(СЛ.2)Свое выступление мне бы хотелось начать с характеристики ребёнка возраста 6-7лет.
Физиологическое развитие
Вданный период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательнойи сердечно — сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитиеразличных отделов центральной нервной системы. Области мозга сформированы почтикак у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессыокостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной иособенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти.
Развитие психических процессов
Характернойособенностью этого возрастного этапа является активное развитие познавательных имыслительных процессов.
Восприятие продолжает развиваться, оно становится осмысленным,целенаправленным, анализирующим. Ребенок способен на такие произвольныедействия как наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностьюусваиваются сенсОрные эталоны: форма, цвет, величина. Дошкольник оперируеттакими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону.
Внимание.
Кконцу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенокначинает сознательно направлять и удерживать внимание на определенных предметахи объектах. Увеличивается устойчивость внимания, объем внимания составляет 7—8предметов.
Память.
Кконцу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психическойактивности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленноенаблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементыпроизвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребеноксамостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.
Мышление.
Вэтом возрасте ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но кконцу этого возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Онопредполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.
Речь.
Продолжаетсяразвитие грамматики, лексики, речь становится связной. Словарный запасувеличивается, дети активно употребляют обобщающие существительные, используютсинонимы, антонимы и прилагательные. Начинает формироваться письменная речь.Словарный запас увеличивается примерно до 3000 слов.
Развитие личности
Ребенокучится рефлексии, то есть может отдавать себе отчет в собственных действиях,целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства.Именно это новообразование в сознании ребенка становится основой для моральногоразвития ребенка. Также важным новообразованием является соподчинение мотивов.Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать надмотивом «я хочу».
Уребенка появляется стремление выйти за рамки своего детского образа жизни,занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенокстремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», чтоявляется одним из важнейших итогов развития детей 6 – 7 лет.
Появляются интеллектуальныечувства – удивления и любознательности, чувства прекрасного, чувствогордости и самоуважения, чувство вины.
Самооценка уребенка в этом возрасте, как правило, имеет тенденцию к завышению. При этомребенок очень зависит от внешней оценки, так как пока он не в состояниисоставить объективное мнение о себе самом. Дошкольники искренне стремятся бытьхорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче, ярко и эмоционально реагируютна изменение отношения, настроения взрослых.
Ведущейпотребностью дошкольника становится общение, как со сверстниками, так ивзрослыми. Ведущая деятельность, как и в предыдущем возрастном периоде,остается сюжетно-ролевая игра. Игры становятся сложными, порой имеют особыйсмысл, не всегда доступный взрослому.
Кризис 7 лет
К7 году жизни у ребенка наступает период очередного «возрастной кризис». Причинакризиса 7 лет состоит в том, что ребенок перерос ту систему отношений, вкоторую он включен. Основным внешним показателем этого периода становиться«потеря детской непосредственности». Ребенок пытается вести себя как взрослый. Такоеповедение выполняет функцию психологической защиты от травмирующих эмоций ипереживаний ребенка.
Давайтеразберемся, какие же приемы и методы обучения будут наиболее эффективны вработе с детьми такого возраста?
Дляначала необходимо понять, что такое приемы и методы обучения.
Методобучения: способ взаимодействия между учителем иучениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, уменийи навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Приёмобучения — кратковременное взаимодействие междупреподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретногознания, умения, навыка.
Прием обучения в отличие от методанаправлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образуетметод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннееметод, в который они входят. Выбор метода обучения зависит, прежде всего, отцели и содержания предстоящей работы.
Одной из острых проблем современной дидактики является проблемаклассификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разныеавторы в основу подразделения методов обучения на группы иподгруппы кладут разные признаки, существует рядклассификаций. Распространенной является классификация методов обучения по источникуполучения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:
а) словесныеметоды (источником знания является устное или печатное слово);
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в) практическиеметоды (дети получают знания и вырабатываютумения, выполняя практические действия).
г) игровойметод предполагает перенос учебного действия в условный план, полноевхождение ребёнка в игровую ситуацию.
1. К наглядным методам относятся:
— наблюдения (этоцеленаправленное восприятие предметов под руководством взрослого);
— рассматривание картини иллюстраций проводится после наблюдения реальных предметов или же в томслучае, когда невозможно провести наблюдения или экскурсию;
— рассматриваниеигрушек, предметов.
-демонстрация опытов,диапозитивов, диафильмов, кинофильмов.
К наглядным приёмам относится:
— показ картин,предметов, игрушек;
— показ образца;
— показ способа действия
2. К словеснымметодам относятся:
— беседа;
-объяснение;
— рассказы воспитателей, детей;
— чтение художественной литературы.
К словесным приёмам относятся:
— вопросы;
— сравнение;
— пояснения, объяснения.
3. К числу игровых методов относятся:
— дидактическая игра;
— воображаемая ситуация в развёрнутом виде;
— роль.
Игровые приёмы:
— внезапное появление объекта;
— выполнение игровых действий;
— инсценировки;
— загадки;
— элементы соревнования;
— создание игровой ситуации.
— имитация голоса, движения
4. К группе практическихметодов обучения в детском саду относятся:
— упражнения;
— элементарные опыты;
— моделирование.
-продуктивная деятельность
