X-PDF

Методы психодиагностики индивидуально-психологических особенностей

Поделиться статьей

В психологии существует более 15 тыс. психодиагностических методов, которые используются на практике для диагностики индивидуально-психологических особенностей. Однако, даже если применить все эти методы к отдельному человеку, то вряд ли удастся получить в результате удовлетворительную информацию, позволяющую дать всестороннюю оценку его личности. Это объясняется прежде всего неудовлетворительным теоретическим обоснованием психодиагностики, а также недостаточным уровнем развития теории личности.Предмет диагностирования – психическое – обнаруживается в самых различных формах. Но диагностически релевантными они становятся лишь, будучи включенными в следующую систему отношений: 1) интраиндивидуальные связи (диагностические данные должны отражать взаимосвязь психических свойств личности) . 2) интериндивидуальные вариации свойств (диагностические данные должны служить основой для установления различий между данным индивидом и другими личностями) . 3) отношения «объект – субъект» (диагностические данные о личности имеют ценность лишь в том случае, если они несут информацию об отношении человека к требованиям окружающей среды, а также способах выполнения индивидом общественных требований).

Методы психодиагностики индивидуально-психологических особенностей: тесты, опросники, проективные техники, психофизиологические методики, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.

Тесты (англ. test – испытание, проверка, проба) это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени ис­пытания, предназначенные для установления количественных и ка­чественных индивидуально-психологических различий между людьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ.

Опросниками называют такую группу психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов и утвержде­ний и предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты. В отличие от тестов, в опросниках не может быть правильных и неправильных ответов. Они лишь отража­ют отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия. Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники). По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники уста­новок. Опросники-анкеты служат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жиз­ни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Ответы могут даваться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции зада­ваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми вопросами, анкеты с закрытыми вопросами и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный). В анкетных опросах часто комбинируют все варианты: открытые, закрытые, полузакрытые.

Проективная техника – группа методик диагностики личности, для которых характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенные признаки – использование неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. (интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т.п.). В этой группе методик ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными . возможен широкий диапазон разнообразных решений. Характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Принято различать: 1) методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла . 2) методики конструирования: создание из деталей осмысленного целого . 3) методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации . 4) методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории . 5) методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях . 6) методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему . 7) методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

Психофизиологические методики позволяют диагностировать природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Разрабатывались отечественной школой Теплова – Небылицына и их последователями в рамках «дифференциальной психофизиологии». Их теоретическое обоснование – психофизиологическая концепция индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений, которые находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.). По форме большинство психофизиологических методик аппаратурные (электроэнцефалографы и др. специальная аппаратура). В последние два десятилетия были разработаны методики типа «карандаш и бумага» (бланковые методики). Для практического психолога они могут представлять особый интерес, т.к. их можно широко использовать в школьной практике и на производстве. Как аппаратурные, так и бланковые методы носят индивидуальный характер. При доказательстве диагностической значимости результатов, по­лученных с помощью психофизиологических методик, используются все те критерии, которые разработаны в рамках традиционной тестологии (стандартизация, надежность, валидность).

Метод наблюдения – старейший метод психологической диагностики. С его помощью молено получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым везде, где не разработаны или не известны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия со стороны наблюдаемых и кооперирования с ними. Особое значение метод наблюдения имеет для изучения психологических особенностей младенцев и детей. Научное наблюдение как психодиагностический метод характеризуется: постановкой проблемы . выбором ситуаций для наблюдения .определением психологических качеств или особенностей пове­дения, которые должны стать объектом наблюдения . разработанной системой фиксации и записи результатов. Наблюдение может носить поисковый и конкретный, строго определенный характер. Цель поискового наблюдения, которое обычно проводится на начальном этапе разработки какой-либо проблемы, – получить наиболее полное описание всех свойственных этой проблеме сторон и отношений, охватить ее целиком. Если цель наблюдения конкретна и определенна, то в этом случае производится отбор только нужных фактов и явлений. Такое наблюдение называется исследующим или выбирающим (выборочным). Здесь заранее определено предметное содержание наблюдения (что наблюдать) и проведено расчленение наблюдаемого на единицы.

Беседа – метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Было бы ошибкой считать, что беседа – самый легкий для применения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью (проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, или опрашиваемым). По форме интервью бывает: 1) свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная_стратегия в общих чертах, а тактика свободная) . 2) стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика) . 3) частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная). В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические (получение информации общего содержания, зондирование различных аспектов поведения, свойств личности, характера, выяснение интересов и склонностей, положения в семье, отношения к родителям, братьям и сестрам и т.д.) и клинические (терапевтическая беседа, помогающая человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения).

Анализ продуктов деятельности (контент-анализ) – количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием «документальный источник» понимаются: письма . автобиографии . дневники . фотографии . записи на кино- и видеопленке . творческие результаты в разных видах искусства . материалы различных средств массовой информации (газеты, журналы и т.п.). Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет