X-PDF

Методика построения учебного занятия в системе компетентностного подхода

Поделиться статьей

Зотова Анастасия Алексеевна,

учитель химии МБОУ СОШ № 34

г. Новосибирск

 

Методика построения учебного занятия в системе компетентностного подхода

 

Новыйподход в образовании предполагает использование новых методик в обучении химии,направленных на решение социально-ориентированных задач, в связи с чем методы иформы обучения должны быть подчинены не учебному содержанию, а использоватьсякак самостоятельные средства достижения определённых педагогических целей. При проектировании учебного занятиянеобходимо продумать такие методы обучения, при которых задания имели быне только учебное, но и жизненное обоснование.

Определим алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного подхода.

Первыйэтап – целеполагание. На данном этапе определяетсяместо учебного занятия в общей системе, устанавливаются его цели и основныезадачи.

Второйэтап – проектирование учебного занятия и его компетентнаяинтерпретация:

1)выделение в содержании учебного занятия соответствующих компетенций или ихэлементов:

·        теория – понятия, процессы, формулы, факты и т.п.;

·       практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении даннойтемы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;

·       воспитание – нравственные ценности, категории, оценки,формирование которых возможно на основе материала данной темы;

2)установление связей внутри содержания темы (этап формирования базисныхкомпетенций, определение логики нового содержания образования);

3)прогнозирование форм образовательных этапов, при которых формируетсякомпетентность по базисным компетенциям.

Третийэтап – выбор форм организации учебно-познавательной деятельностиучащихся с учетом компетентностного подхода. В обучении химии рассматриваютсяследующие методические подходы: системный, деятельностный, исторический,культурологический, экологический, валеологический, политехнический,технологический (в том числе игровой, алгоритмический), проблемный,интегративный (реализация межпредметных связей) и другие [2].

Четвертыйэтап – подбор методов и форм обучения (определениеучебно-практических действий, при которых знание преобразуется в способдеятельности).

Пятыйэтап − подбор диагностического инструментария дляпроверки уровня освоения базисных компетенций, а также процедур анализа икоррекции:

·        стартовая диагностика (на входе в курс);

·        входная диагностика (начало учебного года, начало изучения темы);

·        текущая диагностика (в ходе изучения программного материала);

·        промежуточная диагностика (в конце каждого года обучения);

·        итоговая диагностика (в конце ступени обучения).

Необходимо такжеотметить, что качество учебного занятия во многом зависит от организацииучащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение предметным материалом,что достигается посредством доведения цели и плана учебного занятия до сознанияучащихся. Рациональное использование времени учебного занятия − путь к успеху!

Хорошо продуманноеучебное занятие отличает:

·       рациональноеиспользование всего времени учебного занятия;

·       четкаяпостановка учебной цели, ясная формулировка темы и конкретных задач;

·       гибкая,но вместе с тем четкая структура, соответствующая цели, содержанию и методампроведения учебного занятия, использование различных типов уроков (урокусвоения знаний, формирования навыков и умений, применения знаний, умений инавыков, обобщения, систематизации знаний, проверки знаний, умений и навыков,комбинированный урок).

Применяя знания окомпетентностномподходе в преподавании химии с учётом новых тенденций в обновлении содержанияобразования, автором данной статьи предлагается методическая разработкаучебного занятия по теме «Соли: состав и номенклатура», направленногона освоение предметных компетенций учащимися 8-го класса в процессе изучениятемы «Основные классы неорганических соединений».

Методическая разработка включает в себя технологическую картуучебного занятия по теме «Соли: состав и номенклатура» (таблица 1),технологическую карту учащегося к уроку «Соли: состав иноменклатура» (таблица 2), цифровые образовательные ресурсы Единойколлекции образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).

При разработкетехнологической карты учебного занятия по теме «Соли: состав и номенклатура»было учтено, что системно-деятельностный подход предполагает принципиальныеизменения в деятельности учителя, связанные, прежде всего, с признаниемактивной роли учащихся в образовательном процессе. Это означает, что знаниядолжны не передаваться в готовом виде от учителя к учащемуся, а самостоятельнодобываться учащимися в процессе познавательной деятельности. В соответствии сэтим учебный процесс организован таким образом, чтобы вооружить учащихсяумением учиться, обеспечить им условия для личностного, общекультурного,познавательного развития и саморазвития. При этом учитель выступает не кактранслятор знаний, а как тьютор, наставник, помогающий учащимся самостоятельнополучать новые знания и достигать образовательных результатов.

Урок. Соли: состав и номенклатура

Цель урока:

·      Образовательная:овладение новыми знаниями о солях как классе неорганических соединений, формированиеспособности учащихся к осуществлению контрольной функции, навыка работы поопределенному алгоритму.

·      Деятельностная: контрольи самоконтроль изученных понятий по теме «Соли: состав и номенклатура».

Задачи урока:

·      Обучающие:актуализироватьимеющиеся знания учащихся о классификации солей; усвоение новых понятий (соли,номенклатура солей, растворимые, нерастворимые и малорастворимые соли, хлориднатрия (поваренная соль), карбонат кальция (мел, мрамор, известняк), фосфаткальция); формирование системы понятий и способов самостоятельной поисковойдеятельности.

·      Развивающие:продолжить развитие умений объяснять смысл изученных понятий, устанавливатьпричинно-следственные связи между ними, делать выводы; наблюдать, объяснять иописывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языкаи языка химии.

·      Воспитательные:воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов в учебеза счет добросовестного отношения к своему труду, чувства взаимного уважениямежду обучающимися, их адекватной самооценке; способствовать созданиюположительной психологической атмосферы в классе; овладение правиламибезопасного обращения с веществами; формировать способность применятьполученные знания при объяснении химических явлений в быту, в промышленности исельском производстве, в живой природе.

Учебник: Габриелян,О. С.  Химия.8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / О. С. Габриелян, И. Г.Остроумова, С. А. Сладков. – М. : Просвещение, 2021. – 175 с. : ил. – ISBN 78-5-09-071604-8 

Тип урока (подидактической цели): урок усвоения новых знаний.

Вид урока по форме проведения:урок-диалог с использованием ИКТ.

В основе построения урока – технологияличностно-коммуникативного обучения.

Средства обучения:

1) Учебно-материальные: мультимедийноеоборудование, электронная презентация в программе PowerPoint,технологическая карта учащегося, учебник, рабочая тетрадь, лабораторноеоборудование (две пробирки; медный купорос, сульфид железа(II),дистиллированная вода).

2) Дидактико-методические: химическийязык.

3) Психолого-педагогические: заданияпознавательного характера.

Деятельностьучащихся на уроке: «Я – сам, я – личность»:

·        формирую цели и содержание своей деятельности;

·        определяю способы и пути достижения поставленных целей;

·        исследую выбранные мною объекты;

·        диагностирую и контролирую освоение различных видов деятельности;

·        анализирую результаты своих достижений;

·        контролирую и анализирую деятельность своих товарищей.

Деятельностьучителя:«Наблюдает и координирует ход учебногозанятия»:

·       создаетусловия для проявления познавательной активности учащихся,атмосферузаинтересованности каждого ученика в работе классного коллектива;

·       поощряетстремление учащегося находить свой способ работы, анализировать способ работыдругих в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

·       создаетпедагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому учащемуся проявлятьинициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, обстановкудля естественного самовыражения;

·       оцениваети поощряет работу учащихся, учитывая инициативность, творчество, оригинальностьответов, уровень знаний и новизну изложенного материала, умение работать вколлективе.

Планируемыерезультаты:

Личностныерезультаты.Проявлениеэмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме. Творческое отношение кпроцессу выбора и выполнения заданий.

Метапредметныерезультаты:

·      Познавательныерезультаты. Умениенаходить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию.

·      Регулятивныерезультаты.Умениевыполнять учебное задание в соответствии с целью.

·      Коммуникативныерезультаты. Умениеформулировать высказывание. Умение адекватно использовать речевые средства исимволы для представления результата.

Предметныерезультаты.Умение называть и классифицировать соли, составлять формулы веществ. Умениебезопасного применения солей в быту, используя знания о физических свойствахсолей. 

Продолжительностьурока:45минут.

 

Таблица 1 Технологическаякарта урока «Соли:состав и номенклатура»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Организационный момент (2 минуты)

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку, состояние рабочего места. Организация внимания (небольшая психологическая пауза, побуждающая учащихся быть внимательными на уроке). Ознакомление учащихся с формой работы на уроке (работа с использованием технологической карты).

Учащиеся приветствуют учителя.

Учащиеся знакомятся с технологической картой.

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью.

II. Мотивационно-целевой этап (4 минуты)

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Ребята, пожалуйста, подумайте, о чем идет речь? «Это сложные вещества, которые могут быть жидкими (растворы), твердыми. Некоторые имеют солоноватый вкус, и мы принимаем их как пищевую добавку. Также данные вещества используются в различных видах промышленности. По составу они схожи с кислотами, только вместо атомов водорода они содержат атомы металла.

— Правильно, ребята. Тема нашего с вами урока «Соли: состав и номенклатура».

Учащиеся рассуждают, высказывают свою точку зрения о том, что это кислоты.

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: структурирование знаний.

Личностные: мотивационная основа учебной деятельности.

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

анализ условий достижения цели прогнозирование результата и оценивания уровня достижения результата.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество.

III. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности (26 минут)

1. Создание диалоговой ситуации.

Соли в природе.

— Ребята, как вы думаете, широко ли распространены соли в природе? Где мы с ними можем встретиться?

