Уральский институт повышения квалификациии переподготовки
Программапрофессиональной переподготовки
Олигофренопедагогика.Коррекционно-развивающее обучение детей с нарушениями интеллекта в условияхреализации ФГОС (340) new
Дисциплина: Методикипреподавания в специальной (коррекционной) школе
Практическоезадание 1, Модуль 1. Методика преподавания русского языка и математики
Выполнил:
слушатель Зобнина Ирина Николаевна
Преподаватель:
Иванчикова Юлия Геннадьевна
г.Пермь – 2022
Задание 1. На основе анализа материалов, представленных вПриложении 1, составьте алгоритм работы над предложением.
Предложение —это основная единица речи, поэтому работа над ним является главной учебнойзадачей школы и особенно уроков русского языка. Научить школьников правильностроить предложения, точно выражать свои мысли — это значит продвинуть детей виспользовании речи как средства общения, помочь им подготовиться к овладениюболее высокой ступенью речевого развития — связной речью.
Работу над предложениемследует вести в трёх направлениях. Первое направление — это отработкасодержательной стороны предложения для обеспечения его смысловой законченностии коммуникативной целесообразности. Второе направление — это работа надречью, которая включает в себя формирование навыков точного и полного отбораслов для выражения мысли, выбора наиболее удачной синтаксической конструкции,развитие интонационных умений. Третье направление — это формированиеграмматического плана предложения, т.е. отработка навыков правильногосоединения слов, правильного их размещения, умения осознавать структурную схемуиспользуемой конструкции. На практике все тринаправления представляют единое целое, но так же, как в работе со словом, одноиз них может быть ведущим в зависимости от характера урока русского языка.
1) Работунад составлением предложений необходимо начать с создания наглядных опор иобъяснения тех связей, в которые вступают предметы и явления реального мира.Лексический и грамматический материал в этом случае определяется вопросамиучителя. (Ученики 1-го класса по заданию учителя воспроизводят ряд действий,наблюдают за действиями товарища, рассматривают картинку и, отвечая на вопросы,составляют предложения.)
2) Науроках развития речи применять наглядность. Изучаемый предмет необходимо нетолько рассматривать и обсуждать, но и выполнять практические действия с ним.Чтение книг, уроки-экскурсии предоставляют возможность приобрести новые знания, новый опыт, расширить кругозор и изменить понимание ученика. Такиеупражнения и мероприятия являются хорошим материалом для наполнения предложенийконкретным содержанием. Чем старше становятся дети, тем чаще в качестве опорыдля построения предложений используются их знания и опыт, а также прочитанныйтекст.
3) Длярасширения содержательного наполнения фразы предлагать школьникам тему илиситуацию, которая и станет основой предметного плана предложения. Можно вкачестве задания на дом попросить учеников выбрать предложения из газет,художественных произведений, телепередач и др. Использование в речи предложений(при постоянной стимуляции этого процесса учителем) различных конструкцийоблегчит учащимся усвоение грамматических сведений по той или иной программнойтеме, обогатит их речевую практику.
4) Для отработки навыков лексико-грамматического оформленияпредложений в младших классах применять следующие виды упражнений:
· чтение предложения с правильным интонационным оформлением егоконца, определение количества предложений в хорошо интонированной речи учителя.Этот вид заданий необходим для того, чтобы ученики почувствовали, как сплошнойречевой поток делится на законченные части, и научились фиксировать количествоуслышанных ими предложений в виде схем. Например, учитель произносит: Наступилапоздняя осень. Птицы давно улетели. Деревья стоят голые. Учащиесяпо мере произнесения учителем каждого предложения на партах выкладывают трисхемы:
Такаяматериализация нефиксированного речевого потока помогает школьникам нагляднопредставить не только смысловую, но и интонационную законченность предложения,преодолеть или ослабить свойственную им тенденцию нанизывать предложения другна друга в письменной речи, не выделяя в качестве самостоятельных единиц;
· выбор по заданию учителя предложений из текста учебника по чтению,по русскому языку («Найди предложение о яблоке, о Лене»);
· ответы на вопросы, связанные с деятельностью детей, впечатлениями,полученными от экскурсии, рассматриванием картин, игрой;
· составление предложений по схемам. Схемы могут быть представлены ввиде:
а)карточек с изображениями предметов, условными обозначениями и некоторымиисходными данными — вопросами или словами (Рыжая кошка сидит наокне),
б)отдельных полосок и темы, например, о ветерке (Легкий ветерок пролетел наддеревьями),
в)рисунков (Витя идет в школу).
Использованиесхем – это один из способов моделирования речи. С помощью карточек (если убратьодну из них) можно наглядно показать учащимся нарушение предметного планапредложения, появление так называемых смысловых «скважин», или «дыр», которыеискажают содержание предложения; убедить детей, что пропуск карточки смаленьким словом (предлогом) также делает предложение непонятным;продемонстрировать, как расширяется, уточняется смысл предложения, если в схемувводится новая карточка-слово;
· замена слов в предложении в зависимости от изменениядемонстрационного материала (смена действующего лица, характера действия,предмета, на который направлено или с помощью которого осуществляется действие).Например: Саша пишет (изображения мела, ручки, карандаша). Надя кормит (изображениякошки, собаки, курицы);
· çàêà÷èâàíèå ïðåäëîæåíèé ïîñìûñëó: Âîðîáåé ãðîìêî… . Êîøêà æàëîáíî…;
· ñîñòàâëåíèåïðåäëîæåíèé èç ñëîâ, êîòîðûå äàíû âðàçáèâêó â íóæíîé èëè â íà÷àëüíîé ôîðìå: Ëåíà,â, èäåò, ëåñ. Áåðåçà, ðîíÿòü, áåëàÿ, ëèñò, ñâîè;
· ñîïîñòàâëåíèå ïðåäëîæåíèé: Ñòðèæïðèëåòåë. Ñòðèæè… (ïðèëåòåëè). Øêîëüíèêè ïîäàðèëè öâåòû ó÷èòåëüíèöå è…(ó÷èòåëþ). Âåðà ëåïèò ãðèá. Âåðà… ãðèá (âûëåïèëà).
Ðàáîòàÿ íàä ïðåäëîæåíèåì ïðèâûïîëíåíèè äåòüìè ëþáîãî çàäàíèÿ, îáðàùàòü âíèìàíèå ó÷åíèêîâ íà ïðàâèëüíîñòüãðàììàòè÷åñêîãî îôîðìëåíèÿ; íà êîíêðåòíîñòü è íåñòàíäàðòíîñòü ñîäåðæàíèÿ; íàòî÷íîñòü èíòîíèðîâàíèÿ. Îáðàùàòü âíèìàíèå äåòåé íà òî, ÷òî â êàæäîì ïðåäëîæåíèèâûðàæåíà îïðåäåëåííàÿ ìûñëü è îíà äîëæíà áûòü çàâåðøåííîé, ÷òîïðåäëîæåíèå ìîæåò áûòü êîðîòêèì, íî åãî âñåãäà ìîæíî ðàñïðîñòðàíèòü, ÷òî çàìåíàîäíîãî ñëîâà äðóãèì èçìåíÿåò ñìûñë ïðåäëîæåíèÿ. (Äåðåâüÿ øóìÿò. Ðåáÿòà øóìÿò).Ïðè ðàáîòå ñ äåôîðìèðîâàííûì ïðåäëîæåíèåì, ïîäâîäèòü øêîëüíèêîâ êâûâîäó, ÷òî ñëîâà â í¸ì äîëæíû áûòü ðàñïîëîæåíû â îïðåäåëåííîì ïîðÿäêå èóïîòðåáëåíû â ñîîòâåòñòâóþùåé ôîðìå.
5)  4-ìêëàññå ïðîâîäèòü ðàáîòó ïî çàêðåïëåíèþ çíàíèé, ïîëó÷åííûõ ïðàêòè÷åñêèì ïóòåì,ââîäèòü íîâûå òåîðåòè÷åñêèå ñâåäåíèÿ î ïðåäëîæåíèè è ïðîâîäèòü ðàáîòó íàä îïåðåæàþùèì îñâîåíèåì áîëååñëîæíûõ ñèíòàêñè÷åñêèõ êîíñòðóêöèé ïðåäëîæåíèé.
— Íà óðîêàõ ïðàêòè÷åñêèõ ãðàììàòè÷åñêèõ óïðàæíåíèéââîäèòü òåîðåòè÷åñêèå ñâåäåíèÿ î ïðåäëîæåíèè: çíàêîìñòâî ñ îïðåäåëåíèåìïðåäëîæåíèÿ, ñ ïîíÿòèÿìè ïîäëåæàùåãî è ñêàçóåìîãî (ãëàâíûå ñëîâà), ñîñòàâëåíèåïðåäëîæåíèé, ðàçëè÷íûõ ïî èíòîíàöèè. Ïðîäîëæèòü ðàáîòó ïî çàêðåïëåíèþ â ðå÷èäåòåé ïàäåæíûõ ôîðì èìåí ñóùåñòâèòåëüíûõ, îáðàùàòü âíèìàíèå ó÷àùèõñÿ íà òî, ÷òîêàæäîå ñëîâî â ïðåäëîæåíèè ñâÿçàíî ñ äðóãèì ñëîâîì, ÷òî ñïîñîáñòâóåòôîðìèðîâàíèþ ïðàêòè÷åñêèõ íàâûêîâ â ñî÷åòàíèè ñëîâ ðàçëè÷íûìè ñïîñîáàìè(ñîãëàñîâàíèå, óïðàâëåíèå, ïðèìûêàíèå).
— Íà óðîêàõ ðàçâèòèÿ óñòíîé ðå÷è ñîâåðøåíñòâîâàòü óìåíèåïîëüçîâàòüñÿ ïðîñòûìè ðàñïðîñòðàíåííûìè ïðåäëîæåíèÿìè; ïðîâîäèòü ïðàêòè÷åñêóþðàáîòó íàä îïåðåæàþùèì îñâîåíèåì áîëåå ñëîæíûõ ñèíòàêñè÷åñêèõ êîíñòðóêöèé, âðåçóëüòàòå áóäåò ñîçäàâàòüñÿ ðå÷åâàÿ îñíîâà äëÿ ïîñëåäóþùåãî èçó÷åíèÿ â ñòàðøèõêëàññàõ íåêîòîðûõ òåîðåòè÷åñêèõ ñâåäåíèé î ñëîæíûõ ïðåäëîæåíèÿõ. Íàïðèìåð,çíàêîìÿñü ñ òåìîé «Ïòèöû», ó÷åíèêè ìîãóò íàó÷èòüñÿ ñòðîèòü ñëîæíîå ïðåäëîæåíèåñ ïðèäàòî÷íûì ïðè÷èíû. Äëÿ ýòîé öåëè ó÷èòåëü äà¸ò îáðàçåö âîïðîñà è îòâåòà: Ïî÷åìóó ãóñÿ íà ëàïêàõ ïåðåïîíêè? Ó ãóñÿ íà ëàïêàõ ïåðåïîíêè, ïîòîìó ÷òî îíâîäîïëàâàþùàÿ ïòèöà. Îïèðàÿñü íà çàïèñàííûé îáðàçåö, øêîëüíèêè îòâå÷àþò íàñåðèþ ïîäîáíûõ âîïðîñîâ.
— Íà óðîêàõ ÷òåíèÿ òàêæå íà îïåðåæåíèå îòðàáàòûâàòüïðîñòûå ïðåäëîæåíèÿ ñ îäíîðîäíûìè ÷ëåíàìè è ñëîæíûå ïðåäëîæåíèÿ, ïîñðåäñòâîìâûáîðî÷íîãî ïðî÷òåíèÿ ôðàçû èëè å¸ òî÷íîãî âîñïðîèçâåäåíèÿ â îòâåò íà âîïðîñó÷èòåëÿ, à òàêæå â ïðîöåññå ïåðåñêàçà, áëèçêîãî ê òåêñòó.
6)  ñòàðøèõ êëàññàõ ïðîäîëæèòü ðàáîòó ïîðàñøèðåíèþ ïðåäñòàâëåíèé î ïðåäëîæåíèè: ïðåäëîæåíèÿ ðàñïðîñòðàíåííûå èíåðàñïðîñòðàíåííûå, ñ îäíîðîäíûìè ÷ëåíàìè, ïðåäëîæåíèÿ ñëîæíûå è ïðîñòûå, âèäûïðåäëîæåíèé ïî èíòîíàöèè è äð.
7) Òðåáîâàòü îò ñòàðøåêëàññíèêîâ ïðè ïîñòðîåíèèïðåäëîæåíèé ñàìîñòîÿòåëüíîãî èñïðàâëåíèÿ îøèáîê è ñîîòâåòñòâóþùåé àðãóìåíòàöèè.
8) Äëÿ èñïðàâëåíèÿ èìåþùèõñÿ ó ñòàðøåêëàññíèêîâïðîáåëîâ â óìåíèè ñòðîèòü ïðåäëîæåíèÿ, ñëåäóåò ïðîäîëæèòü ðàáîòó íàä óñâîåíèåìñâÿçåé ìåæäó ïðåäìåòàìè è ÿâëåíèÿìè ðåàëüíîãî ìèðà, ãðàììàòè÷åñêè ïðàâèëüíûìîòðàæåíèåì èõ â ðå÷è, ïðè ïîñòåïåííîì óñëîæíåíèè çàäàíèé.
9) В старших классах применять следующиевиды заданий:
· выделение в тексте и составление предложений, различных поинтонации, их правильное прочтение;
· распространение предложений путем введения нескольких слов однойграмматической формы, например прилагательных;
· выделение в тексте предложений с однородными членами, сложных,простых предложений, их дифференциация и правильное интонирование;
· составление предложений определенной конструкции (еехарактеристика дается в задании учителя);
· составление предложений с определенными грамматическими формами;
· реконструкция предложений путем замены одной грамматической формыдругой;
· работа с деформированными предложениями, где слова даны вначальной форме в объеме 5-8 лексических единиц;
· творческие упражнения, когда учащимся предлагается составитьпредложение по картине («Ответьте, как встретила мама известие о двойке сына»),на основе прочитанного текста («Как вы относитесь к Костылину и почему?»), поопорным словам (ветер, деревья), по заданию («Составьте предложение обоблаках в солнечную тихую погоду»);
· конструирование предложений по схемам;
· редактирование предложений. Цель данных упражнений – усилитьконтроль учащихся за лексико-грамматическим оформлением предложения. Речевымматериалом для таких заданий могут служить ранее выполненные творческие работыучащихся. В каждом предложении редактированию подлежит только одна ошибка:лексическая или грамматико-стилистическая. В противном случае сложность заданияочень быстро приводит к снижению интереса школьников;
· сопоставление предложений. К этим упражнениям предлагать болеесложные, чем в младших классах, задания. Например, сравниваются разныеструктурные схемы предложений: дается задание составить два предложения орезультатах класса в спортивных соревнованиях и причине высоких показателей (Нашкласс занял первое место в спортивных соревнованиях. Мы упорно к нимготовились); то же содержание затем требуется отразить в одном предложении (Нашкласс занял первое место в спортивных соревнованиях, потому, что мы упорно кним готовились) и сравнить, в чем сходство и в чем различие этихпредложений;
· составление связных устных и письменных высказываний. В процессеобучения монологической речи у учащихся отрабатывают умения подчинятьсодержание предложений единой теме, пользоваться для логической связипредложений личными и указательными местоимениями, наречиями, правильноупотреблять видо-временные формы глагола, порядок слов.
Задание 2. Проанализируйте представленные ситуации иответьте на вопросы.
1.Первоклассник с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)затрудняется в чтении прямого слога. Какие приемы может использоватьпедагог для того, чтобы обучающийся овладел этой слоговой структурой?
Можно попробовать следующие технология работы и приемы:
-Задания на соотношение кинестетического образа звука и звукового контроля –сопоставление произношения взрослого и своего собственного;
-Задания на подражание взрослому;
-Задания на чтение по аналогии;
-Задания на медленное прочтение взрослым;
-Задания на сопряженное чтение;
-Задания на медленное хоровое чтение;
-Задания на подкрепление прочтения подстрочными символами (дуга – слог-слияние,точка – изолированный звук);
-Задания на многократное повторение, накапливание в памяти отработанных слогов.
Показ произнесения слога.
Покатянется буква Х, ладонь из сомкнутого положения постепенно выпрямляется и намомент произнесения гласной полностью открыта. ХА-ХА-ХА ХО-ХО-ХО ХЫ-ХЫ-ХЫХИ-ХИ-ХИ
Задание.Чтение слоговых таблиц.
Задание.Закончи слова. Покажи нужный слог в слоговой таблице. ХА: му-ХА черепа-ХА ХО:су-ХО ти- ХО ХИ: сти -ХИ му-ХИ ду-ХИ у ХА У-ХА У-ХО Э-ХО
Задание.Прочитай. Составь схемы слогов.
2. При изучении букв первоклассники с умственной отсталостью называют ихкак звуки. Чем обусловлено именно такое называние букв?
Возможно, это обусловлено тем, что у ребенка дислексия.
Задание 3. Изучите материалы,представленные в Приложении 2, и на их основе охарактеризуйте содержание работыпо подготовке к усвоению грамоты и обучению грамоте. Ответ представьте в видетаблицы.
Обучениеграмоте – особая ступень овладенияпервоначальными умениями письма и чтения (стартовая площадка в овладенииребёнком всей школьной премудрости: «Сперва аз да буки, а там и науки»).
Задачипериода обучения грамоте:
1. сформироватьэлементарный навык чтения и письма;
2. развитиефонематического слуха
Обучениеграмоте является составной частью обучения русскому языку. В процессе обученияграмоте развиваются речевые навыки учащихся, они приобщаются к чтениюлитературы, начинают формироваться основные языковые понятия, простейшиеорфографические и грамматические умения, то есть методика обучения грамотетесно связана с другими разделами методики: грамматика, орфография, орфоэпия, идр.
Разделы работы |
Направления работы |
Содержание работы |
Подготовка к усвоению грамоты |
Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения |
Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи. |
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. |
. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. |
|
Речевое развитие. |
Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря |
|
Обучение грамоте |
Формирование элементарных навыков чтения. |
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении. Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов. |
Формирование элементарных навыков письма |
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. |
|
Речевое развитие. |
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д. |
