К настоящему времени созданы и функционируют следующие международные организации гражданской авиации:
p — Международная организация гражданской авиации (ИКАО).
p — Европейская комиссия по гражданской авиации (ЕКГА).
p — Международная авиатранспортная ассоциация (ИАТА).
p — Международный совет ассоциаций авиакосмической промышленности (ИККАИА).
* ИКАО (ICAO) — одно из специализированных учреждений ООН со штаб-квартирой в Монреале. ИКАО создана 07.12.44 в Чикаго 52-мя государствами подписавшими конвенцию о международной гражданской авиации. Позднее, 06.06.45 принято Временное соглашение о международной организации гражданской авиации (ПИКАО). Затем, 04.04.47 ПИКАО преобразовано в ИКАО. В настоящее время членами ИКАО являются более 180-ти суверенных государств. Генеральный секретарь ИКАО назначается Советом ИКАО на 3-х летний срок.
ИКАО обеспечивает всемирный форум по вопросам международной гражданской авиации.
* Цели организации — разработка принципов и методов международной аэронавигации . содействие в развитии международного воздушного транспорта. Региональные отделения: Бангкок, Каир, Дакар, Лима, Мехико, Найроби, Париж.
|
|
* Цели региональных отделений — содействие в создании и внедрении региональных инициативных планов аэронавигации . оказание помощи местным правительствам в области развития гражданской авиации. Региональные группы планирования собираются один раз в год. Они представляют свои рекомендации Совету ИКАО.
* Уставом ИКАО является Чикагская конвенция о международной гражданской авиации.
Присоединение государств к Чикагской конвенции 1944 г. влечет за собой автоматическое вступление в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО), поскольку уставные положения ИКАО, как специализированного учреждения ООН, являются неотъемлемой составной частью Чикагской конвенции. Не существует другой процедуры вступления в ИКАО, кроме присоединения к Чикагской конвенции.
* Структура ИКАО:
Высший орган — Ассамблея ИКАО. Собирается один раз в три года.
ç В работе Ассамблеи могут принимать участие все страны-члены ИКАО.
ç Каждая страна имеет один голос по каждому вопросу.
ç Принцип вето, действующий в ООН, не существует.
* Руководящий орган — Совет ИКАО, избираемый Ассамблеей на 3-х летний срок и состоит из представителей 33-х государств. Совет ИКАО:
ç Проводит совещания в течение всего года.
ç Выполняет рабочую программу, принятую Ассамблеей.
ç Принимает международные Стандарты и Рекомендуемую практику ИКАО для последующего включения в качестве приложений к Конвенции.
ç Действует в качестве арбитра между странами.
|
|
ç Расследует проблемы, возникающие в деятельности международной гражданской авиации.
* Членство в Совете базируется на одном из 3-х принципов:
è Страны наибольшего значения для гражданской авиации.
è Страны, вносящие наибольший вклад своими объектами аэронавигации.
è Страны, членство которых обеспечивает глобальное географическое представительство.
* Постоянная работа ИКАО обеспечивается Советом через его Комитеты и Комиссии:
ç Комиссия аэронавигации (Комитет по перспективным аэронавигационным системам [FANS], образован в 1983 г.) [Комитет FANS].
ç Комиссия воздушного транспорта.
ç Юридический комитет.
ç Комитет по кадрам.
ç Финансовый комитет.
çОбъединенный комитет поддержки аэронавигационных служб.
ç Комитет по охране окружающей среды от воздействия авиации (CAEP).
ç Комитет по незаконному вмешательству в деятельность международной ГА и её служб. Отдел авиационной безопасности ИКАО (AVSEC).
Комиссии и Комитеты формируют специализированные группы и рабочие группы из приглашенных экспертов для изучения специальных вопросов и выработки рекомендаций.
* Исполнительный / административный орган — Секретариат ИКАО. Постоянный орган, который занимается текущими делами. Административный или технический персонал Секретариата оказывает содействие в работе каждого комитета Совета и состоит из следующих бюро:
ç Бюро аэронавигации.
ç Бюро воздушного транспорта.
ç Бюро технической помощи.
ç Юридическое бюро.
ç Административное бюро.
* Методология ИКАО. Ассамблея разрабатывает 3-х летнюю программу для Совета.
* Механизм принятия решений ИКАО по гражданской авиации слишком громоздкий для динамичной современной обстановки в авиации.
* ИКАО пользуется безупречной репутацией в области разработки международных авиационных Стандартов, которые в значительной мере способствуют унификации методов эксплуатации гражданских воздушных судов во всем мире.
ИКАО имеет централизованную ступенчатую с разделением полномочий структуру принятия решений. Система приводит к увеличению времени между определением проблемы и её решением.
Стратегические (первоочередные) задачи ИКАО в области авиационной безопасности:
(Стратегическая задача N 1. — Всеобъемлющий досмотр зарегистрированного багажа .
(Стратегическая задача N 2. — Разработка мер безопасности для обеспечения того, чтобы только разрешенный багаж проносился на борт ВС.
(Стратегическая задача N 3. — Улучшение досмотра пассажиров и ручной клади.
Усиление контроля, за перевозкой электронных устройств с батарейным питанием — основной элемент применяемых в аэропортах мер по обеспечению авиационной безопасности и нуждается в постоянном рассмотрении и улучшении.
(Стратегическая задача N 4. — Разработка мер безопасности в отношении груза, почты, бортпитания, курьерских и срочных отправлений.
(Стратегическая задача N 5. — Улучшение контроля, за доступом в аэропорты (жесткий, постоянный контроль).