Метод – обобщенные совокупности теоретических установок, приемов исследования, связанные с определенной теорией.
Лингвистические методы:
1. Сравнительно-исторический метод — сравнение состояния одного итого же яз. факта или их совокупности в различные периоды времени, в выявлении тех изменений, которые произошли за этот промежуток.
Основная черта – диахронический подход к языку
Важнейшие приемы сравнительно-исторического анализа:
§ внешняя реконструкция:
o Выявление сходных или совпадающих по форме и значению языковых единиц различных уровней.
o Обнаружение в корпусе таких единиц закономерных, регулярных соответствий на различных уровнях языка (фонетическом, морфологическом, лексическом и синтаксическом).
o Реконструкция исходной платформы.
§ внутренняя реконструкция:
o Восстановление истории развития языкового явления в одном языке . предполагает сравнение одних и тех же единиц на разных этапах существования языка.
§ Относительная хронологизация – для определения последовательности возникновения языковых единиц и явлений.
|
|
§ Абсолютная хронологизация – Для определения времени появления единиц в языке.
§ глоттохронология = лексикостатистика — выявление скорости языковых изменений и определение времени разделения родственных языков.
2. Метод компонентного анализа: – разложение языковой единицы на элементарные (т.е. далее нечленимые) компоненты. Сфера применения: единицы а) фонологического, б) лексического уровня.
3. Метод дистрибутивного анализа: выявление характеристик языковых единиц (в том числе их идентификация) посредством анализа их ближайшего окружения. Изучение сочетаемости элементов. Сфера применения: преимущественно фонологические и морфологические структуры.
4. Метод непосредственно составляющих: представление соответствующих структур в виде иерархии вложенных друг в друга элементов. Сфера применения: морфологические (словообразовательные) и синтаксические структуры.
5. Метод трансформационного анализа: изучение свойств языковых единиц с помощью анализа их синтаксического преобразования. Представление синтаксической структуры предложения с помощью выведения сложных структур из простых с помощью ограниченного набора правил преобразования
6. Метод контекстного анализа – значение языковой единицы определяется с помощью необходимого и достаточного фрагмента текста. Определение коннотаций, ассоциаций в минимальном окружении единицы (микроконтекст) и функции единицы в целом тексте (макроконтекст).
7. Психолингвистические методы: обращение к языковой интуиции носителей языка, при этом субъективность результатов компенсируется большим количеством испытуемых.
|
|
Свободный и направленный ассоциативные эксперименты, оценка предлагаемых слов.
Для изучения характеристик слов и их связей.
8. Статистические (количественные) методы: использование подсчетов и измерений при изучении языка.
Используются в сочетании с описательным методом.
Наибольший эффект – с использованием компьютерных методик.
