Зотова Анастасия Алексеевна,
учитель химии МБОУ СОШ № 34
г. Новосибирск
Методика построения учебного занятия в системе компетентностного подхода
Новыйподход в образовании предполагает использование новых методик в обучении химии,направленных на решение социально-ориентированных задач, в связи с чем методы иформы обучения должны быть подчинены не учебному содержанию, а использоватьсякак самостоятельные средства достижения определённых педагогических целей. При проектировании учебного занятиянеобходимо продумать такие методы обучения, при которых задания имели быне только учебное, но и жизненное обоснование.
Определим алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного подхода.
Первыйэтап – целеполагание. На данном этапе определяетсяместо учебного занятия в общей системе, устанавливаются его цели и основныезадачи.
Второйэтап – проектирование учебного занятия и его компетентнаяинтерпретация:
1)выделение в содержании учебного занятия соответствующих компетенций или ихэлементов:
· теория – понятия, процессы, формулы, факты и т.п.;
· практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении даннойтемы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;
· воспитание – нравственные ценности, категории, оценки,формирование которых возможно на основе материала данной темы;
2)установление связей внутри содержания темы (этап формирования базисныхкомпетенций, определение логики нового содержания образования);
3)прогнозирование форм образовательных этапов, при которых формируетсякомпетентность по базисным компетенциям.
Третийэтап – выбор форм организации учебно-познавательной деятельностиучащихся с учетом компетентностного подхода. В обучении химии рассматриваютсяследующие методические подходы: системный, деятельностный, исторический,культурологический, экологический, валеологический, политехнический,технологический (в том числе игровой, алгоритмический), проблемный,интегративный (реализация межпредметных связей) и другие [2].
Четвертыйэтап – подбор методов и форм обучения (определениеучебно-практических действий, при которых знание преобразуется в способдеятельности).
Пятыйэтап − подбор диагностического инструментария дляпроверки уровня освоения базисных компетенций, а также процедур анализа икоррекции:
· стартовая диагностика (на входе в курс);
· входная диагностика (начало учебного года, начало изучения темы);
· текущая диагностика (в ходе изучения программного материала);
· промежуточная диагностика (в конце каждого года обучения);
· итоговая диагностика (в конце ступени обучения).
Необходимо такжеотметить, что качество учебного занятия во многом зависит от организацииучащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение предметным материалом,что достигается посредством доведения цели и плана учебного занятия до сознанияучащихся. Рациональное использование времени учебного занятия − путь к успеху!
Хорошо продуманноеучебное занятие отличает:
· рациональноеиспользование всего времени учебного занятия;
· четкаяпостановка учебной цели, ясная формулировка темы и конкретных задач;
· гибкая,но вместе с тем четкая структура, соответствующая цели, содержанию и методампроведения учебного занятия, использование различных типов уроков (урокусвоения знаний, формирования навыков и умений, применения знаний, умений инавыков, обобщения, систематизации знаний, проверки знаний, умений и навыков,комбинированный урок).
Применяя знания окомпетентностномподходе в преподавании химии с учётом новых тенденций в обновлении содержанияобразования, автором данной статьи предлагается методическая разработкаучебного занятия по теме «Соли: состав и номенклатура», направленногона освоение предметных компетенций учащимися 8-го класса в процессе изучениятемы «Основные классы неорганических соединений».
Методическая разработка включает в себя технологическую картуучебного занятия по теме «Соли: состав и номенклатура» (таблица 1),технологическую карту учащегося к уроку «Соли: состав иноменклатура» (таблица 2), цифровые образовательные ресурсы Единойколлекции образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).
При разработкетехнологической карты учебного занятия по теме «Соли: состав и номенклатура»было учтено, что системно-деятельностный подход предполагает принципиальныеизменения в деятельности учителя, связанные, прежде всего, с признаниемактивной роли учащихся в образовательном процессе. Это означает, что знаниядолжны не передаваться в готовом виде от учителя к учащемуся, а самостоятельнодобываться учащимися в процессе познавательной деятельности. В соответствии сэтим учебный процесс организован таким образом, чтобы вооружить учащихсяумением учиться, обеспечить им условия для личностного, общекультурного,познавательного развития и саморазвития. При этом учитель выступает не кактранслятор знаний, а как тьютор, наставник, помогающий учащимся самостоятельнополучать новые знания и достигать образовательных результатов.
Урок. Соли: состав и номенклатура
Цель урока:
· Образовательная:овладение новыми знаниями о солях как классе неорганических соединений, формированиеспособности учащихся к осуществлению контрольной функции, навыка работы поопределенному алгоритму.
· Деятельностная: контрольи самоконтроль изученных понятий по теме «Соли: состав и номенклатура».
Задачи урока:
· Обучающие:актуализироватьимеющиеся знания учащихся о классификации солей; усвоение новых понятий (соли,номенклатура солей, растворимые, нерастворимые и малорастворимые соли, хлориднатрия (поваренная соль), карбонат кальция (мел, мрамор, известняк), фосфаткальция); формирование системы понятий и способов самостоятельной поисковойдеятельности.
· Развивающие:продолжить развитие умений объяснять смысл изученных понятий, устанавливатьпричинно-следственные связи между ними, делать выводы; наблюдать, объяснять иописывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языкаи языка химии.
· Воспитательные:воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов в учебеза счет добросовестного отношения к своему труду, чувства взаимного уважениямежду обучающимися, их адекватной самооценке; способствовать созданиюположительной психологической атмосферы в классе; овладение правиламибезопасного обращения с веществами; формировать способность применятьполученные знания при объяснении химических явлений в быту, в промышленности исельском производстве, в живой природе.
Учебник: Габриелян,О. С. Химия.8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / О. С. Габриелян, И. Г.Остроумова, С. А. Сладков. – М. : Просвещение, 2021. – 175 с. : ил. – ISBN 78-5-09-071604-8
Тип урока (подидактической цели): урок усвоения новых знаний.
Вид урока по форме проведения:урок-диалог с использованием ИКТ.
В основе построения урока – технологияличностно-коммуникативного обучения.
Средства обучения:
1) Учебно-материальные: мультимедийноеоборудование, электронная презентация в программе PowerPoint,технологическая карта учащегося, учебник, рабочая тетрадь, лабораторноеоборудование (две пробирки; медный купорос, сульфид железа(II),дистиллированная вода).
2) Дидактико-методические: химическийязык.
3) Психолого-педагогические: заданияпознавательного характера.
Деятельностьучащихся на уроке: «Я – сам, я – личность»:
· формирую цели и содержание своей деятельности;
· определяю способы и пути достижения поставленных целей;
· исследую выбранные мною объекты;
· диагностирую и контролирую освоение различных видов деятельности;
· анализирую результаты своих достижений;
· контролирую и анализирую деятельность своих товарищей.
Деятельностьучителя:«Наблюдает и координирует ход учебногозанятия»:
· создаетусловия для проявления познавательной активности учащихся,атмосферузаинтересованности каждого ученика в работе классного коллектива;
· поощряетстремление учащегося находить свой способ работы, анализировать способ работыдругих в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
· создаетпедагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому учащемуся проявлятьинициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, обстановкудля естественного самовыражения;
· оцениваети поощряет работу учащихся, учитывая инициативность, творчество, оригинальностьответов, уровень знаний и новизну изложенного материала, умение работать вколлективе.
Планируемыерезультаты:
Личностныерезультаты.Проявлениеэмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме. Творческое отношение кпроцессу выбора и выполнения заданий.
Метапредметныерезультаты:
· Познавательныерезультаты. Умениенаходить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию.
· Регулятивныерезультаты.Умениевыполнять учебное задание в соответствии с целью.
· Коммуникативныерезультаты. Умениеформулировать высказывание. Умение адекватно использовать речевые средства исимволы для представления результата.
Предметныерезультаты.Умение называть и классифицировать соли, составлять формулы веществ. Умениебезопасного применения солей в быту, используя знания о физических свойствахсолей.
Продолжительностьурока:45минут.
Таблица 1 − Технологическаякарта урока «Соли:состав и номенклатура»
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
I. Организационный момент (2 минуты) |
||
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку, состояние рабочего места. Организация внимания (небольшая психологическая пауза, побуждающая учащихся быть внимательными на уроке). Ознакомление учащихся с формой работы на уроке (работа с использованием технологической карты). |
Учащиеся приветствуют учителя. Учащиеся знакомятся с технологической картой. |
Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью. |
II. Мотивационно-целевой этап (4 минуты) Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала |
||
Ребята, пожалуйста, подумайте, о чем идет речь? «Это сложные вещества, которые могут быть жидкими (растворы), твердыми. Некоторые имеют солоноватый вкус, и мы принимаем их как пищевую добавку. Также данные вещества используются в различных видах промышленности. По составу они схожи с кислотами, только вместо атомов водорода они содержат атомы металла. — Правильно, ребята. Тема нашего с вами урока «Соли: состав и номенклатура». |
Учащиеся рассуждают, высказывают свою точку зрения о том, что это кислоты.
|
Познавательные: структурирование знаний. Личностные: мотивационная основа учебной деятельности. Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно); анализ условий достижения цели прогнозирование результата и оценивания уровня достижения результата. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество. |
III. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности (26 минут) |
||
1. Создание диалоговой ситуации. Соли в природе. — Ребята, как вы думаете, широко ли распространены соли в природе? Где мы с ними можем встретиться? На самом деле соли распространены в природе очень широко. (Рассказ учителя с использованием ИКТ). Соли содержатся в морской воде. Наибольшая масса солей растворена в океанической и морской воде. Три четверти этой массы приходится на поваренную соль. Соли образуются и в земной коре. В земной коре встречается мрамор, который был образован из известняка. Залежи известняка и мела находятся на дне океанов и морей, которые были образованы из раковин морских простейших (CaCО3). Соли распространены и в животном мире. Наземные животные строят свои скелеты из соли, состав которой входят атомы кальция и кислотные остатки фосфорной кислоты. Соли в организме человека. На самом деле соли играют важную роль в процессах обмена веществ. Они содержатся в клеточном соке живых организмов, входят в состав нервной, мышечной и костной тканей. Соль применяется как пищевой продукт. Рассказать обо мне хоть немножко позволь. У меня на Земле очень важная роль: Я от порчи храню сало, овощи, рыбу. Без меня суп – не суп, и салат – не салат, Нет меня – и невкусно, и повар не рад. В рану, глаз попаду – будет едкая боль. Как назвали меня, догадался ты? (СОЛЬ). 2. Диалог. Определение понятия солей. Таким образом, соли – это вещества, которые занимают значительное место в природе и выполняют важные функции. — Ребята, нам с вами необходимо выяснить, что же такое соли с химической точки зрения. Перед нами слайд, на котором изображены образцы солей с их формулами. Давайте вспомним их названия и попробуем определить, что общего между данными образцами? — Правильно, соли представляют собой твердые вещества, имеющие различную окраску, которая зависит от элементов, входящих в состав. Давайте запишем определение солей. — Как вы думаете, соли — это сложные вещества? Из чего состоят соли? Общая формула солей: MexAy, где Me − металл, А – кислотный остаток, x, y – число атомов. Формулы солей составляются с учетом валентностей металла и кислотного остатка. — Попытайтесь назвать кислотный остаток серной кислоты, угольной кислоты, соляной кислоты. На основе того, что вы узнали о составе солей, попробуйте выполнить задание № 1 технологической карты. Для этого вам необходимо составить определение понятия «соли» и попробуйте выбрать из перечня веществ только формулы солей. (Учитель проверяет правильность выполненного задания). 3. Полилог. Классификация солей. Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотных остатков. — Ребята, давайте посмотрим в технологическую карту и определим следующий этап нашей с вами работы. Существует несколько подходов к классификации солей. Вначале мы рассмотрим классификацию солей по растворимости в воде, а затем по признаку Й. Берцелиуса (средние, кислые и основные). Учитель: — Нацеливает учащихся на выполнение заданий в технологической карте, направленных на установление причинно-следственных связей. Обращает внимание на грамотное написание новых слов. — Проверяет полученные результаты. — Заслушивает выводы учащихся. *Физминутка (Учитель проводит физминутку для учащихся, упражнения для снятия напряжения с глаз, тела) 4. Диалог на основе демонстрационного материала. Физические свойства. Изучение физических свойств солей через рассказ учителя и демонстрацию опытов «Растворимость солей в воде». (Учитель знакомит учащихся с правилами ТБ при работе с кислотами). — Ребята, исходя из полученной информации о физических свойствах кислот, попробуйте выполнить задание №4. Заполните пробелы в тексте данного задания. |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся слушают рассказ учителя. Учащиеся слушают рассказ учителя.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443
Учащиеся рассуждают, высказывают свою точку зрения. Учащиеся записывают определение.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
Учащиеся выполняют задание № 1, обмениваются полученными результатами с одноклассниками.
Учащиеся определяют этап дальнейшей работы по теме урока.
Учащиеся выполняют задание № 2, № 3. Делают выводы по итогам работы.
Учащиеся выполняют предложенные упражнения.
Учащиеся слушают учителя, знакомятся с ТБ, наблюдают за проводимыми опытами. Учащиеся выполняют задание № 4, обмениваются полученными результатами с одноклассниками. |
Познавательные: определение понятий; умение структурировать знания; выдвижение гипотез и их обоснование; умение устанавливать причинно- следственные знания Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные: познавательная инициатива. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество, учет разных мнений; умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Личностные: развитие регуляторов морального поведения. Познавательные: использование знаково-символических средств Регулятивные: осуществление самоконтроля по результату и способам действия; самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов.
|
IV. Этап закрепления новых знаний (7 минут) |
||
— Ребята. Сегодня на уроке мы с вами установили, что соли очень широко распространены в природе. Это сложные вещества, которые имеют определенный состав и особенные физические свойства. Для обобщения и систематизации знаний я предлагаю вам выполнить следующие задания: 1. Расставьте индексы и дайте названия следующим веществам: ZnCl…, BaNO…, Ca…PO4…, Al…S…, Na…SO4… 2. Составьте формулы следующих солей: нитрат меди(II), хлорид ртути(II), силикат магния, нитрат натрия, карбонат кальция. |
Учащиеся выполняют задания и представляют полученные результаты.
|
Личностные: развитие регуляторов морального поведения. Познавательные: использование знаково-символических средств. Регулятивные: контроль, коррекция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением. |
V. Этап информации о домашнем задании (3 минуты) |
||
Учащиеся получают домашнее задание: 1.Расскажите своим родителям о том, что вы узнали сегодня на уроке, им будет очень интересно. 2. Изучить текст учебника П. 17. 3. Попробуйте выполнить задание № 1, № 2, № 3 |
Учащиеся знакомятся с домашним заданием в технологической карте.
|
Личностные: личностное самоопределение. |
VI. Рефлексивно-оценочный этап (3 минуты) |
||
— Ребята, сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте на минуту глаза и вспомните все то, что вы смогли изучить на нашем с вами уроке. А теперь откройте глаза и попробуйте ответить на вопросы анкеты. Если вы согласны с утверждением, то поставьте около него «+», если не согласны «-». Сдайте листочки теста.
Благодарю Вас за работу на уроке.
|
Учащиеся отвечают на вопросы анкеты: 1. Я узнал (а) много нового. 2. Мне это пригодится в жизни. 3. На уроке было над чем подумать. 4. На уроке я поработал (а) добросовестно. 5. Мне было интересно.
|
Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: внутренняя позиция школьника; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: самооценка полученных результатов. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
|
Таблица 2 − Технологическая картаучащегося к уроку «Соли: состав и номенклатура»
1 этап. Соли в природе. 2 этап. Определение понятия. Задание № 1. Запишите определение понятия «соли»: Соли – это ___________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ . Задание № 2. Определите и назовите из приведенных формул веществ формулы солей: Na2S, LiCl, K3PO4, Mg(OH)2, Fe(OH)2, K2SO4, NH3, Ca(NO3)2 3 этап. Классификация солей. Классификация солей — разделение на группы. Задание № 3. «Классификация солей по растворимости в воде». Вам предложен список солей: NaCl, SnI₄, CaCO3, ZnSO3, AlBr3, BaSO4, Ca(NO3)2, CuS, MgSO3. Разделите данный список солей на три группы и запишите полученный вами ответ. (Для выполнения данного задания, вам понадобится таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.) Растворимые Нерастворимые Малорастворимые ______________ ________________ ________________ ______________ ________________ ________________ ______________ ________________ ________________ ______________ ________________ ________________ Задание № 4. «Классификация солей по признаку Й. Берцелиуса: средние, кислые и основные». Зачеркните лишнее из представленных вариантов: А. CuSO4, KOH, Cu2O Б. Н2О, Н2SiO3, PbSO4 В. AlCO3, NaHCO3, (CuOH)2CO3 Составьте вывод о классификации солей: Соли делятся на ________________, __________________ и _____________________________; а также на __________________ соли, которые содержат только атомы металла и кислотного остатка, __________________ соли, которые образуются многоосновными кислотами, и ____________________ соли, помимо ионов металла и кислотного остатка, содержатся гидроксильные группы. 4 этап. Физические свойства солей. Задание № 5. Ребята, исходя из полученной информации о физических свойствах солей, заполните пробелы в тексте. Соли бывают ___________ и ____________. Они имеют ______________ вкус. Но некоторые из них пробовать на вкус __________________, потому что
5 этап. Информация о домашнем задании. 1.Расскажите своим родителям о том, что вы узнали сегодня на уроке, им будет очень интересно. 2. Изучить текст учебника стр. 17. 3. Попробуйте выполнить задание № 1, 2, 3.
|
Библиографическийсписок
1. Каверина,А. А. Химия. Планируемые результаты. Система заданий. 8−9 классы: пособие дляучителей общеобразоват. учреждений / А. А. Каверина, Р. Г. Иванова, Д. Ю.Добротин; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. –128 с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-024267-7.
2. Качалова,Г. С. Методика изучения основных вопросов курса химии 8-го класса: учебноепособие по методике обучения химии для студентов педвузов, обучающихся поспециальности «химия» / Г. С. Качалова. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. − 282с.
3. Качалова,Г. С. Химия – 8: Учебно-методический комплекс по курсу химии для VIII класса /Г. С. Качалова, А. М. Ким, Л. Л. Куулар – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,2002. – 344 с. – (Профильное образование). – ISBN 5-94087-022-8.
4. Формированиеуниверсальных учебных действий при изучении химии: Сборник методическихрекомендаций. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2012. − 24 с.
