МБДОУ Детский сад №2 с.Перелюб
ДОКЛАД
«Методы и приемы, используемые по
ФЭМП в раннем возрасте»
Подготовила
Семибратова Т.И
«Роль сказки в формировании элементарныхматематических представлений у дошкольников»
Математика обладает уникальнымразвивающим эффектом. «Математика — царица всех наук! Она приводит в порядокум!». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников сучётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуреобщеобразовательной программы подразумевает развитие у детей различных видовдеятельности: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а такжеспособностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать,анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственныесвязи.
Целевые ориентиры по ФГОС ДО
Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиесяблизких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно- следственнымисвязями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объясненияявлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном икультурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детскойлитературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы,естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываютсяпредпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений,опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развитиядетей дошкольного возраста являются:
· развитие логико-математических представлений и представлений оматематических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах,геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
· развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познанияматематических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка,упорядочение, разбиение;
· освоение детьми экспериментально-исследовательских способовпознания математического содержания математического содержания (воссоздание,экспериментирование, моделирование, трансформация);
· развитие у детей логических способов познания математическихсвойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение,классификация, сериация);
· овладение детьми математическими способами познаниядействительности: счёт, измерение, простейшие вычисления;
· развитие интеллектуально-творческих проявлений детей:находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поискунестандартных решений задач;
· развитие точной, аргументированной и доказательной речи,обогащение словаря ребёнка;
· развитие активности и инициативности детей;
· воспитание готовности к обучению в школе: развитиесамостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей,координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля исамооценки.
В детском саду мы не учим математике, мыформируем математические представления. Развитие элементарных математическихпредставлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностногоразвития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательноеучреждение является первой образовательной ступенью.
Во ФГОС ДО, на которое ориентированодошкольное образование не существует раздела «Математическое развитие».
В Образовательной области«Познавательное развитие», одним из пунктов является «Формированиематематических представлений».
Методы и приемы формированияматематических представлений у дошкольников.
В процессе формирования элементарныхматематических представлений у дошкольников педагог использует разнообразныеметоды обучения:
практические,
наглядные,
словесные,
игровые.
При выборе метода учитывается ряд факторов:
программные задачи, решаемые на данномэтапе;
возрастные и индивидуальные особенностидетей;
наличие необходимых дидактическихсредств и т. д.;
Постоянное внимание педагога кобоснованному выбору методов и приемов, рациональному использованию их в каждомконкретном случае обеспечивает:
— успешное формирование элементарныхматематических представлений и отражение их в речи;
— умение воспринимать и выделятьотношения равенства и неравенства (по числу, размеру, форме), последовательнуюзависимость (уменьшение или увеличение по размеру, числу), выделять количество,форму, величину как общий признак анализируемых объектов, определять связи изависимости;
— ориентировку детей на применениеосвоенных способов практических действий (например, сравнения путемсопоставления, счета, измерения) в новых условиях и самостоятельный поискпрактических способов выявления, обнаружения значимых в данной ситуациипризнаков, свойств, связей. К примеру, в условиях игры выявить порядокследования, закономерность чередования признаков, общность свойств.
То есть мы в дошкольном возрасте:
1.Формируем систему элементарныхматематических представлений.
2. Формируем предпосылки математическогомышления.
3. Формируем сенсорные процессы испособности.
4. Расширяем и обогащаем словарь исовершенствуем связанную речь.
5. Формируем начальные формы учебнойдеятельности.
Традиционные направленияФЭМП в дошкольном возрасте
(математические эталоны)
Количество
Величина
Форма
Ориентировка в пространстве
Ориентировка во времени
«Сказка выполняет важнейшую роль вразвитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственнаядеятельность ребёнка в период школьного обучения, ни любая творческаядеятельность взрослого» А. В. Запорожец.
Сказка — универсальное средство. Онаимеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна дляпедагогов и детей.
С помощью сказок дети легчеустанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету,определяют пространственное расположение предметов. Сказки помогают запомнитьпростейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитываютлюбознательность, развивают память, инициативность, формируют уменияимпровизации .
Присутствие сказочного героя на НОДпридает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор,фантазию, творчество, а самое главное формирует умение логически мыслить.
Поэтому можно утверждать, что сказка иее возможности в формировании математических представлений детей дошкольноговозраста безграничны. Так как дети любят сказки, они знакомы им, потому, чтоиспользуются и дома, и в детском саду. Сказка особенно интересна детям,она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностьюязыка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникаютпонятия, в том числе и математические.
Распахивая перед детьми волшебные дверив сказочную страну, мы не только знакомим их с математикой, но и воспитываемдоброту, любовь, взаимовыручку, доверие к миру. Развиваем умение преодолеватьтрудности, любознательность.
Народные и авторские сказки, которыемалыш от многократных прочтений уже, наверное, знает наизусть,- ваши бесценныепомощники. В любой из них целая уйма всевозможных математическихситуаций.
Сказка « Теремок» поможет запомнить нетолько количественный и порядковый счет( первой пришла к теремку мышка- второйлягушка и т. д. ) но и основы арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличиваетсяколичество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка_ и стало ихтрое. Прибежала лисица- стало четверо. Хорошо, если в книжке есть наглядныеиллюстрации, по которым малыш сможет считать жителей теремка. А можно иразыграть сказку при помощи игрушек.
Сказки « Колобок» и « Репка» особеннохороши для освоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречалсяколобку третьим? А в сказке « Репке» можно и о размере поговорить. Например:Кто самый большой?( Дед) . Кто самый маленький? ( Мышка) .
Имеет смысл и о порядке вспомнить. Ктостоит перед кошкой?( Жучка) А кто за бабкой ? ( Внучка)
Сказка « Три медведя» -это вообщематематическая супер — сказка. И медведей можно посчитать, и о размерепоговорить( большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самыйбольшой, кто самый маленький), и соотнести мишек с ответствующими стульями,тарелками.
Чтение сказки « Красная шапочка» даствозможность поговорить о понятиях «длинный» и короткий» особенно, еслинарисовать длинную и короткую дорожки на листе бумаги или выложить из кубиковна полу и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут пальчики, проедетигрушечная машинка.
Еще одна очень полезная сказка дляосвоения счета – « Про козленка, который умел считать до десяти» Кажется, чтоименно для этой цели она и создана. Пересчитывайте вместе с козленком героевсказки, и дети легко запомнят количественный счет до 10.
Так же для развития элементарныхматематических представлений в ДОУ могут использоваться такие формыхудожественного слова как: загадки, поговорки, пословицы, скороговорки,стихи.
В загадках математического содержанияанализируется предмет с количественной, пространственной и временной точекзрения.
Загадка может служить, во-первых,исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями(число, отношение, величина и т.д.).
Во-вторых, эта же загадка может бытьиспользована для закрепления, знаний дошкольников о числах, величинах,отношениях.
Из него мы строим дом.
И окошко в доме том.
За него в обед садимся,
В час досуга веселимся.
Ему каждый в доме рад.
Кто же он?
Наш друг — (квадрат)*
Горы на него похожи.
С детской горкой тоже схож.
А еще на крышу дома
Очень сильно он похож.
Что же загадала я?. Треугольник то,друзья.
Пословицы и поговорки можно использоватьс целью закрепления количественных представлений.
Из всего многообразия жанров и формустного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок . Она несётпознавательную и эстетическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которымона чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.
Считалки-числовки применяются длязакрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучиваниепомогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вестипересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки.
Предлагаются считалки, например,используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратномнаправлении. Чаще считалки используют для выбора ведущего в игре.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить.
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Широко используются на НОД стихотворения.
Например:- для знакомства илизакрепления счета предметов, порядкового и обратного счета : — для знакомства сцифрами.
Среди условий, необходимых дляформирования познавательных интересов дошкольника, для развития глубокогопознавательного общения со взрослыми и со сверстниками, и – что не менее важно– для формирования самостоятельной деятельности, обязательно наличие в группеДОУ уголка занимательной математики.
Уголок занимательной математики долженпредставлять собой специально отведенное, тематически оснащенное играми,пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место.
Цели формирования элементарныхматематических представлений (ФЭМП):
•освоение детьми пониманияколичественных соотношений предметов;
•овладение конкретными приёмами вумственной сфере (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение);
•стимулирование развитиясамостоятельного и нестандартного мышления, что будет способствовать развитиюинтеллектуальной культуры в целом.
Программные задачи:
1.Первая младшая группа (два-три года):
◦обучать навыкам определения количествапредметов (много-мало, один-много);
◦учить различать предметы по величине и обозначатьв словесной форме (большой кубик — маленький кубик, большая кукла — маленькаякукла, большие машинки — маленькие машинки и т. д.);
◦учить видеть и называть кубическую ишаровидную форму предмета;
◦развивать ориентацию в пределахпомещения группы (игровая комната, спальня, туалетная и т. д.);
◦дать знание о частях тела (голова,руки, ноги).
