О.Б. и О.С. — две стороны, материальной и духовной жизни общества,
находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Под О.Б.
марксизм понимает материальное отношение людей к природе в процессе
воспроизводства материальных благ и те отношения, в которые люди вступают в
процессе этого воспроизводства. Вопрос о взаимоотношении О.Б. и О.С.
является конкретизацией основного вопроса философии в применении к обществу.
До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об
определяющей роли сознания в жизни общества. В действительности же О.С. есть
не что иное, как осознанное бытие, т.е. отражение в духовной жизни людей их
О.Б. Первую формулировку этого положения дали Маркс и Энгельс в немецкой
идеологии: …люди, развивающие свое материальное производство и свое
материальное общение, изменяют вместе с этой деятельностью также свое
мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь
определяет сознание. Марксизм показал, что взаимоотношения О.Б. и О.С.
сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной
жизни. Если на первых ступенях истории О.С. формируется как непосредственное
порождение материальных отношений людей и как бы вплетено в материальную
деятельность, то в дальнейшем, с расчленением общества на классы,
возникновением политики, права, политической борьбы, О.Б. воздействует
определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев,
каковыми являются государство и гос. строй, правовые и политические отношения
и т.п. О.С. обладает сложной внутренней структурой, изучение которой имеет
методологическое значение для анализа его различных образований с учетом их
специфики, социальных функций и т.п. В самом общем виде в структуре О.С.
выделяют его уровни и формы. Уровнями О.С. являются обыденное, эмпирическое
сознание, непосредственно вырастающее из повседневных условий жизни масс,
отдельных социальных групп, и научно-теоретическое сознание, включающее
идеологию как духовное выражение коренных интересов общественных классов.
Формы О.С. представляют собой различные способы духовного освоения
действительности и включают политическое и правовое сознание, мораль,
религию, искусство, науку, философию. О.С. и его формам присуща относительная
самостоятельность, хотя есть и зависимость от О.Б. Самостоятельность
выражается в том, что изменения в материальной жизни общества никогда не
создают заново продукты О.С., ибо научные, философские. художественные и
прочие идеи зависят от накопленного ранее мыслительного материала и
подчиняются определенной внутренней логике своего развития. Кроме того,
изменения в материальных отношениях не могут вызвать мгновенного,
автоматического изменения О.С., т.к. духовным представления людей свойственна
значительная сила инерции, только борьба между новыми и старыми идеями
приводит закономерно к победе тех, которые вызываются решающими потребностями
изменившейся материальной жизни, нового бытия. В то же время необходимо
видеть и учитывать большую роль О.С. и его воздействия на развитие самого
О.Б. Абсолютное противопоставление этих 2-х сторон жизни людей
действительно лишь в рамках основного вопроса о том, что первично и что
вторично. За пределами этого вопроса такое абсолютное противопоставление
теряет смысл, а в те или иные периоды зрелости материальных предпосылок
общественных преобразований и при создании соответствующих социальных форм
для подготовки этих предпосылок роль О.С. может стать и становится решающей,
хотя и тогда оно в конечном счете определяется и обусловлено О.Б. Диалектико-
материалистическое решение вопроса в отношении О.Б. и О.С. и их природы имеет
большое методологическое значение, помогает научно ставить и практически
решать проблемы общественной жизни.
(Методологическая роль О.Б. в том чтобы научить человека жить здесь и сейчас.
Методологическая роль О.С. в том чтобы рассказать человеку о том как жить
завтра.
Поэтому О.Б. базис для О.С. Они так же взаимосвязаны как прошлое и будущее.