Методы и приемы обучения, используемые науроках географии для детей с ОВЗ»
МБОУ ОШ № 4 г. Охи
Кривощёкова Надежда Анатольевна
Цель обучения ребёнка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя …
Элберд Хаббард
«Самостоятельность головыучащегося – единственно прочное основание всякого плодотворного учения».
К.Д.Ушинский
«Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому, и я научусь».
Китайская пословица
Введение
Проблемы специального образованиясегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделенийМинистерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционныхучреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченнымивозможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время вРоссии насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всехдетей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почтивсех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается итенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характеранарушений у каждого отдельного ребенка.
Образование детей с ограниченнымивозможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для нихспециальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия иравные с обычными детьми возможности для получения образования в пределахспециальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание иобучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Получение детьми с ограниченнымивозможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним изосновных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценногоучастия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видахпрофессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализацииправа детей с ограниченными возможностями здоровья на образованиерассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не тольков области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
В Конституции РФ и Законе «Обобразовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всемиправа на образование.
Важнейшей задачей модернизации являетсяобеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация идифференциация, систематическое повышение уровня профессиональнойкомпетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также созданиеусловий для достижения нового современного качества общего образования. «Общеобразовательная школа должна формировать целостнуюсистему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельнойдеятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевыекомпетенции, определяющие современное качество содержания образования».
Особенности детей с ограниченными возможностямиздоровья
Дети с ограниченными возможностямиздоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоениюобразовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группашкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем,что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения,речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствамиэмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.Обучающиеся с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями,поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяютособую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуреи содержании образования.
Для специальной (коррекционной) школыVIIIвида забота о жизненной перспективе выпускника наряду с компенсациейнедостатков в развитии всегда были доминирующими.
Целями школьного образования, которыеставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенногонабора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка,создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создатьтакую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и длядетей с ОВЗ. Активность учеников должна быть направлена не просто назапоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний,исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все этодолжно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя.
Основнойзадачей педагогаявляется: подготовить и выпустить в жизнь человека, умеющего находить иизвлекать необходимую ему информацию и усваивать ее в виде новых знаний, т. е.формировать у обучающихся информационную компетенцию. Любая компетенцияпредполагает не только наличие необходимых знаний, но и сформированность уменияих использовать.
Очень важным средством активизацииучения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех илииных методов реализуется содержание обучения.
Таким образом, самым главнымприоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетомспецифики психики и здоровья каждого ребенка.
У некоторых учеников с ОВЗ отмечаетсянедостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебнойдеятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтомупоиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является однимиз необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающегопроцесса в работе учителя. Для совершенствования процессов формированияключевых компетенций необходимо использовать методы, позволяющие компенсироватьи корректировать процесс овладения школьниками умениями самоорганизации учебнойдеятельности. В связи с этим наиболее эффективными в работе являются активныеметоды обучения, такие как проблемные, включающие в себя постановку проблемнойситуации, учебно-исследовательские, игровые, а также вовлечение обучающихся впрактическую деятельность. Всё большую популярность в коррекционной школеполучает метод проектов. “То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничествеи под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра онспособен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить всотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня”.
Начавсвою педагогическую деятельность в СП. Кор. Школе передо мной встала проблема
Отсутствие умения у детей:
• Работать с информацией: еёпоиск, оценка, отбор и организация;
• Самостоятельно изучатьматериал и оценивать результаты своей деятельности,
• Отсутствие умений приниматьрешения в нестандартной ситуации;
• Отсутствие проектнойдеятельности и оценки полученных результатов;
Работатьв группе, умения соотносить и координировать свои действия с действиями другихлюдей, анализировать и обсуждать результаты совместной работы.
Одна из важнейшихзадач, решаемых современным учителем географии, не толькодоступно все рассказать и показать,но и формировать у школьников умения (познавательные, практические) применятьгеографические знания в повседневной жизни, т.е. реализовать на практике компетентностныйподход. Так построить учебный процесс, чтобы знания стали фундаментомпрактической деятельности, т.е. стали действенными.
На практике все больше убеждаюсь — эффективно то обучение,в условиях которого ученик становится активным субъектом, способным приобретать, применять ипреобразовывать знания.
Этому во многом способствуетвыполнение творческих и учебно-исследовательских проектов.
Данный метод обучения втечение последних нескольких лет стал постепенно внедряться в практику моей работыучителя-предметника нашей школы.
Задачи метода проектов
• способствовать развитию учебной и практическойкомпетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• пробуждать интерес к изучению географии;
• повышать уровень коммуникативных навыков и уменийв различных видах деятельности;
• развить личность ребенка, его интеллектуальные ипознавательные способности;
• создать дополнительное пространство для общения.
Основная цель проектного обучения –создать условия для развития умения школьников с ОВЗ учиться на собственномопыте и опыте других обучающихся в процессе разработки проекта.
Работу по внедрению метода проектовначинала с включения обучающихся в деятельность как исполнителей проекта«Путешествие по Европе». Далее «Растения и животные Северной Америки» (Педагоггода 2014)
Организовала групповую работу надпроектом «Модель солнечной системы». В дальнейшем проектное обучение сталаприменять на уроках географии по темам: «Растительный и животный мир Австралии;Южной Америки; Африки; Евразии.»
Работа над проектами стимулируетвнутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса кпредметам. Это подтверждается следующими фактами:
· урокистановятся более оживленными, обучающиеся с нетерпением ожидают как момента началаработы над проектом, так и заключительный этап – презентацию;
· прикладнойхарактер проектной деятельности, практическая направленность выбираемыхисследований привлекают и делают проекты лично значимыми для обучающихся;
· уобучающихся с ОВЗ появляется стимул не только получить хорошую оценку, но ихорошие результаты проделанной работы.
Кроме метода проектов использую различные методы и приемы,например
«Спиной к карте»
Примеры вопросов:
1. Океан, омывающий Евразию с севера(Северный Ледовитый)
2. Самый маленький океан (Северный Ледовитый)
3. На какие полушария экватор делит землю(северное и южное)
4. Россия расположена ближе, к какому полюсу(северному)
5. Материк, который омывает СеверныйЛедовитый океан с севера (Евразия)
6. Океан, который омывает Австралию с запада(Индийский)
7. Самый широкий пролив (Дрейка)
Географическиедиктанты
Набор утверждений,правильных и неправильных, составленный на материале изучаемой темы. Проводитсяв устной форме. Можно проводить в письменной форме, когда учащиеся выписывают вкарточки плюсы и минусы правильных утверждений или неправильных.
1) Африка омывается тремяокеанами
2) Самый маленький материкнаходится в северном полушарии
3) Северный Ледовитый океанпересекают все меридианы Земли
4) Самое глубокоеозеро расположено на материке Евразия
5) Самая длинная река мирапротекает в восточном полушарии и т.д.
Творческое задание (составить кроссворд, составить рассказ об изучаемомгеографическом объекте, )
Географическая викторина, Найди лишнее. Назови по очертанию объект В 8 классе при изучении темы «Природные зоны материка», гдеглавной целью урока является определение особенностей органического мира, использую игровую технологию «Угадай по шаблону». Дети получают шаблоны –рисунки растений и животных и по очереди крепят шаблоны к настенной карте. Данная игровая технология позволяет не только повторить изакрепить учебный материал, но и формирует практические умения при работе снастенной картой.
Работанад проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развитияи способностям школьников.
Важным результатом проектной деятельностиявляется активизация процессов социализации школьников с ограниченнымивозможностями здоровья. Поиски информации, обращение к старшим, общение стоварищами, неформальные консультации с учителем благотворно влияют наличностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственногоместа в социальном окружении.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
-
2 слайд
-
3 слайд
-
4 слайд
-
5 слайд
-
6 слайд
-
7 слайд
-
8 слайд
1. Азы работы над текстом.
Найдите в тексте основные понятия и запишите их в алфавитном порядке.
2. Что, не ждали?
Выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной.
3.Ты уже знаешь последние новости?
Запишите ту информацию, которая с Вашей точки зрения для Вас является новой.
4.Главная жизненная мудрость.
Постарайтесь выразить основную мысль текста одной фразой.
5.Известное неизвестное.
Найдите в тексте неизвестную раннее информацию.
6.Иллюстрированное изображение.
Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и Вашу реакцию на нее в виде рисунка, карикатуры, стиха и т.д.
7.Поучительный вывод.
Сделайте из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей жизни и деятельности.
8. Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие места и высказывания, которые заслуживают особого внимания и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии.
МУДРЫЕ СОВЫ
