X-PDF

Методика обучения прыжкам. Последовательность обучения в разные периоды

Поделиться статьей

Детям дошкольного возраста доступны разные виды прыжков.

Подпрыгивание — ритмичные прыжки на месте или с продвижением вперед. Главная техническая особенность подпрыгивания — совмещение двигательных действий: окончание предыдущего прыжка является началом пос­ледующего.

Выполняется подпрыгивание по-разному:

— на двух но­гах, на одной ноге, с ноги на ногу .

— в одной плоскости и с поворотом вокруг .

— может сочетаться с различными дви­жениями рук, а также с их фиксированным положени­ем, например на поясе .

— перемещаться можно прямо и боком, через линию вперед-назад и из стороны в сторо­ну, приземляться можно произвольно или в обозначен­ное место (квадраты, кружочки).

Прыжки в высоту с места характеризуются энергич­ным отталкиванием, обеспечивающим вертикальное дви­жение туловища. Различают прыжок с места вверх (типа подпрыгни и достань), напрыгивание (на скамейку, на ступеньку), перепрыгивание (через планки, веревочку).

Выполняются прыжки толчком обеих ног, толчком од­ной с приземлением на обе ноги . направлены прямо, боком, спиной вперед.

Спрыгивание прыжок с высоты или в глубину. Ис­пользуется как самостоятельное движение и как двига­тельное действие в продолжение другого, соскок в конце бега по скамейке.

Прыжок в длину с места выполняется на двух ногах, на одной йоге . в разных направлениях — прямо, боком, спиной вперед, с поворотом на 90° и 180°.

Прыжки с разбега в длину и высоту.

Прыжки со скакалкой (короткой и длинной).

Прыжок — ациклическое движение. В каждом прыж­ке различают четыре фазы — поступательные движения, последовательно сменяющие одно другое.

Первая фаза — подготовительная — сгибание ног (в прыжке в глубину), разбег (в прыжках с разбега) . вто­рая фаза -толчок . третья — полет и четвертая — при­земление. Прыжки выполняются слитно, единым дви­жением. Однако знание структуры прыжка — важный фактор, помогающий воспитателю наметить стратегию педагогического руководства в зависимости от вида прыж­кового упражнения, возраста и двигательной подготов­ленности детей.

Требования к младшим детям элементарны. Они по­вторяют действия воспитателя в самом общем виде, а в средней группе необходимо добиваться от детей опреде­ленной четкости действий, наиболее характерных для каждой фазы.

Конкретные двигательные действия в разные фазы, несмотря на общность названия, зависят от вида прыж­ка. Так, приземление в подпрыгивании и спрыгивании, а также в прыжках в высоту с разбега выполняется на носки, а в прыжках в длину с места и с разбега — перека­том с пятки на всю ступню. В прыжках с места в высоту через предмет надо приземляться с носка, а в направле­нии на предмет (скамейку, ступеньку) — жестко на всю ступню. Запомнить эту принципиальную разницу помо­гает примета: если туловище в фазе полета движется вер­тикально — приземление выполняется с носков. Там, где ноги выбрасываются вперед, опережают движение туло­вища, — приземление выполняется перекатом с пятки.

Но во всех прыжках приземление должно быть мяг­ким, пружинистым, для чего необходимо согнуть колени. Этот навык нужно формировать у дошкольников в первую очередь.

Требования к технике выполнения разных прыжков конкретизируются в зависимости от возраста детей.

В младшей группе обучение малышей начинается с подпрыгивания, как самого доступного из всех прыж­ков. Главное внимание педагог должен обратить на обу­чение отталкиванию. Па первом этапе дети не умеют от­талкиваться двумя ногами. Даже на предложение воспи­тателя попрыгать, как мячики (зайчики, воробышки) многие малыши выполняют только пружинку, сгибая ноги в коленях. Некоторые поднимают одну ногу, кое-кто приподнимает пятки. Внимательный воспитатель всячески способствует тому, чтобы эти действия повто­рялись. Они — начало прыжков.

Игровые задания, например Позвони в колокольчик, Достань, какой хочешь шар, Испугай бабочку и дру­гие двигательные задания с привлекательными атрибу­тами, вызывают желание действовать. Предметы разме­щаются на 5-10 см выше вытянутой руки ребенка в удоб­ных местах в групповой комнате, на игровой площадке и провоцируют, в хорошем смысле этого слова, выполне­ние движений без специальных приглашений со стороны воспитателя.

Первоначально детей учат спрыгииванию с высоты 5-10 см, а к концу года уже с высоты — 15-20 см. В этом виде прыжков главное — учить малышей мягко призем­ляться.

Небольшая высота предметов для спрыгивания — фак­тор принципиальный. Дело не только в том, что у малы­шей еще не сформировалась ступня и прыжки с большой высоты могут быть травмоопасными, а в другом. Важно проследить, чтобы в подготовительном движении дети согнули колени. Поскольку высота небольшая, то в фазе полета они не успевают разогнуть ноги и приземляются на согнутые, амортизируя естественно. Возникающие при этом ощущения становятся основой нужных умений. Спрыгивать надо на мягкую поверхность, например на поролоновый или резиновый коврик.

Необходимо разными средствами вызывать у детей желание повторить действие. Бели детей приглашают поскакать, как зайчики, нужно дать им маски-шапоч­ки, пусть они почувствуют себя зайчиками. Если мес­та приземления обозначить яркими картинками, то зайчики будут многократно прыгать на капусточку, «птич­ки» — на ягодки. Никого не придется уговаривать.

Прыжки в длину с места синтезируют приобретенные умения отталкиваться двумя ногами, приземляться, сгибая колени, учат реагировать на ориентиры. Даже от самых маленьких можно добиться элементарной точнос­ти действий, особенно если интересно обыграть эти требования: Не становитесь в ручеек, чтобы не замочить ножки…

Во время выполнения прыжков не следует обращать внимание на положение рук малышей, потому что дети, еще не умеют согласовывать одновременные действия ног и рук. Размахивая руками, они будут перешагивать через ручеек, а не прыгать. Но воспитатель должен показать прыжок правильно, ничего не утрируя: отвести руки: назад в подготовительном движении, взмахнуть ими в момент отталкивания, вынести вперед при приземлении.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.6%
НЕТ
41.4%
Проголосовало: 988

Показ дети должны наблюдать сбоку. Во время выполнения упражнения детьми воспитатель стоит в месте приземления с правой стороны.

В средней группе возросшие объективные возможности и приобретенный дошкольниками двигательный опыт позволяют и количественно и качественно усложнить все прыжковые упражнения.

Подпрыгивание на месте проводится с разным положением рук, в том числе детям могут быть предложены задания на координацию движений (однонаправленные действия). Упражнения выполняются и прямо, и с поворотом вокруг. Во второй половине учебного года можно чередовать прыжки на двух ногах с прыжками на одной, сочетать с ходьбой во вводной части физкультурных за­нятий и на утренней гимнастике. Необходимо чаще ис­пользовать природное окружение, совершенствовать прыжковые движения в подвижных играх.

В игровых заданиях типа Подпрыгни и достань пред­меты подвешиваются выше вытянутой вверх руки на 15-20 см, что требует от ребенка не только сильного толчка ногами, но и взмаха руками.

Новым и важным этапом в освоении прыжков является называние необходимых действий в каждой фазе движе­ния. Разучивая спрыгивание (например, со скамейки), вос­питатель сопровождает свои действия примерно таким объяснением: «Сначала надо приготовиться: встать на скамейку так, чтобы носки немного выступали вперед и помогали упираться в край скамейки . замахнуться: сги­бая ноги» слегка наклониться, руки отвести назад, смот­реть перед собой . прыгнуть . ноги выпрямить толчком, руки вынести вперед и приземлиться на носочки, согнув коле­ни.

Посмотрите, как это нужно сделать без остановки…» — показ повторяется слитно, воспитатель только называет фазы. В результате дети учатся соответствующим образом реагировать на распоряжения приготовиться!.., замахнуть­ся!.., прыгнуть!.., необходимые на занятиях.

Стимулирует проявление различных физических ка­честв задание приземлиться за начерченной линией (не дальше 30 смот скамейки) в круг, квадрат.

Дети должны согласно программе прыгать в длину с места на расстояние до 70 см. Увеличение дальности прыжка в два раза по сравнению с младшей группой тре­бует энергичных действий. Дети учатся сочетать оттал­кивание с резким взмахом рук, удерживать равновесие при приземлении, вынося руки вперед. Поэтому логично примерно с середины года учить детей начинать прыжок не с «позы пловца», а с замаха руками спереди, а позднее и сверху — назад с одновременным сгибанием ног.

В старшей группе педагогическая направленность работы с дошкольниками (развитие двигательной ини­циативы и самостоятельности) влияет на подбор прыж­ковых упражнений и технику прыжков: стимулируются энергичные действия, часто практикуются упражнения соревновательного типа.

Дети начинают понимать взаимозависимость двига­тельных действий: чем сильнее оттолкнешься, тем даль­ше прыгнешь.

В подпрыгивании активно участвуют руки, причем используются как однонаправленные, так и разнонаправленные действия. В подпрыгивании с продвижением вперед чаще применяется приземление в определенное место — стимулируются сильные, точные и ритмичные движения. Используются задания, приучающие детей контролировать и оценивать свои действия, сравнивать их сдействиями других детей: Кто сделает меньше прыжков до…, Кто быстрее доскачет на одной ноге до…

Со старшими детьми можно использовать все виды прыжков с места в высоту, также зачастую приобретающих соревновательный оттенок: Кто достанет шар, висящий выше.

Воспитатели практикуют и комбинированные задания, приучающие детей целесообразно использовать приобретенные навыки, менять способы действий в зависимое от ситуации, например на прыгнуть на скамейку и спрыгнуть с нее. Напрыгивание требует жесткого приземления на всю ступню, спрыгивать нужно мягко на носки. Оба прыжка могут совершаться в одном направлении, можно спрыгивать и назад (спиной вперед), не разворачиваясь.

При спрыгивании нужно уметь приземляться не просто в круг, а в центр круга («Кто точнее приземлится»). Спрыгивать можно по-разному: вперед, в сторону, спиной вперед, с поворотом в полете. Педагогу следует помнить, что, несмотря на уверенные действия старших детей, страховка необходима. Поэтому место для приземления надо готовить тщательно. В зале нужен толстый мат, на участке песок в прыжковой яме надо обязательно взрыхлять.

В прыжках в длину с места, опираясь на естественное стремление старших ребят прыгнуть дальше, надо стимулировать высокие прыжки, учить группироваться в полете и выбрасывать ноги вперед. Поскольку словесные инструкции на этот счет затруднительны, лучше прибегнуть к уже полюбившимся детям заданиям соревновательного типа: Кто прыгнет до зеленого кубика хорошо, кто прыгнет до желтого — очень хорошо, а кто прыгнет до красного — отлично!..

В старшей группе начинается обучение детей прыжкам с разбега в длину и в высоту. Главная трудность в освоении этих движений состоит в том, что отталкиваться после разбега надо одной ногой. Приобретенные в предыдущих прыжках стереотипы (отталкивание двумя ногами) являются некоторое время тормозом для появ­ления новых навыков и даже причиной падении. Поэто­му нужно позаботиться о создании необходимых усло­вий для успешного и безопасного обучения (маты — в зале, прыжковая яма с песком или опилками — на учас­тке, умелая страховка воспитателя).

Прыжки с разбега осваиваются на протяжении несколь­ких занятий. На каждом из них ребята выполняют пры­жок в целом, но требования к выполнению определяются конкретными задачами, сложность которых возрастает по мере того, как дети осваивают предыдущую.

При обучении прыжкам в длину с разбега очень важ­но вызвать интерес детей: … Прыгнуть с разбега можно гораздо дальше, чем с места. Посмотрите… После пока­за воспитатель отдельно демонстрирует главный элемент прыжка — отталкивание одной ногой, а приземление на две. Затем повторно показывается слитный прыжок в целом, после чего начинают прыгать дети. Так осваива­ется первая и главная задача: учить отталкиваться одной ногой, а приземляться на две.

Важно, чтобы дети видели все элементы прыжка и не боялись прыгать. Имеет значение каждый элемент орга­низации: размещение детей, разметка, место и поза вос­питателя, готового подхватить теряющего равновесие ребенка.

На следующем занятии, когда движение повторяется, можно поставить перед детьми задачу: «Отталкивайтесь сильнее, чтобы прыгнуть дальше». Когда этот навык ос­воен, детей учат отталкиваться, не переступая черту. Конечно, в дошкольном возрасте невозможно добиться в полном смысле слова техничного прыжка с разбега не следует требовать от детей максимальных результатов. Важно заложить лишь основы техники. Поэтому нужно просто приучать детей контролировать свои действия. Черту надо обозначить выразительно, а дощечку перед прыжковой ямой тщательно вымыть.

Очень важно учить детей правильно разбегаться. Не случайно техника разбега совершенствуется на заключительном этапе. В предыдущих упражнениях каждый ребенок приобрел конкретный опыт и теперь точно знает, какую ногу выставлять вперед, готовясь к разбегу.

В этом случае можно прибегнуть к распоряжениям, которые должны вызывать соответствующие двигательные реакции: Приготовиться! — выставить вперед одну ногу, слегка согнув ее, податься вперед, руки согнуть в локтях . «Можно!» — ребенок разбегается и прыгает. Упражнение выполняется поочередно, так как требует страховки. Следующий разбегается, когда мат свободен. По возможности дети должны выполнять конкретные требования к разбегу: скорость бега постепенно возрастает, пи становятся короче, махи в направлении вперед — вверх короткие и энергичные.

Прыжок в высоту с разбега осваивается дошкольниками аналогично. Но в нем специфические сложности надо преодолеть препятствие в виде веревочки на прыжковых стойках или планку. Кстати, веревочку не привязывать, обеспечить ее натяжение должны пришитые к концам мешочки с песком.

Перед началом обучения прыжкам в высоту с разбега больше внимания следует уделить подводящим упражнениям — напрыгиванию с места на маты после толчка одной ногой, прыжкам с места через веревочку, планку, прутик. Те же упражнения следует проделать с небольшого (2-3 шага) разбега. Эти и похожие препятствия можно пробовать преодолевать сбоку стилем «ножницы» для последующего индивидуального обучения детей прыжку с бокового разбега.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.6%
НЕТ
41.4%
Проголосовало: 988

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет