X-PDF

Методы и приемы ФЭМП в ДОУ

Поделиться статьей

МБДОУ Детский сад №2 с.Перелюб

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

«Методы и приемы, используемые по

ФЭМП в раннем возрасте»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

Семибратова Т.И

 

 

 

«Роль сказки в формировании элементарныхматематических представлений у дошкольников»

Математика обладает уникальнымразвивающим эффектом. «Математика — царица всех наук! Она приводит в порядокум!». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников сучётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуреобщеобразовательной программы подразумевает развитие у детей различных видовдеятельности: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а такжеспособностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать,анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственныесвязи.

Целевые ориентиры по ФГОС ДО

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиесяблизких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно- следственнымисвязями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объясненияявлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном икультурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детскойлитературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы,естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываютсяпредпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений,опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развитиядетей дошкольного возраста являются:

·                     развитие логико-математических представлений и представлений оматематических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах,геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

·                     развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познанияматематических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка,упорядочение, разбиение;

·                     освоение детьми экспериментально-исследовательских способовпознания математического содержания математического содержания (воссоздание,экспериментирование, моделирование, трансформация);

·                     развитие у детей логических способов познания математическихсвойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение,классификация, сериация);

·                     овладение детьми математическими способами познаниядействительности: счёт, измерение, простейшие вычисления;

·                     развитие интеллектуально-творческих проявлений детей:находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поискунестандартных решений задач;

·                     развитие точной, аргументированной и доказательной речи,обогащение словаря ребёнка;

·                     развитие активности и инициативности детей;

·                     воспитание готовности к обучению в школе: развитиесамостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей,координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля исамооценки.

 

В детском саду мы не учим математике, мыформируем математические представления. Развитие элементарных математическихпредставлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностногоразвития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательноеучреждение является первой образовательной ступенью.

Во ФГОС ДО, на которое ориентированодошкольное образование не существует раздела «Математическое развитие».

В Образовательной области«Познавательное развитие», одним из пунктов является «Формированиематематических представлений».

Методы и приемы формированияматематических представлений у дошкольников.

В процессе формирования элементарныхматематических представлений у дошкольников педагог использует разнообразныеметоды обучения: 

практические, 

наглядные, 

словесные,

игровые.

При выборе метода учитывается ряд факторов: 

программные задачи, решаемые на данномэтапе;

возрастные и индивидуальные особенностидетей; 

наличие необходимых дидактическихсредств и т. д.;

Постоянное внимание педагога кобоснованному выбору методов и приемов, рациональному использованию их в каждомконкретном случае обеспечивает:

— успешное формирование элементарныхматематических представлений и отражение их в речи;

— умение воспринимать и выделятьотношения равенства и неравенства (по числу, размеру, форме), последовательнуюзависимость (уменьшение или увеличение по размеру, числу), выделять количество,форму, величину как общий признак анализируемых объектов, определять связи изависимости;

— ориентировку детей на применениеосвоенных способов практических действий (например, сравнения путемсопоставления, счета, измерения) в новых условиях и самостоятельный поискпрактических способов выявления, обнаружения значимых в данной ситуациипризнаков, свойств, связей. К примеру, в условиях игры выявить порядокследования, закономерность чередования признаков, общность свойств.

То есть мы в дошкольном возрасте:

1.Формируем систему элементарныхматематических представлений.

2. Формируем предпосылки математическогомышления.

3. Формируем сенсорные процессы испособности.

4. Расширяем и обогащаем словарь исовершенствуем связанную речь.

5. Формируем начальные формы учебнойдеятельности.

Традиционные направленияФЭМП в дошкольном возрасте

(математические эталоны)

Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1435

Количество

Величина

Форма

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

 «Сказка выполняет важнейшую роль вразвитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственнаядеятельность ребёнка в период школьного обучения, ни любая творческаядеятельность взрослого» А. В. Запорожец.

Сказка — универсальное средство. Онаимеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна дляпедагогов и детей.

С помощью сказок дети легчеустанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету,определяют пространственное расположение предметов. Сказки помогают запомнитьпростейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитываютлюбознательность, развивают память, инициативность, формируют уменияимпровизации .

Присутствие сказочного героя на НОДпридает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор,фантазию, творчество, а самое главное формирует умение логически мыслить. 

Поэтому можно утверждать, что сказка иее возможности в формировании математических представлений детей дошкольноговозраста безграничны. Так как дети любят сказки, они знакомы им, потому, чтоиспользуются и дома, и в детском саду.  Сказка особенно интересна детям,она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностьюязыка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникаютпонятия, в том числе и математические.

Распахивая перед детьми волшебные дверив сказочную страну, мы не только знакомим их с математикой, но и воспитываемдоброту, любовь, взаимовыручку, доверие к миру. Развиваем умение преодолеватьтрудности, любознательность.

Народные и авторские сказки, которыемалыш от многократных прочтений уже, наверное, знает наизусть,- ваши бесценныепомощники. В любой из них целая уйма всевозможных математическихситуаций. 

Сказка « Теремок» поможет запомнить нетолько количественный и порядковый счет( первой пришла к теремку мышка- второйлягушка и т. д. ) но и основы арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличиваетсяколичество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка_ и стало ихтрое. Прибежала лисица- стало четверо. Хорошо, если в книжке есть наглядныеиллюстрации, по которым малыш сможет считать жителей теремка. А можно иразыграть сказку при помощи игрушек.

Сказки « Колобок» и « Репка» особеннохороши для освоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречалсяколобку третьим? А в сказке « Репке» можно и о размере поговорить. Например:Кто самый большой?( Дед) . Кто самый маленький? ( Мышка) .

Имеет смысл и о порядке вспомнить. Ктостоит перед кошкой?( Жучка) А кто за бабкой ? ( Внучка)

Сказка « Три медведя» -это вообщематематическая супер — сказка. И медведей можно посчитать, и о размерепоговорить( большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самыйбольшой, кто самый маленький), и соотнести мишек с ответствующими стульями,тарелками.

Чтение сказки « Красная шапочка» даствозможность поговорить о понятиях  «длинный» и короткий» особенно, еслинарисовать длинную и короткую дорожки на листе бумаги или выложить из кубиковна полу и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут пальчики, проедетигрушечная машинка.

Еще одна очень полезная сказка дляосвоения счета – « Про козленка, который умел считать до десяти» Кажется, чтоименно для этой цели она и создана. Пересчитывайте вместе с козленком героевсказки, и дети легко запомнят количественный счет до 10.

Так же для развития элементарныхматематических представлений в ДОУ могут использоваться такие формыхудожественного слова как: загадки, поговорки, пословицы, скороговорки,стихи. 

В загадках математического содержанияанализируется предмет с количественной, пространственной и временной точекзрения.

Загадка может служить, во-первых,исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями(число, отношение, величина и т.д.). 

Во-вторых, эта же загадка может бытьиспользована для закрепления, знаний дошкольников о числах, величинах,отношениях. 

Из него мы строим дом.

И окошко в доме том.

За него в обед садимся,

В час досуга веселимся.

Ему каждый в доме рад.

Кто же он? 

Наш друг — (квадрат)*

Горы на него похожи.

С детской горкой тоже схож.

А еще на крышу дома

Очень сильно он похож.

Что же загадала я?. Треугольник то,друзья.

Пословицы и поговорки можно использоватьс целью закрепления количественных представлений. 

Из всего многообразия жанров и формустного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок . Она несётпознавательную и эстетическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которымона чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.

Считалки-числовки применяются длязакрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучиваниепомогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вестипересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. 

Предлагаются считалки, например,используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратномнаправлении. Чаще считалки используют для выбора ведущего в игре.

Раз, два, три, четыре, пять, 

Вышел зайчик погулять. 

Что нам делать? Как нам быть? 

Нужно заиньку ловить. 

Снова будем мы считать: 

Раз, два, три, четыре, пять.

Широко используются на НОД стихотворения. 

Например:- для знакомства илизакрепления счета предметов, порядкового и обратного счета : — для знакомства сцифрами. 

Среди условий, необходимых дляформирования познавательных интересов дошкольника, для развития глубокогопознавательного общения со взрослыми и со сверстниками, и – что не менее важно– для формирования самостоятельной деятельности, обязательно наличие в группеДОУ уголка занимательной математики.

Уголок занимательной математики долженпредставлять собой специально отведенное, тематически оснащенное играми,пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место.

Цели формирования элементарныхматематических представлений (ФЭМП):

•освоение детьми пониманияколичественных соотношений предметов;

•овладение конкретными приёмами вумственной сфере (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение);

•стимулирование развитиясамостоятельного и нестандартного мышления, что будет способствовать развитиюинтеллектуальной культуры в целом.

Программные задачи:

1.Первая младшая группа (два-три года):

◦обучать навыкам определения количествапредметов (много-мало, один-много);

◦учить различать предметы по величине и обозначатьв словесной форме (большой кубик — маленький кубик, большая кукла — маленькаякукла, большие машинки — маленькие машинки и т. д.);

◦учить видеть и называть кубическую ишаровидную форму предмета;

◦развивать ориентацию в пределахпомещения группы (игровая комната, спальня, туалетная и т. д.);

◦дать знание о частях тела (голова,руки, ноги).

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1435

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет