X-PDF

Международные отношения в 80-е годы и перестройка в Советском Союзе

Поделиться статьей

Мир вступал в восьмое десятилетие XX в. в обстановке, значи­тельно отличающейся от той, которая была десять лет назад, в конце 60-х – начале 70-х годов.

Подписав ряд важных договоров и соглашений по ядерной про­блеме в 60-е и 70-е годы и приняв важные решения, в том числе о прекращении войны во Вьетнаме, США в 80-е годы изменили внешнеполитическую линию, что вызвало рост напряженности в мире. На развитии международных отношений отрицательно ска­зался ввод советских вооруженных сил в Афганистан в декабре 1979 г. Представляется, что решение о введении советских войск в Афганистан было не продуманным. Несмотря на происходящие в это время события в Афганистане, вряд ли было целесообразно вродить туда войска.

К сожалению, при выводе советских войск из Афганистана были допущены просчеты, что сказалось на последующих трагических событиях в стране и отразилось на советско-афганских отношениях.

Охлаждение между СССР и США, начавшееся на рубеже 70-х и 80-х годов, отразилось и на общем состоянии международных отношений. Постепенно все, что было достигнуто положительно­го, отходило на задний план. Наметившееся решение ряда вопро­сов, связанных с проблемами разоружения и с урегулированием ряда конфликтов, не состоялось.

В 80-е годы гонка вооружений продолжала нарастать, что со­здавало большую угрозу для человечества. Нельзя было допустить, чтобы этот процесс подошел к черте, за которой стало бы невоз­можно остановить его с помощью соглашения и поставить под строгий контроль. Ведь тогда он мог стать неуправляемым. Поэто­му в 80-е годы главной проблемой международных отношений оставалось прекращение гонки вооружений, особенно и в первую очередь ядерных. Но поскольку американская администрация стре­милась любыми путями добиться военного превосходства над СССР, то, идя на то или иное соглашение, она тут же находи­ла новые пути к наращиванию вооружений. В традиционном послании конгрессу в январе 1980 г. президент США Дж. Картер писал, что Соединенные Штаты должны заплатить любую цену, какая только потребуется, чтобы оставаться самой могучей стра­ной в мире.

Историю международных отношений в 80-е годы можно раз­делить на два периода, примерно равных по времени. Главные внешнеполитические события этого времени развернулись вокруг американской программы «звездных войн».

Новый президент США Р. Рейган в марте 1983 г. провозгласил так называемую стратегическую оборонную инициативу (СОИ). Так стала известна долгосрочная программа США по использованию космического пространства в военных целях. Ее развертывание приняло угрожающий размах. Выходя на этот новый виток гонки вооружений, американские политики рассчитывали намного опе­редить здесь Советский Союз и игнорировали тот факт, что ис­пользование космоса в военных целях несет смертельную опас­ность не только какой-либо отдельной стране или региону, но и всему человечеству. По некоторым данным, Соединенные Штаты Америки в 70-е и 80-е годы истратили на осуществление косми­ческих военных программ до 50 млрд долларов. В Пентагоне пони­мали, что Советскому Союзу неминуемо придется заниматься этими же проблемами, чтобы прикрыть свою территорию от возможных ударов из космоса. США хотели не только обогнать СССР в воен­ных планах, но и вынудить его тратить огромные, непосильные средства и тем самым обескровить советскую экономику.

Некоторые советские предложения 80-х годов можно критико­вать за общие формулировки. Но даже и они, не говоря уже о тех, в которых выдвигались конкретные меры, свидетельствовали о поиске путей к достижению соглашений. СССР предлагал полно­стью запретить использование космического пространства в воен­ных целях, заключить под строгим контролем соглашение о невы­воде на орбиту объектов с ядерным оружием.

Он выступал за использование космоса исключительно в мир­ных целях. С 1962 г., когда СССР начал космические научные иссле­дования, по октябрь 1985 г. было запущено 1687 спутников, кото­рые принесли народному хозяйству конкретные результаты. После 1985 г. состоялся ряд встреч между представителямиСССРи США, в том числе и на самом высоком уровне.

В целях достижения соглашений о предотвращении использо­вания космоса в военных целях советское правительство осенью 1981 г. внесло на XXXVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН пред­ложение заключить международный договор, который запретил бы размещение в космическом пространстве какого бы то ни было оружия.

В 1983 г. было внесено два других очень важных предложения. Первое, сделанное в январе членами Варшавского договора, было о том, чтобы между государствами – членами ОВД и членами НАТО было заключено соглашение о неприменении первыми во­енной силы против морских, воздушных и космических кораблей обеих сторон. «Это обязательство распространялось бы на терри­тории всех государств – участников Договора, а также на их во­енный и гражданский персонал, морские, воздушные и косми­ческие корабли и другие принадлежащие им объекты, где бы они ни находились». Второе предложение СССР внес в августе на XXXVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Это был проект но­вого Договора о запрещении применения силы в космическом про­странстве и из космоса в отношении Земли. Предлагалось, чтобы государства взяли на себя обязательство не «прибегать к примене­нию силы и угрозе ее применения в космическом и воздушном пространствах и на Земле с использованием для этого космичес­ких объектов, находящихся на орбитах вокруг Земли, на небесных телах или размещенных в космическом пространстве каким-либо иным образом, в качестве средств поражения».

В 1984 г. советское правительство выступило с новой инициати­вой. Правительству США предлагалось «начать на уровне специ­ально назначенных делегаций советско-американские переговоры по предотвращению милитаризации космического пространства. В рамках этих переговоров должен быть решен и вопрос о взаим­ном полном отказе от противоспутниковых систем». США отнес­лись к советскому предложению негативно. В Вашингтоне искали и использовали любые предлоги для недопущения соглашения с СССР. Именно в эти годы США принимали меры к расширению производства и модернизации оружия первого удара в виде МБР, «MX», «Трайдент-2», крылатых ракет, «Першинг-2» и др. СССР и единолично и совместно с другими государствами обращался в Организацию Объединенных Наций и непосредственно к партне­рам по переговорам, прежде всего к Соединенным Штатам Аме­рики, с предложениями, как общими, так и конкретными, по обузданию гонки вооружений, по запрещению использования ядер­ного оружия вообще и в космическом пространстве в особенности. США в ответ первыми расширяли границы действия современных вооружений вплоть до космоса, первыми испытывали новые виды оружия массового уничтожения. Они вели против СССР борьбу повсюду, где в той или иной мере проявлялись интересы нашего государства. Рейган добился отмены конгрессом поправки Кларка, которая не позволяла США оказывать помощь антикоммунисти­ческим силам, прежде всего в Анголе, Центральной Африке и Камбодже. Широко поддерживались моджахеды, воевавшие про­тив советского контингента в Афганистане. Америка не оставила без своего внимания Эфиопию и Никарагуа.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.26%
НЕТ
40.74%
Проголосовало: 1129

Рейган не принимал советских предложений по проблемам разоружения, уменьшению напряженности и налаживанию советско-американских отношений.

Быстро наращивались американские вооружения. У США по­явились новые типы самолетов, ракет «MX», новые межконти­нентальные ракеты наземного базирования. И наконец, началось развертывание ракет средней дальности в Европе. Официально было объявлено, что эта акция является противодействием новым со­ветским ракетам СС-20. Рейган предложил так называемый «нуле­вой вариант». Он состоял в том, что Америка не будет размещать в Европе ракеты средней дальности, если ракеты СС-20 будут де­монтированы. Соединенные Штаты нарушили договоренность и отошли от установленных Договором ОСВ-2 лимитов, введя в строй 131 стратегический бомбардировщик, оснащенный крылатыми ракетами.

И все же во второй половине 80-х годов начали постепенно проявляться те процессы, которые полностью раскрылись в 90-е годы. И в СССР и в США все больше осознавали опасность взаим­ного уничтожения в случае военного конфликта и необходимость договариваться.

Последующие события привели к значительным изменениям в мире. Стали ощущаться некоторые просчеты внешней политики СССР и в отношении Запада и в отношении Востока, выражавшиеся в жестких ответных реакциях, а также неоправданность ряда его дей­ствий в «третьем мире». В Афганистане Советскому Союзу пришлось испытывать трудности, похожие на трудности США во Вьетнаме.

Летом 1985 г. Советский Союз, чтобы вывести международные процессы из тупика, в одностороннем порядке приостановил все ядерные взрывы и заявил о согласии немедленно возобновить пе­реговоры о полном прекращении ядерных испытаний. В том же году советское правительство подтвердило положение о введении моратория на испытания противоспутникового оружия.

С января 1986 г.СССР продлил срок одностороннего морато­рия на ядерные взрывы, хотя США продолжали испытания ядер­ного оружия. Инициативы Советского Союза и шаги, сделанные навстречу партнерам по переговорам как в области ограничения ядерных вооружений, так и по другим международным пробле­мам, можно было только приветствовать. Однако у советских лю­дей вызывала тревогу возможность того, что те или иные соглаше­ния или действия дадут преимущества США и их партнерам и принесут ущерб нашему государству.

Еще в Рейкьявике на встрече М. С. Горбачева и Р. Рейгана, как отмечал позднее сам Горбачев, главным препятствием к достиже­нию договоренностей по ряду важных вопросов, касающихся ра­зоружения, стала американская позиция в отношении Договора по ПРО. Вывод состоял в том, что «Соединенные Штаты не гото­вы расстаться с надеждой прорваться к военному превосходству».

С конца 1988 г. в СССР начался период одностороннего сокра­щения вооруженных сил. Был уменьшен количественный состав армии. Ликвидировалась техника. В армии началась реорганизация. Значительная часть советских войск была выведена из Монголии. Расчеты на то, что США и Запад последуют советскому примеру, не оправдались. Тем не менее события развивались в прежнем на­правлении. Рухнула берлинская стена, с согласия Москвы два гер­манских государства были объединены. Затем перестал существо­вать Варшавский пакт.

«Холодная война» закончилась в том плане, как мы ее пони­мали. Однако США и их партнеры перевели ее в другие сферы. Поэтому говорить о том, что она закончилась полностью, еще рано.

Многие авторы считают, что Советский Союз проиграл «хо­лодную войну» по объективным причинам. Конечно, в этом есть большая доля истины, но представляется, что немаловажными были и причины субъективные. На Западе развернулись дебаты: была ли действительно «холодная война», или ее выдумали и раздули в политических интересах? Обсуждается также вопрос, представлял ли вообще Советский Союз угрозу для Запада, о чем писали и говорили долгие годы в странах НАТО.

Несмотря на огромные арсеналы, гонка вооружений продол­жалась, и надо было остановить ее и принять какие-то совместные решения о сокращении накопленного оружия, особенно ядерного. Главная роль в этом принадлежала СССР и США, но нельзя забы­вать о том, что ядерное оружие и ракеты имеются не только у них, но и у других стран Запада и Востока.

Так же как весной 1955 г., спустя 30 лет, в январе 1986г., Советский Союз внес конкретное предложение о полной и повсе­местной ликвидации ядерного оружия, при достижении догово­ренности и запрете на создание ударных космических вооружений. Советская программа предлагала решить все проблемы в течение 15 лет в три этапа. В 1986 г., как и в 1955-м, советские предложения были отвергнуты Западом.

Начавшаяся «перестройка» не дала положительных результа­тов в международных делах. К концу 80-х годов положение Совет­ского Союза в Европе и в мире в целом становилось все хуже и хуже. Происходило это как по объективным, так и по субъектив­ным причинам.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.26%
НЕТ
40.74%
Проголосовало: 1129

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет