Все архаические представления нашли свое отражение в мифах, они были первыми законченными творениями культуры.
Архаическая, или, точнее, мифологическая картина мира сменилась затем такой же глобальной религиозной, а она, в свою очередь, уступила место научной картине мира.
Восстановить сейчас мифологическую картину мира в ее полноте и достоверности не представляется возможным. Настоящего древнего мифа сейчас не существует. Все, чем мы располагаем сейчас, возникло намного позже.
Миф начинают изучать с XYIII в. и его изучение не закончилось до сих пор. Взгляды на миф за это время претерпели существенные изменения. От оценки мифа «как невежественной выдумки, связанной с детским состоянием мышления первобытного человечества», так считали философы-просветители, до современной позиции постмодернистов, которые видят в мифе особую разновидность коммуникативного акта.
Рассмотрим особенности архаического мифа.
Во-первых, архаический миф первоначально не был словесным жанром. Древний миф не рассказывался, он совершался действием, изображался в действии. Изначально миф существовал только как ритуал, и лишь затем родилась его вторичная словесная форма. Настоящим мифом был русский хоровод, прославляющий солнце.
Во-вторых, миф возникает из особенностей архаического мышления. Напомним, что это мышление ассоциативное, в котором объекты связываются друг с другом не на основе логического сравнения, а по принципу подобия. Цепочка ассоциаций могла быть бесконечной и логически необъяснимой.
Даже когда возникла словесная форма мифа, она не стала повествованием, рассказом о чем-либо. В мифе никогда не предполагалось наличие сюжета, последовательной цепи событий, которые и составляют собственно нить повествования.
В нем всегда речь идет только об одном образе, который может принимать разные формы, обличья, непохожие одно на другое. Если миф творил акт рождения, то в нем появлялось солнце, красный цвет, смех, круг, длинные волосы и т.д. Все эти символы имели один и тот же смысл. Древний миф — это настоящая загадка, когда говорится одно, а подразумевается совсем другое. Миф обладает энигматической логикой (энигма (лат.) – загадка).
Современному человеку его очень сложно понять. Когда же круговая нить мифа вытягивается в линию с целью построить последовательность образов, то наиболее возможный результат в этом случае — абсурд.
На самом деле мифологическая картина мира имела другой код. И этот код — образного, правополушарного, ассоциативного мышления, о чем уже шла речь. Настоящие мифы исчезают с возникновением эпоса, фольклора (легенд, сказок), литературы.
В-третьих, древние мифы выполняли функцию знаний о мире. Какими бы абсурдными, с нашей точки зрения, они не являлись, но это были единственные знания архаического человека о себе и о мире в целом.
По мнению Б.Малиновского, функция мифа состояла в том, чтобы конструировать или освящать социальный порядок, кодифицировать обряды, моральные нормы, социальную структуру общества.
Сравним мифологический тип знания с научными знаниями (табл. 1).
Таблица 1
Мифологические знания | Научные знания |
1.Мифологические знания построены на ассоциациях, рождающих образы | 1.Научное знание построено на логических умозаключениях |
2.Миф все принимает на веру, на слово | 2.Научное знание проверяется опытным путем |
3.Мифы синкретичны. В них отсутствуют устойчивые формы вещей, все взаимопревращаемо. Люди могут превращаться в животных, в растения, в камни | 3.Наука построена на строгой систематизации и классификации |
4.В мифах возможно множество интерпретаций одного и того же смысла | 4.В науке существует единственная интерпретация смысла на основе закона |
В мифах мы находим сведения о происхождении мира и возникновении первого человека, смене времен года и об устройстве человеческого сообщества. Отсюда и классификация мифов.
1. Мифы космогонические, или, иначе, мифы о творении мира. Обычно к мифам космогоническим относят и мифы, рассказывающие о разрушении мира, к примеру, миф о потопе.
2. Мифы о культурных героях, или о первопредках.
3. Мифы календарные, или плодородные — об умирающей и воскресающей природе, зачастую персонифицированной в каком-либо образе.
4. Мифы поучительные, регламентирующие жизнь племени, предписывающие правила поведения, традиции и обычаи.
Рассмотрим имеющие наибольшее значение космогонические мифы. Космогоническая схема в большинстве мифов строится на бинарных оппозициях: Земли — Неба, верха — низа, надземного — подземного мира. Центральной идеей этих мифов является архетип творения, создания порядка из хаоса и обустройства мира. Эсхатологические мифы — миф о потопе, пожаре, землетрясении также относятся к мифам творения, только со знаком минус, которые повествуют о временной победе хаоса над творением.
Для архаического сознания все, что происходит «сейчас», есть результат развертывания из хаоса космоса, и архаический человек остро чувствовал свою кровную принадлежность к началу времен, к моменту оформления мира.
Приведем в качестве примера некоторые космогонические мифы.
Китайский космогонический миф. Миф о Пань-гу
Согласно преданиям, в то время, когда еще земля и небо не отделились друг от друга, Вселенная представляла сплошной хаос и по форме напоминала огромное куриное яйцо.
В нем зародился первопредок Пань-гу. Он вырос и, тяжело дыша, заснул в этом огромном яйце. Прошло восемнадцать тысяч лет, прежде чем он вдруг проснулся. Приоткрыл глаза, но ничего не увидел: вокруг него был сплошной мрак, и сердце его наполнилось тоской. Не зная, как выбраться из этого яйца, Пань-гу схватил невесть откуда взявшийся огромный топор и с силой ударил им мрак перед собой. Раздался оглушительный грохот, какой бывает, когда трещат горы, и огромное яйцо раскололось.
Все легкое и чистое тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное опустилось вниз и образовало землю. Так и возникла Вселенная.
Миф о сотворении мира из индийской Ригведы. До возникновения Вселенной жили некие существа, которые назывались асурами — добрые асуры (Данавы) и злые асуры (Вритру). И в то же время жили в одном жилище муж и жена — Небо и Земля, родился у них сын Индра. Младенец родился чудесным образом из бока матери. Индра выпил принесенную ему орлом чащу с сомой, после чего стал расти так быстро, что разорвал единство своих родителей и их жилище. И разлетелись Земля и Небо в разные стороны. Асуры добра (Данавы) обратились к Индре с просьбой: сразиться с силами зла (Вритру). В борьбе Индра победил силы зла, на месте их гибели возникли горы, а с ними воды и Солнце, и все что необходимо для сотворения мира. Затем Индра и другие боги (Солнце, Небо, Земля) собрались вместе и отпраздновали сотворение мира, учредив обряд жертвоприношения.
В данном мифе о сотворении мира, вероятно, достаточно полно сохранился набор символов — Небо, Земля, Солнце, рождение, борьба, но для современного человека совершенно утерян в представленной сюжетной линии истинный смысл взаимоотношений между образами.
Нечто среднее представляют собой календарные мифы, в которых временная смерть природы — смена лета — зимою говорит о временном умирании и затем о творении заново — воскресении природы.
Более подробно разберем мифы о так называемых культурных героях, или о первопредках. К этому направлению относят и тотемные мифы.
Тотем — животное, являющееся прародителем рода, племени. Напомним, что восприятие мира как неразделимого целого привело к появлению образа первопредка — животного. Деятельность тотемных предков предшествует и образам богов и образу культурного героя. Связь с тотемными предками объясняет звериные имена и черты многих культурных героев (Ворон, Норка, Койот, Заяц у индейцев Северной Америки. Хамелеон, Паук, Скарабей у многих народов Африки.) (рис. 5).
Очень часто образ героя связан с культурными деяниями — добыванием огня, света, введением обрядов и правил, созданием орудий труда. Культурный герой оказывается благодетелем человечества, он заботится об устройстве мира (Осирис в египетской, Гильгамеш в шумеро-аккадской мифологии). Вершиной на этом пути является образ Прометея, не только давшего людям огонь, но и страдающего за людей от мести Зевса.
Другой важнейший мотив мифов о первопредках — это посвятительные испытания, связанные с инициацией.
Об инициации мы уже упоминали, излагая проблему магического мировосприятия.
Инициация — один из важнейших ритуалов, которому подвергались подростки племени с целью принятия их в полноправные члены первобытного коллектива. Инициация предполагала временную и пространственную изоляцию от племени. Чаще всего она проводилась вне поселения, к примеру, в лесу. Лес противопоставлялся дому как внешний, чужой мир — внутреннему, обжитому. Кроме того, инициация основывалась на жестких испытаниях (загадки в сказках) и предполагала контакты с хтоническим миром и его магической силой через символическую смерть и новое рождение.
Отечественный исследователь В. Я. Пропп считал, что волшебная сказка когда-то выполняла функцию объяснительного мифа к обряду инициации..
Всем еще с детства известны такие персонажи волшебных сказок, как Иван-царевич, Баба Яга, Кащей Бессмертный, каждый из них занимал свое место в древнем ритуале. Избушка на курьих ножках с Бабой Ягой служила пограничной заставой между миром живых и миром хтоническим. Этим миром предков выступало «тридевятое царство-тридесятое государство» с хрустальными дворцами, молодильными яблочками, живой и мертвой водой. Кащей Бессмертный олицетворял мир магической силы и демонических предков, а Иван-царевич был прообразом царя, вождя, властелина племени или первопредка.
Волшебная сказка знает два типажа героя: высокий — Иван-царевич и низкий, пассивный тип героя — Иванушка-дурачок, Емеля на печи, младший сын в семье, сирота, падчерица (Золушка). Эта пассивность, негероичность — нарочитая, игровая, герой как бы прикрыт до поры до времени. Он начинает обнаруживать свою героическую сущность только проходя ряд испытаний, предшествующих заключению брака.
Итак, основные подвиги культурных героев сводятся к добыванию культурных благ, т. е. к устройству человеческого мира, защите созданного Космоса от сил хаоса и к защите племени от иноплеменников.
Таким образом, соединяются два процесса: космическое упорядочивание и упорядочивание человеческой жизни.
Возвращаясь к классификации мифов, упомянем о третьем направлении — поучительных мифах, регулирующих отношения между членами племени, опираясь на обычаи и традиции (испокон веку). Обычно эти мифы вырабатывали нормы и стереотипы коллективного поведения, жестко регламентировали жизнь и, вероятнее всего, выполняли функцию обычного права. Мифологические представления относят к коллективным представлениям. В первобытном коллективе нет индивидуального опыта освоения мира, а только родовой, коллективный опыт, который приобретается не через действия, а путем доверия слову. Через внушение и беспрестанный повтор мифологических образов рождалась коллективная родовая память. Этнографы, проводившие полевые исследования, отмечали, что большую часть продуктивного времени племя тратит на заучивание мифов.
Мы рассмотрели особенности мифов и мифологической картины мира в архаическом обществе. В заключение следует подчеркнуть, что мифы излагали картину устройства Вселенной и социума, но не обращались к внутреннему миру человека.