X-PDF

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ВИСЩЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Поделиться статьей

МЕТОДОЛОГИЯ

ПРОВЕДЕНИЯПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ВЫСШЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

 

          В даннойработе  предложенаметодика «Проведения практических занятий в высших учебных заведениях»,разработанная на основе опыта преподавателей кафедры «Прикладнаяматематика и информатика» Андижанского института экономики и строительства. Предложенная методика выносится  на обсуждение широкогокруга профессорови преподавателей системы высшего образования Республики Узбекистан.

 

Цель практическихзанятий:

— укрепление теоретических знанийстудентов и углубление их знаний по естественным наукам;

— раскрыть практическое значение теоретическихправил;

— поддерживать осмысленное освоениестудентами научных программ;

— учить студентов правильномуиспользованию существующих нормативных документов и литературы при решенииконкретных вопросов в данной области науки;

— способствовать развитию навыковсамостоятельной работы;

— развивать умение выступать идискутировать на публике.

 

В связи с этимнеобходимо развивать у студентов следующие умения:

— анализировать задачи и материалыконкретных работ, изложенных на основе научной программы, с точки зрениявыделения в них имеющихся фактов и квалификации соответствующих знаний;

— быстрый поиск норм, регулирующихотношения в строительстве, архитектуре и экономике, иных законов и действующихнормативных правовых документов, приобретение навыков обучения в работе с ними;

— обучение студентов правильномутолкованию и применению норм, связанных со строительством, архитектурой иэкономикой, с учетом руководящих документов и указаний компетентных органов;

 

          В то же времяпрактические занятия важны для обучения студентов правильному употреблениютерминов, указанных в программе науки, для того, чтобы научить их обращатьвнимание на повышение культуры речи.

Проведение практических занятийтакже связано с обучением студентов четкому и ясному пониманию руководствапреподавателя в процессе изучения соответствующего предмета.

 

Подготовка курокам

           При подготовке к уроку,прежде всего, нужно решить, что делать перед уроком, чтобы правильно егопостроить. Очень важно составить конкретный план и на его основе проводитьцеленаправленные и планомерные занятия.

Обучение можно успешно проводитьпри продуманном, четком плане и технически грамотной организации.

 

Факторы подготовки учителя к уроку:

 

• определение и использование на уроке объема ихарактера изучаемого студентами учебного материала в соответствии сразработкой курса;

 

• соблюдать целевые процедуры вопределении количества заданий, последовательности их рассмотрения,планировании и определении учебного материала в зависимости от количествачасов, отведенных на заданную или просматриваемую тему (в этом очень помогутзадания, соответствующие уроковым разработкам в программе). работо

 

• выбор методических приемов проведенияуроков;

 

• подбор соответствующихнормативно-правовых документов (ШНК, КМК, комплектов нормативных материалов,справок и др.) для обеспеченияизучения;

 

• формулирование вопросов, которыенеобходимо задать в связи с решением проблемы.

 

Подробная инструкция такой подготовкивыглядит следующим образом:

 

а) при подготовке к практическим занятиямпреподаватель определяет основные правила, которые необходимо закрепить впамяти и сознании студентов при решении задач. Принимая во внимание,что за отведенное время невозможно достаточно подробно осветить все вопросы темы,учителю следует выделить наиболее важные и распределить их в определеннойпоследовательности для обсуждения;

б) после определения объема и характераучебного материала (задач и вопросов) по определенной теме, учительраспределяет этот материал по количеству часов, отведенных на занятия по даннойтеме (один, два и более более).

в) в дальнейшем должен быть составлен планработы на каждое занятие, в котором могут быть указаны: вопросы, задаваемыеучащимися по теме занятия перед рассмотрением заданий; какие задачирассмотреть; какие дополнительные вопросы следует уточнить при решении задач;краткие решения проблем; кого из учащихся вызвать, по какому заданию, какиевопросы задавать.

г) по основным темам кафедра назначаетотдельных преподавателей для составления детальных планов работы попрактическим занятиям. Эти планы обсуждаются на заседании кафедры, утверждаютсяпосле обсуждения и внесения изменений. Эти планы особенно полезны для учителей,не имеющих достаточного педагогического опыта. Эти рабочие планы должны бытьоснованы на планах уроков, опубликованных в рабочих тетрадях длясоответствующих курсов;

Представленная информация была полезной?
ДА
61.22%
НЕТ
38.78%
Проголосовало: 1511

и) помимо заданий, рекомендованныхкафедрой, преподаватель может самостоятельно подготовить небольшие задания. Онидолжны быть основаны на направлении и имеющемся опыте, которые можноиспользовать в практике урока.

е) учитель может вводить новые предложения или наоборот,упрощать его смысл в зависимости отпрактической деятельности урока. Условия задания должны быть четко инедвусмысленно изложены; фактическая сторона дела должна быть бесспорной, ибо впротивном случае могут быть разные решения в зависимости от того, имел местотот или иной факт.

к) рекомендуется выбирать ситуации инебольшие материалы, не требующие от студентов чрезмерных и нецелесообразныхзатрат времени на ознакомление. В тех случаях, когда преподаватель намерениспользовать какую-либо характерную ситуацию в одной или нескольких группах, ондолжен дать задания студентам для предварительного ознакомления.

Такое предложение должно быть подготовленоучителем заранее с учетом характера урока.

 

Проведение практического занятия

 

Методическиеправила (методика) практических занятий следующие:

а) небольшую часть времени на первомзанятии можно посвятить разъяснению целей практических занятий по данномупредмету. Также разъясняется методика проведения занятий, а также излагаютсяосновные требования к содержанию и форме студенческих выступлений, они должныиметь решения, основанные на науке и теоретических правилах; ответы не должны бытьповторением ранее высказанных мнений, должны быть исправлены неправильныевысказывания товарищей и т. д.;

б) в начале каждого занятия должнапроверяться посещаемость учащихся, и соответствующие записи вносятся учителем вспециальный журнал. Эта запись ведется независимо от записи тютера группы. Позжестанет известно, есть ли среди присутствующих не готовые к уроку. Всоответствующих графах журнала учитель фиксирует качество ответов каждого студента. Такой контрольдисциплинирует учащихся, заставляет их регулярно готовиться к урокам, что такжеважно для порядка в будущем.

Учитель напоминает студентам тему урока, атакже основные вопросы темы. Отсюда будет сразу видно, какаязадача будет рассмотрена первой;

в) аудиенцию студентов, наблюдая за тем,как работает каждый из них, необходимо держать всех присутствующих в полезрения; если вы заметили ослабление интереса у отдельных учащихся, следуетобратиться к ним с вопросом, приглашением выступить и т. д.;

г) решая возникшую проблему, рассмотрениеотдельных теоретических вопросов на уроке должно быть организовано такимобразом, чтобы их обсуждение приводило к конфликтам по поводу различныхрешений, предлагаемых отдельными студентами, разная интерпретация и применениепусть становилось обсуждением пунктов рассматрываемого вопроса.

и) вовлекая в дискуссию по теме большеучастников, необходимо узнать мнение студентов, которые обычнодают непроизвольные или неправильные или неполные ответы.

д) должны быть призваны студенты, действовавшие пособственной инициативе два-три раза на прошлых уроках и признанные достойнымиположительной оценки, студенты, которые прекратят активную деятельностьв будущем. Эти проблемы повышают осведомленность студентов о том, что ихнеобходимо решать систематически. Рекомендуется ознакомиться с записями студента, котороговызывают к ответу;

е) преподаватель всегда долженпомнить о своей роли руководителя практических занятий. Поэтому принеобходимости он должен ограничивать время выступления студентов, следить затем, чтобы в обсуждении их заданий участвовало как можно больше студентов.Нельзя допускать бессмысленного повторения сказанного, выступлений, несоответствующих сути рассматриваемого вопроса.

ж) преподаватель долженорганизовать планомерное проведение урока, исходя из высокой активности студентов на уроке. Нельзядопускать, чтобы студенты делали заявления,нарушающие порядок дружеской беседы и т.п., без разрешения преподавателя.Несоблюдение этого требования приводит к шуму в аудитории, игнорированиюобъяснений преподавателя, спорам по мелким вопросам и т. д.;

м) преподаватель  должень контролироватьграмотность речи студентов по изучаемомупредмету, правильность написания текста, контроль за правильным употреблениемразличных словосочетаний и терминов. Необходимо сразу показывать студенту его ошибки, неоткладывая их исправление в конце занятия

ж) перед повторением существа занятиястудент,вызванный преподавателем , должен устно объяснить его содержание и задатьвопросы, вытекающие из содержания темы. Он должен формулировать вопросы такимобразом, чтобы отражать соответствующую квалификацию фактов. Это учит студентовчетко сообщать о проблемах, сосредотачиваться на главном, а не навторостепенном.

з) с бессмысленными и безосновательнымиутверждениями о проблеме, а также с попытками некоторых учащихся использоватьобщие рассуждения необходимо решительно бороться.

 

Завершение практического занятия

 

        Рекомендуетсяпрекращать обсуждение темы после того, как один из студентов предложил иубедительно доказал решение задачи на занятии, а при отсутствииобсуждения — когда он предлагает другое решение в целом или отдельно. Прекращаяобсуждение темы, преподаватель должен убедиться, что решение понятно группе.Если у преподаватель нет этой уверенности, если часть группы не понимаетрешения или предлагает другое, то преподаватель должен еще раз объяснитьправильное решение или объяснить ошибку другого решения. С этой целью в рядеслучаев он может использовать выступления студентов, правильно решивших задачуи успешно опровергающих доводы товарищей, имеющих неправильную точку зрения.

Очень важно достоверно показывать ошибки,аргументированно их анализировать. Это дает студентам многое, чтобыузнать, как правильно анализировать проблему и понимать правильное решение.

Иногда разъяснение основной ошибки одного студента приносит группебольше пользы, чем правильное, но однозначное решение проблемы всей группой.Когда правильное решение задачи найдено и понято, преподаватель  должен сделатьвывод. В конце обсуждения поясняет, какие ошибки есть в ответах иливыступлениях студента, которые он неисправлял ранее, показывает, кто предложил правильное решение, и делает выводы.

В заключении, исходя изрешения данной задачи, рекомендуется упомянуть основные правила предмета, чтоособенно необходимо, если в речи студента упоминаются не все нормативныематериалы.

Заключение завершает исследованиепроблемы, оно должно быть кратким, обоснованным и ясным.

Иногда рекомендуется делать этот выводпосле решения нескольких одинаковых заданий, предлагаемых по определенномунаправлению какого-либо вопроса или темы.

Если на подробный разбор всех задач,запланированных на занятие, не хватает времени, разбор нерешенных задач следуетперенести на следующее занятие, если позволяет тема и расписание. В противномслучае рекомендуется в конце урока привести краткое решение этих задач суказанием нормативного материала. Это, конечно, не исключает возможностиувидеть решение этих задач в тетрадях отдельных учащихся после урока (или наконсультации).

 

Обсуждениерезультатов практики на кафедрах

 

     Кафедры обязаны следить заходом практических занятий и регулярно запрашивать у преподавателей отчеты о своемведении. Для повышения качества занятий важно проверять их в виде посещенияпреподавателями данной кафедры и учителями смежных предметов.

Результаты проверки будут доложенына ближайшем заседании кафедры или на производственном совещании для принятиясоответствующего решения после обсуждения вопроса. Существуют различные способызаписи результатов тестирования. Вы можете вести специальную книгу контроляпосещения практических занятий. В этой книге учитель, участвовавший в уроке,делится своими впечатлениями от урока и своими предложениями по улучшениюпреподавания. Оценка учителей вместе с их комментариями к уроку будетрассмотрена на заседании кафедры. Такой метод обсуждения позволяет учестьнедостатки работы и использовать уже накопленный методологический опыт.

 

 

Автор:

 

              Преподаватель кафедры «Прикладная математика и информатика» Андижанскогоинститута экономики и строительства — Ахматжон Абдурахманов

Январь 2023-год


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.22%
НЕТ
38.78%
Проголосовало: 1511

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет