Методы работы, направленные наустранение ошибок, допущенных учащимися в ВПР и диагностических работах порусскому языку
Уважаемые коллеги, в своем выступлении я хочу представить анализрезультатов ВПР, диагностических работ по русскому языку, выявить основныепричины низких показателей экзамена и определить пути решения этой проблемы.
Первая часть работы представляет списывание текста и выполненияразличных заданий, направленных на проверку языковых норм. Вторая часть работысвязана уже с анализом текста.
Проанализировав результаты работ, удалось определить основныевиды заданий, выполнение которых вызвало у учащихся затруднения. Итак, наиболеечасто школьники допускают ошибки в следующем:
— в заданиях, связанных с анализом данного текста (это пониманиетекста, поиск верных утверждений, определение типов речи ивыразительно-изобразительных средств, определение темы текста, составлениеплана);
— в заданиях, связанных с созданием собственного текста (этокомментарий к тексту, привлечение литературных аргументов и примеров из жизни).
— в заданиях, связанных со знанием учащихся орфографических,пунктуационных и речевых норм русского языка. Ошибки по данным разделамдопускаются учащимися как при выполнении многих заданий. то есть даже теученики, которые успешно справлялись с развернутым ответом на вопрос, получилинизкие баллы за грамотность.
Таким образом, в ходе анализа выделены 2 проблемы – это неумениеучащихся работать с текстом и незнание правил по орфографии и пунктуации.
Причина этих проблем заключается в том, что школьники малочитают, у них отсутствует банк литературных аргументов, скудный словарныйзапас, не сформирована орфографическая зоркость.
С целью устранить данную проблему предлагается следующая системамер, направленных на предупреждение ошибок.
1. Организовать словарнуюработу не только на уроках русского языка, но и на других предметах. Ведьбольшинство учителей-предметников применяет в работе словарные,терминологические диктанты, тестирование по усвоению определенных предметныхзнаний. Получается работу со словом, его правописанием можно вестицеленаправленно и системно на многих предметах.
2. В качестве примера хочетсяобратиться к проекту, существующем в ряде школе, это ведение учащимися тетрадидля словарных работ «Грамотей». В этой тетради каждый учащийся на каждом урокефиксирует слова, связанные с определенной предметной областью. Так на урокерусского языка – одни слова, на математике – другие, на географии — свои ит.д. Эта тетрадь, как дневник должна быть у каждого. Данная работа способствуетрасширению словарного запаса учащегося, формированию орфографической зоркости.
3. Рекомендуется учителям-предметникампланировать на уроке работу с текстом (его пониманием, определением главной ивторостепенной информации, ключевых понятий, новой и уже известной информациейи другое). То есть приемов работы с текстом много, каждый может выбирать свой.
В методике преподаваниямногих дисциплин текст рассматривается одновременно в качестве метода изученияи средства контроля знаний. В государственных образовательных стандартах вкачестве одного из требований, предъявляемых к уровню подготовки выпускниковявляется работа с текстом, его смысловой обработкой.
Таким образом, мы учим спомощью текста, дети получают знания из текста и проверка осуществляетсяпосредством создания текста. Наша задача – научить детей понимать текст. Зачастуювыпускники не могут понять формулировку задания в экзаменационной работе, нето, что найти способ его решения. В качестве примера хочу обратиться к даннымпо проверке техники чтения среди учащихся 5- 8 классов. Большинство школьниковчитают в норме, у некоторых отмечается высокий темп чтения, но учащихся,которые читают выразительно, с соблюдением интонационных норм, меньше, а навыкиосознанного чтения сформированы еще меньше. Это свидетельствует о том, что детичитают, но не понимают о чём.
4. развитие устноймонологической речи, то есть создание учащимися не только письменных текстов,но и устных связных высказываний (выступление, ответ на уроке, пересказ,участие ученика в беседе, диспуте, дискуссии).
Необходимость такого умения как работа с текстом проверяется ина ГИА по русскому языку, итоговом собеседовании в 9 классе, итоговом сочинениив 11 классе. КИМы составлены так, что у учащихся практически нет заданий свыбором ответа, т.е. с готовыми вариантами, а также большая часть связана своспроизведением или созданием текста. Получается, что разработчики КИМовпытаются исключить возможность случайного угадывания ответов. Сначала большуючасть составляли тесты, подготовка к экзаменам и к простому уроку превратилосьв «натаскивание» по определенным темам, а мыслить и рассуждать школьникамсамостоятельно стало сложно.
Таким образом, если озвученныевыше приемы работы на уроке будут применяться учителями, то это позволит избежатьошибок в дальнейшем.
Рыбина А.И.
