Методика обучения технике игры вфутбол
Футбол являетсяпопулярным видом спорта среди детей и подростков, обладающим широкимивозможностями для развития физических качеств и функций организма, укрепленияздоровья, повышения двигательной активности. Начальное обучение игре в футболосуществляется как в спортивных школах различного профиля, так и секцияхобщеобразовательных школ.
В условиях школьнойспортивной базы, обеспеченности спортивным инвентарем и оборудованием, подготовленностипедагогических кадров необходима разработка педагогически оправданныхтехнологий обучения навыкам игры в футбол, применение наиболее эффективных наначальном этапе подготовки средств и методов для овладения технико-тактическиминавыками игры.
Однако до настоящеговремя отсутствуют практические научно обоснованные рекомендации по применениюнаиболее эффективных средств спортивной тренировки, направленных на развитие ушкольников целевой точности движений при формировании технических навыков игрыв футбол в условиях спортивной секции общеобразовательной школы. В этой связивыбранное направление исследования является актуальным для школьногофизического воспитания.
Футбол –это вид спорта, не оставляющий никакого равнодушия. По всему свету молодые людии люди пожилые играют в него, смотрят его и читают о нем. Люди зачастуюзабывают, что, несмотря на всю драматичность и красоту, футбол этопростая игра, основанная на мастерстве отдельных футболистов, объединенных водну команду. Несмотря на то, что физические качества даются от рождения,игроки не рождаются готовыми мастерами – они должны научиться мастерству ипониманию игры. Чтобы достичь успеха, необходимо много и упорно трудиться, бытьтерпеливым и самоотверженным, иметь желание познавать игру и совершенствоватьсяв ней.
Игра в футбол широко используется в различных звеньях системыфизического воспитания. В общеобразовательных школах, дети и подросткизанимаются в секциях по футболу, а также используется как основноесредство физкультурно-оздоровительной работы в различных местах отдыха,походах, на пляжах, в домах отдыха и санаториях, детских оздоровительныхлагерях.
Таксистематические занятия школьников футболом оказывают на организм всестороннеевлияние. В процессе тренировок и игр у занимающихся футболом совершенствуетсяфункциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическоеразвитие, формируются такие положительные качества и черты характера, какумение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь,активность, чувство ответственности. Следует также учитывать, что занятияфутболом – благодатная почва для развития организма.
Игра в футболхарактеризуется высокой двигательной активностью футболистов, проявляющейся вразличных формах перемещений (прыжки, бег, ускорения, рынки с изменениемнаправления). В среднем футболист за матч пробегает от 8 до 12 км, а объемскоростной работы составляет 1800-2200 м. Специфику футбола определяют действияс мячом, к которым относятся: удары, ведение, остановки, обводка,ввод мяча из-за боковой линии и техника игры вратаря. Основу тактическихвзаимодействий составляют передачи мяча. Они определяют стиль команды и темпигры. Одним из главных элементов игры являются удары по воротам, которыеобусловливают результаты матча.
Действия футболистов во времяигры носят преимущественно динамический характер, где интенсивность выполняемойработы постоянно колеблется от умеренной до максимальной. Все это предъявляеточень высокие требования к физической подготовленности футболистов.
Техническая подготовка школьников
Многолетняя подготовка футболистов делится на базовую тренировку, в которой происходит становление футболиста а такжесовершенствование и приобретение футбольного мастерства.
Базоваятренировка подразделяют на начальное обучение это 8-12лет, спортивная тренировка это 13-15 лет, подготовка к высшим достижениям16-18лет.
В начале подготовки важно заложить основу для развитияобщей работоспособности, добиться хорошего физического развития спомощью общеразвивающих упражнений. На втором этапе решаются задачи воспитанияфизических способностей и двигательных качеств с учетом специфическихтребований игры. Большое внимание уделяют развитию быстроты и скоростно-силовыхкачеств.
На третьем этапе физическая подготовка продолжаетсовершенствоваться. Она направлена на совершенствование двигательных качеств.Объем специальных средств продолжает возрастать. В занятиях с юными учащимисяобязательно придерживаться следующих методических положений:
· Подбиратьсредства и методы с учетомособенностей развития детского организма, отличающегося повышенной пластичностью нервнойсистемы.
· Задачифизической подготовки детей младшего и среднего возраста успешно решаются спомощью упражнений скоростно-силового характера.
· Следуетпомнить, что наиболее интенсивное развитие скоростно-силовыхкачеств происходит в 14-15-летнем возрасте и достигает своего максимума к 19годам. Не следует стремиться быстрее научить детей технике и тактике футбола.
· Водном занятии не рекомендуется решать сразу несколько задач.
· Изучатьбольше двух новых технических приемов.
· Стремлениедетей показать себя с наилучшей стороны следует развивать, проводя соревнованияпо сдачи нормативов.
Важно поддерживать рациональное соотношение между различнымисторонами подготовки, изменяя круг средств и их удельный вес по мере ростаподготовленности занимающихся.
Под управлением учебным процессом подразумевается правильноесочетание и дозировка тренировочных средств с учетом конкретных целей и задач,как на текущий год, так и на отдельные этапы обучения.
В футболе, как и вдругих видах спорта, есть общие методические принципы построения и сочетаниязанятий по направленности во время одного занятия в течение недельного цикла.Однако при работе над техникой они имеют свои особенности, поскольку разныеэтапы подготовки преследуют свои цели.
Планируя техническуюподготовку, следует придерживаться принципа, согласно которому на разных этапахобучения она занимает разное положение среди других видов подготовки. На этапетехнического обучения необходимо добиться высокой степени надежности применениятехнических приемов и сложной игровой обстановке. Для этого упражнения наполняютсямножеством сбивающихся факторов, которые не тормозили бы, а помогалистабилизировать техническую подготовку, ведь любая подготовка обеспеченавысоким уровнем технической подготовленности.
Процесс обучения технической подготовкиявляется постоянным, он никогда не завершается, и требуется постоянный поискболее эффективных средств для его реализации. Однако это возможно только приусловии, что в процессе подготовки будут применяться современные методыобучения.
Технические приемы – это средства ведения игры. От того,насколько полно владеет футболист всем многообразием этих средств, как умело иэффективно применяет их в рамках правил для решения конкретных практическихзадач в вариативных условиях игровой деятельности, при противодействии игроковкоманды соперника, а часто при прогрессирующем утомлении, во многом зависитвозможность достижения высоких спортивных результатов.
Искусное владение техникой – неотъемлемая часть всестороннейподготовки и гармоничного развития футболистов.
Удар носком
Техника удара
· Отвестиногу назад (замах).
· Направитьногу носком вперед, в сторону мяча.
· Спорнаянога чуть сзади мяча.
· Бьющаянога резко выпрямляется.
· Носокбьющей ноги должен попасть в середину мяча.
Специальные упражнения
· Коснисьноском центра мяча.
· Ударс места по неподвижному мячу в стенку.
· Ударс разбега по неподвижному мячу в стенку.
· Ударс места или с разбега в паре, в тройке.
Возможные ошибки
· Опорнаянога в момент удара далеко от мяча, и бьющая нога едва дотягивается до мяча.
· Носокопорной ноги развернут наружу или внутрь.
· Носокбьющей ноги не попал в середину мяча.
Удар серединой подъема
Техника удара
· Опорнаянога ставится рядом с мячом.
· Бьющаянога выполняет замах.
· Резкоедвижение ноги вперед.
· Леваярука выносится вперед-вверх.
· Ударбьющей ноги в середину мяча.
Специальные упражнения
· Серединойв середину (имитация удара по мячу).
· Устенки (нанесение несильного удара в стенку).
· Понеподвижному мячу (удар с разбега в стенку).
· Предметперед стенкой (постараться попасть в предмет (стойка) с места, с разбега).
· Вмаленькие ворота (попасть в мини-ворота с места, с разбега).
· Попадив квадрат (попасть в квадрат, нарисованный на стене, сетке).
«Получив мяч, попади в цель»
Возможные ошибки
Опорная нога далеко от мяча – бьющая нога еледотягивается.
Скользнул по мячу – и мяч срезался в сторону.
Носок бьющей ноги в момент удара не должен быть повернут внутрь(к опорнойноге).
Носокцепляет землю.
Таже ошибка, но носок повернут наружу.
Удар внутренней частью подъема
Выполняется так же, как удар прямым подъемом, но в последниймомент перед ударом надо развернуть носок наружу.
Специальные упражнения
«Как подходить к мячу» (имитация удара).
«Точность удара»
Удары через веревочку.
Забейза линию.
Изкруга в круг.
В треугольнике
Групповая обработка ударов
Удар внешней частью подъема
Техника удара
· Поставитьопорную ногу сбоку и сзади от мяча.
· Бьющуюногу повернуть носком внутрь.
· Послезамаха бьющая нога соприкасается с нижней частью мяча.
· Вмомент удара нога закреплена в голеностопном суставе.
· Туловищенемного наклонено вперед.
Техника удара внешней частьюподъема
Возможные ошибки
Опорная нога слишком близко кмячу.
Срезка мяча вправо.
Опорная нога мешает бьющей.
Опорная нога слишком далеко отмяча.
Удар внутренней стороной стопы(«щечкой»)
Техника удара
Этот удар применяется главным образом как точная передача нанебольшое расстояние. Но когда игрок оказывается в непосредственной близости отворот, можно точно пробить по воротам.
· Опорнаянога должна быть сбоку-сзади.
· Коленоопорной ноги чуть согнуто.
· Стопабьющей ноги разворачивается так, чтобы быть к мячу внутренней стороной;
· Вмомент удара можно наклонить туловище над мячом.
Специальные упражнения
«Сыграй точно»
«Попади в квадраты»
«Мяч в круге»
«Вышибай из круга»
Возможные ошибки
Носок опорной ноги наружу –затруднено движение бьющей.
Туловище в момент ударавыпрямлено.
Неверное подведение стопы бьющейноги.
Удар внешней стороной стопы
Чаще всего внешней стороной стопы бьют по мячу, катящемусянавстречу или сбоку, с внешней стороны бьющей ноги.
Техника удара
· Опорнуюногу поставить примерно в полушаге слева от мяча и чуть за ним.
· Замахнутьсяв сторону опорной ноги чуть спереди.
· Ударитьобратным движением серединой внешней стороны стопы.
Удар пяткой
Техника удара
· Встатьпозади мяча так, чтобы левая нога стояла с левой стороны от мяча.
· Праваянога примерно на длину стопы за мячом; носки обеих ног направлены вперед.
· Замахнутьсяи пронести ногу над мячом или справа от него;
· Резкимдвижением назад ударить пяткой в нижнюю часть мяча посередине.
Удар пяткой (разновидность)
Специальные упражнения
· Пяткойв ворота.
· Ты– мне, я – тебе.
· Сдвух сторон маленьких ворот.
· Разводящий.
Возможные ошибки
Неверное положение опорной ноги.
Опорная нога мешает бьющей.
Не попал пяткой в серединумяча – «срезка» в сторону.
Удары с подрезкой мяча
Техника удара
· Поставитьопорную ногу сбоку и сзади от мяча.
· Бьющуюногу повернуть носком внутрь.
· Послезамаха бьющая нога соприкасается с нижней частью мяча.
· Ударпо мячу выполнять только тогда, когда мяч окажется на подъеме, на середине иличуть дальше к пятке.
· Подрезаямяч внешней стороной подъема, игрок коснулся той части мяча, которая близка кего середине. Вращательное движение мяч уже не получает.
· Игрокне сумел придать мячу вращательное движение, потому что не сделал движениебьющей ногой в сторону опорной, а выполнял ею лишь движение вперед (как принанесении обычного удара этой частью).
Финты
Финты – обманное движение ногами и туловищем, которыефутболисты, владеющие мячом, применяют с целью перехитрить соперника. Финтовочень много, они разнообразны: это – финт на удар, финт на ведение, финт напередачу, финт на остановку.
Специальные упражнения
· Свыпадами и поворотами» (во время бега).
· Бегс резким торможением и переменой направления.
· Бег“змейкой”.
Уход (с мячом) в сторону отсоперника.
Пронося ногу над мячом, другойподтолкнуть его на ход.
Возможные ошибки
· Сделанложный замах на удар на большом расстоянии от соперника, стоящего напротив.
· Соперникхоть и среагировал на финт – уклонился в сторону, но успел преградить путь.
· Такаяже ошибка бывает, когда соперник за спиной.
· Оченьмедленное обманное движение, поэтому действия показались соперникунеправдоподобными, и соперник на них не среагировал.
Отбор мяча
· Отбормяча – очень сложный технический прием. Кроме чисто физических качеств, нужнаочень большая расчетливость, выбор позиции.
· Игрокдолжен сначала уловить (понять) намерение владеющего мячом и лишь потомприменить тот или иной прием.
· Легчевсего отобрать мяч у соперника в тот момент, когда соперник принимает иобрабатывает мяч.
· Выборприема для отбора мяча зависит от того, в каком положении находится владеющиймячом и отбирающий его.
Подкат
Специальные упражнения
· Ану-ка, отними!
· Атакуйсбоку.
· Есливас больше двух.
Возможные ошибки
· Слишкомрано выбрасывается нога к мячу.
· Нерассчитан момент подката, выполнен слишком поздно.
· Попаданиена финт.
· Игрокне смотрит на мяч.
Вбрасывание мяча
Вбрасывают мяч руками, когда он улетает или укатывается забоковую линию.
Техника вбрасывания
· Взятьмяч руками и занести за голову.
· Концыбольших пальцев должны соприкасаться.
· Остальныепальцы широко расставлены и крепко держат мяч.
· Рукисогнуты в локтях.
· Согнутыеноги, одна впереди другой (можно параллельно).
· Телоотклоняется назад.
· Энергичноразгибая сзади стоящую ногу, подать туловище вперед, хлестко разогнуть руки икистями направить мяч партнеру.
Вбрасывание можно выполнять как сместа, так и с разбега.
Специальные упражнения
· Встенку.
· Свратарем.
· Ктодальше?
· Вратарьв круге.
· Бросаемдруг другу.
· Изкруга в круг.
· Вбрасываниеи остановка.
· Ктоточнее?
Возможные ошибки
· Мячеще в руках, а нога уже оторвана.
· Мячне занесен за голову.
· Заступза боковую линию.
· Вбрасываниемяча одной рукой.
Приемы игры вратаря
Круг приемов игры вратарядостаточно широк. Он выполняет разнообразные приемы: ловит мячи, отбиваеткулаками, прыгает за мячом, бросается за мячом, вбрасывает мячи руками,выбивает мячи с рук и с земли.
Вратарь определил точку, вкоторой можно поймать мяч в прыжке. Одновременно с прыжком поднять прямые рукивверх с широко расставленными пальцами. В момент ловли мяча немного отвестируки назад.
Ловля высоколетящего мяча впрыжке
Ловля высоколетящих мячей встороне от вратаря
Когда мяч летит высоко, но в сторону от вратаря, нужнорассчитать линию полета мяча (направление, траекторию, силу), успетьпереместиться и поймать мяч.
Ловля мяча, летящего на уровнегруди
Переместиться на линию полета мяча,подпрыгнуть вверх, чтобы мяч оказался на уровне живота. На грудь мяч ловить нерекомендуется.
Ловля низколетящего мяча
Ладони обращены навстречу мячу. Ноги должныбыть сомкнуты, чтобы мяч не проскочил. Встретив мяч, его нужно подтянуть кживоту.
Прием катящегося мяча
Когда мяч катится на вратаря, нужно встать полинии движения мяча. Сомкнуть ноги, повернуть руки ладонями вперед, развестипальцы, обхватить катящийся мяч, подтянуть к животу.
Ловля низколетящего мяча спадением
Если мяч катится в сторону отвратаря, нужно сначала сделать пробежку и затем прыгнуть низко над землей кмячу. После толчка руки вытягиваются вверх ладонями к мячу. В момент паденияногу, находящуюся внизу, нужно согнуть, и падать перекатом, а не плашмя.
Отбивание мяча
Отбивать мяч целесообразнолишь в тех случаях, если при попытке поймать его возможна ошибка. Отбивать мячможно двумя кулаками или одним. Чтобы отбить мяч кулаками, нужно энергичноразогнуть руки в локтевых суставах и в момент, когда руки остаются несколькосогнутыми, ударить по мячу кулаками.
Бросок мяча
Дальность броска мяча рукойдостигается резким поворотом туловища в сторону, куда нужно бросить мяч.
Рука с мячом, немного согнутая влокте, отводится назад, потом резким поворотом туловища направляется вперед ивыбрасывается из-за плеча.
Можно бросить мяч рукой, находящейся на уровне пояса.
Ведение мяча
Вратарь ведет мяч во время ходьбы илибега. Мяч надо ударять о землю короткими движениями после отскоков.
Выбивание мяча с рук
Пробежав несколько шагов, вратарьбросает мяч немного вверх-вперед и наносит удар подъемом.
Бросок мяча одной рукой сбокунизом
Список литературы
1.АндреевС.Н. «Футбол в школе», — М., 1986 год.
2.Арестов Ю.М., Годик М.А. «Подготовкафутболистов высших разрядов: Учебное пособие»,- М., 1980 год.
3. Боген М.М. «Обучение двигательнымдействиям». — М. , 1980 г.
4. Варюшин В.В. «Тренировка юныхфутболистов».- М., 1997 г.
