X-PDF

Методы и формы работы по коррекции заикания Методы и формы работы учителя – логопеда по коррекции заикания

Поделиться статьей

Министерствообразования и науки РБ

ГБОУ«Иройская специальная (коррекционная)

общеобразовательнаяшкола-интернат»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы и формы работы покоррекции заикания

Методыи формы работы учителя – логопеда по коррекции заикания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед:Ринчинова Т.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализсуществующих в специальной педагогической литературе методик преодолениязаикания позволяет определить модель проведения логопедической работы последующим направлениям:                                                  

I.                  Создание охранительного речевого режима.                                                             

II.                   II. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятиемышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формуламвнушения состояния расслабления.                                                                                

III.                 III. Развитие моторных функций. Развитие координации слова иритмизованного движения.                                                                                      

IV.               IV. Формирование фонационного (речевого) дыхания.                                          

V.                  V. Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитиеинтонационных характеристик речи.                                                                         

VI.                VI. Воспитание личности заикающегося ребенка.                                    

VII.              Рассмотрим более подробно каждую составляющую комплексавоздействия.

I.Созданиеохранительного речевого режима. Ограничение речевого общения и организациящадящего речевого режима.                                       

Этотрежим вводится в самом начале коррекционной работы и помогает создать условиядля затухания неправильной речевой привычки, подготовить нервную системуребенка к формированию нового речевого навыка. Учебная и повседневная жизньзаикающихся организовывается так, чтобы свести речь детей к минимуму. Назанятиях педагоги ограничиваются сообщением какого-либо материала и не требуютустных ответов. В этот период организовываются такие игры, чтобы дети меньшеговорили (рисование, кивание, аппликация и т. п.). Щадящий речевой режимсоздается ограждением ребенка от пребывания в конфликтных ситуациях, примеромспокойной четкой речи взрослых и их проявлением тонкого педагогического такта,исключением участия детей в эмоционально-значимых мероприятиях, организациейрежима дня и т. п. Речевое общение ребенка в этот период должно бытьэлементарным по форме (использование сопряженных и отраженных форм речи),содержать однословные ответы. Для этого вопросы взрослых должны иметь ключевоеслово для ответа или предполагать короткий ответ («Ты хочешь яблоко или банан?»«Банан»; «Ты хочешь яблоко?» «Нет»). Родители должны придерживаться тех речевыхправил, которые рекомендуются логопедом. Длительность режима ограничения речиразлична, как правило, он охватывает неделю-полторы недели с начала коррекционнойработы. Постепенно активность ребенка увеличивается, однако соблюдается щадящийречевой режим. Организация режима ограничения речи и щадящего речевого режиманаиболее полно представлена в работах В. И. Селиверстова, И. Г. Выгодской идр., создание охранительного режима в домашних условиях — в работе Л. М.Крапивиной , И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской. В нейпредлагаются игровые ситуации, «игры-молчанки», для которых оформляетсяспециальный альбом. Например, условия игры даются в виде сказки: «…Добрыйвеликан много потрудился для людей, засеял поля, построил красивые города. Онзаснул. Поэтому люди во всем городе соблюдают тишину, никто не разговаривает,машины едут без сигналов. Вот и ты не буди его, играй, молча, в свои игрушки,построй город из кубиков. Займись конструктором. Нарисуй в своем альбоме этогодоброго великана, каким ты его себе представляешь, или нарисуй город…». Впоощрение ребенку можно присвоить звание «Почетного стража», а вечером емуразрешается какое-нибудь «малое волшебство» (пускание мыльных пузырей и т. п.).                                                                                                       

II.Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного иэмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушениясостояния расслабления.                     

Обучениенавыкам релаксации начинается с упражнений, которые позволяют ребенкупочувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжениемышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно икратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такиеупражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всеготуловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.                                                                Комплексная релаксационная гимнастика (для отдельных групп мышц) «Кулачки»                                                                                                                       Сидя. Свободно положить руки наколени, ноги слегка расставить. Сжать покрепче пальцы в кулак, подержатьнесколько секунд. Затем распрямить пальцы рук и спокойно положить на колени.                                                                                                                   В кулачок ладонь сожми, Кулачками  постучи.Сейчас, девочки и мальчики, Отдыхать будут  ваши пальчики   

                 «Замок»                                                                                                 Стоя. Ноги врозь, руки опущены, пальцыпереплетены в замок. Руки с переплетенными пальцами поднять и занести заголову, напрячься и после чтения последних строчек стихотворения логопедомрезко опустить руки с одновременным расслаблением.     Ай  люли!          Наши руки мы сплели.    Мы ихподняли повыше,    Получилась красота! Получились не простые, Золотыеворота!

                                                                                                        

 «Сосулька»                                                                                                                      Стоя. Представить, что«сосулька висит», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться какможно сильнее вытянуться, напрягая все тело. После слов логопеда «солнцевзойдет и гвоздь упадет», опустить руки, расслабляя их.                                                                                                                                         У нас под  крышей     Белый гвоздь висит, Солнцевзойдет, Гвоздь упадет.

 «Листья»                                                                                                                                   Стоя. Представить, что «листья растут», тянуть руки вверх снапряжением. После слов логопеда «А осенью опадают» сбросить руки вниз,встряхнуть расслабленными руками.                                                                                    

Летомвырастают,   А  осенью опадают.                                                                                        

 «Часики»                                                                                                                             Стоя. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес телаперенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.                                                                                                                Тик-так, тик-так,       Ходят часикивот так:    Влево, вправо,  Влево, вправо.

                                                                                                  «Дождь»                                                                                                           Сидя. Головуподнять и тянуть шею вверх. Мышцы шеи напряжены. Такое положение сохранять вовремя чтения всей загадки. Затем голову опустить вниз и расслабить мышцы шеи.

 Поглядите, поглядите –

 Потянулисьс неба нити!  Эта тоненькая  нить Землю с небом хочет сшить.  

 «Орех»                                                                                                                     Сидя. Сжать зубы и губы. Челюстинапряжены. Представить как сжимается и разгрызается крепкий орех. После словлогопеда «А попал под молоток…» расслабить мышцы челюсти, приоткрыть рот,разомкнуть зубы, приоткрыть губы.                                                                                                                       Круглый, зрелый, загорелый     Попадался на зубок.Попадался на зубок,  Расколоться все не мог,  А попал под молоток,  Хрустнул раз — и треснул бок.                                                                         

Втех случаях, когда логопед констатирует, что в процессе занятий, связанных срасслаблением мышц, у ребенка возникает чувство раздражения и он начинает хужеговорить, следует отказаться от таких упражнений. Подробные комплексырасслабляющих упражнений даны в методиках И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л.П. Успенской; Л. И. Беляковой, Е. А. Дьяковой . Этюды на расслабление мышц подмузыкальное сопровождение предложены М. И. Чистяковой.                                                                           После выполнения упражнений логопед вводит «формулувнушения расслабления» на начальном этапе: Мы успокаиваемся. Мы отдыхаем. Глазазакрыты. Во всем теле приятное тепло. Руки усталые, расслабленные отдыхают.Ноги усталые, расслабленные отдыхают. Хорошо, приятно отдыхать. Приятночувствовать расслабленность. Все тело: ноги, руки, спина, шея теплые,расслабленные.                                                                                 Вовремя расслабления возможно погладить каждого ребенка по спине. Каждоепредложение формулы повторяется 2 раза. Важное значение имеет интонация и голослогопеда: мягкий и спокойный. Такое упражнение — первая ступень аутогеннойтренировки, поэтому на фоне расслабления вводится «формула правильной речи»:«Мы говорим неторопливо и спокойно». Такие формулы могут быть даны и в стихотворнойформе. Произнесение их логопедом должно происходить достаточно громким голосом,уверенной интонацией и с соблюдением всех речевых правил.             

III. Развитиемоторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения.                                                                                    

Врамках этого направления проводится работа по развитию общей, тонкой иартикуляционной моторики; по развитию темпо-ритмических характеристик движений.Для успешной реализации коррекционных задач необходимо учитывать структуруречевых и двигательных нарушений (форму и тяжесть заикания, уровень общегоречевого и психомоторного развития и др.). Для заикающихся детей сневротической формой заикания основное внимание уделяется воспитанию точности,переключаемости, завершенности движений. Особое место отводится упражнениям нанормализацию мышечного тонуса и использованию с этой целью меняющегосяразнообразного по темпу и ритму музыкального материала, двигательныхупражнений. Работа по развитию артикуляционной моторики начинается с вызыванияпо подражанию гласных звуков, логопед старается при этом снять у ребенкаизлишнее напряжение губных мышц, вызывать у него свободно льющиеся гласныезвуки. При произнесении согласных звуков в слоге внимание ребенкасосредотачивается на гласном звуке. Занятия с заикающимися детьми сневротической формой речевой патологии не должны быть длительными по времени.Заикающиеся дети с неврозоподобной формой заикания нуждаются в длительной повремени тренировке двигательных реакций с постепенным переходом после полногоусвоения предложенного материала к другому виду упражнений. В обучениинеобходимо возможно более широко использовать наглядный показ двигательныхзадач; повторение инструкций до полного усвоения. Начинать следует с простейшихритмов и упражнений, доводя их до совершенства; постепенно переходить купражнениям со сменой темпа и ритма. Развитие артикуляционной моторикиначинается с выработки четких артикуляционных поз. Фиксируется внимание на работемимической мускулатуры. Параллельно (по необходимости) может вестись коррекциязвукопроизношения. Постановка звуков осуществляется с привлечением активноговнимания ребенка на процесс произнесения и восприятия своей речи, включающийзрительный и кинестезический контроль. Автоматизация поставленных звуков можетосуществляться в работе над плавным непрерывным звучанием голоса в слоговыхсочетаниях, словах и т. д. Работа над артикуляционной моторикой для правильнойпостановки звуков может проводиться по методике воспитания у детей правильногопроизношения М. Ф. Фомичевой. Развитие темпо-ритмических характеристик моторикив целом (общей, тонкой, артикуляционной) успешно достигается под музыкальноесопровождение, т. е. в процессе логопедической ритмики. Логопедическая ритмикаявляется необходимой составляющей в комплексном коррекционном воздействии припреодолении заикания. Дифференцированное проведение логоритмических занятий,методика подачи материала широко представлены в работах Н. А. Рычковой. Длядостижения оптимальных результатов логоритмических занятий их проводят последующей схеме:                                                                                                       — ритмическая разминка. Ее задачами являются воспитание дисциплины иорганизованности, развитие координации рук и ног, формирование правильнойосанки и навыков движений в коллективе, ориентация в пространстве, умениеменять темп и ритм движения. С этой целью используются вводная ходьба, легкийбег, чередование ходьбы и бега, прыжки, элементы физкультурных и танцевальныхдвижений;                                          — упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этих упражнений являетсяустранение напряжения, скованности в мышцах. Используются специальные заданияна смену напряжения и расслабления, состоящие из серии последовательныхдвижений. В зависимости от звучания разных по силе звуков меняется мышечныйтонус;                                                                                                                — слушание музыки. Тесно взаимосвязано супражнениями, регулирующими мышечный тонус. Подбираются разнообразные похарактеру музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия насоздание нужного фона настроения;                                                                                                                                   — упражнения для развитиякоординации речи с движением. Используются двигательные упражнения под музыку содновременным проговариванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий(слогов, слов, фраз, стихотворных и прозаических текстов);                                                                             — пение. Выбираются ритмичные и мелодичные песни, впении которых нормализуется темп речи и речевое дыхание;                                                                      -игра. Подвижная игра служит закреплением навыков, полученных на занятии. Такжев таких играх воспитываются ловкость, сообразительность, быстрота двигательныхреакций, ориентировка в пространстве. Заключительная ходьба проводится вспокойном темпе и ритме. Большое значение для нормализации темпа и ритма речиимеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля иритмических движений (ходьба, хлопки, притоптывание, прыжки). Допускаетсяотстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой покакому-нибудь предмету, дирижирование в сопровождении проговаривания. Ударномуслогу (слову) должен соответствовать более громкий хлопок или удар ногой пополу, неударному — тихий. Упражнения необходимо выполнять с четкойартикуляцией, равномерным распределением выдоха, соблюдая умеренный и медленныйтемп, синхронизируя произнесение и движение. Вначале тренировка послоговогоритма производится в замедленном темпе. По мере овладения навыком темп речиускоряется.                                                                                     Упражнение 1                                                                                                             Ходьба на месте и по кругу в медленномтемпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счет,дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг-слог:        а-у-а-у-а-у;   ап-ап-ап  ап;  па-па-па-па;      та-та-та-

 Оттопота копыт пыль по полю летит.

 ЕхалГрека через реку. Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку. Рак за рукуГреку цап.

 

 Упражнение                                                                                                                  Прыжки вправо — влево на правую и левую ногу. Произноситьна выдохе: упа-опа-ипа-апа;  па-по-пу-пы;   паф-поф-пуф-пыф; хоп-хоп-хоп-хоп и др.                                                                                

Упражнение3  Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слогагромким хлопком или голосом: та-тату-татату-тата-тата-татата.                                                                          

Упражнение4                                                                                                    

Слитноепроизнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движетсяна каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно в процессе произнесения:август-аист-атом-яхонт-ялик-яма-умница-улица-узник.                                                                                                               

 Упражнение5

 Отхлопываниеритма слов и предложений с одновременным произнесением. Каждый удар ладониприходится на гласный звук:  ноги-нога, атлас-атлас;  руки-рука, замок-замок;горы-гора, пироги-пироги; козы-коза, гвоздики-гвоздики;   совы-сова,кружки-кружки.    Я бегу, бегу, бегу,  Я пою, пою,

пою.                                                                                    

Упражнение 6

 Ритмизированноепроизнесение имен, названий деревьев, животных под хлопки.

 

 Упражнение7

Воспроизведениеритма считалки с дирижированием в такт. Выполнять в медленном и умеренномтемпе.   Аты-баты — шли солдаты. Аты-баты — на базар.  Аты-баты — чтокупили?  Аты-баты — самовар. Аты-баты — сколько дали? Аты-баты — трирубля. Аты-баты — покажите. Аты-баты — не хочу.  Аты-баты — спать хочу!

 Упражнение8

Напевно,выразительно прочитать текст стихотворения под звучащую мелодию(мелодекламация).

Упражнение9

Воспроизвестиритм стихотворения, играя с мячом. Мой Веселый, Звонкий Мяч,  Ты Куда ПомчалсяВскачь? Желтый, Красный, Голубой. Не Угнаться  Затобой! (С.Маршак)                                                                            Упражнение 10

 Озвучитьмотив песни в разных тональностях, сочетать пение с движениями рук, ходьбой,маршировкой на месте. (Приемы ритмизации речи заикающихся широко освещены вработах Л. И. Беляковой, Е. А. Дьяковой, Л. И. Богомоловой, Л. З. Андроновой,В. М. Шкловского. Методы и приемы логоритмических занятий для заикающихсяразработаны Е. В. Оганесян, Н. А. Рычковой, Г. А. Волковой, в которыхиспользуется музыкальное сопровождение.) В процессе развития речи ритмстановится «скелетом» слова и играет важную роль в процессе усвоения лексики.Подбираются стихи с классическим размером, они более распевные, при этом речьзамедленная с сохранением привычных ударений, слова соединяются посредствомгласных. Этими стихами можно дирижировать. Хорошо использовать стихи из программногоматериала по чтению. Например: Белая береза под моим окном / Принакрыласъснегом, будто серебром… Необходимо давать детям образцы правильной, хорошозвучащей речи. Можно предложить прослушивание пластинок со сказками, стихами висполнении артистов. При прослушивании сказок дети обращают внимание на то, чторечь — четкая, ясная, выразительная за счет того, что в ней четкопроговариваются все слоги, она протяжная, распевная, особенно в русскихнародных сказках.                                                                                                                       

IV.Формирование фонационного (речевого) дыхания.                                                                                                 

Всимптоматике заикания значительное место занимает нарушение речевого дыхания:учащение дыхания в момент речи, поверхностные судорожные вдохи, укороченныйречевой выдох, нарушение координации между дыханием, фонацией и артикуляцией.Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечиваетнормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность речи, создаетвозможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высотуголоса. Также формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение дляорганизации плавной речи. Речевое дыхание является произвольным и значительноотличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. Наиболееблагоприятные условия для работы голосового аппарата создаются принижнереберном дыхании, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы.Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ееположить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохестенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. Привыдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Постановка диафрагмальногодыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают сположения лежа. В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренироватьпри выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны туловища и т. п.).Небезуспешно в работе с заикающимися используется парадоксальная дыхательнаягимнастика А. Н. Стрельниковой, где внимание уделяется короткому вдоху. В то жевремя в работе с заикающимися над речевым дыханием основное их внимание иинструкции должны касаться выдоха. В комплекс упражнений  включаютсяследующие основные виды работ по развитию речевого дыхания:                                                — общие дыхательные упражнения;                                                                           — постановка диафрагмального дыхания;                                                                 — дифференциация ротового иносового дыхания, формирование длительного выдоха через рот;                                                                                                          — формированиедлительного фонационного, а затем речевого выдоха. Необходимо приучить детейделать вдох без напряжения, не поднимая плеч, чтобы вдох был мягким и коротким,но достаточно глубоким, а выдох длительным и плавным, без фиксации внимания наэтих процессах. При этом следует постоянно напоминать детям, что говорить нужнотолько на выдохе. Особое значение для детей дошкольного возраста приобретаетиспользование всевозможных игр и игровых приемов, стихотворных текстов, которыевызывают интерес к занятиям и делают характер выполнения упражненийнепроизвольным. Процесс голосообразования неразрывно связан с дыханием. Неправильноедыхание во время речи является частой причиной плохого звучания голоса.Отрабатывается мягкое голосоначало, навыки рациональной голосоподачи иголосоведения. В основные задачи по развитию голоса входит: развитие силы идинамического диапазона голоса, формирование навыков рациональной голосоподачии голосоведения, развитие мелодических характеристик голоса (тембра, высоты ит. д.). Кроме того, нарушения голоса, мелодико- интонационные расстройствахарактерны для заикающихся. Наиболее часто у заикающихся детей отмечаютсянедостаточная сила голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речевоговысказывания); нарушения тембра голоса (глухой, хриплый, монотонный,сдавленный, реже нозализованный); голос может быть напряженным, форсированным,прерывистым и характеризоваться слабой выраженностью голосовых модуляций(ребенок не может произвольно менять высоту голоса). В голосообразованиипринимают участие губы, язык, мягкое небо, нижняя челюсть — органыартикуляционного аппарата. От того, насколько быстро, четко и согласованноработает этот аппарат, зависит хорошая дикция. Правильная артикуляция — залогхорошей дикции и звучности голоса. Работа по развитию артикуляционноймоторикипроводится по традиционным в логопедии методикам (М. Ф. Фомичева, А. И.Богомолова и др.).

V.Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационныххарактеристик речи.

Работанад плавностью речи начинается с формирования у детей понятия о гласных какоснове нашей речи. Логопед объясняет детям, что от правильного произношениявсех гласных звуков зависит полнозвучность голоса, плавность и темп речи.Воздух расходуется в основном на гласные звуки, они произносятся широко игромко, в каждом слове обязательно выделяется ударный гласный.   Плавностьречи отрабатывается сначала в элементарных речевых формах:  — на произнесенииотдельных гласных звуков;    — на сочетаниях гласных звуков (двух,трех, четырех, пяти);       —  на слоговых сочетанияхсогласных звуков с  гласными;

 — на произнесении фраз из одного слова;

  — на произнесении коротких фраз;

 — на произнесении длинных фраз с логической паузой.                                                

 Параллельнопроводится работа по развитию интонационно- выразительной стороны речи(пролонгированное произнесение гласных звуков, повышение, понижение голоса вконце фразы). Логопед предлагает детям свои речевые образцы, наглядно-иллюстративныйматериал, используется конкретная ситуация. Основными видами упражненийявляются: произнесение речевого материала вместе с логопедом, вслед за ним,называние предметов и действий по картинке или в конкретной ситуации. Во всехэтих упражнениях отрабатывается важнейший элемент плавной речи — слитность. Этозначит, что все звуки должны как бы вливаться один в другой и все сочетаниедолжно произноситься как один долгий звук.                                                     При выполнении заданий на сочетание гласных звуков важно следить за тем,чтобы при переходе от одного звука к другому голос звучал непрерывно, аменялось только положение губ и языка. При произнесении сочетаний гласныхзвуков с согласными прежде всего необходимо соблюдать все требования,предъявляемые к произнесению гласных. Тогда вместе с ними будут свободнопроизноситься и согласные звуки. Чтобы эти звуки не вызывали затруднений, нужнопроизносить их легко и без напряжения (слегка смыкать губы, слегка касатьсякончиком языка зубов и т. п.).                  В работе над фразами соблюдаются следующие речевые правила:короткие предложения произносятся на одном выдохе; длинные предложения делятсяна смысловые отрезки (3-4 слова), между которыми выдерживается пауза и делаетсяновый вдох; слова внутри короткого предложения произносятся слитно. Логопеддолжен объяснить детям важность пауз и на доступных примерах показать ихзначение.                                                                       Затем отрабатывается чтение заученныхстихотворных текстов. Благодаря тому, что в стихах наблюдается строгоечередование ударных и безударных слогов, что они очень ритмичны, что окончаниястрок рифмуются и каждая строка в стихах чаще совпадает со смысловым отрезком,они удобны для закрепления всех элементов правильной речи: упорядоченногодыхания, неторопливого темпа, слитности, выделения грамматического илогического ударения, деления на смысловые отрезки.                                                   Только потом переходят к пересказу коротких текстов с делением насмысловые и логические отрезки. Работа над пересказом прослушанного текстаоблегчается тем, что здесь присутствует опора на готовый языковой материал иопределен сюжет последовательности событий. Для подготовительной работы и вслучаях затруднений детей используются наводящие вопросы, опорные слова,предметные картинки.                         Работа над пересказом прослушанного текставключает:  

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957
  • пересказ текста с опорой на наглядный материал;

 пересказ текста по плану;

 пересказ прослушанного текста без опоры;

 пересказ текста сюжетно-ролевого содержания.

 Следующийэтап работы над плавностью речи является переходной ступенью к самостоятельнойречи и охватывает нижеследующие виды работ:  

  • работа над вопросно-ответной формой речи;                                                         ответы на вопросы по картине;

 ответы на вопросы по тексту;

 составление вопросов к картине;

 составление вопросов к тексту.

Затемплавность речи формируется в более сложных видах монологической речи  *самостоятельное составление рассказов:

  •  по предметной картине с использованием схемы;

 по серии сюжетных картин (от трех до восьми);  

  • по сюжетной картине;

 по описанию пейзажной картины.

Данныйвид работы облегчается опорой на наглядный материал, однако отсутствуетязыковой материал и сюжет последовательности событий. Если дети испытываюттрудности при составлении рассказов, им можно предложить образец рассказалогопеда по картине или ее отдельной части; наводящие вопросы, а затемпредваряющий план рассказа; составление рассказа по фрагментам картины;коллективное составление рассказа.                                                                 Конструирование рассказа предполагаетего составление в рамках известного начала или конца, либо того и другого,составление по серии опорных слов.                                                                               Выполнение данных видов работ часто вызывает трудности у детей. Дляоблегчения выполнения данных заданий проводится подготовительная работа поактуализации словарного запаса; по формированию устойчивых словосочетаний,характерных для выбранных тем рассказов. Учащимся, испытывающим затруднения всоставлении рассказов по известным началу и концу, опорным словам можнопредложить предметные или сюжетные картинки.  Завершающим этапом вкоррекционной работе с заикающимися является закрепление полученных навыковплавной речи. Они составляют самостоятельно рассказы на заданную тему о простыхслучаях из собственной жизни по аналогии с прочитанными, о событиях дома,составляются творческие рассказы и инсценировки на заданную тему.

Впроцессе формирования плавности речи в различных формах логопед знакомит детейс правилами речи. В них содержатся правила поведения во время разговора ссобеседником, основы правильного речевого дыхания в процессе произнесения слов,фраз.                                                                          Логопед объясняет и показывает детямсвоим примером, как нужно вести себя с собеседником: во время разговорасмотреть в лицо слушающему человеку, не опускать голову и держаться прямо иуверенно, не делать лишних движений, не спешить с ответом и проговорить егосначала про себя. Говорить только на выдохе и выделять в каждом слове ударныйгласный звук, гласные произносить широко и протяжно, короткие предложенияпроизносить на одном выдохе, а длинные фразы делить на смысловые отрезки, междукоторыми выдерживается пауза и делается новый вдох. Говорить громко, четко,выразительно.                                                            Правила речи постоянно напоминаются детям или заучиваются наизусть.Коррекционная работа по развитию речи должна быть дифференцированной взависимости от степени отклонения от нормы. Специфика работы с детьми, имеющимиразные уровни сформированности речи, заключается в преимуществе отдельныхнаправлений работы, в степени самостоятельности детей, в дифференцированномподборе речевого материала. Те дети, у которых речевое развитие условноприближается к норме, могут более интенсивно работать над плавностью речи. Нопоскольку обнаруживаются некоторые затруднения в построении связного речевоговысказывания с ними проводятся дополнительные логопедические занятия по развитиюустной связной речи. Для детей, речь которых характеризуется явлениями нерезковыраженного ее недоразвития, в логопедические занятия по развитию речивключаются специальные задания и упражнения по коррекции нарушений отдельныхкомпонентов речи. Дети, в речи которых наблюдаются все признаки ее общегонедоразвития, требуют значительной индивидуализации занятий, тщательного выбораматериала в зависимости от речевых возможностей этих детей, включения влогопедическую работу развития всех сторон речи.

VI.Воспитание личности заикающегося ребенка.                                         Цель этогонаправления коррекционно-педагогической работы с заикающимися — воспитаниеадекватного отношения к себе, окружающим и взаимоотношений с ними. Однимиз основных методов в этой работе является психотерапевтическое воздействие.Для заикающихся детей большое значение имеет создание особого положительногоэмоционального фона окружающей обстановки (семья и педагоги).

Важным моментомявляется то, что по сути каждое логопедическое занятие включает элементыпсихотерапии (психотерапевтические беседы в начале занятия как организационныймомент, элементы психотерапии — внушения). Так, например, в процессе мышечногои эмоционального расслабления могут вводиться «формулы внушения», которые вначале курса занятий произносит логопед, затем он только дает установку, и детипроводят самовнушение (элемент аутогенной тренировки).

Например: «С каждымднем, с каждым занятием моя речь становится все лучше и лучше. Я говорю плавно,уверенно и красиво. Волнения при речи не будет. Всегда и везде моя речь будетплавной, уверенной и красивой. Мне нравится говорить ритмично и ровно. Мненравится говорить хорошо. Я совершенно не волнуюсь, когда говорю. Я спокоен,совершенно спокоен и уверен в себе. Я спокоен и уверен в своей речи».

Полученные детьминавыки правильной речи нужно собрать воедино и вывести правила в определеннойпоследовательности. Например, обучение и введение в речь правил естественнойречи можно начать следующим образом  (Е. Л. Пеллингер, Л. П.Успенская):

 — Итак,путешествие по реке слитного произношения начинаем со вступительной речи ибеседы о моряках и путешествиях, о том, какими качествами должен обладатьморяк. Настоящий моряк: внимательный, собранный, умеет принимать правильноерешение, чтобы корабль шел по курсу и не сел на мель, кроме того, морякнемногословен.

Детям дается заданиезавести тетрадь, которая будет называться «Бортовой журнал» и по ходу плаваниядети заносят туда все правила и их обозначения в виде морских символов, приводяв систему законы естественной речи. Девиз при подготовке к занятию: «Говорименьше — думай больше», в соответствии с ним первый законПреждеподумайте, потом говорите.

Он лучше запомнится,если выучить четверостишие:

Сказатьтебе нужно немало,

Спокойноподумай сначала,

Нос этим не надо спешить.

Потомначинай говорить.

Логопед дает образецправильного плавного чтения четверостишия, помогая себе дирижированием иобращая внимание детей на то, что, если бы прочитано было быстро и скороговорением,они ничего бы не поняли, следовательно, второй закон: Говорите вспокойном темпе.

А вот как он звучит врифмованных строках:

Ктоочень быстро говорит,

Сказатьне думая спешит,

Истрочки вдруг теряет,

Сказать:Не торопиться, не спешить,

И станетнаша речь красивой,

Ичеткой и неторопливой.

В своем «Бортовомжурнале» дети самостоятельно рисуют символы плавной речи (это может бытьплывущий по волнам корабль или просто волны).

Логопед объясняет, чтокорабль движется по волнам неторопливо, спокойно, и спрашивает: «Что егодвижет, что надувает паруса?» «Ветер, воздух». Логопед продолжает:

— И нам для того, чтобыговорить, нужен воздух. (Логопед демонстрирует речевой вдох через слегкаприоткрытый рот, обращая внимание на то, что плечи при вдохе неподвижны, астенка живота немного выдвигается вперед).

«Положим ладонь на живот: Вдох—выдох.Какое движение совершает рука? Она словно волна. Во время паузы происходитрасслабление и подготовка к следующему вдоху». Логопед рисует на доске, а дети— в своих «журналах» волны речевого ритмаПоэтому третийзакон: Говорите всегда на выдохе.

Стихотворение учим вмедленном темпе:

Всегдаговорим мы, когда выдыхаем,

Какбудто бы парус мы ртом надуваем.

Рисуем символ третьегозакона — парус. В безбрежном пока океане речи встречаетсяостров.

Логопед вешает на доскукартинку с изображением острова, на котором возвышается замок, на воротах еговисит замок, просит сравнить два эти слова:

— Слова пишутсяодинаково, у них одинаковые буквы, но при произнесении в них дольше звучатразные звуки и от этого изменяется смысл слова. Четвертый закон:Выделяйте долгие гласные звуки в словах.

Чтобы не попасть в бедуи не утонуть в океане речи, нужен спасательный круг — символчетвертого закона, который легко запомнить, выучив следующие строки:

Вморе опора — спасательный круг,

Еслислучится беда,

Такжев слове — долгий наш звук

Служитопорой всегда.

А теперь отдохнем,поиграем в слова. Играя, мы отрывисто произносим слова, потому что они несвязаны между собой по смыслу. Если они связаны по смыслу, значит этопредложение, и вот наш пятый закон: Слова в предложении произноситеслитно.

Плавно,слитно льется речь,

Таквода умеет течь.

Предложение — этозаконченная картина, слово в ней — отдельный мазок, но мазок кисти в отдельности— это хаос, чтоб из отдельного хаоса мазков получилась картина, нужно ихсоединить (дети рисуют картину моря красками) — законченнаякартина и есть символ плавной речи.

В далеком плаванииморякам приходят письма из дома, иногда они написаны, а иногда нарисованы(раздать детям карточки с сюжетными картинками и заданием: составить покартинкам небольшой рассказ из 2—3 предложений).

Наш шестойзакон: В конце каждого предложения делайте паузу.

Говории отдыхай,

Якорьс корабля бросай,

Паузу-якорьне забудь,

Отдохнии снова в путь.

Символ шестого закона— якорь.

Нужна остановка, чтобыотдохнуть во время отдыха будем ловить рыбу (раздать детям разрезные картинки сизображением разных пород рыб разных по форме, цвету; дети подбирают, выделяяотличительные признаки).

Нужно составитьнебольшой описательный рассказ каждому о своей рыбе. Например: «Это рыба окунь,она живет в реке, у нее на теле есть полоски. Хвост и плавники оранжевогоцвета». Желая рассказать о чем-то подробнее, вы должны выдерживать паузы внутридлинного предложения, длинные предложения делить на смысловые отрезки. Седьмойзакон: После смыслового отрезка делайте паузу:

Хочешьфразу удлинить,

Умейфразу разделить.

Скажешьчетко два — три слова,

Вдохбери спокойно снова.

Тренировка на пересказекоротких рассказов. Обратить внимание на то, что предложения прочитаны детьмине всегда одинаково, например: Моряк отважный человек // Моряк отважный человек// Моряк отважный человек. В зависимости от того, какое слово выделено, оно исчитается главным и от этого меняется смысл. Попробуем сказать без логическогоударения получается скучно, монотонно. Чтобы наша речь была понятной ивыразительной нужно делать логические ударенияИ вот мы вывели нашследующий, восьмой закон: В каждом предложении выделяйте главные посмыслу слова — делайте логические ударения.

Словоглавное найдем.

Вкаждом предложении.

Мысльлюбую подчеркнем,

Сделавударение.

Символ этого закона— компас.

Тренируемся всоставлении предложений и выделении главного по смыслу слова.

Вот мы и вывелиосновные законы правильной речи. Вы заметили, что правила помогают говоритьспокойно. Моряку не страшны любые шторма. Он всегда уверенно и спокойно смотритвперед. Так и вам при разговоре надо спокойно смотреть на того, с кем говорите.Наш последний девятый закон: При разговоре спокойно смотрите насобеседника:

Морякуверенно глядит

Влицо любым штормам.

Ина того, с кем говорим,

Смотретьне страшно нам,

Ты,как моряк, вперед гляди,

Общаясь,взгляд не отводи!

Научившись пользоватьсяэтими правилами, дети станут более уверенными в своих силах и возможностях.

Списоклитературы

1.             Белякова, Л.И., Дьякова, Е.А. Заикание.: учеб. пособие длястудентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В.Секачев, 1998

2.             Белякова,Л.И., Дьякова, Е.А. Логопедия. Заикание.: Эксмо — Пресс,2003

3.             Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания удошкольников.: Книга для логопедов.- М.: Детство-Пресс,2003

4.             Выгодская, И.Г., Пеллингер, Е.Л., Успенская, Л.П. Устранениезаикания у дошкольников в игре.: – М.: Просвещение, 1984

5.             Гончарова, Н.Б. Театрализованные игры в коррекции заикания: из       опыта работы./: /Дошкольное воспитание, 1998 № 3. -с. 82-84.

7.             Заикание // Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед.вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 1998

8.             Леонова, С.В. Психолого – педагогическая коррекция заикания удошкольников.: Питер, 2004

9.             Морозова, Н.Ю.Как преодолеть заикание. Практический материал дляработы с заикающимися.:  Эксмо — Пресс, В. Секачев, 2002

10.         Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные идидактические основы логопедического воздействия.: М.: Владос, 2001

11.         Чевелева, Н.А. Исправление речи у заикающихся школьников.:  -М.: Просвещение, 1966

12.         Чевелева, Н. А. Преодоление заикания у детей.: Гном и Д, 2001

13.         Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.: М.: В. Секачев, 2007

14.         Ястребова, А.В. Коррекция заикания у учащихся начальных классовобщеобразовательных учреждений.: АСТ, Астрель, 2001

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет