/34/sposobnosti-i-odarennost
5. Дик,Н.Ф. От одаренности – к творчеству. Научно-теоретические основы детскойодаренности, ее развития и поддержки в образовательных учреждениях [Текст]:Н.Ф. Дик, Р.-н/Д.: Феникс, 2003. – с. 15.
6. Лосева,А. А., Матюшкин А., М., Волков А. С. Психологическая диагностика одаренности[Текст]: методическое пособие/ А. А., Лосева, А., М., А. С. Матюшкин Волков;Москва, 2004. — с. 346.
7. Митин,А. Н. Управленческие взаимоотношения с талантливыми детьми [Текст]: А. Н.Митин; ЛГО №4, 2000. — с. 32.