На самом деле соли распространены в природе очень широко.

(Рассказ учителя с использованием ИКТ).

Соли содержатся в морской воде.

Наибольшая масса солей растворена в океанической и морской воде. Три четверти этой массы приходится на поваренную соль.

Соли образуются и в земной коре.

В земной коре встречается мрамор, который был образован из известняка.

Залежи известняка и мела находятся на дне океанов и морей, которые были образованы из раковин морских простейших (CaCО3).

Соли распространены и в животном мире.

Наземные животные строят свои скелеты из соли, состав которой входят атомы кальция и кислотные остатки фосфорной кислоты.

Соли в организме человека.

На самом деле соли играют важную роль в процессах обмена веществ. Они содержатся в клеточном соке живых организмов, входят в состав нервной, мышечной и костной тканей.

Соль применяется как пищевой продукт.

Рассказать обо мне хоть немножко позволь.

У меня на Земле очень важная роль:

Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.

Без меня суп – не суп, и салат – не салат,

Нет меня – и невкусно, и повар не рад.

В рану, глаз попаду – будет едкая боль.

Как назвали меня, догадался ты?    (СОЛЬ).

2. Диалог. Определение понятия солей.

Таким образом, соли – это вещества, которые занимают значительное место в природе и выполняют важные функции.

— Ребята, нам с вами необходимо выяснить, что же такое соли с химической точки зрения.

Перед нами слайд, на котором изображены образцы солей с их формулами. Давайте вспомним их названия и попробуем определить, что общего между данными образцами?

— Правильно, соли представляют собой твердые вещества, имеющие различную окраску, которая зависит от элементов, входящих в состав. Давайте запишем определение солей.

— Как вы думаете, соли — это сложные вещества? Из чего состоят соли?

Общая формула солей: MexAy,

где Me − металл, А – кислотный остаток,

x, y – число атомов.

Формулы солей составляются с учетом валентностей металла и кислотного остатка. 

— Попытайтесь назвать кислотный остаток

серной кислоты, угольной кислоты, соляной кислоты.

На основе того, что вы узнали о составе солей, попробуйте выполнить задание № 1 технологической карты. Для этого вам необходимо составить определение понятия «соли» и попробуйте выбрать из перечня веществ только формулы солей. (Учитель проверяет правильность выполненного задания).

3. Полилог. Классификация солей.

Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотных остатков.

— Ребята, давайте посмотрим в технологическую карту и определим следующий этап нашей с вами работы.

Существует несколько подходов к классификации солей. Вначале мы рассмотрим классификацию солей по растворимости в воде, а затем по признаку Й. Берцелиуса (средние, кислые и основные).

Учитель:

— Нацеливает учащихся на выполнение заданий в технологической карте, направленных на установление причинно-следственных связей. Обращает внимание на грамотное написание новых слов.

— Проверяет полученные результаты.

— Заслушивает выводы учащихся.

*Физминутка

(Учитель проводит физминутку для учащихся, упражнения для снятия напряжения

с глаз, тела)

4. Диалог на основе демонстрационного материала. Физические свойства.

 Изучение физических свойств солей через рассказ учителя и демонстрацию опытов «Растворимость солей в воде».

(Учитель знакомит учащихся с правилами ТБ при работе с кислотами).

— Ребята, исходя из полученной информации о физических свойствах кислот, попробуйте выполнить задание №4. Заполните пробелы в тексте данного задания.

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

Учащиеся слушают рассказ учителя. 

Учащиеся слушают рассказ учителя. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.19%
НЕТ
38.81%
Проголосовало: 1443

 

 

 

 

 

 

Учащиеся рассуждают, высказывают свою точку зрения.

Учащиеся записывают определение.

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют задание № 1, обмениваются полученными результатами с одноклассниками.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся определяют этап дальнейшей работы по теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют задание № 2, № 3. Делают выводы по итогам работы.

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют предложенные упражнения.

 

 

 

Учащиеся слушают учителя, знакомятся с ТБ, наблюдают за проводимыми опытами.

Учащиеся выполняют задание № 4, обмениваются полученными результатами с одноклассниками.

Познавательные: определение понятий; умение структурировать знания; выдвижение гипотез и их обоснование; умение устанавливать причинно- следственные знания

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные: познавательная инициатива.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество, учет разных мнений; умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: развитие регуляторов морального поведения.

Познавательные: использование знаково-символических средств

Регулятивные: осуществление самоконтроля по результату и способам действия; самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов.

 

 

 

 

IV. Этап закрепления новых знаний (7 минут)

— Ребята. Сегодня на уроке мы с вами установили, что соли очень широко распространены в природе. Это сложные вещества, которые имеют определенный состав и особенные физические свойства. Для обобщения и систематизации знаний я предлагаю вам выполнить следующие задания:

1. Расставьте индексы и дайте названия следующим веществам: ZnCl…, BaNO…, CaPO4…, AlS…, NaSO4

2. Составьте формулы следующих солей: нитрат меди(II), хлорид ртути(II), силикат магния, нитрат натрия, карбонат кальция.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют задания и представляют полученные результаты.

 

 

Личностные: развитие регуляторов морального поведения.

Познавательные: использование знаково-символических средств.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением.

V. Этап информации о домашнем задании (3 минуты)

Учащиеся получают домашнее задание:

1.Расскажите своим родителям о том, что вы узнали сегодня на уроке, им будет очень интересно.

2. Изучить текст учебника П. 17.

3. Попробуйте выполнить задание № 1, № 2, № 3

Учащиеся знакомятся с домашним заданием в технологической карте.

 

 

Личностные: личностное самоопределение.

VI. Рефлексивно-оценочный этап (3 минуты)

— Ребята, сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте на минуту глаза и вспомните все то, что вы смогли изучить на нашем с вами уроке.

А теперь откройте глаза и попробуйте ответить на вопросы анкеты.

Если вы согласны с утверждением, то поставьте около него «+», если не согласны «-».

Сдайте листочки теста.

 

Благодарю Вас за работу на уроке.

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы анкеты:

1. Я узнал (а) много нового.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. На уроке было над чем подумать.

4. На уроке я поработал (а) добросовестно.

5. Мне было интересно.

 

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: внутренняя позиция школьника; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: самооценка полученных результатов.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

 

 

Таблица 2 − Технологическая картаучащегося к уроку «Соли: состав и номенклатура»

1 этап. Соли в природе.

2 этап. Определение понятия.

Задание № 1. Запишите определение понятия «соли»:

Соли – это ___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________ .

Задание № 2. Определите и назовите из приведенных формул веществ формулы солей:

Na2S,   LiCl,   K3PO4,   Mg(OH)2,   Fe(OH)2,   K2SO4,   NH3,   Ca(NO3)2

3 этап. Классификация солей.

Классификация солей — разделение на группы.

Задание № 3. «Классификация солей по растворимости в воде».

Вам предложен список солей: NaCl, SnI, CaCO3, ZnSO3, AlBr3, BaSO4, Ca(NO3)2, CuS, MgSO3. Разделите данный список солей на три группы и запишите полученный вами ответ.

(Для выполнения данного задания, вам понадобится таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.)

Растворимые                           Нерастворимые                           Малорастворимые

           ______________                       ________________                         ________________

           ______________                       ________________                         ________________

           ______________                       ________________                         ________________

           ______________                       ________________                         ________________

Задание № 4. «Классификация солей по признаку Й. Берцелиуса: средние, кислые и основные».

Зачеркните лишнее из представленных вариантов:

А. CuSO4,  KOH,  Cu2O           Б. Н2О,  Н2SiO3,  PbSO4          В. AlCO3,  NaHCO3,  (CuOH)2CO3

Составьте вывод о классификации солей:

Соли делятся на ________________, __________________ и _____________________________; а также на __________________ соли, которые содержат только атомы металла и кислотного остатка, __________________ соли, которые образуются многоосновными кислотами,                      и ____________________ соли, помимо ионов металла и кислотного остатка, содержатся            гидроксильные группы.

4 этап. Физические свойства солей.

Задание № 5. Ребята, исходя из полученной информации о физических свойствах солей, заполните пробелы в тексте.

Соли бывают ___________ и ____________. Они имеют ______________ вкус. Но некоторые из них пробовать на вкус __________________, потому что

 

5 этап. Информация о домашнем задании.

1.Расскажите своим родителям о том, что вы узнали сегодня на уроке, им будет очень интересно.

2. Изучить текст учебника стр. 17.

3. Попробуйте выполнить задание № 1, 2, 3.

 

 

Библиографическийсписок

1.      Каверина,А. А. Химия. Планируемые результаты. Система заданий. 8−9 классы: пособие дляучителей общеобразоват. учреждений / А. А. Каверина, Р. Г. Иванова, Д. Ю.Добротин; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. –128 с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-024267-7.

2.      Качалова,Г. С. Методика изучения основных вопросов курса химии 8-го класса: учебноепособие по методике обучения химии для студентов педвузов, обучающихся поспециальности «химия» / Г. С. Качалова. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. − 282с.

3.      Качалова,Г. С. Химия – 8: Учебно-методический комплекс по курсу химии для VIII класса /Г. С. Качалова, А. М. Ким,  Л. Л. Куулар – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,2002. – 344 с. – (Профильное образование). – ISBN 5-94087-022-8.

4.      Формированиеуниверсальных учебных действий при изучении химии: Сборник методическихрекомендаций. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2012. − 24 с.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.19%
НЕТ
38.81%
Проголосовало: 1443

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет