X-PDF

Методы сравнительно-педагогического исследования

Поделиться статьей

Методы сравнительной педагогики непосредственно связаны с методологическими подходами и во многом определяются ими. Сравнительная педагогика применяет методы смежных наук и не только. Большое значение для компаративистики имеют несколько методов: описательный, исторический, социологический, статистический, сравнительный и некоторые другие.

Очевидно, что главным методом сравнительно-педагогическогоисследования является сравнительносопоставительный анализ. Причем сравнение применимо для анализа схожих образовательных систем, которые имеют для него существенные общие основания. Так, вполне можно сравнивать образование в современных Европейских странах, культура которых еще во времена Римской империи была связана с латинским языком, являющимся сегодня «мертвым языком», но, тем не менее, явившимся базовым основанием для развития английского, французского, немецкого и некоторых других европейских языков. Кроме того, во многих европейских странах существуют схожие традиции развития образования (например, развитие европейских университетов).

Сопоставление чаще используется для анализа образовательных систем, которые не имеют достаточного количества общих существенных оснований для сравнения, т.е. базируются на разных культурных традициях. Так, например, очевидна возможность сравнения образовательных систем Китая и Японии, но целесообразнее использовать сопоставление образовательных систем данных стран с образовательными системами Европы.

Описательный метод требует поиска и накопления необходимой и достаточной информации для анализа, интерпретации определенных фактов, объективности, группировки, систематизации и классификации, предусматривает определение единичного и типичного в системе образования. Нередко описательный метод дает яркие иллюстрации процесса воспитания и обучения в разных странах, что можно найти как в научной литературе, так и в художественных произведениях.

Например, в публицистических произведениях известного российского журналиста и писателя В.В. Овчинникова «Корни дуба (Впечатления и размышления об Англии и англичанах)», «Ветка сакуры (Рассказ о том, что за люди японцы)» мы найдем великолепные описания, иллюстрирующие особенности воспитания и социализации детей в Великобритании и Японии.

Исторический метод предполагает анализ процесса и особенностей развития проблем образования в разных странах, нацелен на более глубокое понимание актуального состояния изучаемых педагогических явлений. Историко-педагогическая интерпретация фактической информации является очень важным методом для понимания и исследования современных проблем через изучение их истоков, первопричин, истории.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1522

Социологический метод базируется на оценке того, насколькосовременное образование соответствует потребностям развития данного общества. Так, например, при анализе инновационных процессов в современном образовании важно определить соотношение между традициями и инновациями, то, насколько соответствуют или не соответствуют инновации традициям, существует ли между ними преемственность, каковы противоречия и как они разрешаются в различных национальных системах образования.

Статистический метод связан с анализом и интерпретацией количественных показателей образования. Сложность заключается в том, что, во-первых, количественный рост — не всегда индикатор позитивных изменений в образовании, во-вторых, данные и параметры национальной статистики плохо поддаются международному сравнению.

В сравнительной педагогике также широко используются аналитические методы — анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция.

Раньше при проведении сравнительно-педагогических исследований специалисты использовали один или несколько методов. В настоящее время для большинства исследований по сравнительно-педагогической проблематике характерно использование целого комплекса методов. Значительная часть исследований строится по следующей схеме: описание и классификация педагогических фактов . интерпретация и анализ . предварительный сравнительный анализ . синхронное сравнение по ранее разработанным критериям с целью проверки предположений.

По направленности и содержанию сравнительно-педагогические исследования подразделяют на две группы: страноведческие и проблемные.

Страноведческие исследования посвящены изучению образовательной системы конкретной страны, тенденциям и проблемам ее развития.

Проблемные исследования сфокусированы на анализе конкретных проблем образования, вариантах их решения. Они выполняются на материале нескольких или целой группы стран и представляют определенную сложность для исследователя, поскольку требуют от него знания ситуации в сфере образования не в одной, а в ряде стран, выработки четких критериев сравнения. Отдельные исследователи особо выделяют бинарные (парные) исследования, строящиеся на основе парных сопоставлений: Россия — США, Франция — Испания.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1522

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1522


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1522


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1522


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1522


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1522


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет