X-PDF

«Методы обучения незрячих детей в ДШИ»

Поделиться статьей

« Методы обучениянезрячих детей в ДШИ»

 Зрение является одной из ведущих функцийчеловека, оно обеспечивает получение более 90% информации о внешнем мире. Причастичной или полной утрате зрения человек испытывает большие трудности всамообслуживании, передвижении, ориентации, общении, обучении, трудовойдеятельности, т.е. в осуществлении всей полноты жизнедеятельности.
         В медицинском отношении слепота этостабильная  и необратимая утрата зрения на оба глаза, неспособность отличатьсвет от темноты. Однако все это описание состояния человека, в социальномотношении это означает гораздо большее: человек перестает ориентироваться впространстве, не может передвигаться без посторонней помощи на улице, учеловека сокращается круг общения и т.д.
Полная слепота определяется как абсолютнаяотсутствие реакции на свет. В некоторых странах мира существует еще и понятие«практической слепоты». Практическая слепота (частичная способность к зрению) –состояние, когда человек различает свет и тьму, а иногда даже обладаетнекоторой способностью к восприятию визуальной информации, но это способностьстоль незначительна, что не имеет практического значения
По данным ВОЗ (Всемирной организацииздравоохранения,1999), во всём мире насчитывается более 35млн незрячих, вРоссии – 260 тыс. Слепота бывает врождённой и приобретённой. Врождённая слепота– нарушение развития некоторых отделов головного мозга, зрительных нервов,сетчатки глаза. Приобретённая слепота развивается после перенесённых глазныхзаболеваний: глаукомы, трахомы, кератита, поражения зрительного нерва, а такжепосле травм глазного яблока, повреждений глазницы и черепно–мозговых травм.
В случае слепоты человек признается инвалидом.Среди инвалидов по зрению принято выделять две группы: слепых и слабовидящих.

 Незрячие для получения информации используютдругие виды чувств. Важнейшие из них – осязание и слух.
Для зрячих при работе с инвалидами по зрениюнельзя во взаимоотношениях брать за исходный момент слепоту. В данном случаенеобходимо иметь ввиду комплекс человеческих качеств: характер, эрудиция,внешность, а затем уже учитывается физический дефект . При общении с незрячиминеобходимо понимать, что это такой же зрячий как и Вы, что он живет в одном сВами обществе и теми же чувствами, мыслями и заботами.
При общении с незрячими не нужно показыватьжалости, не спешить сказать свое соболезнование, сочувствие. С ними надо вестисебя как с равным себе, сочетая необходимую требовательность с заботой. Приразговоре с незрячими надо обращаться непосредственно к нему, а не к посредникув виде его сопровождающего или родственника. 

Цель работы с незрячими состоит в том, чтобы избеспомощного инвалида сделать полноценного человека. Однако успех социальнойреабилитации во многом зависит и от того, насколько активна сама личность, мыже должны создать соответствующие условия. Педагог должен много беседовать сучеником и ловить и регулировать его настроение, ведь вы не заете, что пришлосьиспытать ему по пути к вам.
Одним из самых серьезных направленийв работе с незрячими является их социальная реабилитация. Образовательнаясистема по реабилитации незрячих должна строиться не только на преподавании им особенностейработы , но и подготовка их к самостоятельной жизни в обществе, преодоления имиотчуждения.
Здесь необходимо понимать, чтонезрячие и слабовидящие люди зачастую не имеют возможности полноценновключаться в социальную жизнь. Если человек потерял зрение в детстве или былуже рожден незрячим, то формирования способностей для коммуникации затрудняютсяеще в этом возрасте. Если же человек потерял зрения уже в зрелом возрасте, тоэто может привести к продолжительной депрессии и психологическому срыву. Из-заэтого у незрячих может быть нарушено ориентировка в пространстве и выстраиваниекоммуникативных связей.

Дети, которые не имеют зрения порой бываютскованы, замкнуты, имеют слабое физическое развитие. Работу над реабилитациейнезрячих, если речь идет о ранней потере зрения, необходимо начинать в детскомвозрасте. Ведь,чтобы человеку войти в общество ему необходимо самостоятельно двигаться,ориентироваться на местности и уметь налаживать социальные связи. Какпоказывает практика маленький слепой ребёнок может многому научиться, если емупомочь, а не помочь что-то за него делать. Необходимо у ребёнка вызватьжелание, потребность, научить быть сильным, несмотря на недуг. Именно в этотпериод незрячему ребёнку необходимо “научить своё тело”, “научить свою душу,разум, интеллект”, “слышать”, “видеть” окружающий мир и людей, живущих в нём .Возрастает актуальность организации целенаправленного педагогическогосопровождения слепых и слабовидящих детей с момента их поступления в школу. Проблемареабилитации незрячих требует комплексного решения, определенных усилий и состороны общества, государства, и со стороны незрячего .
Все средства реабилитации незрячихдолжны быть направлены на сочетание повышения двигательной активности инвалидови приобретения ими навыков общения, которые рассматриваются нами какнепременное и определяющее условие личностного развития. Т.к. успех социальнойреабилитации зависит от мобильности и ориентировки в пространстве, от уменияустановить контакт с окружающими людьми, а глубокое нарушение зрения,естественно, ограничивает формирование двигательных умений и навыков, свободупередвижения человека в пространстве, затрудняет общение, в результате чегопроисходит нарушение социальных форм поведения.
Решающий момент в психологическойреабилитации — восстановление социальных позиций инвалида по зрению, изменениеотношения к своему дефекту и восприятие его как личного качества,индивидуальной особенности.
Поэтому при общении с незрячиминеобходимо помнить, что слепота является болезненной темой. Поэтомупостарайтесь не проявлять излишнего любопытства, а если все же решилирасспросить незрячего о его слепоте, делайте это тактично. Тактичность вообщеявляется одной из условий при работе и общении с инвалидами по зрению. Помните,что специфические трудности испытывают не только совершенно слепые, но и слабовидящие.

Обучающему с ограниченными возможностями здоровья по зрению приходится заниматься гораздобольше и дольше по времени, чтобы «прочитать» музыкальное произведение, чемзрячему. Потом учить его разными руками, далее совместить.  Этот сложный трудоёмкий процесс чтения иразучивания произведения ещё и утомителен. Не у каждого ученика  достаточноволи и внимания прочитав и сыграв одну ноту искать следующую, следовательно,гораздо медленнее формируются азы фортепианной техники, навыки работы надпроизведением, пальцевая беглость. Зачастую они предпочитают учить по слуху, срук, с голоса. Важно обратить внимание ещё на одно обстоятельство, что наряду сдефектом зрения нередко встречаются сопутствующие заболевания, связанные сдеятельностью центральной нервной системы. Поэтому одну и ту же информацию дляусвоения нужно преподносить, учитывая психофизические особенности конкретногонезрячего ученика. Зрячий читает ноты, сразу логически осмысливая графикунотной записи, осознавая долготу, высоту, интенсивность, изменение силы,метро-ритмическую организацию звуков, динамические оттенки: тихо-громко,медленно-быстро, певуче-скандированно. Осваивая разные ритмические формулы,может сознательно упрощать задачу, разделить на этапы. Он имеет преимущество взнакомстве с фактурой сопровождения, которая определяет стиль, образный строй,эмоциональную окраску. При необходимости во время разучивания можетиспользовать дирижерский жест. Оперативно, точнее выучивает произведение, видямногочисленные знаки альтерации в нотном тексте. И, главное, имеет возможностьпредполагать себе желаемый результат — образный строй, звук, штрихи, динамику.

 

 

Правило 6Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей сограничениями гласит: «Государствам следует признавать принцип равныхвозможностей … образования для детей», — инклюзивное образования – включающееобразование.

Это шаг на путидостижения конечной цели – создания включающего общества, где каждый сможетчувствовать причастность и востребованность своих действий. В основуинклюзивного образования положена идеология, которая исключит любуюдискриминацию учащихся, и обеспечивает равное отношение ко всем людям, носоздает особые условия для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В последнеевремя заметно вырос интерес к механизму воздействия музыки на ребенка сограниченными возможностями здоровья. Музыка оказывает большое эмоциональноевоздействие, способствует развитию эстетических чувств, эстетическоговосприятия. Занятия музыкой способны помочь детям – инвалидам увидеть,услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть своитворческие способности. В поисках новых подходов к образованию лиц сограниченными возможностями может стать развитие инклюзивной модели образованияв ДШИ.

На сегодняшнийдень с принятием Федеральных государственных требований в отрасли «Культура»есть такая строка «Реализация учебного процесса по индивидуальному творческомумаршруту».

Главнаяпроблема, стоящая перед преподавателем, обучающим ребенка – инвалида, связана споиском более эффективных способов организации процессов обучения и воспитания.

Воспитываяребенка с ОВЗ, преподаватель, прежде всего, должен быть уверен в своихдействиях, уверен в том, что каждое слово (или показ) дойдет до ученика и дастнужный результат.

Работа с ребенком –инвалидом связана с обостренной наблюдательностью: необходимо не толькопредельно ясно слышать игру ученика и замечать все детали движений рук, но ивидеть все изменения выражения его лица, ясно понимать, что он чувствует, чемзанято его внимание.

Сочетание большой чуткости и симпатии кученику, умение мобилизовать волю ученика, сочетание терпения и выдержкиявляется основой успешного воспитательного воздействия.:
 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.42%
НЕТ
41.58%
Проголосовало: 950

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель работы с незрячимисостоит в том, чтобы из беспомощного инвалида сделать полноценного человека.Однако успех социальной реабилитации во многом зависит и от того, насколькоактивна сама личность, мы же должны создать соответствующие условия.

Работа с ребенком – инвалидом связана с обостреннойнаблюдательностью: необходимо не только предельно ясно слышать игру ученика изамечать все детали движений рук, но и видеть все изменения выражения его лица,ясно понимать, что он чувствует, чем занято его внимание.

Сочетание большойчуткости и симпатии к ученику, умение мобилизовать волю ученика, сочетаниетерпения и выдержки является основой успешного воспитательного воздействия.
 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.42%
НЕТ
41.58%
Проголосовало: 950

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет